Просмотр содержимого документа
«"Натюрморт на контрастные цвета"»
Презентация проекта
Методическая работа по изобразительному искусству «Натюрморт на контрастные цвета» в начальной школе.
Актуальность творческой работы : Тема «Натюрморт на контрастные цвета» является одним из первых по важности в обучении изобразительному искусству. «Натюрморт на контрастные цвета» развивает у учащихся способность видеть и изображать окружающий мир во всем многообразии его цветовых отношений. Выбрав эту тему для занятий с младшими школьниками ,которая обладает всеми качествами для решения определенных живописных задач , с помощью контрастности учащиеся смогут легче изучить композиционное решение, цвето-тональные отношения, пространственное решение, передачу материальности, техническое освоение живописных материалов и решению определенных технических задач .
Цель: На основе теоретического анализа литературы и творческо- практической работы разработать методическое обеспечение кружковых занятий наглядным материалом при работе над « Натюрмортом на контрастные цвета»
- выполнить самостоятельную творческую работу по данной теме;
- разработать и внедрить этапы цветового решения «Натюрморта на контрастные цвета»
Практическая значимость:
- разработан конспект кружкового занятия
- выполнена работа натюрморт на контрастные цвета которая может быть использована в практической деятельности учителями начальных классов, руководителями кружков, и студентами педагогических Вузов в процессе их профессиональной подготовки.
Основная часть.
Теоретическая часть.
Натюрморт
(фр. Nature morte – буквально мертвая натура) – один из жанров изобразительного искусства, посвященный воспроизведению предметов обихода, снеди (овощи, мясо, битая дичь, фрукты), цветов и пр. Художник передает в натюрморте не вещи сами по себе, а старается выразить отношение к ним человека
определенной эпохи. Сложившись в самостоятельный жанр
к 17в., натюрморт плодотворно развивается и в творчестве
современных мастеров.
Впервые натюрморт появился в Голландии в начале 17века. Это было время, когда голландцы после тяжелой борьбы с испанскими завоевателями получили независимость. Теперь они свободно плавали по морям и торговали со всем миром. Голландия стала одной из самых богатых стран в Европе. После трудных и долгих лет войны люди острее и тоньше ощутили окружающий мир, очарование природы. Они любовались предметами, среди которых протекала жизнь. Это было время расцвета голландского искусства. И особенно искусства натюрморта.
Умение видеть красоту в обыденном было свойственно голландским художникам. Они вдохновенно писали на своих полотнах посуду, ткани, прекрасные земные плоды, вино, поблескивающее рубиновыми оттенками в бокалах. Очень часто натюрморты назывались завтраками: « Завтрак с цыплёнком» или « Завтрак с ветчиной и персиками». Натюрморты, написанные когда-то художниками, рассказывают нам не только о вещах. Они говорят о жизни и быте их владельцев, об их привычках. В умелой компоновке предметы показаны так, что ощущается как бы внутренняя жизнь вещей( недаром голландцы называли натюрморт «still leven» - тихая жизнь). В Голландии были натюрморты скромные, с небольшим количеством предметов, а во Фландрии писали на огромных холстах горы дичи, рыбы и цветов.
Натюрморты 17 века предлагают внимательному зрителю проникнуть в чудесный мир, созданный живописцем из умело подобранных предметов – скромные голландские «завтраки», роскошную фламандскую снедь, либо меланхолические картины «Vanitas», посвященные быстротечности жизни.
Натюрморт голландского живописца Питера Класса «Опрокинутый кувшин и другие предметы на скатерти» : предметы неустойчивы, все подчинено замыслу художника передать бытие предметов в утекающем времени, размышление о вещи, постепенно изменяющейся и приходящей к концу : свеча сгорает, бокал разбивается, от орехов остается одна скорлупа, а рассыпающийся пепел напоминает о бренности мира и человеческой жизни. На картине Хеды «Завтрак с еживичным пирогом» справа помещены карманные часы, воплотившие в себе неостановимый ход времени. В «Натюрморте с золотым бокалом» П.Класа часы лежат на столе рядом с традиционными символами бренности – раковинами, представляющими пустую мертвую скорлупу, из которой давно ушла жизнь, и драгоценным кубком. 17 век получил название «золотого века» натюрморта. Проникнув в замысел картины, мы увидим воплощенную в красках мысль художника о бытии предмета в неостановимом потоке времени, возведенную до мысли о человеке и судьбе.
18 век не был веком натюрморта. По мере того, как изобразительное искусство становится все более разговорчивым,(складывается даже особый жанр – «разговорной сцены»), натюрморт умолкает. Изображенные вещи перестают быть знаками Иного, они словно входят в свои естественные габариты, утрачивают свою бытийность, становятся просто предметами быта. Из всех художников 18 века только для Шардена натюрморт был важной областью творчества. В его картинах есть строгая композиционная поставленность, но нет сюжетной драматургии. Вещи не вступают друг с другом в молчаливый разговор, они не поучают, не предупреждают, они не требуют разгадки. Натюрморты 17 века всегда ритуальны – будь то религиозный или светский ритуал. Натюрморты Шардена лишены ритуальности, они нарочито естественны – «Медная посуда».
18 век освобождает вещи от их смысловой и образной многомерности, филосовских и религиозных раздумий о жизни и смерти.
19 век вплоть до середины столетия натюрмортом мало интересовался. Но именно в последней трети его, возникает импрессионистический натюрморт, послуживший началом того развеществления вещи, которое определит судьбу этого жанра в искусстве 20 столетия. В «Натюрморте с дыней»Э.Мане фрукты почти неузнаваемы: дыня похожа на развесистый куст, виноград на куртину травы. Реакцией на этот процесс развеществления было искусство Сезанна, его стремление вновь собрать вещь, вернуть ей первоначальную материальность и форму. В «Натюрморте с вазой», в отличие от далевого взгляда импрессионистов, вещь увидена вблизи. Вновь обретенная форма словно ощупывается со всех сторон, художник показывает ее снизу, сверху, стремясь убедиться в реальности и незыблемости ее предметности. В натюрморте «Яблоки и груши» нет фактуры яблок, груш, есть фруктообразные сгустки единой материи. И все же, как это не парадоксально, Сезанн, пусть по –другому, чем импрессионисты, продолжает развеществлять предметы. Импрессионисты растворяли их в свете; у Сезанна они принимают характер всематериальности, всеоформленности, но теряют свои имена, свою самость.
Развитие натюрморта 20 столетия имеет сложный сценарий. Одна из линий , идущая от Сезанна, - постепенная утрата вещами их «жизненного пространства» в пределах изобразительного поля картины. Особенно выразительно – у Н.Гончаровой в ее «Натюрморте с портретом и белой скатертью», где овощи и фрукты в буквальном смысле готовы упасть со стола, исчезнуть вместе со скатертью, словно спасаясь от взгляда странной фигуры, сидящей в глубине картины. У Штеренберга стол, на котором располагается натюрморт, увиден сверху, при этом его горизонтальная поверхность превращается в вертикальную, и все предметы, словно намагниченные, держатся на этом вывернутом или опрокинутом столе, («Натюрморт с конфетой»). Другая , тоже идущая от Сезанна линия – это присущая его натюрмотрам агрессивность форм. На современников они произвели впечатление «свирепой , подавляющей силы». В натюрмортах Машкова, Кончаловского предметы прут из полотна на зрителя «весомо, грубо, зримо». В «Хлебах» Машкова буханки хлеба похожи на тараны, есть в них что-то угрожающее.
Но в 20 веке натюрморт переживает еще одну, может быть, самую беспощадную метаморфозу: совершается распад, раздробление предмета, его формы, даже его силуэта, его контура – наиболее важных его признаков. В натюрморте с бутылкой Пикассо предмет расчленяется на отдельные плоскости, начинает на глазах распадаться, и художник строит из этих освободившихся плоскостей совсем иной, беспредметный предмет, в котором отдельные его части остаются лишь как воспоминание о прежней, некогда существовавшей вещи( «Столик в кафе»).
“Контрастный натюрморт по цвету” это цвета в натюрморте , которые взаимно дополняют друг друга и в цветовом круге противолежат друг другу.
Последовательность ознакомления младших школьников с жанром живописи «Натюрморт»
Предварительный этап :
а) При изучении теоретического материала: были рассмотрены работы натюрмортов на контрастные цвета выдающихся художников: Э.Мане «Натюрморт с дыней», П.Сезанн «Натюрморт с фруктами» , П.Сезанн «Натюрморт с фруктами и драпировкой»
( Оборудования для кружковых занятий :
Простой карандаш , стерка ,краски, кисточки, палитра, бумага и баночка с водой.
в)Методика ознакомления младших школьников о цветовом контрасте на кружковом занятии (использовать план-конспект кружкового занятия )
(раскрыть методы , приемы, формы организации данного занятия, раскрыть единую цель занятия)
г)Основные этапы выполнения работы
Основной этап:
а ) рисунок карандашом на бумаге;
б) поэтапная проработка цвета от светлого к темному ;
в) проработка цвета на всех состовляющих ;
г) прорисовка рефлексов на кувшине , свето- теней на фруктах ;
д ) завершение работы
Заключительный этап:
Выполняя эту работу мы учились писать контрастные цвета , грамотному соотношению цветовых пятен по контрасту , поэтапному ведению работы, правильным акварельным пятнам и заливкам .
Рекомендую использовать данный «Натюрморт на контрастные цвета» полученные знания в этой работе развивают цветовую гамму , расширяют знания о «цветовом контрасте , прививает интерес к натюрморту как жанру «живописи»
Рекомендации : Обучение учащихся выполнению работ с натуры в системе дополнительного образования, на наш взгляд, весьма актуально, так в процессе обучения развиваются творческие способности, внимание, воображение, эстетические качества, художественно-творческое мышление. Натюрморт представляется перспективным направлением художественного творчества в работе с детьми, позволяя им органично «влиться» в новое направление художественно-творческой деятельности, где новые материалы и новые задачи могут дать импульс к творчеству, достижение результата будет способствовать ситуация успеха, а создаваемый художественный продукт будет иметь практическую ценность.
Аннотация:
В этом проекте описана методика изучения «Натюрморта на контрастные цвета»
Материалы работы могут быть использованы учителями начальных классов, руководителями кружков и студентами педагогических Вузов.
Список использованных источников:
Волков Ю.А. Работа над живописными этюдами: Учебно-методическое пособие для студентов-заочников худграфа по курсу «Живописи». – М., Просвещение, 1984.
Шитов Л.А., Ларионов В.Н. Живопись: Кн. Для учащихся. – М., Просвещение, 1995.