Автор: Задоенко Дарья Валерьевна, педагог дополнительного образования МБОУ ДОД ЦДОД Октябрьского района
Методическая разработка предназначена для детей 10-14 лет.
Тема:
«Портрет моей мамы».
Вид занятия: рисование по памяти.
Тема урока: Портрет моей мамы.
Цель:
Нарисовать портрет человека.
Задачи:
Образовательная:
1. Познакомить с видами портрета.
2.Дать представление о пропорциональном членении головы человека.
3. Закрепление навыков изображения головы человека, соблюдая пропорции.
Развивающая:
1. Развивать графические навыки (распределение светотени на поверхности форм).
2. Развить навыки работы живописными материалами.
3. Развивать творческое воображение, память умение анализировать пропорциональные отношения.
Воспитательная:
1. Содействовать воспитанию личности, приобщать учащихся к духовно-нравственным ценностям.
Оборудование:
Для учителя – наглядный материал, доска, методические пособия, ноутбук, гуашь, кисти, краски, бумага.
Для учащихся – бумага, карандаши, ластики, гуашь.
План:
I. Организационный момент.
II. Вступительная беседа.
III. Объяснение последовательности выполнения задания
1.Показ образцов
2.Показ последовательности выполнения рисунка
3. Показ последовательности выполнения портрета в цвете.
IV. Практическая работа
V. Анализ работы. Итог урока.
Ход урока:
I. Организационный момент.
Прозвенел звонок весёлый
Вы начать урок готовы?
Будем думать рассуждать
И красиво рисовать.
Здравствуйте, ребята! Сегодняшний урок рисования у вас проведу я, зовут меня Дарья Валерьевна. Нам на уроке сегодня будут нужны: лист А3, карандаш, ластик, гуашь, баночка с водой, палитра. Проверьте, всё ли у вас есть.
II. Вступительная беседа.
Какая тема сегодняшнего урока, вы попробуете отгадать сами. Послушаете внимательно загадку.
Когда художник, независимо от века,
Изобразил нам на картине человека,
То ту картину назовем, сомнений нет,
Конечно, не иначе как. (портрет)
Сегодня на уроке мы с вами будем рисовать портрет.
Кто из вас знает, что такое портрет?
(Ответы детей.)
Портрет – это жанр изобразительного искусства. Портретом называют картину с изображением человека или группы людей. В портретах художники стремятся не только передать внешнее сходство, но и характер человека.
Портрет, как правило, рисуется с натуры.
- Что может помочь художнику отобразить внутреннее состояние портретируемого?
(Движения, костюм, обстановка, в которой он находится).
- Кто-нибудь из вас видел портрет?
- Где вы его видели?
- А чей портрет вы видели?
- А какие портреты бывают?
Портреты бывают большими – монументальными (человек изображен выше своего роста). Они предназначены для больших помещений. А бывают миниатюрными, т.е. маленькие портреты. В портрете человек может быть изображён в полный рост, по грудь и по плечи.
Также портреты бывают одиночные и групповые. На одиночных портретах изображен один человек, а на групповых несколько.
Портреты имеют разное предназначение: парадными портретами украшают дворцы, залы, музеи. На них изображаются выдающиеся личности в красивых костюмах, в богатой обстановке. А ещё есть интимные портреты. В них больше передаётся не социальная значимость (статус) человека, а его внутренний мир и характер.
-Кто знает, как называется портрет, когда человек рисует сам себя?
-Если человек рисует сам себя, то такой портрет называется автопортрет.
В старину знатные люди заказывали портреты всех членов семьи и передавали их из поколения в поколение. Через портрет можно было познакомиться с прадедушками или мамой прабабушки. Таким образом, собирался целый архив семейных портретов.
Чей портрет мы будем рисовать, вы узнаете, послушав стихотворение.
Я маму люблю.
Мне мама приносит
Игрушки, конфеты,
Но маму люблю я
Совсем не за это.
Веселые песни
Она напевает,
Нам скучно вдвоем
Никогда не бывает.
Я ей открываю
Свои все секреты.
Но маму люблю я
Не только за это.
Люблю свою маму,
Скажу я вам прямо,
Ну просто за то,
Что она моя мама!
[Давыдова Л. Стихи о маме – см. ссылку в разделе библиографии интернет-источники]
III. Объяснения последовательности.
1. Показ образцов
Посмотрите - здесь изображена последовательность как рисовать начальный рисунок под живопись; показаны образцы формы частей лица; репродукции последовательности как начинать и заканчивать работу в цвете. Репродукции работ художников, которые рисовали портреты.
У каждого из вас есть мама, подумайте как вы хотели бы ее нарисовать.
Вы должны будете вспомнить форму лица, глаз, брови, нос, губы, волосы.
В портрете человека можно рисовать в анфас, в профиль и в три четверти.
Мы с вами будем рисовать в анфас.
2.Показ последовательности выполнения рисунка.
Лист бумаги расположим вертикально. Портрет должен занимать весь лист. Рисовать мы будем по плечи.
-Какую форму имеет голова человека?
Голова имеет овальную форму, вверху более расширенную, а внизу более суженную. Эта форма напоминает яйцо. Она правильная, одинаковая с правой и с левой стороны, т.е симметричная. Чтобы она получилась одинаковая с обеих сторон, мы должны нарисовать вертикальную линию посередине листа.
После того, как нарисуем вертикальную линию, рисуем овал. Он должен быть одинаковый с одной и другой стороны.
Мы можем это проверить с помощью карандаша.
Имейте в виду, что овал лица может быть разной формы: более круглым, приближенным к квадрату, треугольнику, ромбу, может быть более вытянутым.
Затем лицо делим на три равные части.
1 часть - это лоб, брови.
2 часть - это глаза, нос.
3 часть - это нос подбородок.
На верхней линии рисуем брови в виде дуги. Помним, что правая часть лица должна быть очень похожа на левую.
Ниже бровей рисуем глаза. Форма глаз состоит из дугообразных линий. Глаза равноудалены друг от друга, в идеале между ними можно нарисовать еще один глаз. В середине глаза рисуем радужку и зрачок. Глаза у людей по цвету бывают разными: голубые, карие, серые, зелёные. Вспомните внимательно глаза человека, которого вы будете рисовать. Определите их цвет размер и форму. Затем рисуем ресницы вверху они длинные, а в низу короткие.
Следующим мы будем рисовать нос. Нос располагается на середине лица. Начало носа – переносица идёт от бровей. Рисуется плавной дугообразной линией. Макушка носа закругляется. Сбоку макушки пририсовываем крылья носа, а в низу точками обозначаем ноздри.
Нам осталось нарисовать рот.
Рот находится ниже носа. Рисуется линия рта, сверху пририсовывается верхняя губа, она похожа на две дугообразные линии. Внизу рисуем нижнею губу, она имеет дугообразную линию. По размеру верхняя и нижняя губа могут быть не только одинаковыми, а могут быть одна тоньше другой или наоборот.
Удаляем вспомогательные вертикальные и горизонтальные линии.
По сторонам на уровне носа рисуем уши. В виде дуги.
Нам осталось нарисовать прическу.
Цвет волос у всех разный: русый, каштановый, рыжий, белый, чёрный.
Так же волосы бывают прямые, кудрявые. У мальчиков волосы короткие, а у девочек волосы могут быть разной длины, заплетены в косу, завязаны в хвостики.
При рисовании вы должны учитывать мимику лица. Как известно у человека бывает разное настроение. И прежде чем начать рисовать вы должны, определиться, какое настроение у вашей мамы.
3. Рисуем в цвете.
А теперь представим набросок портрета в цвете.
Начинать надо с больших отношений: цвет лица: оно бывает розовое. Бежевое. Темное коричневое или темное бежевое. Бывает сочетание цветов охристо-розовое. Желто-коричневое.
Затем надо написать прическу – цвет волос бывает разный: белокурый, темный, русый, черный. Рыжий.
Далее заполняем фон: пофантазируйте и придумайте любого цвета фон. Любой фактуры. Он может быть с узорами или сплошной, одного цвета.
После того, как мы заполнили цветом весь лист, мы приступаем к более подробному написанию лица - начинаем прорабатывать тени на лице, которые чуть темнее чем свет на лице. И ставим пятна на стенках носа, над глазами, где находятся веки, проходим на местах где скулы и на шее. Мы берем разные оттенки, похожие друг на друга. Чтобы работа получилась интересная по цвету.
Далее мы прорисовываем глаза: сначала пишем белок глаза, закладывая его белилами, далее ближе к краю глаза, пишем его чуть темнее добавляя в белила охру и чуть черной краски. Затем пишем радужку глаза, как говорилось ранее, она должна соответствовать цвету глаз вашей мамы, радужка будет не одного цвета, берем цвет чуть светлее и на краю с одной стороны пишем этим цветом, далее мы рисуем зрачок, берем черную красочку, в конце мы можем на радужке поставить блик.
Губы нам надо заполнить цветом таким как у вашей мамы, если ваша мама красит губы, то намешайте цвет помады, и знайте: верхняя губа будет всегда темнее,чем нижняя. Если же ваша мама не красит губы, тогда надо сделать натуральный цвет губ: берем алый, он, конечно, будет преобладать в этом оттенке, охру, немного белил.
Стенки носа мы уже с вами написали, осталось нарисовать ноздри: надо взять темно коричневый цвет и аккуратно нарисовать, если это будет необходимо. Волосы тоже не однородного цвета, поэтому добавляем разные оттенки.
В конце работы мы прописываем самые мелкие детали: ресницы, родинки, если они есть, украшения.
IV. Практическая работа.
Учитель:
1. Проследить, чтобы все дети приступили к работе.
2.Контроль за правильностью построения рисунка.
3.Индивидуальная помощь детям.
4.Поощрение детей Следить за построением рисунка и правильностью работы в цвете.
Ученик:
1. Построения рисунка карандашом.
2. Портрет в цвете.
V. Анализ рисунка. Итог урока.
Ребята, а теперь давайте рассмотрим, у кого какие получились работы.
Ребята наш урок подошел к концу посмотрите, какие красивые у нас получились портреты.
Обобщение по теме занятия.
Что нового вы узнали на уроке?
Какие средства выразительности своих произведений использовали старые мастера?
Что является важным условием живописи?
Заключительное слово учителя. Домашнее задание.
Сделать выразительные наброски и зарисовки различных предметов.
До свидания, ребята!