kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Открытый урок "Граттаж"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дата:                             класс    6                            предмет: ИЗО

Тема: Граттаж.

Вид урока: комбинированный.

Методы: словесный, наглядно-иллюстративный, практический.

Цель урока: научить учащихся выполнять работу в технике граттаж.

Задачи:

Образовательная: ознакомить с новыми возможностями художественных техник, графических материалов: дать углубленные знания о технике граттаж.

Коррекционно-познавательная:  развить творческие способности и навыки в работе, освоение законов изобразительной грамоты; овладение техникой штриха., пластической моторики движения кисти и пальцев рук, развитие умения  работы тушью и гуашью освоение законов изобразительной грамоты; овладение техникой штриха.

Воспитательная:  развитие эстетического вкуса, привитие интереса к творчеству.

Наглядность:   черно-белые фотографии (пейзажи, деревья, особенно зимой); репродукции печатной графики (тиражной – офорты, линогравюры), образцы работ;  методические таблицы.

ТСО: таблицы, иллюстрации; черная тушь или гуашь для грунта; бумага, кисть, банка с водой и зубочистка или перо, желток.

План урока

1.         Организационный момент

2.         Сообщение темы и задач урока

3.         Беседа, повторение пройденного материала.

4.          Объяснение практической части   

5.         Творческая работа.

6.         Подведение итога урока

Ход урока

1.         Поприветствовать учащихся.

Установить психолого-педагогический настрой учащихся.

2.         Сообщение темы:

-Сегодня на уроке мы с вами отправляемся в мир белого и черного цвета. Тема называется “Граттаж” и мы чуть позже узнаем что это такое.  Задачи  нашего урока заключаются в том, чтобы развить наши творческие способности, познакомиться с графическими материалами и овладеть техникой штриха, который нам пригодиться в практической работе.

3.

-Сначала почитаем “черно-белые” загадки и стихи. В этом нам помогут ребята”. (Читают загадки.).

У тетрадного листочка

И у сахара кусочка,

И у соли, и у мела

Цвет какой бывает? -.

Ответ: Белый

Он из всех неяркий самый,

Только веришь или нет -

Можно видеть этот цвет

И с закрытыми глазами!

Ответ: Чёрный

Волк, ворона, воробьишка,

Слон и маленькая мышка-

Все они зимой и летом

Одинаковые цветом!

Ответ: Серый

автор: Антосыч

Белый снег зимой лежит,

Белый кот к окну бежит.

Радуги цвета смешаем –

Белый цвет мы получаем.

Синий, красный и зеленый –

Создаем, ребята, черный.

Черный уголек и ночка,

Черную поставим точку.

Серый зайчик прискакал,

Серый цвет нарисовал.

Мы смешаем черный с белый

И получим цвет наш серый.

 А теперь давайте рассмотрим произведения художников – графиков и ответим на вопросы:

1) С помощью, каких выразительных средств  (линия, пятно, силуэт, свет, тень, ритм) художник создает свое произведение?

2)  Посмотрите вокруг. Назовите предметы черного и белого цвета. (Ответы). А как вы думаете, можно ли зиму назвать временем черно-белой графики? Когда в лесу остается меньше цвета? (Зимой деревья почти черные на фоне белого снега.)

3)Чем отличаются цветные краски от черной, белой и серой? (Ответы).

 Правильно, есть две группы цветов: хроматические и ахроматические. Название, как вы помните, произошло от греческого слова “хроматос”– цвет. Следовательно, хроматические – все цветные краски, а ахроматические – не содержащие цвет (черный, белый, серый). Чаще всего белым цветом обозначают все светлое, чистое, торжественное, ясное, доброе. Черным цветом – печальное, тревожное, жуткое и злое. Эти цвета по отношению друг к другу контрастны, резко противоположны. Но эти же цвета, как и противоположные предметы и явления в жизни, могут уживаться вместе, и тогда мир предстает более многообразным. Графика-искусство рисования тоном, пятном, линией. Графикой называют рисунки, сделанные карандашом, тушью, ручкой, пером, мелом, углем, фломастером, пастелью и даже сажей. Рисунки, наброски, станковая графика, книжная графика, прикладная графика (открытки, визитки, упаковки) плакат графики, а в последнее время и компьютерная графика– все это разновидности.

 Штрих – короткая линия, выполненная одним движением руки. В зависимости от направлений штрихи могут быть разными. Прием работы штрихом называют штриховкой. Чем выполняется штриховка? Карандашом, углем, тушью, сажей, пастелью, фломастером”. (Показать авторские работы.)

  “Какими бывают линии?” (Рассмотреть таблицу и показать на доске линии и способы штриховки (наклон в одну сторону, волнообразный штрих– зигзаг, штрих, двигающийся по кругу, штрих, идущий от центра круга, штрих, чуть касаясь бумаги, постепенно усиливая нажим, короткие и длинные штрихи, меняющиеся паузы– просветы между штрихами, постепенно укорачивающийся штрих и изменяющиеся паузы– просветы, штрих – зигзаг с постепенным удлинением и укорачиванием, меняя наклон штриха.). Выполнение графического упражнения. Работу можно выполнить на цветной бумаге. (Предлагается нарисовать с помощью штрихов и пятен – цыпленка или зайца, примеры работ должны быт на доске ).  Кто закончил работу, можно повесить на доску и посмотреть, что у нас получилось.

 4.

Французское слово “Граттаж” означает: “скрести, царапать” Это один из приемов или способов графики. Способом процарапывания пером, иглой, залитых тушью, основы для гравюры пользуются многие художники. Для  выполнения работы в технике граттаж нам потребуется особая аккуратность, точность, и внимание.

 Сначала, необходимо загрунтовать лист бумаги или картона. Грунтовка листа выполняется в несколько этапов:

1)     расположить лист перед собой, отчертить сверху и снизу, слева и справа по 3–4 см, и сделать рамку;

2)      подготовить яичный желток или яйцо целиком, (распределить между учащимися, по рядам, на 2–3 парты, яйца принесли дети);

3)     загрунтовать желтком (кистью) внутренний прямоугольник, промывая кисть, слой класть быстро, в один прием;

4)     загрунтовать 2-3 раза тушью Можно цветной) или черной гуашью, так, чтобы не было пробелов и наслоений. Грунтовку вести быстро и аккуратно, не растирая по одному месту более 2–3 раз кистью до высыхания;

5)     высушить, (пока сохнет лист с грунтовкой дети выбирают композицию или придумывают сюжет будущего рисунка на поле рамки – карандашом). 6. Творческая работа. (Столы должны быть застелены клеенкой или бумагой.)

5.

Творческая работа. (Столы должны быть застелены клеенкой или бумагой.)

“Итак, слово “Граттаж” означает: “скрести, царапать”. Значит это способ процарапывания рисунка на основе  залитых тушью или гуашью.  Мы тоже сегодня будем пользоваться этим способом в своих работах. Для этого нам понадобится  простая зубочистка и графические перья

Используя подготовленную “основу” составляем сюжетный рисунок процарапыванием, соблюдайте технику безопасности.

Рисунок готов, постарайтесь не ошибаться, линию, которую вы процарапаете уже не исправить. Вспомните все виды линий и штриховки, которые мы с вами обговаривали.

Самостоятельная работа. (Индивидуальная работа, анализ ошибок)

6.

 Итоги урока. (Экспресс- выставка, оценка работ, выбор лучших работ, уборка рабочих мест)

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок "Граттаж"»

Тема: «Граттаж»

 Автор: Калиниченко Татьяна Александровна , педагог дополнительного образования, студия изобразительного искусства

Описание материала: представленный мной конспект открытого занятия по изобразительному искусству рассчитан для работы с детьми  младшего и среднего школьного возраста  (8-12 лет). Этот материал предлагается педагогам  дополнительного образования, ДХШ, учителям образовательных учреждений.

Тип урока: практическая деятельность.

Цели и задачи: ознакомиться с новыми возможностями художественных техник, графических материалов,  развить творческие способности и навыки в работе, освоение законов изобразительной грамоты; овладение техникой штриха.

Методы проведения: беседа, наглядно-иллюстративный, практический.

Оборудование: таблицы, иллюстрации; черная тушь или гуашь для грунта; бумага кисть, банка с водой и зубочистка или перо, желток.

Зрительный ряд:  черно-белые фотографии (пейзажи, деревья, особенно зимой); репродукции печатной графики (тиражной – офорты, линогравюры); методические таблицы.

Ход  урока

1. Организационный момент 
2. Сообщение темы и задач урока 
3. Беседа 
4. Практическая часть

5. Творческая работа 
6. Итоги урока

 

1. Организационная часть.

 2. Сообщение темы: “Сегодня на уроке мы с вами отправляемся в мир белого и черного цвета. Тема называется “Граттаж” и мы чуть позже узнаем.  Задачи  нашего урока заключаются в том, чтобы развить наши творческие способности, познакомиться с графическими материалами и овладеть техникой штриха, который нам пригодиться в практической работе”.

3. Беседа. “Сначала почитаем “черно-белые” загадки и стихи. В этом нам помогут ребята”. (Читают загадки.).  А теперь давайте рассмотрим произведения художников – графиков и ответим на вопросы:

1. С помощью, каких выразительных средств  (линия, пятно, силуэт, свет, тень, ритм) художник создает свое произведение?

  

2. Посмотрите вокруг. Назовите предметы черного и белого цвета. (Ответы). А как вы думаете, можно ли зиму назвать временем черно-белой графики? Когда в лесу остается меньше цвета? (Зимой деревья почти черные на фоне белого снега.)

 3.Чем отличаются цветные краски от черной, белой и серой? (Ответы).

 Правильно, есть две группы цветов: хроматические и ахроматические. Название, как вы помните, произошло от греческого слова “хроматос”– цвет. Следовательно, хроматические – все цветные краски, а ахроматические – не содержащие цвет (черный, белый, серый). Чаще всего белым цветом обозначают все светлое, чистое, торжественное, ясное, доброе. Черным цветом – печальное, тревожное, жуткое и злое. Эти цвета по отношению друг к другу контрастны, резко противоположны. Но эти же цвета, как и противоположные предметы и явления в жизни, могут уживаться вместе, и тогда мир предстает более многообразным.

 Графика-искусство рисования тоном, пятном, линией. Графикой называют рисунки, сделанные карандашом, тушью, ручкой, пером, мелом, углем, фломастером, пастелью и даже сажей. Рисунки, наброски, станковая графика, книжная графика, прикладная графика (открытки, визитки, упаковки) плакат графики, а в последнее время и компьютерная графика– все это разновидности.

 

Штрих – короткая линия, выполненная одним движением руки. В зависимости от направлений штрихи могут быть разными. Прием работы штрихом называют штриховкой. Чем выполняется штриховка? Карандашом, углем, тушью, сажей, пастелью, фломастером”. (Показать авторские работы.)

  “Какими бывают линии?” (Рассмотреть таблицу и показать на доске линии и способы штриховки (наклон в одну сторону, волнообразный штрих– зигзаг, штрих, двигающийся по кругу, штрих, идущий от центра круга, штрих, чуть касаясь бумаги, постепенно усиливая нажим, короткие и длинные штрихи, меняющиеся паузы– просветы между штрихами, постепенно укорачивающийся штрих и изменяющиеся паузы– просветы, штрих – зигзаг с постепенным удлинением и укорачиванием, меняя наклон штриха.)

 3. Практическая часть. Выполнение графического упражнения. Работу можно выполнить на цветной бумаге. (Предлагается нарисовать с помощью штрихов и пятен – цыпленка или зайца, примеры работ должны быт на доске ).  Кто закончил работу, можно повесить на доску и посмотреть, что у нас получилось. А теперь мы перейдем к другой не мене важной работе. Для ее выполнения нам потребуется особая аккуратность, точность, и внимание.

Сначала, необходимо загрунтовать лист бумаги или картона. Грунтовка листа выполняется в несколько этапов:

1.      расположить лист перед собой, отчертить сверху и снизу, слева и справа по 3–4 см, и сделать рамку;

2.      подготовить яичный желток или яйцо целиком, (распределить между учащимися, по рядам, на 2–3 парты, яйца принесли дети);

3.      загрунтовать желтком (кистью) внутренний прямоугольник, промывая кисть, слой класть быстро, в один прием;

4.      загрунтовать 2-3 раза тушью Можно цветной) или черной гуашью, так, чтобы не было пробелов и наслоений. Грунтовку вести быстро и аккуратно, не растирая по одному месту более 2–3 раз кистью до высыхания;

5.      высушить, (пока сохнет лист с грунтовкой дети выбирают композицию или придумывают сюжет будущего рисунка на поле рамки – карандашом).

6. Творческая работа. (Столы должны быть застелены клеенкой или бумагой.)

“Итак, французское слово “Граттаж” означает: “скрести, царапать” Это один из приемов или способов графики. Способом процарапывания пером, иглой, залитых тушью, основы для гравюры пользуются многие художники. Мы тоже сегодня будем пользоваться этим способом в своих работах.

Используя подготовленную “основу” составляем сюжетный рисунок процарапыванием, соблюдайте технику безопасности.

Рисунок готов, постарайтесь не ошибаться, линию, которую вы процарапаете уже не исправить. Вспомните все виды линий и штриховки, которые мы с вами обговаривали на первом уроке.

 

Самостоятельная работа. (Индивидуальная работа, анализ ошибок)

 .7. Итоги урока. (Экспресс- выставка, оценка работ, выбор лучших работ, уборка рабочих мест)

    

    

Центр эстетического воспитания детей
Муниципательное образовательное учреждение
дополнительного образования детей

430013, г.Саранск, ул. Миронова, д. 10-а

Тел\факс: (8342) 76-42-40, 72-04-84

E-mail: cvdsаr@yandex.ru

(8342) 76-42-40

Создание сайтовизготовлено в




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Открытый урок "Граттаж"

Автор: Умаров Даурен Жоламанович

Дата: 26.01.2016

Номер свидетельства: 283059

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(247) "Разработка открытого урока  по изобразительному искусству в 6 классе на тему: «Натюрморт  в графике» (выполненный в технике «граттаж»). "
    ["seo_title"] => string(138) "razrabotka-otkrytogho-uroka-po-izobrazitiel-nomu-iskusstvu-v-6-klassie-na-tiemu-natiurmort-v-ghrafikie-vypolniennyi-v-tiekhnikie-ghrattazh"
    ["file_id"] => string(6) "139073"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417635072"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "Открытый урок по теме "Натюрморт в технике граттаж" "
    ["seo_title"] => string(57) "otkrytyi-urok-po-tiemie-natiurmort-v-tiekhnikie-ghrattazh"
    ["file_id"] => string(6) "236449"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444065751"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "Открытый урок- Ночная столица. Астана глазами архитектора"
    ["seo_title"] => string(59) "otkrytyi_urok_nochnaia_stolitsa_astana_glazami_arkhitektora"
    ["file_id"] => string(6) "503210"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1552714716"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Урок изобразительного искусства "Граттаж. "Чайка. Над морским простором""
    ["seo_title"] => string(68) "urok_izobrazitelnogo_iskusstva_grattazh_chaika_nad_morskim_prostorom"
    ["file_id"] => string(6) "528526"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1574626122"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(32) "ИЗО зимний пейзаж"
    ["seo_title"] => string(19) "izo-zimnii-pieizazh"
    ["file_id"] => string(6) "295473"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1455815025"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства