План-конспект урока на тему "Фроттаж-монохромная техника рисования для создания текстурного рисунка"
План-конспект урока на тему "Фроттаж-монохромная техника рисования для создания текстурного рисунка"
План-конспект
открытого урока в 5 классе по ИЗО на тему:
Фроттаж - монохромная техника для создания текстурного рисунка.
Цель: освоить монохромную технику для создания текстурного рисунка фроттаж.
Тип занятия: комбинированный.
Задача урока:
а) обучающая: закрепление знаний и получение новых навыков рисования натюрморта
б) развивающая: развитие навыков рисования графитным карандашом, углем, сангиной
в) воспитывающая: развитие интереса к предмету.
Оборудование: мультимедийное устройство, диск №1 «Работы выполненные графическими материалами», шаблоны рабочего натюрморта, демонстрационная работа в этой технике, таблица «Виды штрихов»
Материалы: карандаш М, 2М, 6М; графитная палочка, сангина, уголь, лист формата А3, тонкая бумага, различные текстуры (обертка с воздушными пузырями, сетка., текстурные обои, и т. д.), ножницы, клеющий карандаш.
Источник информации:
Хейзл Гаррисон « Рисунок и живопись. Материалы, техника, методы»
Ход урока: Организационный момент.
-Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас урок рисунка на тему «Фроттаж - новые возможности в создании рисунка». Мы будем выполнять текстурный рисунок натюрморта в технике «Фроттаж». Давайте посмотрим работы выполненные в этой технике.
Исторические факты: -Художественная деятельность человека насчитывает около 20000 лет. В те далекие времена люди рисовали на стенах пещер животных, вкладывая в эти рисунки магический смысл. А бумага, на которой мы любим рисовать была изобретена в Китае в 105 г. нашей эры.
-Вот перед нами лежат карандаш и лист бумаги, это все что нужно для создания рисунка.
-Поскольку возможности карандаша очень разнообразны, он позволяет каждому художнику выработать свой собственный «почерк». Существует так много способов использования карандаша, что нельзя говорить о какой-либо технике или о сочетании техник как единственно пригодном методе работы с этим материалом.
-Ребята, по какому свойству мы можем выделить карандаши в группы?
-Правильно, твердость (мягкость).
-Способ использования карандаша в первую очередь зависит от степени его твердости и от объекта, который вы хотите нарисовать. Например, карандаш ТМ дает легкие, тонкие линии, поэтому он не подходит для размашистых, широких штрихов, в том числе для теней и методики растирания.
-Выполним небольшое упражнение.
Упражнение 1
Карандашом ТМ провести различные по толщине и нажиму на карандаш линии, пятна с растиранием.
-Делаем вывод, что карандаш ТМ - относительно твердый и будет хорош для рисования таких объектов, как цветы, тонкие линии и области мягких тонов можно строить легкими тенями или штриховкой.
-Мягкие карандаши-2М, 4М, 6М, 8М - могут создать густые темные области,
-Теперь рядом на листе проведем мягкими карандашами различные линии и пятна с растиранием.
-Выполнив упражнение, мы понимаем, что эти карандаши больше всего подходят для такой работы, где линии играют вспомогательную роль. Они идеальны для передачи тональных эффектов, например, света и тени в пейзаже, или для моделировки форм.
Знакомство с новым графическим материалом.
-У меня есть еще вот такие мелки-палочки. Называются они уголь, черного цвета и сангина. Она имеет красно-коричневый цвет, потому что изготавливают ее из натуральных землистых пигментов. Попробуем порисовать.
Упражнение 2.
Сангиной и углем проводим линии и пятна с растиранием.
-Теперь мы можем сравнить, что рисование мягким карандашом (6М) очень похоже на рисование углем или сангиной. -Мы убедились, что сангиной и углем легко передавать тональные переходы.
-Ребята, вам понравилось рисовать сангиной? Правда, это очень интересно.
-Давайте посмотрим работы художников, выполненные карандашом и другими мягкими материалами
-Ребята, вы заметили, что за счет линии, пятна можно по-разному воспринимать и передавать красоту предмета, можно выражать чувства, эмоциональное настроение. Линией мы можем мыслить и конструировать форму предмета, пятно может передавать фактуру и объем.
Объяснение нового материала. Вернемся к нашему натюрморту.
-Иначе это выглядит , как коллаж разнообразных текстур. Что такое текстура? Текстура это всего лишь картинка некой однородной поверхности. Например: дерево, камень(асфальт), рифленая бумага, песок и т.д. Что бы создать такой натюрморт, надо собрать как можно больше разнообразных текстур, выполненных на бумаге.
-Термин «фроттаж» происходит от французского глагола frotter , что в переводе обозначает «натирать». Этот метод знаком любому, кто видел, как на бумагу переводятся монетки.
-Как это сделать? Лист бумаги кладется на рельефную поверхность или на гравированный рисунок, а затем бумагу трут мягким карандашом (на выбор; сангина или уголь). Этот метод часто используется для создания узорчатых или текстурированных областей на рисунке. Например, узор дерева, взятый с грубого куска древесины, можно ввести в натюрморт.
-Я вам покажу как это делать.
Демонстрация работы по создании текстуры.
-Ребята, для четкого изображения нам потребуется на выбор: мягкий карандаш, уголь, сангина и тонкая бумага. Каким материалом рисовать, вы можете выбрать сами. -Шаблон рабочего натюрморта я для вас подготовила.
Каждый ученик получает шаблон натюрморта
Практическая часть.
- Приступаем к работе.
Первое что надо сделать, это собрать различные текстуры с разных поверхностей. У нас есть упаковочная обертка, обложка для книг, фактурные обои, соломенный коврик, фанерка, сетка. Что еще?.
Дети предлагают свои варианты.
Ребята создают на тонкой бумаге текстуры.
-Для натюрморта, нарисованного на листе подберем текстуры к целым и к отдельным частям предметов. Спланируем композицию с указанием тех мест, где должны располагаться темные и светлые тона.
Далее нам нужно скалькировать рисунок. Каждую деталь натюрморта (часть предмета) мы переносим на заднюю сторону выбранного нами текстурного листа. Вырезаем детали.
Демонстрация этапа работы
Вот первый элемент вырезан. На рабочий лист прикладываем его. И так далее, вырезаем все части натюрморта. Передвигаем кусочки коллажа, стараясь расположить их получше перед тем как приклеить на место
Ребята, вы как художники, сами можете изменять, смещать в рисунке детали, позволяя коллажу развиваться независима от рабочего рисунка..
Работу надо делать аккуратно, стараясь не размазать рисунок выполненный углем, сангиной.
Самостоятельная работа. В процессе работы направляю деятельность учащихся, по мере необходимости помогаю детям в изготовлении текстуры, составлении натюрморта. Обратить внимание детей на осторожное обращение с ножницами.
Задача нашего урока выполнена. Каждый из вас создал неповторимый рисунок в технике «фроттаж».
Анализ работ.
Давайте устроим небольшой просмотр ваших работ. Я считаю , что все с заданием справились. Каждая работа заслуживает похвалы и оценки,
Итог урока. Мы научились создавать рисунок в новой технике «фроттаж»
-Урок окончен. Спасибо за работу. До свидание.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Цель: освоить монохромную технику для создания текстурного рисунка фроттаж.
Типзанятия: комбинированный.
Время:3 академических часа
Задачаурока:
а) обучающая: закрепление знаний и получение новых навыков рисования натюрморта
б) развивающая: развитие навыков рисования графитным карандашом, углем, сангиной
в) воспитывающая: развитие интереса к предмету.
Оборудование: мультимедийное устройство, диск №1 «Работы выполненные графическими материалами», шаблоны рабочего натюрморта, демонстрационная работа в этой технике, таблица «Виды штрихов»
Материалы: карандаш М, 2М, 6М; графитная палочка, сангина, уголь, лист формата А3, тонкая бумага, различные текстуры (обертка с воздушными пузырями, сетка., текстурные обои, и т. д.), ножницы, клеющий карандаш.
Структураурока.
Организационный момент — 2 мин.
Сообщение темы - 3 мин
Объяснение — 5 мин.
Практическая работа — 30 мин.
Анализ работы - 3 мин.
Подведение итогов — 2 мин.
Источник информации:
Хейзл Гаррисон « Рисунок и живопись. Материалы, техника, методы»
Ходурока:
Организационный момент.
-Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас урок рисунка на тему «Фроттаж - новые возможности в создании рисунка». Мы будем выполнять текстурный рисунок натюрморта в технике «Фроттаж». Давайте посмотрим работы выполненные в этой технике.
Демонстрируется законченная работа (фото 0а, 0б, 0в).
Исторические факты:
-Художественная деятельность человека насчитывает около 20000 лет. В те далекие времена люди рисовали на стенах пещер животных, вкладывая в эти рисунки магический смысл. А бумага, на которой мы любим рисовать была изобретена в Китае в 105 г. нашей эры.
-Вот перед нами лежат карандаш и лист бумаги, это все что нужно для создания рисунка.
-Поскольку возможности карандаша очень разнообразны, он позволяет каждому художнику выработать свой собственный «почерк». Существует так много способов использования карандаша, что нельзя говорить о какой-либо технике или о сочетании техник как единственно пригодном методе работы с этим материалом.
-Ребята, по какому свойству мы можем выделить карандаши в группы?
-Правильно, твердость (мягкость).
-Способ использования карандаша в первую очередь зависит от степени его твердости и от объекта, который вы хотите нарисовать. Например, карандаш ТМ дает легкие, тонкие линии, поэтому он не подходит для размашистых, широких штрихов, в том числе для теней и методики растирания.
-Выполним небольшое упражнение.
Упражнение 1(фото упр. 1).
Карандашом ТМ провести различные по толщине и нажиму на карандаш линии, пятна с растиранием.
-Делаем вывод, что карандаш ТМ - относительно твердый и будет хорош для рисования таких объектов, как цветы, тонкие линии и области мягких тонов можно строить легкими тенями или штриховкой.
-Мягкие карандаши-2М, 4М, 6М, 8М - могут создать густые темные области,
-Теперь рядом на листе проведем мягкими карандашами различные линии и пятна с растиранием.
-Выполнив упражнение, мы понимаем, что эти карандаши больше всего подходят для такой работы, где линии играют вспомогательную роль. Они идеальны для передачи тональных эффектов, например, света и тени в пейзаже, или для моделировки форм.
Знакомствосновым графическим материалом.
-У меня есть еще вот такие мелки-палочки. Называются они уголь, черного цвета и сангина. Она имеет красно-коричневый цвет, потому что изготавливают ее из натуральных землистых пигментов. Попробуем порисовать.
Упражнение 2. (фото упр. 2)
Сангиной и углем проводим линии и пятна с растиранием.
-Теперь мы можем сравнить, что рисование мягким карандашом (6М) очень похоже на рисование углем или сангиной.
-Мы убедились, что сангиной и углем легко передавать тональные переходы.
-Ребята, вам понравилось рисовать сангиной? Правда, это очень интересно.
-Давайте посмотрим работы художников, выполненные карандашом и другими мягкими материалами
-Ребята, вы заметили, что за счет линии, пятна можно по-разному воспринимать и передавать красоту предмета, можно выражать чувства, эмоциональное настроение. Линией мы можем мыслить и конструировать форму предмета, пятно может передавать фактуру и объем.
Объяснение нового материала. Вернемся к нашему натюрморту.
-Иначе это выглядит , как коллаж разнообразных текстур. Что такое текстура? Текстура это всего лишь картинка некой однородной поверхности. Например: дерево, камень(асфальт), рифленая бумага, песок и т.д. Что бы создать такой натюрморт, надо собрать как можно больше разнообразных текстур, выполненных на бумаге.
-Термин «фроттаж» происходит от французского глагола frotter , что в переводе обозначает «натирать». Этот метод знаком любому, кто видел, как на бумагу переводятся монетки.
-Как это сделать? Лист бумаги кладется на рельефную поверхность или на гравированный рисунок, а затем бумагу трут мягким карандашом (на выбор; сангина или уголь). Этот метод часто используется для создания узорчатых или текстурированных областей на рисунке. Например, узор дерева, взятый с грубого куска древесины, можно ввести в натюрморт.
-Я вам покажу как это делать.
Демонстрация работы по создании текстуры. (фото 2).
-Ребята, для четкого изображения нам потребуется на выбор: мягкий карандаш, уголь, сангина и тонкая бумага. Каким материалом рисовать, вы можете выбрать сами.
-Шаблон рабочего натюрморта я для вас подготовила.
Каждый ученик получает шаблон натюрморта (фото 1а,1б)
Практическая часть.
- Приступаем к работе.
Первое что надо сделать, это собрать различные текстуры с разных поверхностей. У нас есть упаковочная обертка, обложка для книг, фактурные обои, соломенный коврик, фанерка, сетка. Что еще?.
Дети предлагают свои варианты.
Ребята создают на тонкой бумаге текстуры (фото 2а,2б,2в, 2г).
-Для натюрморта, нарисованного на листе подберем текстуры к целым и к отдельным частям предметов. Спланируем композицию с указанием тех мест, где должны располагаться темные и светлые тона.
Далее нам нужно скалькировать рисунок. Каждую деталь натюрморта (часть предмета) мы переносим на заднюю сторону выбранного нами текстурного листа. Вырезаем детали.
Демонстрация этапа работы (фото3а. 3б).
Вот первый элемент вырезан. На рабочий лист прикладываем его. И так далее, вырезаем все части натюрморта. Передвигаем кусочки коллажа, стараясь расположить их получше перед тем как приклеить на место (фото 4а,4б,4в).
Ребята, вы как художники, сами можете изменять, смещать в рисунке детали, позволяя коллажу развиваться независима от рабочего рисунка..
Работу надо делать аккуратно, стараясь не размазать рисунок выполненный углем, сангиной.
Самостоятельная работа. В процессе работы направляю деятельность учащихся, по мере необходимости помогаю детям в изготовлении текстуры, составлении натюрморта. Обратить внимание детей на осторожное обращение с ножницами.
Задача нашего урока выполнена. Каждый из вас создал неповторимый рисунок в технике «фроттаж».
Анализ работ.
Давайте устроим небольшой просмотр ваших работ. Я считаю , что все с заданием справились. Каждая работа заслуживает похвалы и оценки(фото 5а, 5б, 5в, 5г, 5д, 5е, 5з, 5ж).
Итог урока. Мы научились создавать рисунок в новой технике «фроттаж»