kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Натюрморт на контрастные цвета"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Натюрморт специально выставлялся для написания его с натуры.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Натюрморт на контрастные цвета"»

Презентация проекта

Методическая работа по изобразительному искусству «Натюрморт на контрастные цвета» в начальной школе.

Актуальность творческой работы : Тема «Натюрморт на контрастные цвета» является одним из первых по важности в обучении изобразительному искусству. «Натюрморт на контрастные цвета»  развивает у учащихся способность видеть и изображать окружающий мир во всем многообразии его цветовых отношений. Выбрав эту тему для занятий с младшими школьниками ,которая обладает всеми качествами для решения определенных живописных задач , с помощью контрастности учащиеся смогут легче изучить композиционное решение, цвето-тональные отношения, пространственное решение, передачу материальности, техническое освоение живописных материалов и решению определенных технических задач .



Цель: На основе теоретического анализа литературы и творческо- практической работы разработать методическое обеспечение кружковых занятий наглядным материалом при работе над « Натюрмортом на контрастные цвета»

Задачи :

- проанализировать искусствоведческую, учебно –методическую литературу

по теме исследования;

- разработать конспект кружкового занятия;

- выполнить самостоятельную творческую работу по данной теме;

- разработать и внедрить этапы цветового решения «Натюрморта на контрастные цвета»

Практическая значимость:

- разработан конспект кружкового занятия

- выполнена работа натюрморт на контрастные цвета которая может быть использована в практической деятельности учителями начальных классов, руководителями кружков, и студентами педагогических Вузов в процессе их профессиональной подготовки.

Основная часть.



Теоретическая часть.

Натюрморт 

(фр. Nature morte – буквально мертвая натура) – один из жанров   изобразительного искусства, посвященный воспроизведению             предметов обихода, снеди (овощи, мясо, битая дичь, фрукты),          цветов и пр. Художник передает в натюрморте не вещи сами по      себе, а старается выразить отношение к ним человека

     определенной эпохи. Сложившись в самостоятельный жанр

  к 17в., натюрморт плодотворно развивается и в творчестве

     современных мастеров.

Впервые натюрморт появился в Голландии в начале 17века. Это было время, когда голландцы после тяжелой борьбы с испанскими завоевателями получили независимость. Теперь они свободно плавали по морям и торговали со всем миром. Голландия стала одной из самых богатых стран в Европе. После трудных и долгих лет войны люди острее и тоньше ощутили окружающий мир, очарование природы. Они любовались предметами, среди которых протекала жизнь. Это было время расцвета голландского искусства. И особенно искусства натюрморта.

Умение видеть красоту в обыденном было свойственно голландским художникам. Они вдохновенно писали на своих полотнах посуду, ткани, прекрасные земные плоды, вино, поблескивающее рубиновыми оттенками в бокалах. Очень часто натюрморты назывались завтраками: « Завтрак с цыплёнком» или « Завтрак с ветчиной и персиками». Натюрморты, написанные когда-то художниками, рассказывают нам не только о вещах. Они говорят о жизни и быте их владельцев, об их привычках. В умелой компоновке предметы показаны так, что ощущается как бы внутренняя жизнь вещей( недаром голландцы называли натюрморт «still leven» - тихая жизнь). В Голландии были натюрморты скромные, с небольшим количеством предметов, а во Фландрии писали на огромных холстах горы дичи, рыбы и цветов.

Натюрморты 17 века предлагают внимательному зрителю проникнуть в чудесный мир, созданный живописцем из умело подобранных предметов – скромные голландские «завтраки», роскошную фламандскую снедь, либо меланхолические картины «Vanitas», посвященные быстротечности жизни.

Натюрморт голландского живописца Питера Класса «Опрокинутый кувшин и другие предметы на скатерти» : предметы неустойчивы, все подчинено замыслу художника передать бытие предметов в утекающем времени, размышление о вещи, постепенно изменяющейся и приходящей к концу : свеча сгорает, бокал разбивается, от орехов остается одна скорлупа, а рассыпающийся пепел напоминает о бренности мира и человеческой жизни. На картине Хеды «Завтрак с еживичным пирогом» справа помещены карманные часы, воплотившие в себе неостановимый ход времени. В «Натюрморте с золотым бокалом» П.Класа часы лежат на столе рядом с традиционными символами бренности – раковинами, представляющими пустую мертвую скорлупу, из которой давно ушла жизнь, и драгоценным кубком. 17 век получил название «золотого века» натюрморта. Проникнув в замысел картины, мы увидим воплощенную в красках мысль художника о бытии предмета в неостановимом потоке времени, возведенную до мысли о человеке и судьбе.

18 век не был веком натюрморта. По мере того, как изобразительное искусство становится все более разговорчивым,(складывается даже особый жанр – «разговорной сцены»), натюрморт умолкает. Изображенные вещи перестают быть знаками Иного, они словно входят в свои естественные габариты, утрачивают свою бытийность, становятся просто предметами быта. Из всех художников 18 века только для Шардена натюрморт был важной областью творчества. В его картинах есть строгая композиционная поставленность, но нет сюжетной драматургии. Вещи не вступают друг с другом в молчаливый разговор, они не поучают, не предупреждают, они не требуют разгадки. Натюрморты 17 века всегда ритуальны – будь то религиозный или светский ритуал. Натюрморты Шардена лишены ритуальности, они нарочито естественны – «Медная посуда».

18 век освобождает вещи от их смысловой  и образной многомерности, филосовских и религиозных раздумий о жизни и смерти.

19 век вплоть до середины столетия натюрмортом мало интересовался. Но именно в последней трети его, возникает импрессионистический натюрморт, послуживший началом того развеществления вещи, которое определит судьбу этого жанра в искусстве 20 столетия. В «Натюрморте с дыней»Э.Мане фрукты почти неузнаваемы: дыня похожа на развесистый куст, виноград на куртину травы. Реакцией на этот процесс развеществления было искусство Сезанна, его стремление вновь собрать вещь, вернуть ей первоначальную материальность и форму. В  «Натюрморте с вазой», в отличие от далевого взгляда импрессионистов, вещь увидена вблизи. Вновь обретенная форма словно ощупывается со всех сторон, художник показывает ее снизу, сверху, стремясь убедиться в реальности и незыблемости ее предметности. В натюрморте «Яблоки и груши» нет фактуры яблок, груш, есть фруктообразные сгустки единой материи. И все же, как это не парадоксально, Сезанн, пусть по –другому, чем импрессионисты, продолжает развеществлять предметы. Импрессионисты растворяли их в свете; у Сезанна  они принимают характер всематериальности, всеоформленности, но теряют свои имена, свою самость.

Развитие натюрморта 20 столетия имеет сложный сценарий. Одна из линий , идущая от Сезанна, - постепенная утрата вещами их «жизненного пространства» в пределах изобразительного поля картины. Особенно выразительно – у Н.Гончаровой в ее «Натюрморте с портретом и белой скатертью», где овощи и фрукты в буквальном смысле готовы упасть со стола, исчезнуть вместе со скатертью, словно спасаясь от взгляда странной фигуры, сидящей в глубине картины. У Штеренберга стол, на котором располагается натюрморт, увиден сверху, при этом его горизонтальная поверхность превращается в вертикальную, и все предметы, словно намагниченные, держатся на этом вывернутом или опрокинутом столе, («Натюрморт с конфетой»). Другая , тоже идущая от Сезанна линия – это присущая его натюрмотрам агрессивность форм. На современников они произвели впечатление «свирепой , подавляющей силы». В натюрмортах Машкова, Кончаловского предметы прут из полотна на зрителя «весомо, грубо, зримо». В «Хлебах»  Машкова буханки хлеба похожи на тараны, есть в них что-то угрожающее.

Но в 20 веке натюрморт переживает еще одну, может быть, самую беспощадную метаморфозу: совершается распад, раздробление предмета, его формы, даже его силуэта, его контура – наиболее важных его признаков. В натюрморте с бутылкой Пикассо предмет расчленяется на отдельные плоскости, начинает на глазах распадаться, и художник строит из этих освободившихся плоскостей совсем иной, беспредметный предмет, в котором отдельные его части остаются лишь как  воспоминание о прежней, некогда существовавшей вещи( «Столик в кафе»).



 Контрастный натюрморт по цвету 
 это цвета в натюрморте , которые взаимно дополняют друг друга и в цветовом круге противолежат друг другу.



Последовательность ознакомления младших школьников с жанром живописи «Натюрморт»

Предварительный этап :

а) При изучении теоретического материала: были рассмотрены работы натюрмортов на контрастные цвета выдающихся художников: Э.Мане «Натюрморт с дыней», П.Сезанн «Натюрморт с фруктами» , П.Сезанн «Натюрморт с фруктами и драпировкой»

( Оборудования для кружковых занятий :

Простой карандаш , стерка ,краски, кисточки, палитра, бумага и баночка с водой.

в)Методика ознакомления младших школьников о цветовом контрасте на кружковом занятии (использовать план-конспект кружкового занятия )

(раскрыть методы , приемы, формы организации данного занятия, раскрыть единую цель занятия)

г)Основные этапы выполнения работы

Основной этап:



а ) рисунок карандашом на бумаге;

б) поэтапная проработка цвета от светлого к темному ;





в) проработка цвета на всех состовляющих ;



г) прорисовка рефлексов на кувшине , свето- теней на фруктах ;







д ) завершение работы

Заключительный этап:

Выполняя эту работу мы учились писать контрастные цвета , грамотному соотношению цветовых пятен по контрасту , поэтапному ведению работы, правильным акварельным пятнам и заливкам .

Рекомендую использовать данный «Натюрморт на контрастные цвета» полученные знания в этой работе развивают цветовую гамму , расширяют знания о «цветовом контрасте , прививает интерес к натюрморту как жанру «живописи»

Рекомендации : Обучение учащихся выполнению работ с натуры в системе дополнительного образования, на наш взгляд, весьма актуально, так в процессе обучения развиваются творческие способности, внимание, воображение, эстетические качества, художественно-творческое мышление. Натюрморт представляется перспективным направлением художественного творчества в работе с детьми, позволяя им органично «влиться» в новое направление художественно-творческой деятельности, где новые материалы и новые задачи могут дать импульс к творчеству, достижение результата будет способствовать ситуация успеха, а создаваемый художественный продукт будет иметь практическую ценность.

Аннотация:

В этом проекте описана методика изучения «Натюрморта на контрастные цвета»

Материалы работы могут быть использованы учителями начальных классов, руководителями кружков и студентами педагогических Вузов.

Список использованных источников:

  1. Волков Ю.А. Работа над живописными этюдами: Учебно-методическое пособие для студентов-заочников худграфа по курсу «Живописи». – М., Просвещение, 1984.

  2. Шитов Л.А., Ларионов В.Н. Живопись: Кн. Для учащихся. – М., Просвещение, 1995.

  3. Ганжало Т. Пишем маленький натюрморт. - Юный художник, № 8, 2003.

  4. Данилова И. Натюрморт 17,18,19,20 вв.- Юный художник, №№ 4,8,9, 2000.









Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
"Натюрморт на контрастные цвета"

Автор: Шевченко Наталья Васильевна

Дата: 16.05.2017

Номер свидетельства: 415732

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(166) "Конспект открытого урока "Контрастная гармония на насыщенных цветах" (Натюрморт с цветами)"
    ["seo_title"] => string(80) "konspekt_otkrytogo_uroka_kontrastnaia_garmoniia_na_nasyshchennykh_tsvetakh_natiu"
    ["file_id"] => string(6) "660221"
    ["category_seo"] => string(9) "iskusstvo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1732480360"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(166) "План конспект открытого урока на тему: "Натюрморт из предметов быта при боковом освещении"."
    ["seo_title"] => string(80) "plan_konspekt_otkrytogo_uroka_na_temu_natiurmort_iz_predmetov_byta_pri_bokovom_o"
    ["file_id"] => string(6) "504794"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1553623494"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(247) "Разработка открытого урока  по изобразительному искусству в 6 классе на тему: «Натюрморт  в графике» (выполненный в технике «граттаж»). "
    ["seo_title"] => string(138) "razrabotka-otkrytogho-uroka-po-izobrazitiel-nomu-iskusstvu-v-6-klassie-na-tiemu-natiurmort-v-ghrafikie-vypolniennyi-v-tiekhnikie-ghrattazh"
    ["file_id"] => string(6) "139073"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417635072"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(70) ""Натюрморт из национальных предметов" "
    ["seo_title"] => string(40) "natiurmort-iz-natsional-nykh-priedmietov"
    ["file_id"] => string(6) "123732"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414537004"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(48) "Конспект урока "Натюрморт""
    ["seo_title"] => string(26) "konspiekt_uroka_natiurmort"
    ["file_id"] => string(6) "402437"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1490195929"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства