Дата: класс 6 предмет: ИЗО
Тема: Граттаж.
Вид урока: комбинированный.
Методы: словесный, наглядно-иллюстративный, практический.
Цель урока: научить учащихся выполнять работу в технике граттаж.
Задачи:
Образовательная: ознакомить с новыми возможностями художественных техник, графических материалов: дать углубленные знания о технике граттаж.
Коррекционно-познавательная: развить творческие способности и навыки в работе, освоение законов изобразительной грамоты; овладение техникой штриха., пластической моторики движения кисти и пальцев рук, развитие умения работы тушью и гуашью освоение законов изобразительной грамоты; овладение техникой штриха.
Воспитательная: развитие эстетического вкуса, привитие интереса к творчеству.
Наглядность: черно-белые фотографии (пейзажи, деревья, особенно зимой); репродукции печатной графики (тиражной – офорты, линогравюры), образцы работ; методические таблицы.
ТСО: таблицы, иллюстрации; черная тушь или гуашь для грунта; бумага, кисть, банка с водой и зубочистка или перо, желток.
План урока
1. Организационный момент
2. Сообщение темы и задач урока
3. Беседа, повторение пройденного материала.
4. Объяснение практической части
5. Творческая работа.
6. Подведение итога урока
Ход урока
1. Поприветствовать учащихся.
Установить психолого-педагогический настрой учащихся.
2. Сообщение темы:
-Сегодня на уроке мы с вами отправляемся в мир белого и черного цвета. Тема называется “Граттаж” и мы чуть позже узнаем что это такое. Задачи нашего урока заключаются в том, чтобы развить наши творческие способности, познакомиться с графическими материалами и овладеть техникой штриха, который нам пригодиться в практической работе.
3.
-Сначала почитаем “черно-белые” загадки и стихи. В этом нам помогут ребята”. (Читают загадки.).
У тетрадного листочка
И у сахара кусочка,
И у соли, и у мела
Цвет какой бывает? -.
Ответ: Белый
Он из всех неяркий самый,
Только веришь или нет -
Можно видеть этот цвет
И с закрытыми глазами!
Ответ: Чёрный
Волк, ворона, воробьишка,
Слон и маленькая мышка-
Все они зимой и летом
Одинаковые цветом!
Ответ: Серый
автор: Антосыч
Белый снег зимой лежит,
Белый кот к окну бежит.
Радуги цвета смешаем –
Белый цвет мы получаем.
Синий, красный и зеленый –
Создаем, ребята, черный.
Черный уголек и ночка,
Черную поставим точку.
Серый зайчик прискакал,
Серый цвет нарисовал.
Мы смешаем черный с белый
И получим цвет наш серый.
А теперь давайте рассмотрим произведения художников – графиков и ответим на вопросы:
1) С помощью, каких выразительных средств (линия, пятно, силуэт, свет, тень, ритм) художник создает свое произведение?
2) Посмотрите вокруг. Назовите предметы черного и белого цвета. (Ответы). А как вы думаете, можно ли зиму назвать временем черно-белой графики? Когда в лесу остается меньше цвета? (Зимой деревья почти черные на фоне белого снега.)
3)Чем отличаются цветные краски от черной, белой и серой? (Ответы).
Правильно, есть две группы цветов: хроматические и ахроматические. Название, как вы помните, произошло от греческого слова “хроматос”– цвет. Следовательно, хроматические – все цветные краски, а ахроматические – не содержащие цвет (черный, белый, серый). Чаще всего белым цветом обозначают все светлое, чистое, торжественное, ясное, доброе. Черным цветом – печальное, тревожное, жуткое и злое. Эти цвета по отношению друг к другу контрастны, резко противоположны. Но эти же цвета, как и противоположные предметы и явления в жизни, могут уживаться вместе, и тогда мир предстает более многообразным. Графика-искусство рисования тоном, пятном, линией. Графикой называют рисунки, сделанные карандашом, тушью, ручкой, пером, мелом, углем, фломастером, пастелью и даже сажей. Рисунки, наброски, станковая графика, книжная графика, прикладная графика (открытки, визитки, упаковки) плакат графики, а в последнее время и компьютерная графика– все это разновидности.
Штрих – короткая линия, выполненная одним движением руки. В зависимости от направлений штрихи могут быть разными. Прием работы штрихом называют штриховкой. Чем выполняется штриховка? Карандашом, углем, тушью, сажей, пастелью, фломастером”. (Показать авторские работы.)
“Какими бывают линии?” (Рассмотреть таблицу и показать на доске линии и способы штриховки (наклон в одну сторону, волнообразный штрих– зигзаг, штрих, двигающийся по кругу, штрих, идущий от центра круга, штрих, чуть касаясь бумаги, постепенно усиливая нажим, короткие и длинные штрихи, меняющиеся паузы– просветы между штрихами, постепенно укорачивающийся штрих и изменяющиеся паузы– просветы, штрих – зигзаг с постепенным удлинением и укорачиванием, меняя наклон штриха.). Выполнение графического упражнения. Работу можно выполнить на цветной бумаге. (Предлагается нарисовать с помощью штрихов и пятен – цыпленка или зайца, примеры работ должны быт на доске ). Кто закончил работу, можно повесить на доску и посмотреть, что у нас получилось.
4.
Французское слово “Граттаж” означает: “скрести, царапать” Это один из приемов или способов графики. Способом процарапывания пером, иглой, залитых тушью, основы для гравюры пользуются многие художники. Для выполнения работы в технике граттаж нам потребуется особая аккуратность, точность, и внимание.
Сначала, необходимо загрунтовать лист бумаги или картона. Грунтовка листа выполняется в несколько этапов:
1) расположить лист перед собой, отчертить сверху и снизу, слева и справа по 3–4 см, и сделать рамку;
2) подготовить яичный желток или яйцо целиком, (распределить между учащимися, по рядам, на 2–3 парты, яйца принесли дети);
3) загрунтовать желтком (кистью) внутренний прямоугольник, промывая кисть, слой класть быстро, в один прием;
4) загрунтовать 2-3 раза тушью Можно цветной) или черной гуашью, так, чтобы не было пробелов и наслоений. Грунтовку вести быстро и аккуратно, не растирая по одному месту более 2–3 раз кистью до высыхания;
5) высушить, (пока сохнет лист с грунтовкой дети выбирают композицию или придумывают сюжет будущего рисунка на поле рамки – карандашом). 6. Творческая работа. (Столы должны быть застелены клеенкой или бумагой.)
5.
Творческая работа. (Столы должны быть застелены клеенкой или бумагой.)
“Итак, слово “Граттаж” означает: “скрести, царапать”. Значит это способ процарапывания рисунка на основе залитых тушью или гуашью. Мы тоже сегодня будем пользоваться этим способом в своих работах. Для этого нам понадобится простая зубочистка и графические перья
Используя подготовленную “основу” составляем сюжетный рисунок процарапыванием, соблюдайте технику безопасности.
Рисунок готов, постарайтесь не ошибаться, линию, которую вы процарапаете уже не исправить. Вспомните все виды линий и штриховки, которые мы с вами обговаривали.
Самостоятельная работа. (Индивидуальная работа, анализ ошибок)
6.
Итоги урока. (Экспресс- выставка, оценка работ, выбор лучших работ, уборка рабочих мест)