Развивать у детей интерес к пейзажной живописи. Развивать наблюдательность, воображение и творческие способности.Воспитывать патриотические чувства: любовь к Родине, восхищение природой Руси, гордость за творчество русских художников.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Обогатить и активизировать словарь детей: ввести в него искусствоведческие термины, эпитеты и метафоры, образные выражения, которые дети смогут использовать в своих суждениях для передачи эмоционального состояния человека;
Углубить умение изображать осенний пейзаж с помощью гуаши и кисти.
Развивать у детей интерес к пейзажной живописи;
Развивать наблюдательность, воображение и творческие способности.
Воспитывать патриотические чувства: любовь к Родине, восхищение природой Руси, гордость за творчество русских художников.
Планируемые результаты: овладение практическими умениями и навыками; развитие воображения, образного мышления, пространственных представлений.
формировать у учащихся умения видеть гармоничные цветовые сочетания, на практике овладеть основами цветоведения.
Формирование УУД:
Регулятивные
Осознавать учебную задачу, принимать ее, стремиться к успешному ее решению.
Планировать свои действия и выполнять их, соблюдая инструкцию.
Контролировать процесс, результаты одноклассников и своей деятельности.
Оценивать свою и коллективную работу.
Коммуникативные
Вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками.
(Цель: создание комфортной атмосферы урока, осуществляя межличностное взаимодействие)
Учитель проверяет готовность учащихся к уроку.
– Давайте улыбнемся друг другу, пожелаем удачи и начнем урок.
II. Постановка проблемы
- Закройте глаза и послушайте музыку. (Звучит запись фрагмента «Осень» из концерта фа-мажор «Времена года» Антонио Вивальди).
- Какие чувства вызвала у вас эта мелодия? (Предполагаемые ответы учащихся: грусть, умиротворение, печаль, нежность).
- Да, в музыке слышится светлая, легкая печаль. Мелодия звучала так нежно и светло.
- Как вы думаете, о каком времени года хотел рассказать композитор? (Если не догадаются, прочитать стихотворение А.С. Пушкина, не называя время года, а потом еще раз попросить назвать время года.)
- Как вы считаете, какая тема сегодняшнего урока?
- Совершенно верно, а точнее «Осенний пейзаж».
- Какие задачи вы поставите себе на уроке?
Показ презентации.
III. Постановка целей и задач урока.
- Послушайте, как об этом времени года говорил Александр Сергеевич Пушкин.
Унылая пора!
Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса -
Люблю я пышное природы увяданье.
В багрец и в золото одетые леса...
- А какие стихотворения об осени помните вы?
- Скажите, представители, какой профессии тоже очень красиво изображают осень, природу?
- Конечно, художники. Каким же образом художник может рассказать о золотой осени? (Ответы детей)
- Ему нужно нарисовать, изобразить на холсте то, что он видел или видит в природе, что вызвало у него радость, удивление красотой осени. Но он должен нарисовать так, чтобы мы узнавали и деревья, и кусты, и речку. А с помощью красок он может изобразить время года: зиму, лето, осень, весну. И свое настроение: радость, грусть, тревогу, спокойствие, тишину. IV. Первичное закрепление
- Какое настроение у вас вызывают эти картины? (Ответы детей)
- Что объединяет все эти картины? (Изображена природа, осень)
- Кто знает как называют картины, на которых изображена природа? (Пейзаж)
- Скажите, а что вы чувствуете, глядя на эти осенние пейзажи? (Ответы детей)
- А сейчас мы познакомимся с картину «Золотая осень», которую написал художник Исаак Ильич Левитан.
- Посмотрите на картину и скажите: что чувствовал художник, когда рисовал золотую осень? (Он показал, как красива наша природа в любое время года, что невозможно не любить Русь, эти леса, поля, реки и равнины.)
- Как он смог выразить свое чувство красками? Ведь художник выражает свои чувства с помощью красок. Какие краски здесь радостные? А какие краски выражают грусть? (Ответы детей)
- Да, радость художник передал теплыми красками, но он использовал и холодные тона, их меньше. Поэтому, глядя на картину, мы чувствуем радость, удовольствие от пышной красоты природы, но в то же время и легкую грусть прощания с летом, с осыпающейся листвой деревьев, увядающей травой, с теплом и солнцем.
- Какая же здесь нарисована осень?( Нарядная, яркая, золотая, веселая).
- Да, художник назвал эту картину «Золотая осень».
- А как вы думаете, почему он ее так назвал – «золотая»?
- Какие цвета он использовал? (Много желтых, оранжевых красок)
- Как эти цвета можно назвать, одним словом? Какие они? (Теплые, радостные, веселые)
- Молодцы! Художник очень радовался, увидев эту красоту. Он восхищался ею, почувствовал это праздничное настроение, эти нарядные краски осени. Славная осень! А что интересного, красивого увидел художник? (Красивые березки, луга, речку).
- А какого цвета травка на лугах? (Зеленого).
- Посмотрите внимательно: зеленого ли? Нет, она коричневато-зеленая, зеленовато-коричневая, желтоватая, бурая. К концу лета она от солнышка подсохла. Давайте внимательно рассмотрим картину. С левой стороны, близко к нам, на переднем плане, художник нарисовал несколько деревьев. Что это за деревья? (Березки)
- Расскажите о них. Какие они? (Они тоненькие, с белыми стволами). На двух передних листочки почти все облетели. А у тех, которые чуть дальше, листва еще есть. (Она золотая, желтая, коричневато-оранжевая.).
- А еще дальше, на дальнем плане, видна группа березок. Такую группу называют «роща». - А листочки на этих березках видны? (Нет)
- Правильно, нарисованы только чуть виднеющиеся стволы и пышные кроны деревьев - ведь деревья далеко, а издалека листочки не рассмотреть. Чтобы показать, что эти березки далеко, художник расположил их на холсте выше, чем те деревья, которые мы видим на переднем плане.
- А теперь посмотрите на правую сторону картины. Что же здесь нарисовано? (Речка)
- Да, речка. Близко к нам она синяя, есть даже немного фиолетового цвета, а вдали - беловато-голубая. Синие и фиолетовые - это холодные тона. Посмотрите, как нарядно смотрятся вместе теплые оранжевые, желтые, золотые и холодные сине-фиолетовые краски. А каких красок больше - теплых или холодных? (Теплых)
- Вдали, на излучине (изгибе) реки, стоит одинокая березка, яркая, как свечка. Справа от нее - хоровод зеленовато-коричневатых деревьев. А что изобразил художник на самом дальнем плане, там, где начинается небо? (Ответы детей)
- Да, на горе мы видим зеленую пашню, несколько домиков, а дальше - стена березок и лес. А какого цвета небо? (Голубое, с легкими белыми облачками)
- Чего больше на картине - неба или земли? (Земли)
- Каждый художник старается выразить через картины свое отношение к Родине. Все делают это по-разному. Левитану очень понравилась красота земли, осенней природы и поэтому художник выбрал форматом данного полотна вытянутый по горизонтали прямоугольник, что позволило ему изобразить большое пространство земли.
- А есть ли на картине солнышко? Как вы догадались? Мы видим тени от деревьев - значит, солнышко есть. Солнышко «зажгло» золото листвы, и деревья пламенеют ярким желто-оранжевым светом!
- Вот так может рассказать художник о том, что ему понравилось.
V. Физкультминутка.
VI. Объяснение последовательности выполнения рисунка с практическим показом.
- Для начала нужно определить расположение листа.
- Рисование начинается с выполнения наброска карандашом (нажим на карандаш должен быть легким, прорисовываются только главные детали).
- Далее делим плоскость бумаги на две части (небо и земля). Линия, которая делит небо и землю называется линия горизонта.
- В рисунке пейзажа есть два закона: линейная перспектива и воздушная перспектива. Поэтому на переднем плане предметы нужно изображать крупно, а на заднем мелко – этот закон называется линейной перспективой.
- Чтобы пейзаж на листе не выглядел плоским, а передавал пространство и воздух - закон воздушной перспективы, по этому на переднем плане предметы прорисовываются четко, а на заднем более расплывчато.
- При рисовании используются более яркие и контрастные цвета на переднем плане.
- При рисовании заднего плана цвет становится более тусклым. Это достигается разбавлением краски водой – если это акварель или белилами – если это гуашь.
- Зная законы линейной и воздушной перспективы, можно приступать к выполнению пейзажа начиная с переднего плана потом заднего плана.
VII. Самостоятельная работа.
- Сегодня мы услышали музыку, стихотворения об осени, рассмотрели картины художников. Нам было радостно и немного грустно. Музыка, стихи и картины подарили нам эту радость и легкую, светлую грусть.
- А теперь попробуйте, как художники, нарисовать осень. Но не забудьте, что вы рисуете яркую золотую осень. Значит, нужно подобрать такие же звучные, чистые, насыщенные, яркие краски. (Дети приступают к работе).
VIII. Подведение итогов и выставка работ.
- Что интересного из сегодняшнего урока расскажите другу или родителям?