kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

План-конспект урока на тему "Фроттаж-монохромная техника рисования для создания текстурного рисунка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

План-конспект

открытого урока в 5 классе по ИЗО  на тему:

Фроттаж - монохромная техника для создания текстурного  рисунка.

Цель: освоить монохромную технику для создания текстурного рисунка фроттаж.

Тип занятия: комбинированный.

Задача урока:

            а) обучающая: закрепление  знаний и получение  новых навыков рисования  натюрморта

           б) развивающая: развитие навыков рисования графитным карандашом, углем,     сангиной

           в) воспитывающая: развитие  интереса к предмету.

Оборудование:   мультимедийное устройство, диск №1 «Работы выполненные графическими материалами», шаблоны рабочего натюрморта, демонстрационная работа в этой технике, таблица «Виды штрихов»

Материалы:   карандаш М, 2М, 6М; графитная палочка, сангина, уголь, лист формата А3, тонкая бумага, различные текстуры (обертка с воздушными пузырями, сетка., текстурные обои,  и т. д.), ножницы, клеющий карандаш.

Источник информации:
Хейзл Гаррисон « Рисунок и живопись. Материалы, техника, методы»

Ход урока:  Организационный момент.

-Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас урок рисунка на тему «Фроттаж - новые возможности в создании рисунка».   Мы будем выполнять текстурный рисунок натюрморта в технике «Фроттаж». Давайте посмотрим работы выполненные в этой технике.

Исторические факты: -Художественная деятельность человека насчитывает около 20000 лет. В те далекие времена люди рисовали на стенах пещер животных, вкладывая в эти рисунки магический смысл. А  бумага, на которой мы любим рисовать была изобретена в Китае в 105 г. нашей эры.

-Вот перед нами лежат карандаш и лист бумаги, это все что нужно для создания рисунка.

-Поскольку возможности карандаша очень разнообразны, он позволяет каждому художнику выработать свой собственный  «почерк».  Существует  так много  способов использования карандаша, что нельзя говорить  о какой-либо технике или о сочетании техник как единственно пригодном методе работы с этим материалом.

-Ребята, по какому свойству мы можем выделить карандаши в группы?

-Правильно, твердость (мягкость).

-Способ использования карандаша в первую очередь зависит от степени его твердости и от объекта, который вы хотите нарисовать. Например, карандаш ТМ дает легкие, тонкие линии, поэтому он не подходит для размашистых, широких штрихов, в том числе для теней и методики растирания.

-Выполним небольшое упражнение.

Упражнение 1

 Карандашом ТМ провести различные по толщине и нажиму на карандаш линии, пятна с растиранием.

-Делаем вывод, что карандаш ТМ - относительно твердый  и будет хорош для рисования таких объектов, как цветы, тонкие линии и области мягких тонов можно строить легкими тенями или штриховкой.

-Мягкие карандаши-2М, 4М, 6М, 8М - могут создать густые темные области,

-Теперь рядом на листе проведем мягкими карандашами  различные линии и пятна с растиранием.

-Выполнив упражнение, мы понимаем, что эти карандаши больше всего подходят для такой работы, где линии играют вспомогательную роль. Они идеальны для передачи тональных эффектов, например, света и тени в пейзаже, или для моделировки форм.

Знакомство с новым графическим материалом.

-У меня есть еще вот такие мелки-палочки. Называются они уголь, черного цвета и сангина. Она имеет красно-коричневый цвет, потому что  изготавливают ее из натуральных землистых пигментов.  Попробуем  порисовать.

Упражнение 2.

Сангиной и углем проводим линии и пятна с растиранием.

-Теперь мы можем сравнить, что рисование мягким карандашом (6М) очень похоже на рисование углем или сангиной.  -Мы убедились, что сангиной и углем легко передавать тональные переходы.

-Ребята, вам понравилось рисовать сангиной? Правда, это очень интересно.

-Давайте посмотрим работы художников, выполненные  карандашом и другими мягкими материалами 

Видеоряд  репродукции «Работы выполненные графическими  материалами».

-Ребята, вы заметили, что за счет линии, пятна можно по-разному воспринимать и передавать красоту предмета, можно выражать  чувства, эмоциональное настроение.  Линией мы можем мыслить и конструировать форму предмета, пятно может передавать фактуру и объем.

Объяснение нового материала. Вернемся к нашему натюрморту.

 -Иначе это выглядит , как коллаж разнообразных текстур. Что такое текстура? Текстура это всего лишь картинка некой однородной поверхности. Например: дерево, камень(асфальт), рифленая бумага, песок и т.д. Что бы создать такой натюрморт, надо собрать как можно больше разнообразных текстур, выполненных на бумаге.

-Термин «фроттаж» происходит от французского глагола frotter , что в переводе обозначает «натирать». Этот метод знаком любому, кто видел, как на бумагу переводятся монетки.

-Как это сделать? Лист бумаги кладется на рельефную поверхность или на гравированный рисунок, а затем бумагу трут мягким карандашом (на выбор; сангина или уголь). Этот метод часто используется для создания узорчатых или текстурированных областей на рисунке. Например, узор дерева, взятый с грубого куска древесины, можно ввести  в натюрморт.

-Я вам покажу как это делать.

Демонстрация  работы по создании текстуры.

-Ребята, для четкого изображения нам потребуется на выбор: мягкий карандаш, уголь, сангина  и тонкая бумага. Каким материалом рисовать, вы можете выбрать сами. -Шаблон рабочего натюрморта я для вас подготовила.

Каждый ученик получает шаблон натюрморта

Практическая часть.

      -  Приступаем к работе.

Первое что надо сделать, это собрать различные текстуры с разных поверхностей. У нас есть упаковочная обертка, обложка для книг, фактурные обои, соломенный коврик,  фанерка, сетка. Что еще?. 

Дети предлагают свои варианты.

Ребята создают на тонкой бумаге текстуры.

-Для натюрморта, нарисованного на листе подберем текстуры к целым и  к отдельным частям предметов.  Спланируем композицию с указанием тех мест, где должны располагаться темные и светлые тона.

  • Далее нам нужно скалькировать рисунок. Каждую деталь натюрморта (часть предмета) мы переносим на заднюю сторону  выбранного нами текстурного листа. Вырезаем детали.

Демонстрация этапа работы

  • Вот первый элемент вырезан. На рабочий лист прикладываем его. И так далее, вырезаем все части натюрморта.  Передвигаем кусочки коллажа, стараясь расположить их получше перед тем как приклеить на место
  • Ребята, вы как художники, сами можете изменять, смещать в рисунке детали, позволяя коллажу развиваться независима от рабочего рисунка..
  • Работу надо делать аккуратно, стараясь не размазать рисунок выполненный углем, сангиной.

Самостоятельная работа. В процессе работы направляю деятельность учащихся, по мере необходимости помогаю детям в изготовлении текстуры, составлении натюрморта. Обратить внимание детей на осторожное обращение с ножницами.  

  • Задача нашего урока выполнена. Каждый из вас создал неповторимый рисунок в технике «фроттаж».

Анализ работ.

  • Давайте устроим небольшой просмотр ваших работ. Я считаю , что все с заданием справились. Каждая работа заслуживает похвалы и оценки,

Итог урока. Мы научились создавать рисунок в новой технике «фроттаж»

-Урок окончен. Спасибо за работу. До свидание.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока на тему "Фроттаж-монохромная техника рисования для создания текстурного рисунка" »


План-конспект открытого урока

«Фроттаж - монохромная техника для создания текстурного рисунка»




Преподаватель

Ермакова Марина Алексеевна





План-конспект

открытого урока в 5 классе по ИЗО на тему:

Фроттаж - монохромная техника для создания текстурного рисунка.


Цель: освоить монохромную технику для создания текстурного рисунка фроттаж.

Тип занятия: комбинированный.

Время: 3 академических часа

Задача урока:

а) обучающая: закрепление знаний и получение новых навыков рисования натюрморта

б) развивающая: развитие навыков рисования графитным карандашом, углем, сангиной

в) воспитывающая: развитие интереса к предмету.


Оборудование: мультимедийное устройство, диск №1 «Работы выполненные графическими материалами», шаблоны рабочего натюрморта, демонстрационная работа в этой технике, таблица «Виды штрихов»

Материалы: карандаш М, 2М, 6М; графитная палочка, сангина, уголь, лист формата А3, тонкая бумага, различные текстуры (обертка с воздушными пузырями, сетка., текстурные обои, и т. д.), ножницы, клеющий карандаш.

Структура урока.

Организационный момент — 2 мин.

Сообщение темы - 3 мин

Объяснение — 5 мин.

Практическая работа — 30 мин.

Анализ работы - 3 мин.

Подведение итогов — 2 мин.

Источник информации:

Хейзл Гаррисон « Рисунок и живопись. Материалы, техника, методы»


Ход урока:

Организационный момент.

-Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас урок рисунка на тему «Фроттаж - новые возможности в создании рисунка». Мы будем выполнять текстурный рисунок натюрморта в технике «Фроттаж». Давайте посмотрим работы выполненные в этой технике.

Демонстрируется законченная работа (фото 0а, 0б, 0в).

Исторические факты:

-Художественная деятельность человека насчитывает около 20000 лет. В те далекие времена люди рисовали на стенах пещер животных, вкладывая в эти рисунки магический смысл. А бумага, на которой мы любим рисовать была изобретена в Китае в 105 г. нашей эры.

-Вот перед нами лежат карандаш и лист бумаги, это все что нужно для создания рисунка.

-Поскольку возможности карандаша очень разнообразны, он позволяет каждому художнику выработать свой собственный «почерк». Существует так много способов использования карандаша, что нельзя говорить о какой-либо технике или о сочетании техник как единственно пригодном методе работы с этим материалом.

-Ребята, по какому свойству мы можем выделить карандаши в группы?

-Правильно, твердость (мягкость).

-Способ использования карандаша в первую очередь зависит от степени его твердости и от объекта, который вы хотите нарисовать. Например, карандаш ТМ дает легкие, тонкие линии, поэтому он не подходит для размашистых, широких штрихов, в том числе для теней и методики растирания.

-Выполним небольшое упражнение.

Упражнение 1(фото упр. 1).

Карандашом ТМ провести различные по толщине и нажиму на карандаш линии, пятна с растиранием.

-Делаем вывод, что карандаш ТМ - относительно твердый и будет хорош для рисования таких объектов, как цветы, тонкие линии и области мягких тонов можно строить легкими тенями или штриховкой.

-Мягкие карандаши-2М, 4М, 6М, 8М - могут создать густые темные области,

-Теперь рядом на листе проведем мягкими карандашами различные линии и пятна с растиранием.

-Выполнив упражнение, мы понимаем, что эти карандаши больше всего подходят для такой работы, где линии играют вспомогательную роль. Они идеальны для передачи тональных эффектов, например, света и тени в пейзаже, или для моделировки форм.

Знакомство с новым графическим материалом.

-У меня есть еще вот такие мелки-палочки. Называются они уголь, черного цвета и сангина. Она имеет красно-коричневый цвет, потому что изготавливают ее из натуральных землистых пигментов. Попробуем порисовать.

Упражнение 2. (фото упр. 2)

Сангиной и углем проводим линии и пятна с растиранием.

-Теперь мы можем сравнить, что рисование мягким карандашом (6М) очень похоже на рисование углем или сангиной.

-Мы убедились, что сангиной и углем легко передавать тональные переходы.

-Ребята, вам понравилось рисовать сангиной? Правда, это очень интересно.

-Давайте посмотрим работы художников, выполненные карандашом и другими мягкими материалами

Видеоряд репродукции «Работы выполненные графическими материалами».

-Ребята, вы заметили, что за счет линии, пятна можно по-разному воспринимать и передавать красоту предмета, можно выражать чувства, эмоциональное настроение. Линией мы можем мыслить и конструировать форму предмета, пятно может передавать фактуру и объем.

Объяснение нового материала. Вернемся к нашему натюрморту.

-Иначе это выглядит , как коллаж разнообразных текстур. Что такое текстура? Текстура это всего лишь картинка некой однородной поверхности. Например: дерево, камень(асфальт), рифленая бумага, песок и т.д. Что бы создать такой натюрморт, надо собрать как можно больше разнообразных текстур, выполненных на бумаге.

-Термин «фроттаж» происходит от французского глагола frotter , что в переводе обозначает «натирать». Этот метод знаком любому, кто видел, как на бумагу переводятся монетки.

-Как это сделать? Лист бумаги кладется на рельефную поверхность или на гравированный рисунок, а затем бумагу трут мягким карандашом (на выбор; сангина или уголь). Этот метод часто используется для создания узорчатых или текстурированных областей на рисунке. Например, узор дерева, взятый с грубого куска древесины, можно ввести в натюрморт.


-Я вам покажу как это делать.

Демонстрация работы по создании текстуры. (фото 2).

-Ребята, для четкого изображения нам потребуется на выбор: мягкий карандаш, уголь, сангина и тонкая бумага. Каким материалом рисовать, вы можете выбрать сами.

-Шаблон рабочего натюрморта я для вас подготовила.

Каждый ученик получает шаблон натюрморта (фото 1а,1б)

Практическая часть.

- Приступаем к работе.

Первое что надо сделать, это собрать различные текстуры с разных поверхностей. У нас есть упаковочная обертка, обложка для книг, фактурные обои, соломенный коврик, фанерка, сетка. Что еще?.

Дети предлагают свои варианты.


Ребята создают на тонкой бумаге текстуры (фото 2а,2б,2в, 2г).

-Для натюрморта, нарисованного на листе подберем текстуры к целым и к отдельным частям предметов. Спланируем композицию с указанием тех мест, где должны располагаться темные и светлые тона.

  • Далее нам нужно скалькировать рисунок. Каждую деталь натюрморта (часть предмета) мы переносим на заднюю сторону выбранного нами текстурного листа. Вырезаем детали.

Демонстрация этапа работы (фото3а. 3б).

  • Вот первый элемент вырезан. На рабочий лист прикладываем его. И так далее, вырезаем все части натюрморта. Передвигаем кусочки коллажа, стараясь расположить их получше перед тем как приклеить на место (фото 4а,4б,4в).

  • Ребята, вы как художники, сами можете изменять, смещать в рисунке детали, позволяя коллажу развиваться независима от рабочего рисунка..

  • Работу надо делать аккуратно, стараясь не размазать рисунок выполненный углем, сангиной.

Самостоятельная работа. В процессе работы направляю деятельность учащихся, по мере необходимости помогаю детям в изготовлении текстуры, составлении натюрморта. Обратить внимание детей на осторожное обращение с ножницами.

  • Задача нашего урока выполнена. Каждый из вас создал неповторимый рисунок в технике «фроттаж».

Анализ работ.

  • Давайте устроим небольшой просмотр ваших работ. Я считаю , что все с заданием справились. Каждая работа заслуживает похвалы и оценки(фото 5а, 5б, 5в, 5г, 5д, 5е, 5з, 5ж).

Итог урока. Мы научились создавать рисунок в новой технике «фроттаж»

-Урок окончен. Спасибо за работу. До свидание.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Автор: Ермакова Марина Алексеевна

Дата: 14.10.2014

Номер свидетельства: 118903


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства