Каждому квадрату соответствует определённая буква. Мысленно расположив квадраты по цветам радуги, и, соединив между собой соответствующие им буквы, вы узнаете слово, которое связано с темой нашего урока. (Графика.)
- Что такое графика? (Вид изобразительного искусства, в котором изображение выполняется обычно карандашом, углём, краской одного цвета.)
- Где в жизни мы встречаемся с графикой, с графическим изображением?
- Назовите основные средства графики, которыми пользуются все художники. (Линия, штрих, пятно.) (СЛАЙД)
2. Почти каждый человек время от времени рисует. Рисунок передаёт состояние души, наше настроение. Но это сложно сделать, имея в распоряжении только один цвет, линии, штрихи и точки.
- Какие можно провести линии? (Прямые, ломаные, плавные, закруглённые.)
- Чем отличаются штрихи от линий? (Штрихи – короткие линии.)
3.Игра «Волшебные линии».
- Предлагаю игру «Волшебные линии». В прямоугольниках с помощью линий, штрихов, пятен изобразите те предметы, которые я называю:
- молния;
- небольшие волны на море;
- лучи солнца;
- туман (в виде пятна);
- северное сияние;
- мрачная туча;
- ёлочка;
- 2 вишенки.
- Вы проявили фантазию и доказали, что наблюдательны и умеете видеть линии в природе.
Работа над новым материалом
1. Сегодня мы познакомимся с новой техникой графического изображения. Она называется «граттаж» (СЛАЙД).
Работа со словарём.
Гратта́ж - (франц. grattage, от gratter — скрести, царапать),способ выполнения рисунка путём процарапывания пером или острым инструментом бумаги или картона, залитых тушью.
2. Рассмотрите работы в технике «граттаж» (СЛАЙД).
- Почему такой способ работы относится к графике?
- Какие выразительные средства применяются в этой технике?
3. Работа в технике «граттаж» проходит в несколько этапов.
2. На лист наносят в любом порядке цветные пятна с помощью восковых мелков.
Закрашивание бумаги (СЛАЙД).
Широкой кистью или губкой наносят на поверхность окрашенного листа слой гуаши или туши. Для того чтобы краска не растекалась по воску и ложилась равномерно, в гуашь добавляют несколько капель жидкого мыла. Иногда следует нанести краску в несколько приёмов – просушить первый слой, затем нанести следующий.
Процарапывание рисунка (СЛАЙД).
Когда тушь (гуашь) высохнет, острым предметом (деревянной зубочисткой, использованным гелевым стержнем) процарапывают рисунок, образуя на чёрном фоне тонкие белые или цветные штрихи. В процессе работы чёрную восковую крошку убирают салфеткой.
4. Предлагаю вам «посетить» виртуальную выставку работ в технике «граттаж» на цветной и белой основе (СЛАЙДЫ).
5. Так как рисунок процарапывается и рабочий инструмент острый, то необходимо соблюдать правила техники безопасности (СЛАЙД):
- стол перед началом работы застелить клеёнкой или газетой;
- приготовить рабочий инструмент;
- не размахивать руками, инструментами во время работы.
Физминутка (релаксация)
- Сядьте поудобнее и закройте глаза… Сделайте три глубоких вдоха и выдоха.
Если ты прислушаешься, то можешь услышать, как морские волны мягко накатываются на берег. Ритм прибоя звучит ровно и успокаивающе. На бескрайней тёмно-синей скатерти моря солнце выткало ослепительно сверкающую дорожку.
Набери всей грудью побольше воздуха и ощути солоноватый запах моря. Морской воздух свежий и немного влажный. Ты слышишь, как кричат чайки, позволяя ветру уносить себя высоко в небо. Временами они парят почти неподвижно, замирая в потоке воздуха.
Ты чувствуешь себя совершенно спокойно и безмятежно. Пусть волны смоют и унесут твои заботы, помогут сделать твой ум ясным…
6. Какую картину вы представили? Кого услышали?
- Что вы знаете об этой птице?
Чайка – живущая по берегам морей, рек, озёр птица с короткими ногами, длинными крыльями и густым оперением.
Сизая чайка водится на побережье и на болотистых участках вблизи озёр, где она устраивает гнёзда. Питается разнообразными кормами – рыбой, наземными насекомыми, мышевидными грызунами, ягодами.
Серебристая чайка – довольно крупная птица. Гнёзда устраивает на береговых скалах. Летом в поисках пищи может летать вдоль рек. На суше чайка иногда разоряет гнёзда, поедая яйца и птенцов насекомоядных птиц. Роется на свалках. В море охотится за мелкой рыбой, часто сопровождает в открытом море промысловые суда (СЛАЙД).
Практическая работа учащихся
1. Выбери место на листе, чтобы изображение чайки было выразительным.
2. Используя шаблон, обведи (процарапай) контуры туловища птицы.
3. Проведи линии туловища, крыльев, лап. Соблюдай пропорции тела.
4. Прорисуй мелкие детали: клюв, перья, крыльев и хвоста, лапы, глаза. Проверь правильность пропорций.
5. Короткими штрихами на светлых деталях сделай более плотную штриховку.
6. Заверши оформление композиции. Добавь детали линию горизонта, солнце или луну, солнечную или лунную дорожку, скалы, волны.
Выставка работ учащихся
Итог урока
- С какой новой техникой вы познакомились?
- Какими необычными инструментами пользовались для выполнения изображения?
- Какие выразительные средства применяются в этой технике?
- Что ещё нового и интересного вы узнали на уроке?
Рефлексия
- Если на уроке вам было интересно и понравилось работать в технике «граттаж», то на листе нарисуйте графическими линиями стаю птиц.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Каждому квадрату соответствует определённая буква. Мысленно расположив квадраты по цветам радуги, и, соединив между собой соответствующие им буквы, вы узнаете слово, которое связано с темой нашего урока. (Графика.)
- Что такое графика? (Вид изобразительного искусства, в котором изображение выполняется обычно карандашом, углём, краской одного цвета.)
- Где в жизни мы встречаемся с графикой, с графическим изображением?
- Назовите основные средства графики, которыми пользуются все художники. (Линия, штрих, пятно.) (СЛАЙД)
2. Почти каждый человек время от времени рисует. Рисунок передаёт состояние души, наше настроение. Но это сложно сделать, имея в распоряжении только один цвет, линии, штрихи и точки.
- Какие можно провести линии? (Прямые, ломаные, плавные, закруглённые...)
- Чем отличаются штрихи от линий? (Штрихи – короткие линии.)
3.Игра «Волшебные линии».
- Предлагаю игру «Волшебные линии». В прямоугольниках с помощью линий, штрихов, пятен изобразите те предметы, которые я называю:
- молния;
- небольшие волны на море;
- лучи солнца;
- туман (в виде пятна);
- северное сияние;
- мрачная туча;
- ёлочка;
- 2 вишенки.
- Вы проявили фантазию и доказали, что наблюдательны и умеете видеть линии в природе.
Работа над новым материалом
1. Сегодня мы познакомимся с новой техникой графического изображения. Она называется «граттаж» (СЛАЙД).
Работа со словарём.
Гратта́ж - (франц. grattage, от gratter — скрести, царапать),способ выполнения рисунка путём процарапывания пером или острым инструментом бумаги или картона, залитых тушью.
2. Рассмотрите работы в технике «граттаж» (СЛАЙД).
- Почему такой способ работы относится к графике?
- Какие выразительные средства применяются в этой технике?
3. Работа в технике «граттаж» проходит в несколько этапов.
2. На лист наносят в любом порядке цветные пятна с помощью восковых мелков.
Закрашивание бумаги (СЛАЙД).
Широкой кистью или губкой наносят на поверхность окрашенного листа слой гуаши или туши. Для того чтобы краска не растекалась по воску и ложилась равномерно, в гуашь добавляют несколько капель жидкого мыла. Иногда следует нанести краску в несколько приёмов – просушить первый слой, затем нанести следующий.
Процарапывание рисунка (СЛАЙД).
Когда тушь (гуашь) высохнет, острым предметом (деревянной зубочисткой, использованным гелевым стержнем) процарапывают рисунок, образуя на чёрном фоне тонкие белые или цветные штрихи. В процессе работы чёрную восковую крошку убирают салфеткой.
4. Предлагаю вам «посетить» виртуальную выставку работ в технике «граттаж» на цветной и белой основе (СЛАЙДЫ).
5. Так как рисунок процарапывается и рабочий инструмент острый, то необходимо соблюдать правила техники безопасности (СЛАЙД):
- стол перед началом работы застелить клеёнкой или газетой;
- приготовить рабочий инструмент;
- не размахивать руками, инструментами во время работы.
Физминутка (релаксация)
- Сядьте поудобнее и закройте глаза… Сделайте три глубоких вдоха и выдоха.
Если ты прислушаешься, то можешь услышать, как морские волны мягко накатываются на берег. Ритм прибоя звучит ровно и успокаивающе. На бескрайней тёмно-синей скатерти моря солнце выткало ослепительно сверкающую дорожку.
Набери всей грудью побольше воздуха и ощути солоноватый запах моря. Морской воздух свежий и немного влажный. Ты слышишь, как кричат чайки, позволяя ветру уносить себя высоко в небо. Временами они парят почти неподвижно, замирая в потоке воздуха.
Ты чувствуешь себя совершенно спокойно и безмятежно. Пусть волны смоют и унесут твои заботы, помогут сделать твой ум ясным…
6. Какую картину вы представили? Кого услышали?
- Что вы знаете об этой птице?
Чайка – живущая по берегам морей, рек, озёр птица с короткими ногами, длинными крыльями и густым оперением.
Сизая чайка водится на побережье и на болотистых участках вблизи озёр, где она устраивает гнёзда. Питается разнообразными кормами – рыбой, наземными насекомыми, мышевидными грызунами, ягодами.
Серебристая чайка – довольно крупная птица. Гнёзда устраивает на береговых скалах. Летом в поисках пищи может летать вдоль рек. На суше чайка иногда разоряет гнёзда, поедая яйца и птенцов насекомоядных птиц. Роется на свалках. В море охотится за мелкой рыбой, часто сопровождает в открытом море промысловые суда (СЛАЙД).
Практическая работа учащихся
Технологическая карта
Граттаж «Чайка»
Последовательность и содержание операций
Эскиз
ИОТ
1. Выбери место на листе, чтобы изображение чайки было выразительным.
2. Используя шаблон, обведи (процарапай) контуры туловища птицы.
Работа с шаблонами.
Приложение
3. Проведи линии туловища, крыльев, лап. Соблюдай пропорции тела.
4. Прорисуй мелкие детали: клюв, перья крыльев и хвоста, лапы, глаза. Проверь правильность пропорций.
5. Короткими штрихами на светлых деталях сделай более плотную штриховку.
6. Заверши оформление композиции. Добавь детали: линию горизонта, солнце или луну, солнечную или лунную дорожку, скалы, волны.
Выставка работ учащихся
Итог урока
- С какой новой техникой вы познакомились?
- Какими необычными инструментами пользовались для выполнения изображения?
- Какие выразительные средства применяются в этой технике?
- Что ещё нового и интересного вы узнали на уроке?
Рефлексия
- Если на уроке вам было интересно и понравилось работать в технике «граттаж», то на листе нарисуйте графическими линиями стаю птиц.