Данная работа является разроботкой урока по композиции по основам цветоведения в 1 классе ДШИ.Тема рассматривается на примере авангардного худохника абстракциониста В.Кандинского.Таким образом расширяется образовательный диапозон данной темы,учащиеся получают знания и по основам цветоведения и расширяют свой кругозор по истории искусств.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Цель: Активизация творческого потенциала и осознанности при работе на занятиях ИЗО
Задачи:
Образовательная: получение начальных базовых знаний о цветоведении(хроматические,ахроматические,основные,сложные цвета,гамма,контраст)
Развивающая:
-расширение кругозора по истории художественной культуры;
-обогащение словарного запаса по художественной терминологии;
-развитие образного и абстрактного мышления, чувства цвета и материала.
Воспитательная:
-воспитание интереса к изобразительной деятельности
Используемые методы:
- наглядно-зрительный (показ слайдов);
-словесный (беседа, анализ увиденного, услышанного).
Используемые технологии:
-личностно-ориентированные;
- информационно-коммуникационные.
Содержание:
1.Орг.момент.
2.Ознакомление с темой.
3. Обоснование.
4.Вступительная беседа.
5.Практическая работа.
6.Подведение итогов.
7.Просмотр.Анализ.
Рефлексия.
На этом занятии по композиции в 1 класс ДШИ мы знакомимся с основами цветоведения. Занятие это нужно провести в 1 четверти ,потому что знание цветового круга ,знание сочитаемости цветов и законов их образования во многом облегчает и делает работу более самостоятельной и осознанной.Начинающему художнику не придеться тыкать пальцем в небо и спрашивать себя ,а какой здесь подойдет цвет? Он будет знать что выбрать для решения конкретной задачи.
А для того что бы занятие стало более интересным ,информативным и расширило художественный кругозор добавим изюмику. Все эту теорию мы изучим на примере работы В.Кандинского «Квадраты с концентрическими кругами»
Итак, вот как мы начнем…..
Сегодня нас ждет знакомство с абстрактным миром искусства начала 20 века.
Об абстрактном искусстве нет однозначного мнения. Кому то оно нравиться, вызывает восхищение и желание подражать, кто-то его не понимает и не воспринимает.
Тем не менее в той или иной степени на определенном этапе Абстрактным Искусством интересуются все.
Но абстрактное искусство-Это беспредметное искусство. Поэтому в нем заложено своеобразное видение художников этого направления, их уход в беспедметность, в цвет ,в эмоции ,в философию
Кандинский один из зачинателей авангардного направления . Он стал теоретиком в мире авангарда, Создавшим множество трудов по теории цвета и света.( «Точка и линия на плоскости», «Желтый звук», «Основные элементы формы» курс и семинар по цветоведнению и мн.др.)
Сегодня мы познакомимся лишь с одной из работ
Кандинского ! Совсем не ключевой в его творчестве , но весьма яркой и запоминающейся ,вдохновляющей современных художников на некоторые импровизации в стиле этой работы.
пока
Предлагается просмотр видеорядя при наличии интерактивной доски или репродукции
Эта работа называется «Квадраты с концентрическими кругами » 1915 создана была почти 100 лет назад. И является неким упражнение по теории цвета.
И сегодня мы тоже сделаем композицию в стиле Кандинского , но по своему!!!
На основе этой композиции мы изучим основы цветоведения!
Узнаем о хроматических и ахроматических цветах ,о том что есть основные и сложные цвета, познакомитесь со спектральным кругом и узнаете какие сочетания цветов являются контрастными, а какие сближенной гаммой.
Практическая работа:
Учащимся предлагается выполнить работу в стиле Кандинского.
Задание выполняется с пояснениями и под контролем преподавателя.
1шаг. А3 разлиновать на 9 квадратов.
2шаг .Задаем основные направления по которым учащимся будет легче двигаться.
Ахроматические цвета
-Черное яблоко на белом фоне ( изучаем тоновую растяжку)
-Белое яблоко на черном фоне.( пример «Контраста»)
Расположение на формате учащиеся выбирают самостоятельно
-Зеленый цвет- рассматриваем как синтез холодного и теплого
-Желтый цвет на выбор
-Контраст – Обращаемся к спектральному кругу, учимся находить контрастные цвета (Красное на зеленом и т. д)
- Гамма – Обращаемся к спектральному кругу приходим к понятию «Гамма»
- Гармония – Обращаемся к спектральному кругу находим триады
Самостоятельная работа учащихся активирует и заставляет пропускать через себя, раскрывает свое видение цвета.
Предлагая выполнить данную работу мы вполне обычный урок по цветоведению - изучение теплых и холодных оттенков, контраста превращаем из упражнения на смешивание красок в творческий поиск, придаем эмоциональный окрас и приобщаемся к великому миру авангарда и абстракции. В конце работы предложив пририсовать веточки , зернышки и листочки мы абстракцию можем превратить во вполне понятный и реальный образ яблока.( таким образом развивая еще и мелкую моторику)
5. В заключении занятия контрольные вопросы:
1.Кто запомнил название работы кот мы подражали ?
2.Кто запомнил фамилию художника чью работу мы копировали?
3.Как называется стиль или направление в котором мы работали ?
4. Какой век?
5.Назовите хроматические цвета.
6.Назовите ахромотичевкие цвета..
7.Какие цвета называются основными?
И т.д…..
Выводы.
Используя свой опыт работы могу сказать что данная работа по композиции прекрастно подходит для учащихся первого года обучения ( возраст 12 лет ) в 1четверти. Закладывает основы в понимании цвета и подбора цветов для выполнения последующих работ как по композиции ,так и с живописи . Познакомившись с основами цветоведения учащиеся приобретают больше уверенности, раскрепощаются что дает новый импульс для раскрытия творческого потенциала и воображения.
Возможно использовать более упрощенный вариант для детей «подготовительго курса » ограничевщись изучением основных и сложных цветов
Используемая литература:
1. Цвет времени htths://tvkultura/ru
2.Знаменитые картины Василия Кандинского.https://cameralads/org