Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока по станковой композиции "Равновесие в композиции"»
План-конспект урока по учебному предмету «Основы графического дизайна»
для учащихся 1 класса
преподавателя МБОУ ДОД «ДШИ №10»
Мирошниченко Юлии Сергеевны
Тема: Равновесие в композиции. Виды Равновесия
Цель: Расширить знания учащихся о композиции Задачи:
Совершенствовать умение композиционного размещения и создание композиции,
Развивать воображение и фантазию ,
Воспитывать уверенность, инициативность в освоении новых способов работы со знакомыми художественными материалами.
Тип урока: комбинированный Оборудование: Учитель: презентация на тему «Композиция», бумага фА3 (цветная и белая), маркеры,
Учащиеся: гуашь, кисти, простой карандаш, ластик, баночка для воды, салфетка, бумага, ножницы
Ход урока
1. Организационный момент Приветствие. Проверка готовности к уроку. Перекличка. 2. Сообщение темы урока
Учитель: Ребята, мы с вами уже знакомились с понятием «композиция» и знаем, что сложно изобразить любую картину без знаний о композиции. Любая работа должна быть целостной, поэтому Равновесие – это первое и непременное условие композиции. Итак, тема нашего занятия «Равновесие в композиции». Но прежде чем говорить о равновесии, вспомним материал прошлых занятий.
3. Повторение и закреплениезнаний
Учитель: Что означает слово композиция? (составлять, сочинять). Композиция (от лат. compositio) — составление, объединение и гармоничное отношение между частями связывая их в единое целое и обобщая.
Задание: С чем связана композиция? (с форматом листа, формой и отношением размера, тона и цвета предметов друг к другу и к среде). Учащиеся должны расположить 1 предмет на форматах (горизонтальном, вертикальном и квадратном) и ответить на вопрос.
Учитель: Вы легко справились с заданием. А если у нас будет ни один предмет композиции, а несколько? Как теперь связать изображение и формат?
Задание: Связать композицию и формат, расположив в них несколько предметов. Учитель: Молодцы, ребята, вы хорошо справились с заданием. (Приходят к выводу, что составление композиции тесно связано с форматом). Теперь письменно ответьте на вопросы:
Какие основные приёмы композиции вы знаете? 1.центр (смысловой, композиционный), 2. применение золотого сечения, 3. Динамика, 4. Статика, 5. ритм
Какие законы композиции существуют? 1. Закон целостности, 2. Закон жизненности, 3. Закон контрастов, 4. Закон подчинённости
Какие виды композиции существуют? 1. Фронтальная — плоская (витраж, фреска, картина), 2. Объёмная — (Скульптура, архитектура), 3. Глубинно—пространственная — пространство формированное из пространства, предметов и расстояний между ними (Архитектурный ансамбль).
Вспомним, что такое статичная композиция? (Это состояние композиции, при котором сбалансированные между собой элементы производят впечатление устойчивости, неподвижности.
1. отчетливо можно наблюдать использование для построения скрытую структуру листа. В статичной композиции существует условный порядок построения. 2. Предметы выбираются более близкие по форме, по массе, по фактуре. 3. Цветовое и тональное решение строиться на нюансах – сближенные цвета.
В чём особенность динамичной композиции? (Это состояние композиции, при котором сбалансированные между собой элементы производят впечатление ее движения и внутренней динамики.
Учитель: Но, какая бы композиция не была, всегда нужно стремиться к устойчивому зрительному равновесию всех компонентов композиции в различных ее направлениях- вверх и вниз, вправо и влево, по диагонали. И композиция должна быть гармоничной с любого положения, в любом повороте- переверните свою композицию верх ногами, или на 90 градусов, общими массами и цветовыми/тональными пятнами она должна быть также приятно просматриваться, без какого- либо намека на дискомфорт.
4. Объяснение нового материала
Учитель: Композиционное решение в изобразительном искусстве связано с умелым расположением предметов и фигур на плоскости картины. Но что с чем должно быть уравновешено? Лист бумаги – это формат для рисунка, но он еще похож на весы. Когда на чашах находится одинаковый вес – это и есть РАВНОВЕСИЕ. Создавая композицию надо быть очень внимательным. Если ты на одной половине листа нарисуешь большое изображение, а на второй половине нет, то рисунок будет неуравновешенным.
Работа в группах.
Учитель: Я предлагаю вам сейчас помочь художнику, который спешил и не успел закончить рисунки. Поэтому они выглядят неуравновешенно. Дорисуйте их так, чтобы равновесие было восстановлено. (Учащиеся работают по восстановлению композиции маркерами на ф А3. Готовые композиции вывешиваются на доске и обсуждаются) Учитель: Композицию можно назвать уравновешенной. Если при взгляде на нее у зрителя не возникает желания что – то исправить, добавить, убрать. Главное – это равновесие изображения и изобразительной плоскости, т.е. нашей плоскости листа или холста. Здесь не может быть единственно верного рецепта на все случаи. Каждый раз это равновесие приходится выстраивать заново. Но есть ряд закономерностей, которые мы изучаем на уроках композиции. И эти закономерности связаны с формой изображения, с тоном, цветом, фактурой, и даже с материалом, которым делается та или иная работа. Кроме этого в понятие равновесия входит соразмерность целого и его частей, частей друг с другом и т.д. Исследуя, каким образом можно создать равновесие, мы на занятиях делаем композиции симметричные и асимметричные, статичные и динамичные, выполняем задания построения линейных, тональных и цветовых композиций. Итак, подведём итог: равновесие в композиции - это такое состояние композиции, при котором все элементы сбалансированы между собой. Оно зависит от распределения основных масс композиции относительно ее центра – места скопления основных, важнейших связей между всеми элементами. Как правило, это смысловой центр на плоскости картины. Соблюдение композиционного равновесия в искусстве является обязательным требованием.
5. Самостоятельная работа учащихся
Учитель: Сейчас каждый из вас будет составлять собственную композицию и постарается применить в ней РАВНОВЕСИЕ, так как предметов у вас будет несколько. Для работы можно использовать как краски, так и фломастеры, можно выполнить задание и в технике аппликации, каждый выберет для себя материал и технику. (Во время самостоятельной работы обратить внимание учащихся на типичные ошибки. Индивидуально даются советы по выполнению композиции).
Задание: Каждый учащийся должен выполнить работу на достижение равновесия:
Разных по величине элементов,
Статического,
Динамического.
Работу начинаем с тщательного обдумывания, затем следует выполнение набросков, выбор формата, компоновка, выполнение линейного рисунка, выполнение работы в цвете или тоне. Те, кто работает в технике аппликации - вырезают необходимые элементы и компонуют их на листе, подбирая варианты, а затем приклеивают их на основу.
6. Завершение работы Просмотр работ проходит в классе. Композиции располагаются на доске. Критерии оценки: - создание равновесия в композиции - работа с материалами - оригинальность композиции Учащиеся активно принимают участие в обсуждении композиций. Выбирается лучшая композиция. 7. Рефлексияи завершение урока - Что нового узнали о композиции? - Что больше всего понравилось на уроке? Уходя с урока, дети отмечают свое настроение с помощью разноцветных стикеров