Интегрированный урок по литературному чтению и изобразительному искусству по теме "В.Осеева "Добрая хозяюшка". Портрет –жанр изобразительного искусства"
Цели урока: развивать устную речь учащихся, обогащая словарный запас; воспитывать дружелюбие, чувство ответственности перед друзьями.
Совершенствовать сознательное, беглое, правильное и выразительное чтение.
Учить определять идею произведения и характеризовать поступки героев. знакомство с творчеством художников-портретистов,рисование портрета друга. Способствовать развитию художественного вкуса учащихся, привитие детям чувства прекрасного
Оборудование: интерактивная доска, презентация к уроку, рисунки учащихся, видео
Методы: словесные: рассказ, беседа, использование иллюстраций и ИКТ;
частично-поисковый метод; игровой метод;
Ход урока
I.Организационный момент.
Эмоциональный настрой на урок
. Повернитесь друг к другу. прикоснитесь ладошками Сегодня такое чудесное солнышко на улице, оно заглянуло к нам в окошко и подарило каждому из нас по доброму лучику я хочу,чтобы вы друг другу подарили добрую улыбку
Я рада видеть вас и ваши добрые глаза. Думаю, что все будут очень хорошо работать сегодня на уроке
II.Цель урока
Сегодня мы с вами продолжим работу над рассказом В.Осеевой "Добрая хозяюшка",,поговорим о дружбе, подготовимся к уроку обобщения по разделу «Мои друзья, познакомимся с жанром портрет, будем учиться его рисовать.
III Проверка домашнего задания
Работа по вопросам сейчас мы с вами по плану -схеме попробуем воспроизвести события сказки
Кто был сначала у девочки? (У девочки был петушок) Какой он был ?
Почему она отдала петушка? (Понравилась курочка)
Что она сделала с петушком? (она отдала его соседке, а себе взяла курочку, она поменяла его на курочку)
Как девочка ухаживала за курочкой ? Прочтите.
Кто понравился девочке потом? Прочитайте.
Кого она взяла вместо курочки? (она взяла вместо курочки уточку)
Кого она взяла вместо курочки? (она взяла вместо курочки уточку-
На кого она променяла уточку? (она променяла уточку на щенка)
Что сделал щенок? (щенок убежал)
Почему щенок убежал? (потому что он не хотел с такой хозяйкой жить, потому что девочка не умеет дружить) Прочтите слова щенка.
С кем осталась девочка ?
Девочка осталась одна
Вспомним какое домашнее задание было задано ? (работа в группах)
1группа чтение по ролям
2 группа инсценирование сказки
Прежде, чем просмотреть как подготовилась 3 группа мы должны поработать в группах и выполнить задание
Вы должны будете выбрать слова, которые больше всего подходят к слову «дружба»
Подчеркните,слова (работа в группах)
Крепкая,сильная,хорошая, любимая,надежная, верная, отзывчивая, настоящая, заботливая,дружная,веселая,важная,нужная.
А как же думают наши дети ? беседа за круглым столом
3 группа я взяла интервью « Дети должны были ответить Каким должен быть настоящий друг ?»
4группа «Письмо хозяюшке»»
Так что же такое доброта ?
Доброта – отзывчивость, душевное расположение к окружающим, стремление делать добро.
Добрый – делающий добро другим, отзывчивый.
Вопрос: Почему же В.Осеева назвала свою сказку «Добрая хозяюшка»? Может быть это ошибка?
Конечно, В.Осеева нарочно назвала девочку доброй, чтобы заставить своих читателей задуматься над ее поступками.
Вывод: Зло оказывается в том, что девочка своих животных не любит, она ими -просто забавляется, а надоедят —бросит, отдаст соседям, обменяет. А они-то ее любят, искренне о ней заботятся. И это очень больно, когда на любовь отвечают безразличием, когда обманывают в дружбе. Это очень большое зло. Причинить его способен только недобрый, нехороший человек. В своих рассказах Осеева сопоставляет плохие поступки с хорошими делами. Она никого в них не осуждает, но даёт хорошую установку на добрые дела.
Вам жалко девочку ? Какой выход вы можете предложить ? Как вы думаете,если мы все с вами подарим ей друга или подругу научится она дружить ?
Объяснение учителя Портрет
Сегодня мы будем рисовать портрет. Портрет – жанр ИЗО, посвящённый изображению одного человека или группы людей. Главное в портрете – облик человека, его сходство с оригиналом. Кроме внешнего индивидуального сходства, художники стремятся передать в портрете характер человека, его духовный мир. Существует много разновидностей портретного жанра: поясной, бюст (в скульптуре), портрет в рост, групповой портрет в интерьере, портрет на фоне пейзажа, архитектуры. По характеру изображения: парадный (полный рост) и камерный портрет( поясное, погрудное, поколенное изображение). По числу изображений: индивидуальный, парный. групповой, Другие разновидности портретов: костюмированный, миниатюрный, автопортрет, психологический, социальный.
Этапы выполнения рисунка: 1. Отступаем сверху 2-3 см., делим оставшееся расстояние на 3 части. В верхней части будет располагаться лицо.
2. Рисуем голову - овальной формы, вверху более расширенную, внизу более суженную. Эта форма напоминает яйцо. Она симметрична.
3.Лицо (овал) делится на 3 части линиями.
4.Изображение частей лица. Брови, глаза образуются дугообразными линиями. В середине глаза рисуем радужку и зрачок.
5. Рисуем нос - посередине. Начало носа – переносица идёт от бровей. Середина носа – у глаз.
6. Рисование рта ниже носа, ниже второй горизонтальной линии.
7.Прорисовывание деталей лица (уши, волосы, шею).
Самостоятельная работа
Исправление ошибок
Работа с пословицами . Старый друг лучше новых двух
Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей!
Нет друга – ищи, а нашёл – береги!)
Новых друзей наживай, а старых не забывай.
Дружба - великая сила.
Лучше друг верный, чем камень драгоценный.
Не бросай друга в несчастье.
Единственный способ иметь друга - это быть другом.
За дружбу дружбой платят.
Не тот друг, кто мёдом мажет, а тот, кто правду в глаза скажет
Какой совет бы вы хотели дать хозяйке Клубок дружбы.Мы сейчас будем плести паутину доброты начинаем со слов Я желаю чтобы ……или, я хочу чтобы…….
Как вы думаете научиться теперь наша хозяюшка ценить своих друзей,не предавать,не забавляться,быть по-настоящему доброй
Вывод -да мы научили девочку дружить
Рефлексия (выбрать и нарисовать смайлик ) смотреть презентацию
Песня о дружбе
Итог урока. подготовиться к уроку обобщения по разделу «Мои друзья»