План конспект урока на тему:
Тема урока: Насыщенный пар. Влажность воздуха.
Цели урока:
Образовательная:
- Знать формулу, определение и единицы абсолютной и относительной
влажности воздуха, а также точку росы; строение земной атмосферы.
- Уметь пользоваться гигрометром и психрометром,
психрометрическими таблицами и таблицами плотности
насыщенных водяных паров.
Развивающая:
-Уметь решать задачи по определению абсолютной и относительной
влажности воздуха.
Воспитательная:
Все явления природы взаимосвязаны и взаимообусловлены.
Тип урока: Урок изучения нового материала.
Метод проведения: Эвристическая беседа.
Оборудование: термометр, спирт, психрометр, волосной гигрометр, плакаты,
психрометрическая таблица; давление насыщающих водяных паров и их плотность при различных температурах.
План урока:
1.Организационный момент(1 мин).
2. Этап актуализации знаний(5 мин.).
3. Мотивационный этап(2 мин.).
4. Этап создания новых знаний(15 мин.).
5. Этап применения новых знаний(10 мин.).
6. Контрольно корректирующий этап(5 мин).
7. Итоговый этап(2 мин).
Ход урока:
Организационный момент:
Учитель: Здравствуйте ребята, садитесь. Дежурный, назовите, пожалуйста, отсутствующих.
Этап актуализации знаний:
Учитель: Хорошо закрытый флакон с духами может стоять очень долго, и количество духов в нем не изменится. Если же флакон оставить открытым, то, взглянув на него через достаточно продолжительное время, вы увидите, что жидкости в нем нет.
Мотивационный этап:
Учитель: Жидкость, в которой растворены ароматические вещества, испарилась. Гораздо быстрее испаряется (высыхает) лужа на асфальте, особенно если высока температура воздуха и дует ветер. Эти явления можно объяснить так.
Этап создания новых знаний:
Учитель: Молекулы жидкости движутся беспорядочно. Чем выше температура жидкости, тем больше кинетическая энергия молекул. Среднее значение кинетической энергии молекул при заданной температуре имеет определенное значение. Но у каждой молекулы кинетическая энергия в данный момент может оказаться как меньше, так и больше средней.
В какой-то момент кинетическая энергия отдельных молекул может стать настолько большой, что они окажутся способными вылететь из жидкости, преодолев силы притяжения остальных молекул.
Учитель: Процесс превращения жидкости в пар называется испарением.
При этом процессе число молекул, покидающих жидкость за определенный промежуток времени, больше числа молекул возвращающихся. Вылетевшая молекула принимает участие в беспорядочном тепловом движении газа. Беспорядочно двигаясь, она может навсегда удалиться от поверхности жидкости, находящейся в открытом сосуде, но может и вернуться снова в жидкость. Процесс превращения пара в жидкость называется конденсацией.
Учитель: В первый момент, после того как жидкость нальют в сосуд и закроют его, жидкость будет испаряться и плотность пара над ней будет увеличиваться. Однако одновременно с этим будет расти и число молекул, возвращающихся в жидкость. Чем больше плотность пара, тем большее число его молекул возвращается в жидкость. В результате в закрытом сосуде при постоянной температуре установится динамическое (подвижное) равновесие между жидкостью и паром, т. е. число молекул, покидающих поверхность жидкости за некоторый промежуток времени, будет равно в среднем числу молекул пара, возвратившихся за то же время в жидкость. Для воды при комнатной температуре это число приблизительно равно 1022 молекул за время, равное 1 с (на 1 см2 площади поверхности). Пар, находящийся в динамическом равновесии со своей жидкостью, называют насыщенным паром. Это определение подчеркивает, что в данном объеме при данной температуре не может находиться большее количество пара.
Ненасыщенный пар. Если пар постепенно сжимают, а превращение его в жидкость не происходит, то какой пар называют ненасыщенным. При определенном объеме пар становится насыщенным, и при дальнейшем его сжатии происходит превращение его в жидкость. В этом случае над жидкостью уже будет находиться насыщенный пар.
Влажность воздуха является одним из основных факторов, определяющих состояние погоды и климата, а поэтому знания о влажности воздуха необходимы в прогнозировании погоды.
Большое практическое значение имеет умение измерять и регулировать содержание в воздухе водяных паров, т.е. влажность воздуха. В атмосфере в среднем содержится 24.1016 м3 водяного пара. И хотя его доля составляет меньше 1% от общей массы атмосферы, его влияние на погоду, климат, самочувствие людей очень велико.
Главный источник водяного пара в атмосфере – испарение воды с поверхности океанов, морей, водоемов, влажной почвы, растений, поэтому в атмосфере Земли всегда содержится водяной пар.
Для количественной оценки влажности воздуха используют абсолютную и относительную влажность воздуха.
Абсолютную влажность воздуха измеряют плотностью водяного пара находящегося в воздухе, или его давлением Pa Если температура низка, то данное количество водяного пара в воздухе может оказаться близким к насыщению, воздух будет сырым. При более высокой температуре то же количество водяного пара далеко от насыщения, воздух – сухой.
Относительная влажность воздуха измеряется числом, показывающим, сколько процентов составляет абсолютная влажность от давления водяного пара PН, насыщающего воздух при имеющейся у него температуре.
Этап применения новых знаний:
Большое практическое значение имеет умение измерять и регулировать содержание в воздухе водяных паров, т.е. влажность воздуха. Эти знания необходимы в металлургии, различных технологических процессах, архивах, книгохранилищах, при сушке зерна, фруктов и т.п.
Контрольно корректирующий этап:
Учитель: Что мы называем насыщенным паром?
Ученик: Пар, который находится над поверхностью жидкости, когда
испарение преобладает над конденсацией и пар при отсутствии жидкости
Учитель: А какой пар называется насыщающим паром?
Ученик: Пар, который находится в состоянии подвижного равновесия со
своей жидкостью, называется паром, насыщающим пространство
Учитель: От чего зависит давление насыщенного пара и от чего не зависит?
Ученик: Зависит от температуры и не зависит от объема
Учитель: Как зависит давление насыщенного пара от температуры?
Ученик: С увеличением температуры, давление увеличивается
Учитель: Как соотносится давление насыщенного и ненасыщенного паров
Ученик: Давление насыщенного пара при данной температуре всегда больше
Учитель: Что произойдет при сжатии насыщенного пара?
Ученик: Часть его сконденсируется в жидкость, в оставшейся части
сохранится прежнее давление – давление насыщенного пара
Итоговый этап:
Учитель: давайте рассмотрим задачу: На улице моросит холодный дождь. В
комнате развешено выстиранное белье. Высохнет ли белье быстрее
если открыть форточку? Почему?
Учитель: На этом наш урок закончен. Запишите, пожалуйста, задание на
дом: просмотреть § 70-72 и решить задачу упр. 14(3,4):
До свидания!
Литература:
1. Г. Я. Мякишев «Физика 10 класс». Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2002.
2. А. П. Рымкевич. «Физика. Задачник 10-11 кл.». Пособие для. общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2004.
3. Н. В. Турчина. «Физика: 3800 задач для школьников поступающие в вузы». – М.: Дрофа, 2000.