Тема урока: «Осенний пейзаж в нашем творчестве»
6 класс
Цель и задачи урока:
Образовательная:
• Закреплять умение отличать пейзаж от картин другого жанра.
• Закрепить умение создавать композицию, подбирать цветовую гамму, согласно настроению, переданному в произведении.
Развивающая:
• Развивать умение выполнять рисунок пейзажа, используя законы линейной и воздушной перспективы.
Воспитательная:
• Воспитывать любовь к природе родного края, восхищение её неповторимой красотой.
• Развивать эмоционально-эстетические чувства, воображение.
Оборудование урока:
• бумага,
• краски акварельные, гуашевые,
• кисти (широкие, узкие),
• баночка с водой,
• палитра,
• тряпочка,
• компьютерная презентация на тему «Осень в произведениях великих художников»
• компьютерная презентация на тему «Жанры живописи. Тест».
• аудиозапись «Времена года» П.И. Чайковского.
Оформление классной доски:
слова: пейзаж, тон, композиция, колорит; цветовой круг.
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная работа.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний
План урока:
1. Организационный момент.
2. Проверка знаний учащихся.
- Сегодня мы будем рисовать осенний пейзаж.
- Что же такое пейзаж?
- С какими ещё жанрами, кроме пейзажа вы уже знакомы?
Компьютерная презентация – тест «Жанры живописи». (При помощи компьютерного теста проверить умение учащихся отличать пейзаж от других жанров)
3. Беседа на тему «Роль цвета в живописи» с использованием презентации «Осень в произведениях великих художников»
Все в природе имеет свой определенный цвет, который под влиянием освещения, расположения в пространстве, воздействия цветовой окраски других предметов, состояния воздуха может меняться. Все состояние мира и передает живопись с помощью красок. Часто цвет, красочное богатство действительности и есть красота, которой мы восхищаемся и которую любим. С помощью цвета, цветовых сочетаний, гармонии холодных и теплых цветов художник передает самые разнообразные чувства и настроения радость, грусть, нежность, тревогу, ожидание. Ярким примером передачи настроения, красоты осеннего пейзажа с помощью цвета являются картины великих художников.
- Почему так велика роль цвета в живописи?
- Можно ли с помощью цвета передать настроение в рисунке?
- Что такое колорит?
- Какие характерные цвета и оттенки красок можно использовать при рисовании пейзажа?
(желтые, золотистые, охристые, багряные….. или серые, охристо-коричневатые, бурые….)
- Отчего зависит выбор цветовой гаммы?
Показ презентации «Осень в произведениях великих художников»
Обычно осень — время увядания природы — вызывает чувство печали и тоски. Но если на какой-то срок устанавливается теплая и сухая погода, и лес оденется в яркие золотые цвета, то сама красота осенней природы вызывает чувство бодрости, жизнерадостное настроение.
И не случайно, глядя на картину Левитана «Золотая осень», мы вспоминаем слова Пушкина
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье...
4. Самостоятельная работа учащихся.
Учащимся предлагается задание на урок - выполнить осенний пейзаж.
- Для кого-то осень – это радость, для кого-то – грусть.
- Попробуйте показать это в своём рисунке
Самостоятельная работа учащихся - звучит музыка П.И. Чайковского «Времена года». Учитель в течение всего задания подходит к каждой группе и советует, помогает учащимся.
5. Итог урока.
Когда работы будут готовы, разложить их в два ряда — сделать две улицы (радость-грусть), «пройтись» по ним... Напомнить детям, что они изобразили осенний пейзаж. Одни передали в рисунке радость, другие – грусть.
Примеры детских работ. Выставка.