Одной из важнейших задач детской художественной школы является улучшение художественного образования и эстетического воспитания учащихся. Необходимо развивать у них чувство прекрасного, формировать высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной природы. Для этого следует лучше использовать возможности каждого учебного предмета, особенно изобразительного искусства и эстетики, имеющих большое познавательное и воспитательное значение.
Программа курса «Уроки мастерства» ставит целый ряд задач дидактического и развивающего характера и предусматривает практическую подготовку учащихся младшего школьного возраста. В программе выделены занятия с материалами по различным видам изобразительной деятельности: аппликация, нитеграфия, работа с войлоком и кожей, пряжей. . Но технологии и способы их обработки во многом являются для детей новыми, а результат может быть неожиданным. Это позволит им осознать поистине безграничные возможности мира художественного творчества.
В процессе занятий осуществляется развитие эстетического вкуса и художественных способностей, овладение изобразительными умениями навыками в работе с различными материалами. В результате ученики должны приобрести умение самостоятельно и творчески использовать знания и навыки в будущей своей деятельности. Овладение рядом технологий требует терпения и аккуратности, а поделки – тщательности в использовании, ведь мастерство – это всегда труд, внимание и, конечно, развитое воображение. Овладение рядом технологий требует терпения и аккуратности, а поделки – тщательности в использовании, ведь мастерство – это всегда труд, внимание и, конечно, развитое воображение
В систему программы положены два принципа: учёт специфики данного вида искусства и постепенность усложнения.
Особое внимание уделено повышению мотиваций учащихся. Если учителю удается создать особый эмоциональный фон занятий, заинтересовать детей, вызвать у них тягу к творчеству, это значит, что процесс труда будет для учеников не рутинной работой, а вдохновенным созиданием. Таким образом, наш предмет станет действенным инструментом для воспитания личности.
Методы, повышающие мотивацию, могут быть разнообразными. Некоторые из них предложены в этой программе. Главный принцип заключается в том, что приобретение навыков мастерства не является самоцелью. Умение резать, клеить и т. д. нужно детям постольку, поскольку помогает осознанно создавать произведение творчества, всякий раз наполняя его конкретным содержанием.
Знакомство с традиционными народными промыслами, с историческими фактами возникновения ремесел и видов искусства должно помочь ребенку ощутить себя продолжателем древних традиций, посвященным в вековые тайны творчества и мастерства.
Наибольший отклик у детей вызывает не точное копирование образцов, а их переосмысление с точки зрения собственной индивидуальности, реальных жизненных впечатлений, возможности использования современных, доступных материалов.
Расширение представлений об изображаемом объекте не только стимулирует интерес к работе, но и помогает в выборе материалов и самого образа изделия.
Анализ целевого назначения изделия помогает по-новому увидеть свою работу. Предусмотреть варианты его использования, подобрать в связи с этим подходящие материалы – это элементы грамотного практического подхода к процессу изготовления изделия.
Реализовать поставленные задачи по освоению различных видов художественного прикладного мастерства при максимальном раскрытии творческого потенциала ребенка помогает система методических приемов.
«Безопасность» призывает к осторожности при работе с инструментами.
«Информация» где приведены различные интересные сведения по истории материала, ремесла или искусства.
«Наблюдения» анализировать способ изготовления, выделять этапы работы, планировать свои действия.
«Открытия». Предлагается проблемное задание прикладного характера. Чтобы его выполнить, необходимо проявить смекалку, поэкспериментировать.
«Замена». На возможность замены материала. Ребенок должен сам предложить другой материал.
«Варианты». О возможности применения различных вариантов данной технологии.
«Творчество». Детям предлагается выполнить разнообразные задания, по-иному используя изученную технологию. Они должны учиться применять знания в новой ситуации, анализировать конструктивные особенности поделки, создавать новые образы, выполнять уже известные объекты новым способом. Все это даст волю свободной фантазии ребенка, позволит ему подняться на следующую ступень мастерства и эмоционально-чувственного освоения мира.
Приглашая детей в «Творческую мастерскую», программа ставит перед нами два главных вопроса: «Что такое творчество?» и «Как стать мастером?». Каждый из разделов по-своему отвечает на эти вопросы.
Часть первая (1 четверть)– «Бумага и картон». В разделе «Вырезание и аппликация» дети должны стать исследователями. Тема исследования – виды аппликации и моделирование из геометрических фигур. Инструментарий – хорошо известные приемы вырезания, разметки и приклеивания (вырезание многократно сложенной бумаги, симметричное вырезание, разметка по шаблону, на глаз).
Часть вторая (3четверть) «Нитеграфия» ставит новую творческую задачу – выполнить предложенный образ, используя основные технологические приемы работы : заполнение острого, прямого и тупого углов, заполнение окружностей с хордой разной длины, заполнение овалов, завитков, спиралей.
Часть третья (2,4 четверти) – «Текстильные материалы». В разделе учащимся предлагается новая форма работы – творческий проект. Каждая тема отражает этап выполнения задуманного объекта, какой-либо не сложной его части. В целом должно получиться полноценное декоративное изделие.
Итогом этого пути должно стать освоением учащимися требуемого объема знаний и умений, раскрытие индивидуальных возможностей каждого и, главное, выработка потребности в созидательной творческой деятельности.
Продолжительность программы: данная образовательная программа художественно-эстетической направленности отделения эстетического развития: «Подготовка детей к обучению в детской художественной школе», рассчитана на 1 год обучения для детей в возрасте от 8 до 10 лет.
Полный объем курса составляет 34 учебных недель.
Наполняемость групп – 8 человек (в среднем). Занятия носят групповой характер.
Распределение учебного времени: учебные занятия проводятся с сентября по май.
Для данных групп предусмотрены занятия 1 раз в неделю по 1 часу. Одно занятие имеет продолжительность 40 минут, с перерывом между занятиями 10 минут. Объем курса составляет 34 часа в год.
Инструменты и материалы.
1.Бумага формат А3, фломастеры
2.Цветной картон, цветная бумага.
3.Гофрированная бумага., клей карандаш
4.Кусочки ткани, фетр, клей ПВА
5.Войлок, лоскуточки кожи
6.Пряжа, бусы, бутылочка или баночка
7.Катушечные нитки, иголка.
8.Линейка, карандаш, ножницы
9.Рамка со стеклом, цветной пластилин
Содержание.
1 четверть
1.Тема. Введение в ДПИ. Понятие о прикладном творчестве.(1ч)
-инструменты и материалы
-правила техники безопасности
2-3. Тема «Осенний урожай» (2часа)
-Понятие об аппликации
-Применение
Практическое задание: выполнить композицию по теме «Осенний урожай» (цветная бумага, формат А 3)
4-5. Тема «Забавные фигурки» (2часа)
-понятие о моделировании на плоскости
Практическое задание.
1 вариант: моделировать «Забавные фигурки» из кругов. (Например: «Слоник» «Чебурашка» «Рыбки в аквариуме» «Совушка»)
2 вариант: выполнить портрет из геометрических фигур
(формат А3, цветная бумага, цветной картон, фломастеры и маркеры для оформления рамочки)
6-7. Тема «Чудо-дерево» (2 часа)
-понятие о фоне: простой и сложный, мозаичный.
-понятие об обрывной (рваной) аппликации
Практическое задание: выполнить композицию по теме «Чудо- дерево» («Осенний урожай») через обрывную аппликацию.
(цветная бумага, формат А 3)
8-9. Тема «Цветик- семицветик» (2 часа)
-понятие о фоне: зернистый и зернистый сложный
-понятие о фактуре, мозаике
-правильное размещение мелких и крупных комочков по силуэту
Практическое задание.
1 вариант: выполнить «цветик – семицветик» из кусочков квадратной формы гофрированной бумаги
2 вариант: выполнить «филина на ветке» (черепашка) из кусочков гофрированной бумаги.