Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по рисованию на тему "Натюрморт"»
Донская средняя школа
Енбекшильдерский район
Учитель: Садвакасов Марат X
Урок рисования в 6 классе
графическая работа
Тема: Натюрморт
Цель урока. Ознакомить учащихся с линейным изображением натюрморта, как
определить композиционное расположение всей группы объектов, и их конст-
руктивного строения, характера формы.
Оборудование урока. Необходимые материалы.
А. Для учителя. Наглядные пособия, натюрморта в последовательном виде изо-
бражения. Сам натюрморт, состоящий из предметов быта: поднос, кесе, драпи-
ровка желтого цвета.
Б. Для учащихся: Альбом для рисования, карандаш ТМ, ластик.
Организационный момент.
Ход урока.
Кто скажет что находится перед вами?
И как вы думаете какая тема нашего урока?
«Натюрморт» Прежде чем начну я объяснять построение, хочу напомнить вам
что слово натюрморт в переводе с французского означает
«Мертвая натура». Такое название получил один из жанров изобразительного
искусства.
Скажите мне, пожалуйста, почему этот жанр получил такое название?
В произведениях этого жанра изображаются окружающие человека: предме-
ты быта, снедь, цветы, плоды и т.п.
Возник этот жанр в XVII веке в Голландии и Испании.
А теперь перейдем непосредственно к нашему натюрморту. Наш натюрморт
состоит из 2-х предметов, не включая драпировки. Здесь вы видите поднос кесе
посуда из которого пьют чай. О чем говорит наш натюрморт?
О домашней обстановке, которую мы привыкли видеть на столе. Это можно
отнести к тематическому типу натюрморта.
А теперь перейдем к практической части: БУДЕМ УЧИТЬСЯ РИСОВАТЬ.
Первым делом художник что должен делать? Он должен правильно расположить
лист бумаги горизонтально или вертикально в зависимости от расположения
предметов в натюрморте.
В данном случае мы расположим лист горизонтально.
Почему? Потому что предметы здесь расположены больше в ширину, чем в высоту. Вот мы это решили.
Теперь задача стоит в том, как нам правильно скомпоновать. Что такое скомпоновать? Компоновать - составлять целое из отдельных частей. То есть нам нужно расположить все предметы так, чтобы они не оказались на листе совсем маленькими или совсем большими, чтобы они ни вправо ни влево не сгруппировались, а были расположены по центру формата.
Нужно сделать так, чтобы лист был занят полностью и все предметы вместились.
Для этого нужно провести карандашом рамку на бумаге, сделать примерный набросок.
Карандаш держите свободно не надавливая на бумагу, тонкими линиями чтобы легче было исправить ошибку стереть резинкой.
Смотрите на эту работу показано начало, есть примерный набросок. А теперь начнем искать пропорцию этих предметов.
«пропорция» - в переводе с латинского означает «соотношение», «соразмерность», то есть соотношение величин отдельных элементов друг другу. Например мы сейчас проводим круг - изображая поднос как круглый арбуз. Теперь мы должны найти соотношение рядом стоящей чашки к подносу, какая разница между ними в величине но как это нужно сделать?
С помощью визирования карандашом. С места, на вытянутую руку, карандашом мы измеряем высоту чашки. И эту найденную высоту тут же считаем, во сколько раз вмещается в размер подноса. Оказывается, чашка в 4 с половиной раза меньше подноса. Значит, мы должн
ы
сейчас разделить поднос в четыре с половиной раза, и одна из них будет высота нашей чашки. Вот мы и нашли пропорцию между подносом и чашкой.
Ну а теперь перейдем к построению.
Вначале художник должен определить для
себя всегда.
Линию горизонта. Что это такое? Это линия
находится на уровне глаза. Вы все сидите, выпрямились, а теперь вы должны взять карандаш и в горизонтальном положении держать точно перед глазами. Вот так вот показываю. Теперь вы смотрите через карандаш на натюрморт, где находится карандаш, над натюрмортом или под натюрмортом, это и будет линией горизонта. Мы у себя на работе проводим тонкую линию горизонта. В данное время уровень нашего глаза находится выше натюрморта. Исходя из это, мы будем строить натюрморт. Поднос нам виден абсолютно круглым хотя он чуть, чуть овальный не заметно нашему глазу. Как правильно добиться круга? Нужно привести прямую линию посередине круга, разделить ее пополам, найти середину, и только потом, измеряя все стороны от середины строим правильный круг. Вы видите, что, у тарелки есть дно, а это еще один круг внутри. Тоже самое измеряете и проводите круг, измеряя все стороны. После того как мы нашли круг, теперь нам нужно построить. Ориентируемся линией горизонта.
Вначале проведем прямую линию посередине вертикально мы должны найти пропорцию верхней части с днем чашки? Опять же визированием, ищем соотношение. Дно во сколько раз вмещается в верхнюю часть, в два раза вмешается дно. Значит, дно в два раза меньше верхней части. Так и отмечаем и соединяем прямыми линиями. Вот и нашли
соотношение, то есть пропорцию кесе. А теперь смотрим кесе имеет круглую форму. Но мы видим овал, вытянутый круг, потому что мы видим чуть выше этого предмета. Если бы мы стояли возле этой посуды, мы бы видели полностью круглое дно, и поверхность этой посуды, тоже круглая. В зависимости от линии горизонта мы и видим изменение окружности. Рисуете овал вот так во и теперь поправляете форму кесе, чтобы соответствовало натуре, натурой у нас является кесе, повторяете все за мной.
Делаете это аккуратно не нажимая на карандаш, потому что мы будем исправлять линии невидимые. Оставляем только видимую. После, как мы уже построили эти два предмета, можем сделать и набросок драпировки. Показываем крупные складки, которые перекрывают часть натуры. Драпировкой является материал, который заполняет пространство, свободное место в натюрморте.
На этом построение у нас закончилось, можете линии, которые мешают стереть, оставить только нужные, это все видимые нам части.
На следующем уроке рисования начнем изучать свет, тень. Будем придавать объемность форме предметов.
Домашнее задание, принести на следующий урок эту работу, и еще несколько карандашей, твердый мягкий, мягкий в 2 раза, резинку, точилку. А теперь давайте оставшееся время до звонка выставим в классе все свои рисунки, обсудим их и оценим сегодняшнюю нашу работу.