Воспитывать дружелюбие и бережное отношение к друзьям.
Изобразительный ряд: рисунки с изображением портретов, фотографии, репродукции картин.
Литературный ряд: стихотворения, пословицы.
Оборудование для педагога: дидактический и наглядный материал.
Оборудование для учащихся: альбом, восковые мелки.
Ход занятия
1.Организационный этап
1. Проверить готовность детей к работе на занятии, отметить отсутствующих, выяснить причины отсутствия.
2. Создать положительный психологический настрой на учебную деятельность и активизировать внимание.
2. Введение в тему
Педагог:
- Ребята, сегодня на занятии вы познакомитесь с одним из жанров изобразительного искусства. А вот о чём пойдёт речь, поможет нам узнать стихотворение.
Если видишь, что с картины
Смотрит кто-нибудь на нас,
Или принц в плаще старинном,
Или в робе верхолаз,
Лётчик или балерина,
Или Колька, твой сосед,
Обязательно картина
Называется… (портрет).
Педагог:
- Перед вами портреты известных во всём мире художников. Давайте познакомимся с ними.
Дети рассматривают репродукции картин и делятся своими впечатлениями.
3. Основной этап:
1.Подача нового материала.
Педагог:
- Ребята, попробуйте объяснить, что такое «портрет» и кто такие художники-портретисты.
Ответы детей.
Педагог:
- Перед вами находятся фотографии ваших друзей. Чем отличается фотография от портрета?
Ответы детей. (Портрет написан художником с помощью красок, а фотографию делает техника).
Педагог:
- Художник изображает людей такими, какие они есть на самом деле: передаёт овал лица (круглое, овальное или заострённое, худое или полное); форму причёски и цвет волос; форму и цвет глаз, очертание губ и носа. Но это ещё не всё! Хороший художник-портретист обязательно старается «разгадать» характер человека, которого он рисует, его настроение.
Педагог:
- Сегодня на занятии мы будем рисовать своих друзей. Как вы понимаете пословицу: «Дерево сильно корнями, а человек - друзьями»?
Ответы детей. (Чем лучше развиты у дерева корни, чем их больше, тем дерево стоит крепче, лучше растёт. Если у человека много друзей или есть один надёжный друг, то ему есть на кого положиться в трудной жизненной ситуации.)
Педагог:
- Что такое дружба и чем она отличается от приятельских отношений? Какими качествами должен обладать настоящий друг? Чтобы разобраться в этих вопросах, послушайте маленький рассказ.
«Трое»
Т.М.Кириленко
Неуютный дождливый вечер. По пустынной дороге идут трое ребят. Идти им ещё далеко, а попутных машин нет. Все устали и задумались. Но вот показалась машина. Ребята обрадовались, бросились к ней, но…Там оказалось только одно свободное место. Как же быть? Это должна была подсказать ребятам дружба…На лице высокого, сильного парня спортивного вида явно читалось: «Меня, меня возьмите». О других он не думал. Среди них был невысокий, худенький, какой-то болезненный мальчик, но он просил шофёра: «Возьмите Сашу, он натёр ногу». Сашей звали третьего мальчика – самого, казалось, безучастного к тому, что происходило. А он думал в это время: «Или всем ехать, или всем идти! Машина уехала».
Педагог:
- Как бы поступили вы в этой ситуации?
(Обучающиеся осуждают рассказ, стараются ответить на поставленные вопросы.)
Педагог:
- Кто желает рассказать о своём друге? Опишите его, нарисуйте словесный портрет. (Рассказ обучающегося).
- Хороший портрет получился. Мы узнали о внешности друга, его особенностях, чертах характера. Всё, как в настоящем портрете.
Практическая работа
Педагог:
- А теперь я предлагаю вам нарисовать портрет своего друга. Давайте уточним, с чего начинают рисовать портрет?
Этапы построения портрета
Расположить лист вертикально.
Наметить простым карандашом положение и размер головы, линии плеч.
Голова похожа на овал, обозначить его.
Прорисовать шею.
Прорисовать волосы.
Наметить положение бровей, разрез глаз. Глаза у человека расположены примерно на средней линии лица, а лобная часть занимает по отношению к голове почти половину.
Наметить ширину носа, положение кончиков губ.
Выполнить работу в цвете (восковыми мелками).
Педагог: Прежде, чем вы приступите к работе, давайте немного разомнёмся.
Физкультминутка
К речке быстро мы спустились,
Наклонились и умылись.
Раз – согнулись, разогнулись,
Два – поднялись, потянулись,
Три – в ладоши три хлопка,
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – столы свои занять.
Педагог:
- Отдохнули? Теперь за работу.
Самостоятельная работа детей
Педагог:
- Прошу всех сесть и приступить к работе.
Во время самостоятельной работы педагог отвечает на вопросы и помогает обучающимся, корректируя их действия.
4. Контрольный этап
1.Выявить качество и уровень владения знаниями, их коррекция (вопросы и задания различной степени сложности)
Контрольный опрос:
Что такое портрет?
Каких художников-портретистов вы знаете?
О чём может рассказать портрет?
Как правильно работать восковыми мелками?
Хороший друг и хороший приятель – это одно и то же?
Можно ли обижаться на друзей? Послушайте, вот к чему может привести ссора:
Боря на заборе. Дима у плетня.
Боря с Димой в ссоре уже четыре дня.
Может, крикнет Боря, крикнет Диме: «Эй!»
А не крикнет, в ссоре будут много дней.
Может пять и больше, может, даже шесть…
Может, ещё дольше, что и дней не счесть.
Может, и не скоро кончится вражда?
Может, эта ссора даже навсегда!
Дмитрий и Борис у окошек сядут,
Глянут сверху вниз…
Спросит деда Борю любопытный внук:
«Где твой самый первый, самый верный друг?»
Что они ответят им на склоне лет?
Что друзей на свете не было и нет?
Это как же? Как же? Не было друзей?
Надо, и сейчас же, крикнуть другу: «Эй!»
«Эй!» - и помириться.
«Эй!» - навсегда.
«Эй!» - и не браниться с другом навсегда.
А.Ахундова
Педагог:
- Берегите свою дружбу! Цените своих друзей.
5. Итоговый этап
1.Анализ и оценка успеха достижения цели.
Выставка и анализ работ
Педагог:
- Вы меня сегодня очень порадовали. Сразу видно – на портретах лица друзей! Работы получились яркие, живые, весёлые!
2.Наметить перспективу следующей работы.
Педагог:
- На этом наше занятие закончено. Давайте дружно наведём порядок на рабочих местах.
Тема: «Мои любимые игрушки».
Цель: расширить знания обучающихся об окружающем мире, познакомить со способом последовательного изображения игрушек.
Задачи:
1) Развивать образное и пространственное мышление.
2) Вызвать интерес к использованию подручных материалов в работе.
3) Формировать навыки работы с восковыми мелками и подручными материалами.
4) Воспитывать чувство доброты и отзывчивости к окружающему миру, бережное отношение к вещам.
Оборудование:
для педагога – иллюстрации и фотографии с изображением игрушек;
для учащихся – альбом, восковые мелки, подручный материал.
Ход занятия
1.Организационный момент
Приветствие, выявление отсутствующих, проверка готовности обучающихся к занятию.
2. Основной этап
Беседа по теме занятия
- Ребята, у каждого из вас есть любимые игрушки, дорогие вам с самого раннего детства. Это куклы, мягкие игрушки и многое другое. Расскажите о своих любимых игрушках? Как они у вас появились? Почему вы любите с ними играть?
Ответы детей.
- Ребята, а как вы относитесь к своим игрушкам? Считаете ли вы их своими друзьями?
Ответы детей.
Физкультминутка
Упражнение «Поплыли дружно»
К речке быстро мы спустились,
Наклонились и умылись.
А теперь поплыли дружно.
Делать так руками нужно:
Вместе раз – это брасс.
Одной, другой – это кроль.
Вышли на берег –
И отправились домой.
3. Творческая практическая деятельность обучающихся
1. Практическая работа обучающихся.
Задание: выполнить рисунок любимой игрушки с натуры или по памяти с помощью восковых мелков.
Обучающиеся приступают к самостоятельной работе, во время которой педагог оказывает индивидуальную помощь.
4. Итог занятия.
1. Выставка работ обучающихся и их анализ.
2. Обобщение изученного материала.
Вопросы:
1)Чему учились на занятии?
2)Что нового узнали?
3)Понравились ли вам рисовать игрушки?
4)Какой рисунок вы считаете самым ярким и выразительным? Почему?