kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока по теме "Ветер"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предлагаемый урок по теме «Ветер» спланирован в технологии критического мышления.
Цель технологии – научить такой работе с текстом, в процессе которой информация имеющаяся в тексте, понималась, осмыслялась, сопрягалась с собственным опытом – и, в конце концов, на ее основе формировалось бы собственное аналитическое суждение.
В структуре урока технологии критического мышления выделяется три стадии: стадия вызова, стадия осмысления, стадия рефлексии.
На стадии вызова из памяти учеников «вызываются», актуализируются имеющиеся знания и представления об изучаемом. Поскольку при этом сочетается индивидуальная работа и работа в парах, роль учеников в образовательном процессе активизируется, формируется личный интерес.
На стадии осмысления учащийся вступает в контакт с новой информацией, происходит её систематизация. Ученик получает возможность задуматься о природе изучаемого объекта, учится формулировать вопросы по мере соотнесения старой и новой информации. Происходит формирование собственной позиции.
На стадии рефлексии (размышления) учащиеся закрепляют новые знания и активно перестраивают собственные первичные представления с тем, чтобы включить в них новые понятия. Анализ собственных мыслительных операций составляет сердцевину данного этапа.
Урок то теме: «Ветер» представляет интерес не только для учителей, работающих в технологии критического мышления; может быть использован и в классах, где не применяется данная технология.
Следуя инструкциям учителя, учащиеся заполняют таблицу «Знаю-хочу узнать-узнал», а также составляют кластер, восстанавливают перепутанную логическую цепочку. Предлагаемые методические приемы определены с учетом возрастных особенностей учащихся и слабым владением данной технологии.
____________________________________________
Разработка урока по теме «Ветер». География, 6 кл. Технология критического мышления.
Предмет: География
Класс: 6 класс
Тема: «Ветер»
Технология: критического мышления
 
Цели:
1) образовательные:
• формирование представлений об образовании ветра и причинах его возникновения;
• ознакомление с видами ветров и графическим изображением наблюдений за направлением ветра;
2) развивающие:
• развивать критическое мышление, коммуникативные умения и речь в логике поставленных вопросов;
3) воспитательные:
• обучение учащихся самостоятельности при получении знаний, выработке своего мнения;
• обучение рефлексии учебной деятельности.
 
Оборудование:
• флюгер;
• анемометр
• ;
• раздаточный материал;
• учебник «Начальный курс географии» 6 кл.
 
Ход урока
 
I. Организационный момент Методические рекомендации
Доброе утро, ребята! Сегодня у меня отличное настроение, я рада встрече с вами.
А какое настроение у вас, ребята? Покажите тот символ, который соответствует вашему настроению. Данный прием позволяет учителю оценить эмоциональное состояние учащихся в начале урока.
II. Стадия вызова 
Сегодня мы продолжим знакомство с явлениями атмосферы. Интересуетесь ли вы прогнозом погоды? 
Классу демонстрируется слайд с прогнозом погоды на предстоящие дни, на котором изображены температура и атмосферное явление. Звучит запись Шум ветра Вопросы классу:
• Какие элементы погоды и почему в такой последовательности отражены в прогнозе?
•  Что напоминает звук из записи? Какого явления не достает?
Ветер – это и будет тема урока. С ветром вы встречаетесь в повседневной жизни, имеете личный опыт, значит, сможете выполнить следующую работу. 
Заполнение таблицы.
Лист №1
знаю хочу узнать узнал
- движение
- сила
- скорость
- направление   
Задание:
Впишите в первую колонку все, что знаете о ветре, используя только ключевые слова. Потом обменяйтесь информацией в парах, дополните или отбросьте лишнее.
Коллективное обсуждение завершилось, сверимся с информацией на слайдах.
Вторую колонку учащиеся заполняют каждый самостоятельно. Данный методический прием технологии критического мышления возрастных особенностей учащихся. Цель использования приема на стадии вызова – это актуализация знаний, определение ключевых понятий, необходимых для усвоения нового материала, расширения и систематизации знаний по изучаемому вопросу.
Несколько учащихся называют что они вписали. Вписанные вопросы и будут планом урока.
Задание классу:
На основе содержания колонки (хочу узнать) сформулируйте цели нашего урока:
1. Выявить причины возникновения ветра.
2. Узнать от чего зависит сила, скорость, направление ветра.
3. Выяснить, как ведут наблюдения за ветром и обрабатывают результаты.
  Данный методический прием позволил подвести учащихся к формулировке цели урока. Названные цели полно и всесторонне отобразили содержание урока. Прием демонстрации с помощью мультимедийной презентации и использование раздаточного материала (лист №1) позволил рационально распределить время этапа и урока в целом.
III. Стадия осмысления 
Тема нашего урока: «Ветер». Попытаемся сформулировать определение ветра.
Ветер – это движение воздуха в горизонтальном направлении.
  
Выделим ключевое слово и признаки.
Вопросы классу:
Какие причины могут вызвать это движение? Данный прием позволяет осознанно запомнить понятия.
Опираясь на жизненный опыт, слайды, учащиеся делают вывод:
- разная подстилающая поверхность (суша и море нагреваются по-разному);
- над сушей и морем разная температура;
- разное давление;
- из-за разницы в давлении возникает движение воздуха (ветер).
Рассмотрели образование ветра днем.
Задание классу:
Смоделируйте ситуацию, откуда и куда, а также почему дует ветер ночью?
Формируем понятие бриз (дневной, ночной).
Можно ли в условиях класса смоделировать ветер и как это сделать? 
Опыт с воздушными шариками.
Учащиеся надувают шары, затем плавно выпускают из них воздух и поясняют, что из за разности в давлении возник ветер. Шар, который больше надут, воздух из него выходит с большей скоростью. Объясняют большей разницей в атмосферном давлении.
Наиболее важные вопросы темы фиксируем, строя логическую опору. Данный эксперимент позволил учащимся проверить зависимость направления ветра от атмосферного давления.
 
 
Мы рассмотрели причины образования ветра. Отмечаем их на логической опоре:
  Прием кластера, целью которого является систематизация материала по степени его значимости в логической последовательности с учетом причинно-следственных связей. Учитывая первое знакомство учащихся с данным приемом, возрастные особенности учащихся, используется поэтапная работа с кластером.
В жизни мы встречаемся не с таким ветром, как моделировали. 
Прослушайте отрывки из литературных произведений и ответьте на вопрос:
«О какой характеристике ветра идет речь?».
Тиха украинская ночь.
Прозрачно небо. Звезды блещут.
Своей дремоты превозмочь
Не хочет воздух. Чуть трепещут
Сребристых тополей листы.
А.С. Пушкин
Сегодня старый ясень сам не свой, -
Как будто страшный сон его тревожит.
Ветвями машет, шевелит листвой,
А почему, - никто сказать не может.
С.Я.Маршак
- Сила, скорость ветра. Применение отрывков из литературных произведений – активное средство для развития мышления учащихся.
Знакомимся с силой и скоростью ветра, местными признаками их определения, используя форзац учебника.
Формулировка вывода.
Скорость и сила ветра зависит от разницы в атмосферном давлении.
Знакомство с флюгером и анемометром.
Нанесение на графическую опору, характеристик ветра, видов ветра. 
 
 
 
 На листе №3 представлены результаты наблюдений за направлением ветра в г. Ноябрьске (январь 2007 г.).
По этим данным учимся строить графическое изображение (розу ветров).
Работа с розой ветров.
1. Какой вывод можно сделать по графическому изображению?
2. Для каких целей нужно знать розу ветров? На данном этапе урока продолжилось формирование технологической компетентности. Дети с графиками не знакомы (на этом уроке получают только первоначальное представление), поэтому работа была организована по инструкциям.
Задание по слайду: на определение правильности размещения жилых кварталов. Прием мультимедийной презентации позволил сэкономить время.
Говоря об использовании силы, скорости ветра, учащиеся подходят к выводу, что
ветер может быть разрушителем и созидателем. 
IV. Стадия рефлексия. 
1. В листе №1 заполняется третья колонка (узнал). Данный прием на стадии рефлексии позволяет учащимся систематизировать новые понятия, а учителю корректировать свою деятельность.
1. Восстановление перепутанной логической цепочки.
 
 
 
 
 
Правильный ответ: 2 – 1 - 4 – 3 – 5. Прием «перепутанная логическая цепочка», целью которого является определение степени понимания учащимися логики изучаемых природных явлений через установление причинно-следственных связей, использовался на стадии рефлексии.
 
V. Домашнее задание.
§39, с.120, в. 3,4
по выбору:
• Написать эссе на тему: «Что было бы на Земле, если бы не стало ветра?»;
• Подготовить сообщение о видах ветра. При подаче домашнего задания проведена дифференциация с учетом интереса учащихся. На дом предложена работа в форме эссе, что является методическим приемом технологии критического мышления.
На этом наш урок подходит к завершению. Мне хотелось бы узнать, а какое настроение у вас сейчас? Благодарю вас, ребята, за работу. При завершении урока учитель интересуется эмоциональным состоянием учащихся.
 

Приложения
Лист 1
Дата:
Тема:
знаю хотел узнать узнал
 
    
 
Лист 2
 
 
Лист 3
 
Задание: построить розу ветров.
Направление ветра С С-З С-В Ю Ю-З Ю-В З В Без ветра
Количество дней 3 1 4 8 4 4 5 2 -
 
 
 

 

 
 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по теме "Ветер" »



Предлагаемый урок по теме «Ветер» спланирован в технологии критического мышления.

Цель технологии – научить такой работе с текстом, в процессе которой информация имеющаяся в тексте, понималась, осмыслялась, сопрягалась с собственным опытом – и, в конце концов, на ее основе формировалось бы собственное аналитическое суждение.

В структуре урока технологии критического мышления выделяется три стадии: стадия вызова, стадия осмысления, стадия рефлексии.

На стадии вызова из памяти учеников «вызываются», актуализируются имеющиеся знания и представления об изучаемом. Поскольку при этом сочетается индивидуальная работа и работа в парах, роль учеников в образовательном процессе активизируется, формируется личный интерес.

На стадии осмысления учащийся вступает в контакт с новой информацией, происходит её систематизация. Ученик получает возможность задуматься о природе изучаемого объекта, учится формулировать вопросы по мере соотнесения старой и новой информации. Происходит формирование собственной позиции.

На стадии рефлексии (размышления) учащиеся закрепляют новые знания и активно перестраивают собственные первичные представления с тем, чтобы включить в них новые понятия. Анализ собственных мыслительных операций составляет сердцевину данного этапа.

Урок то теме: «Ветер» представляет интерес не только для учителей, работающих в технологии критического мышления; может быть использован и в классах, где не применяется данная технология.

Следуя инструкциям учителя, учащиеся заполняют таблицу «Знаю-хочу узнать-узнал», а также составляют кластер, восстанавливают перепутанную логическую цепочку. Предлагаемые методические приемы определены с учетом возрастных особенностей учащихся и слабым владением данной технологии.

____________________________________________

Разработка урока по теме «Ветер». География, 6 кл. Технология критического мышления.

Предмет: География

Класс: 6 класс

Тема: «Ветер»

Технология: критического мышления

 

Цели:

1) образовательные:

  • формирование представлений об образовании ветра и причинах его возникновения;

  • ознакомление с видами ветров и графическим изображением наблюдений за направлением ветра;

2) развивающие:

  • развивать критическое мышление, коммуникативные умения и речь в логике поставленных вопросов;

3) воспитательные:

  • обучение учащихся самостоятельности при получении знаний, выработке своего мнения;

  • обучение рефлексии учебной деятельности.

 

Оборудование:

  • флюгер;

  • анемометр

  • ;

  • раздаточный материал;

  • учебник «Начальный курс географии» 6 кл.

 

Ход урока

 

I. Организационный момент

Методические рекомендации

Доброе утро, ребята! Сегодня у меня отличное настроение, я рада встрече с вами.

А какое настроение у вас, ребята? Покажите тот символ, который соответствует вашему настроению.

Данный прием позволяет учителю оценить эмоциональное состояние учащихся в начале урока.

II. Стадия вызова

 

Сегодня мы продолжим знакомство с явлениями атмосферы. Интересуетесь ли вы прогнозом погоды?

 

Классу демонстрируется слайд с прогнозом погоды на предстоящие дни, на котором изображены температура и атмосферное явление. Звучит запись Шум ветра

Вопросы классу:

  • Какие элементы погоды и почему в такой последовательности отражены в прогнозе?

  • Что напоминает звук из записи? Какого явления не достает?

Ветер – это и будет тема урока. С ветром вы встречаетесь в повседневной жизни, имеете личный опыт, значит, сможете выполнить следующую работу.

 

Заполнение таблицы.

Лист №1

знаю

хочу узнать

узнал

- движение

- сила

- скорость

- направление

 

 

Задание:

Впишите в первую колонку все, что знаете о ветре, используя только ключевые слова. Потом обменяйтесь информацией в парах, дополните или отбросьте лишнее.

Коллективное обсуждение завершилось, сверимся с информацией на слайдах.

Вторую колонку учащиеся заполняют каждый самостоятельно.

Данный методический прием технологии критического мышления возрастных особенностей учащихся. Цель использования приема на стадии вызова – это актуализация знаний, определение ключевых понятий, необходимых для усвоения нового материала, расширения и систематизации знаний по изучаемому вопросу.

Несколько учащихся называют что они вписали.

Вписанные вопросы и будут планом урока.

Задание классу:

На основе содержания колонки (хочу узнать) сформулируйте цели нашего урока:

  1. Выявить причины возникновения ветра.

  2. Узнать от чего зависит сила, скорость, направление ветра.

  3. Выяснить, как ведут наблюдения за ветром и обрабатывают результаты.

 

Данный методический прием позволил подвести учащихся к формулировке цели урока. Названные цели полно и всесторонне отобразили содержание урока. Прием демонстрации с помощью мультимедийной презентации и использование раздаточного материала (лист №1) позволил рационально распределить время этапа и урока в целом.

III. Стадия осмысления

 

Тема нашего урока: «Ветер». Попытаемся сформулировать определение ветра.

Ветер – это движение воздуха в горизонтальном направлении.

 

 

Выделим ключевое слово и признаки.

Вопросы классу:

Какие причины могут вызвать это движение?

Данный прием позволяет осознанно запомнить понятия.

Опираясь на жизненный опыт, слайды, учащиеся делают вывод:

- разная подстилающая поверхность (суша и море нагреваются по-разному);

- над сушей и морем разная температура;

- разное давление;

- из-за разницы в давлении возникает движение воздуха (ветер).

Рассмотрели образование ветра днем.

Задание классу:

Смоделируйте ситуацию, откуда и куда, а также почему дует ветер ночью?

Формируем понятие бриз (дневной, ночной).

Можно ли в условиях класса смоделировать ветер и как это сделать?

 

Опыт с воздушными шариками.

Учащиеся надувают шары, затем плавно выпускают из них воздух и поясняют, что из за разности в давлении возник ветер. Шар, который больше надут, воздух из него выходит с большей скоростью. Объясняют большей разницей в атмосферном давлении.

Наиболее важные вопросы темы фиксируем, строя логическую опору.

Данный эксперимент позволил учащимся проверить зависимость направления ветра от атмосферного давления.

 

Мы рассмотрели причины образования ветра. Отмечаем их на логической опоре:

Прием кластера, целью которого является систематизация материала по степени его значимости в логической последовательности с учетом причинно-следственных связей. Учитывая первое знакомство учащихся с данным приемом, возрастные особенности учащихся, используется поэтапная работа с кластером.

В жизни мы встречаемся не с таким ветром, как моделировали.

 

Прослушайте отрывки из литературных произведений и ответьте на вопрос:

«О какой характеристике ветра идет речь?».

Тиха украинская ночь.

Прозрачно небо. Звезды блещут.

Своей дремоты превозмочь

Не хочет воздух. Чуть трепещут

Сребристых тополей листы.

А.С. Пушкин

Сегодня старый ясень сам не свой, -

Как будто страшный сон его тревожит.

Ветвями машет, шевелит листвой,

А почему, - никто сказать не может.

С.Я.Маршак

- Сила, скорость ветра.

Применение отрывков из литературных произведений – активное средство для развития мышления учащихся.

Знакомимся с силой и скоростью ветра, местными признаками их определения, используя форзац учебника.

Формулировка вывода.

Скорость и сила ветра зависит от разницы в атмосферном давлении.

Знакомство с флюгером и анемометром.

Нанесение на графическую опору, характеристик ветра, видов ветра.

 

 

 


На листе №3 представлены результаты наблюдений за направлением ветра в г. Ноябрьске (январь 2007 г.).

По этим данным учимся строить графическое изображение (розу ветров).

Работа с розой ветров.

  1. Какой вывод можно сделать по графическому изображению?

  2. Для каких целей нужно знать розу ветров?

На данном этапе урока продолжилось формирование технологической компетентности. Дети с графиками не знакомы (на этом уроке получают только первоначальное представление), поэтому работа была организована по инструкциям.

Задание по слайду: на определение правильности размещения жилых кварталов.

Прием мультимедийной презентации позволил сэкономить время.

Говоря об использовании силы, скорости ветра, учащиеся подходят к выводу, что

ветер может быть разрушителем и созидателем.

 

IV. Стадия рефлексия.

 

1. В листе №1 заполняется третья колонка (узнал).

Данный прием на стадии рефлексии позволяет учащимся систематизировать новые понятия, а учителю корректировать свою деятельность.

  1. Восстановление перепутанной логической цепочки.

 

 

 

 

 

Правильный ответ: 2 – 1 - 4 – 3 – 5.

Прием «перепутанная логическая цепочка», целью которого является определение степени понимания учащимися логики изучаемых природных явлений через установление причинно-следственных связей, использовался на стадии рефлексии.

V. Домашнее задание.

§39, с.120, в. 3,4

по выбору:

  • Написать эссе на тему: «Что было бы на Земле, если бы не стало ветра?»;

  • Подготовить сообщение о видах ветра.

При подаче домашнего задания проведена дифференциация с учетом интереса учащихся. На дом предложена работа в форме эссе, что является методическим приемом технологии критического мышления.

На этом наш урок подходит к завершению. Мне хотелось бы узнать, а какое настроение у вас сейчас? Благодарю вас, ребята, за работу.

При завершении урока учитель интересуется эмоциональным состоянием учащихся.

 


Приложения

Лист 1

Дата:

Тема:

знаю

хотел узнать

узнал

 

 

 

 

 

Лист 2

 

Лист 3

 

Задание: построить розу ветров.

Направление ветра

С

С-З

С-В

Ю

Ю-З

Ю-В

З

В

Без ветра

Количество дней

3

1

4

8

4

4

5

2

-

 




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Разработка урока по теме "Ветер"

Автор: Аринов Серикбай Джолтаевич

Дата: 28.06.2014

Номер свидетельства: 108918

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(160) "разработка урока в соответствии с ФГОС "Деление десятичной дроби на натуральное число" "
    ["seo_title"] => string(93) "razrabotka-uroka-v-sootvietstvii-s-fgos-dielieniie-diesiatichnoi-drobi-na-natural-noie-chislo"
    ["file_id"] => string(6) "235835"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1443862318"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(79) "Разработка открытого урока на тему «Ветер»"
    ["seo_title"] => string(44) "razrabotka_otkrytogho_uroka_na_tiemu_vietier"
    ["file_id"] => string(6) "374046"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1482908152"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(199) "Методическая разработка урока литературы. Русская природа в поэзии А. С. Пушкина. (урок литературы в 6 классе) "
    ["seo_title"] => string(113) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-litieratury-russkaia-priroda-v-poezii-a-s-pushkina-urok-litieratury-v-6-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "137366"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417343279"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(55) "Конспект урока по теме: "Ветер""
    ["seo_title"] => string(28) "konspekt_uroka_po_teme_veter"
    ["file_id"] => string(6) "519037"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1567540800"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "Разработка урока по английскому языку для начальных классов "My face""
    ["seo_title"] => string(70) "razrabotka_uroka_po_angliiskomu_iazyku_dlia_nachalnykh_klassov_my_face"
    ["file_id"] => string(6) "485136"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1542016786"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства