kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Открытый урок по теме "Натюрморт в технике граттаж"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: познакомить учащихся с новой графической техникой.

Задачи:

Образовательные:                                                                                                                         -сформировать у учащихся понятие                                                                                                                        - натюрморт в графическом искусстве.                                                                                                                   -выработать у учеников навыки работы в технике граттаж. 

Развивающие:                                                                                                                                                      -развивать творческий потенциал учащихся через нетрадиционные графические техники.                                      -развивать чувство композиции, восприятие контраста.

Воспитательные:                                                                                                                                                  -воспитывать интерес к графическому искусству, творческому восприятию окружающего мира.                            -воспитывать мотивацию к учебной деятельности.

Оборудование:                                                                                                                                             а) для учителя:  презентация произведений в технике графики,детские работы в технике граттаж,натюрморт – кувшин сфруктами (яблоко, гранат и кусок арбуза)

б) для учащихся: тонированная бумага, покрытая воском, палочка, зубочистка, белый маленький лист для эскиза, карандаш.

Тип урока: урок практической работы;

План урока:                                                                                                                                  1.      Организационная часть (1мин.).                                                                                                      2.      Объяснение нового материала (10 мин.).                                                                                                    3.      Пояснение к практическому заданию(5 мин).                                                                                4.      Практическая работа (25 мин.).                                                                                                                      5.      Физкультминутка(2мин).                                                                                                                              6.      Подведение итогов (2 мин.).

Технологическая карта.

Этапы урока, учебные задачи

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

1.Организационная часть.

Приветствие. Включение учащихся в режим работы.

Настрой на работу.

Подготовка рабочего места.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по теме "Натюрморт в технике граттаж" »















ОТКРЫТЫЙ УРОК

Предмет – Декоративная композиция.

на тему: «Натюрморт в технике граттаж»



Проведен в 3 «в» классе

Преподаватель: Болатбаева Ж.П























Байконур

Класс: 3 «в»

Предмет: Декоративная композиция. Тема урока:«Натюрморт в технике граттаж» Цель урока: познакомить учащихся с новой графической техникой.

Задачи:

Образовательные: -сформировать у учащихся понятие - натюрморт в графическом искусстве. -выработать у учеников навыки работы в технике граттаж.

Развивающие: -развивать творческий потенциал учащихся через нетрадиционные графические техники. -развивать чувство композиции, восприятие контраста.

Воспитательные: -воспитывать интерес к графическому искусству, творческому восприятию окружающего мира. -воспитывать мотивацию к учебной деятельности.

Оборудование: а) для учителя: презентация произведений в технике графики,детские работы в технике граттаж,натюрморт – кувшин сфруктами (яблоко, гранат и кусок арбуза)

б) для учащихся: тонированная бумага, покрытая воском, палочка, зубочистка, белый маленький лист для эскиза, карандаш.

Тип урока: урок практической работы;

План урока: 1.      Организационная часть (1мин.). 2.      Объяснение нового материала (10 мин.). 3. Пояснение к практическому заданию(5 мин). 4.      Практическая работа (25 мин.). 5. Физкультминутка(2мин). 6.   Подведение итогов (2 мин.).







Технологическая карта.

Этапы урока, учебные задачи

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

1.Организационная часть.

Приветствие. Включение учащихся в режим работы.

Настрой на работу.

Подготовка рабочего места.



2. Объяснение нового материала

Вступительная беседа.

Небольшой опрос (3-5 вопросов) по прошлым темам уроков

Показ подготовленной презентации на интерактивной доске

Отвечают на поставленные вопросы,слушают,

смотрят видеоряд.


3.Пояснения к практическому заданию.

Объясняю этапы выполнения нетрадиционной техники граттаж.

Высказывают своё мнение, выводят понятие-граттаж.


4.Практическая работа

Объясняю технику безопасности работы с острыми предметами; активизирую творческую, практическую деятельность;  помогаю, контролируюпривыполнение творческой работы.

Соблюдая технику безопасности,выполняют самостоятельно творческую, практическую работу.


5.Физкультминутка



Показываю пальчиковую гимнастику, которая развивает мускулатуру пальцев рук.

Дети выполняют пальчиковую гимнастику.




6. Подведение итогов 


Опрос (закрепление полученного материала). Предлагаю ученикам оценить свою деятельность.

Активно участвуют в обсуждении работ. Оценивают свою работу.







Ход урока:

  1. Организационная часть.

Приветствие: Здравствуйте, присаживайтесь.

Тема нашего урока:«Натюрморт в технике граттаж».

Проверка готовности детей к уроку, наличия у них необходимого оборудования.

Сообщение цели и задачи урока.

2. Объяснение нового материала

После организационной части обращаю внимание учащихся на постановку натюрморта в классе (кувшин с фруктами), на репродукции и рисунки на доске. Вспоминаем, как называется жанр, изображающий предметы из окружающей нас жизни, как художники рисуют натюрморт. Сегодня  наша тема – натюрморт в графике.

Для более полного понимания будущего образа предлагаю детям вспомнить возможности каждого элемента художественной выразительности графики. Обращаюсь к мысли В. Фаворского: «В графике есть только черное и белое, но есть линии разной толщины, пятна разной формы, переходы одной формы в другую, контрасты влияния, отношения. Все это дает пластичность средствам…»

Спрашиваю, как учащиеся понимают слова великого художника.

Пластичность графических средств – это прежде всего пластичность и, следовательно, выразительность линии.

«А какой характер бывает у линии?»

Показываю образец с линиями разного характера. Спокойная, задумчивая, плавная, резкая, колючая, задиристая и т.д. Прошу нарисовать линии разного характера, определив их характер по музыкальным отрывкам.

Спрашиваю детей: «Чем задается характер линии?» – «Характером образа».

Другим элементом языка графики, как мы выяснили ранее, является пятно.

«Чем оно может быть составлено?А одинаков ли характер у тонального пятна?»

Показываю на образцах разные тональные пятна (с помощью точек, линий, разлитой туши, тяжелые аккорды – глухое пятно; легкие аккорды – прозрачное пятно).

Итак, используя возможности линии и пятна как ведущих средств графической выразительности, художник создает образ, вызывающий у зрителей ощущение тишины, спокойствия, нежности или, напротив, тревоги, шума, напряжения.

Показываю детям компьютерную презентацию произведений художников-графиков. Вместе анализируем графические работы известных художников.






Графика Леонардо да Винчи




Рембрандт Харменсван Рейн



Пабло Пикассо

Российский художник-график: Роман Тыртов (Эрте) (1892-1990)



Французский художник-график: Виктор Вазарели (1906—1997)


Ирландский художник-график: Гарри Андерсон (1889 - 1931)



Сидоркин Евгений Матвеевич (1930-1982), график, народный художник Казахской ССР.


3.Пояснение к практическому заданию.


Сегодня нам предстоит выполнить натюрморт с натуры в технике граттаж.

Граттаж – это царапание поверхности.

Рисунок выделяется путем процарапывания пером или острым инструментом по бумаге или картону, залитых  тушью (чтобы не расплывалась надо немного добавить моющего средства или шампунь, всего несколько капель). Слово произошло от французского gratter - скрести, царапать, поэтому другое название техники — техника царапанья.

Вновь обращаю внимание учащихся на натюрморт, стоящий в классе. И напоминаю о правильной компоновке предметов натюрморта (кувшин, яблоко, гранат и кусок арбуза). Сколько места занимают фрукты. Выясняем, как освещен натюрморт и, как изобразить свет и тень.


4.Практическая работа





1-ый этап:Для работы используем лист форматом А3. Покрываем цветными восковыми мелками цветовыми пятнами, соответственно предметам натюрморта, пятна плавно соединяем, не используем серый, белый,черныйцвета.

2-ой этап: берем черную тушь и черную гуашь, добавляем  немного жидкого мыла или шампунь, чтобы краска не расплывалась.Покрываемзакрашенный лист  широкой кистью или губкой приготовленной гуашью. Ждем, пока лист высохнет – получаем заготовку.



3-ий этап: берем любой острый предмет: зубочистку или перо, ручку с использованным стержнем и процарапываем рисунок по черному фону, согласно натюрморту.(Показываю технику процарапывания).

Штрихи процарапываем по форме предмета, чтобы показать форму предмета. Там где на предмет падает больше света - штрихи наносим ближе друг к другу. Там где меньше света – реже. Так же как при изображении обычного натюрморта, нужно показать свет, тень, полутень, рефлекс, блик.

(Обучая детей этой необычной технике, конечно же, напоминаю о технике безопасности.Детям нужноработать аккуратно, не уколоться самому и не задеть сидящих.Для детей подойдут деревянные или пластмассовые предметы, которые являются не слишком острыми.)

Для удаления стружки туши при работе используется сухая тряпочка. Удобнее работать за мольбертами, тогда тушь, снимаемая палочкой с листа, будет падать вниз на подставку мольберта, не мешая создавать изображение.





И вот оно волшебство! На  черном фоне появляется рисунок из тоненьких цветных или белых штрихов.

 И так творите!

 Возьмите в  руки, зубочистку

И лист бумаги непростой,

И словно фокусник - царапкой

Рисунок вы создайте  свой.

Здесь равнодушием не пахнет,

Простор для творчества такой,

Что иногда не веришь даже,

Что это сделано тобой.





1–ый этап 2-ой этап



3-ий этап

































Вот такой примерно натюрморт у вас должен получиться.



5. Физкультминутка

Работа в технике «Граттаж» требует больших усилий, поэтому, регулярно перед рисованием провожу пальчиковую гимнастику, которая развивает мелкую мускулатуру пальцев рук.





    

6. Подведение итогов

В конце урока делаем просмотр творческих работ, подводим итоги, выявляем недочеты и ошибки в работах.

Задаю детям несколько вопросов:

Что нового и интересного вы узнали на уроке?

С какой новой графической техникой вы познакомились?

Какими необычными инструментами пользовались в этой технике?

Молодцы, ребята, хорошо поработали, надеюсь, вам понравилось. Можете в этой технике изобразить цветы и подарить маме.

Давайте за собой приберем.



















Литература

1. Фаворский В. О графике как основе книжного искусства [Электронный ресурс] Режим доступа : mgup.bekreneva.com/favorskiy1.htm Дата обращения : 14.10.2014.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Открытый урок по теме "Натюрморт в технике граттаж"

Автор: Болатбаева Жумакул Пермахановна

Дата: 05.10.2015

Номер свидетельства: 236449

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(247) "Разработка открытого урока  по изобразительному искусству в 6 классе на тему: «Натюрморт  в графике» (выполненный в технике «граттаж»). "
    ["seo_title"] => string(138) "razrabotka-otkrytogho-uroka-po-izobrazitiel-nomu-iskusstvu-v-6-klassie-na-tiemu-natiurmort-v-ghrafikie-vypolniennyi-v-tiekhnikie-ghrattazh"
    ["file_id"] => string(6) "139073"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417635072"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства