Тема занятия: Натюрморт из 2-3 предметов в зеленой, желто-коричневой гамме. «Осенний натюрморт».
Цель: Закрепление понятия «локальный цвет», изучение богатства и разнообразия оттенков желтого и коричневого цвета (разных по тону, теплохолодности и насыщенности).
Развивать умение видеть и передавать цветовые отношения в условиях пространственно-воздушной среды;
Развивать умение изображать объекты предметного мира, пространство.
Обучающие:
Познакомить со свойствами акварельных красок, их возможностями и эстетическими качествами;
Познакомить с техникой живописи акварельными красками по сухому листу;
Познакомить с художественными и эстетическими свойствами цвета (холодные и теплые, контрастные цвета), основными закономерностями создания цветовой гармонии;
Формировать навыки последовательного ведения живописной работы.
Воспитывающие:
Воспитывать интерес к выполнению натюрморта;
Воспитывать эстетический вкус.
Практическое задание: выполнить натюрморт из 2-3 предметов в зеленой, желто-коричневой гамме, находя множество различных оттенков.
Упражнение: закомпоновать постановку в форэскизе.
Оборудование и материалы: лист бумаги А2, карандаш, акварель, кисти, палитра.
Зрительный ряд: презентация (репродукции работ художников, фотографии работ учеников ДШИ, композиционные и тоновые схемы), педагогический рисунок, колористическая шкала желтого, зеленого и коричневого цветов, разных по тону, теплохолодности и насыщенности, цветовой круг.
Дополнительные средства: кроссворд, Задание на тему: «Светотеневая моделировка», раздаточный материал «Этапы выполнения натюрморта».
План урока: выполнение работы рассчитано на 3 занятия (9 часов).
1 занятие: Построение натюрморта.
Орг. момент (2-3 мин.)
Объяснение нового материала. Презентация иллюстраций (10 мин.)
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Натюрморт"»
Тема: «Осенний натюрморт»
План-конспект урока
Учебный предмет: Живопись.
Класс: 4
Тема занятия: Натюрморт из 2-3 предметов в зеленой, желто-коричневой гамме. «Осенний натюрморт».
Цель: Закрепление понятия «локальный цвет», изучение богатства и разнообразия оттенков желтого и коричневого цвета (разных по тону, теплохолодности и насыщенности).
Развивать умение видеть и передавать цветовые отношения в условиях пространственно-воздушной среды;
Развивать умение изображать объекты предметного мира, пространство.
Обучающие:
Познакомить со свойствами акварельных красок, их возможностями и эстетическими качествами;
Познакомить с техникой живописи акварельными красками по сухому листу;
Познакомить с художественными и эстетическими свойствами цвета (холодные и теплые, контрастные цвета), основными закономерностями создания цветовой гармонии;
Формировать навыки последовательного ведения живописной работы.
Воспитывающие:
Воспитывать интерес к выполнению натюрморта;
Воспитывать эстетический вкус.
Практическое задание: выполнить натюрморт из 2-3 предметов в зеленой, желто-коричневой гамме, находя множество различных оттенков.
Упражнение: закомпоновать постановку в форэскизе.
Оборудование и материалы: лист бумаги А2, карандаш, акварель, кисти, палитра.
Зрительный ряд: презентация (репродукции работ художников, фотографии работ учеников ДШИ, композиционные и тоновые схемы), педагогический рисунок, колористическая шкала желтого, зеленого и коричневого цветов, разных по тону, теплохолодности и насыщенности, цветовой круг.
Дополнительные средства: кроссворд, Задание на тему: «Светотеневая моделировка», раздаточный материал «Этапы выполнения натюрморта».
План урока: выполнение работы рассчитано на 3 занятия (9 часов).
1 занятие: Построение натюрморта.
Орг. момент (2-3 мин.)
Объяснение нового материала. Презентация иллюстраций (10 мин.)
Демонстрация педагогического рисунка (техника работы в акварели по сухому листу) (5 мин.)
Выполнение упражнения (15 мин.)
Практическая работа. (100 мин.)
Подведение итогов. (10 мин.)
3 занятие: Завершение работы над натюрмортом.
Орг. момент (2-3 мин.)
Актуализация полученных знаний. (5 мин.)
Практическая работа. (115 мин.)
Подведение итогов. (15 мин.)
Ход урока.
Учитель: Здравствуйте, ребята! Напишите, пожалуйста, в верхнем углу листа свои имена. Готовы ли у вас материалы к уроку? (учитель раздает бумагу для выполнения упражнения – составления форэскизов).
Сегодня на занятии мы выполним построение натюрморта, а на следующем занятии вы начнете работать в цвете.
Плоские геометрические тела можно увидеть в основе всего многообразия форм. Формы бывают простыми и сложными.
Простые геометрические фигуры имеют сходство с очертаниями различных предметов, например, яблоко круглое, а стол, дом, книжка прямоугольные. А очертание груши состоит из двух форм, то есть имеет сложную конструктивную форму. Форму кувшина также можно составить из отдельных геометрических фигур.
Для того чтобы научиться рисовать, необходимо научиться видеть внутреннюю структуру каждого предмета — его конструкцию.
Учитель обучает последовательному ведению работы над натюрмортом: уметь закомпоновать, грамотно нарисовать предметы постановки и завершить работу, обращая особое внимание на решение поставленной художественной задачи.
Учитель дает понятие о цветовой гармонии, о многообразии цветовых оттенков, холодных и теплых, дополнительных и сближенных цветах, объясняет, что такое тон в живописи, локальный цвет.
Учитель подчеркивает необходимость композиционного решения листа, а также призывает стараться видеть большими цветовыми отношениями, анализировать влияние одного цвета на другой, чувствовать изменение цвета предмета в зависимости от окружающей среды и характера освещения.
Учитель описывает технические возможности акварельных красок, рассказывает, что в окружающей среде один и тот же предмет под влиянием этой среды, не меняя своего локального цвета, приобретает различные оттенки. Писать красками — это значит видеть всю сложность цветовых взаимоотношений, это значит учиться видеть и передавать соотношения цвета: теплого и холодного, темного и светлого и учиться брать эти цветовые соотношения в гармонии. В работе необходимо найти разницу между коричневыми, желтыми предметами. Для создания объема в предметах необходимо учесть, что при искусственном освещении свет на предметы падает теплый, а тени холодные; при дневном освещении наоборот, свет холодный, теплые тени. Таким образом, сочетание теплого и холодного на свету или в тени, а также при переходе из одной формы в другую, помогает передать объем изображаемого предмета. Для наилучшего понимания разницы теплых и холодных оттенков цвета учащимся предлагается такое наглядное пособие как шкала теплохолодности [прил.2, рис.26]. Также цвет может менять светлоту, насыщенность. Шкала изменения насыщенности представлена в приложении [прил.2, рис.27].
Также учитель призывает пользоваться методом сравнения. Беседы сопровождаются показом репродукций, работ учеников ДШИ, педагогическим рисунком, выполнением кроссворда, а также применением информационных технологий [прил.2, 20-23].
Педагогический рисунок.
Учитель: Ребята, для начала, в качестве упражнения, вам необходимо выполнить форэскиз к работе. Обратите внимание на нашу постановку [прил.2, 24.]. Сначала определяем формат работы – вертикальный или горизонтальный. Затем обозначаем линию стола и границы групп предметов по высоте и по ширине, таким образом, мы задаем границы предметов, чтобы впоследствии грамотно закомпоновать натюрморт. Теперь, путем визирования, наблюдения необходимо сопоставить величины одних предметов по отношению к другим, а также их расположение в пространстве. Детали прорисовывать не нужно, ведь роль форэскиза заключается в помощи при компоновке предметов и выборе удачного композиционного решения (учитель демонстрирует ученикам последовательность выполнения поискового эскиза). Так же я приготовила пример выполнения работы в цвете в соответствии с тоновым разбором натюрморта [прил.2, рис.25].
Выполнение упражнения.
Ученики составляют форэскизы к работе.
Практическая работа.
А теперь, когда форэскизы одобрены, можете переносить их на большой формат, внимательно сопоставляя пропорции предметов и пространства между ними. Сначала наметьте общими очертаниями каждый предмет, а затем приступайте к построению.
Учитель: Через несколько минут будем подводить итоги по выполненной работе.
Подведение итогов:
Учитель призывает учащихся к рефлексии, индивидуально отмечает положительные моменты и ошибки в работах, уточняет, на что следует обратить особое внимание, наиболее удачные работы показывается остальным учащимся как некий образец, а также просит принести на следующее занятие акварельные краски, кисти, палитру.
В результате проведения серии уроков по тематическому натюрморту были выявлены особенности, подтверждающие поставленную гипотезу. Учащиеся, присутствовавшие на первом занятии при объяснении нового материала с применением дополнительных методических средств, таких как кроссворд, задание на тему: «Светотеневая моделировка», презентация, выполнили учебное задание более успешно учеников, отсутствовавших на первом занятии [прил.2, рис.28-31]. Для анализа успешности работ был выявлен ряд критериев.
Критерии успешности выполнения практической работы:
Выразительная композиция.
Тоновой разбор.
Нахождение множества оттенков.
Выполнение работы живописными пятнами.
Нахождение разницы между коричневыми, желтыми предметами.
Передача объема и пространства.
Исходя из представленных критериев, практическая работа была выполнена учащимися с разной степенью успешности в зависимости от усвоения обозначенных правил и законов, изученных в ходе проведения беседы по теме урока.
Заключение
В процессе выполнения практической части дипломной работы на тему «Натюрморт с керамическим слоном» были решены учебные и творческие задачи, был получен незаменимый опыт, необходимый для прохождения педагогической практики, а также для разработки методики обучения рисованию тематического натюрморта. Педагогическая практика невозможна без собственного личностного роста, а также без практической работы в материале, поскольку любая теория должна быть подкреплена практикой.
В ходе прохождения педагогической практики мною была доказана поставленная гипотеза о том, что качество преподавания тематических натюрмортов улучшится, если будут разработаны и использованы дополнительные учебные задания.
В процессе изучения и анализа научной и методической литературы по проблеме исследования было проведено целенаправленное наблюдение за практической деятельностью детей в процессе выполнения практической работы. В результате наблюдения было выявлено, что качество преподавания тематического натюрморта улучшилось при использовании дополнительных учебных заданий. Полученный результат удалось зафиксировать благодаря установленным критериям успешности выполнения задания. Учитывая возрастные особенности учащихся, было установлено, что присутствовавшие на первом занятии учащиеся справились, в некоторой мере, более успешно с поставленными задачами, чем учащиеся, которым новая тема была рассказана в традиционной форме.
Таким образом, можно отметить, что в опыт, полученный при выполнении практической работы, помогает в работе со школьниками. В педагогической практике при разработке уроков уместно использовать различные интерактивные и информационные технологии в образовании. Дальнейшие возможности исследования данной проблемы достаточно широки и носят пропедевтический характер. Предложенные технологии просты в использовании, в связи с чем достаточно доступны для внедрения в учебно-воспитательный процесс как художественных, так и общеобразовательных школ.
Список литературы
Барщ А. О. Наброски и зарисовки. М.: «Искусство», 1970. — 168 с.
Беда, Г.В. Основы изобразительной грамоты. Книга. — М.: «Просвещение», 1989. — 192с.
Визер В.В. Живописная грамота. Система цвета в изобразительном искусстве. Научно-популярная литература. — СПб.: Питер, 2007. — 191с.
Виноградова Г. Г. Изобразительное искусство в школе. Сборник материалов и документов. М.: «Просвещение», 1990. — 173с.
Волков Н.Н. Цвет в живописи. Книга. — М.: «Искусство», 1985. — 480с.
Голубева О.Л. Основы композиции. Учебное пособие — 2-е изд. — М.: «Искусство», 2004. — 175с.
Евтых С. Ш. Наброски. Зарисовки. Эскизы. Учебное пособие. Оренбург, 2003. — 115с.
Зайцев Н.Н. Наука о цвете и живопись. Книга. — М.: «Искусство», 1986. — 147с.
Иттен И. Искусство цвета. Книга. — Издатель Д. Аронов, 2007. — 96с.
Казакова, Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества: учеб. пособие. — М.: Гуманитар. Изд. Цетр ВЛАДОС, 2006. — 255с.
Копытин А.И. Арт-терапия детей и подростков: научное издание. — 2-е изд., стер. — М.: Когито-Центр, 2010. — 196с.
Кузин В.С. Рисунок. Наброски и зарисовки. Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: «Академия», 2004. — 232с.
Кузин В.С. Изобразительное искусство и методика егопреподавания. Учебник для студ. учреждений высш. проф. образования. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: «Агар», 1998. — 334с.
Ломов С. П., Игнатьев С. Е., Карамзина М. В. Изобразительное искусство. Часть I. Учебник для общеобразовательных учреждений. 6 класс. М.: «Дрофа», 2013. — 157с.
Неменская Л.А. Изобразительное искусство. 6 класс. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений — 4-е изд. — М.: «Просвещение», 2011. — 175с.
Неменский Б. М., Горяева Н.А., Неменская Л.А. и др. / Под ред. Неменского Б. М. Изобразительное искусство художественный труд. Программы общеобразовательных учреждений. 1-9 классы. — М.: «Просвещение», 2005. — 140с.
Поташник М.М. Требования к современному уроку. Метод. пособие. — М.: Центр пед. образования, 2008. — 270с.
Пучков А.С., Триселев А.В. Методика работы над натюрмортом. — М.: «Просвещение», 1982 — 158с.
Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. Учебник. — М.: Агар, 2000. — 251с.
Сапогова Е.Е. Психология развития человека. Учебное пособие для студентов вузов.— М.: Аспект пресс, 2005 — 460с.
Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств. Книга. – М.: Изд-во НИИ школьных технологий, 2004. — 224с.
Сокольникова Н. М. Изобразительное искусство. Часть 1. Основы рисунка. Учебник для учащихся 5-8 классов. М.: «Московские учебники», 1998. — 95с.
Сокольникова Н. М. Изобразительное искусство. Часть 3. Основы композиции. М.: «Московские учебники», 1998. — 79с.
Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе: рисунок. Живопись. Нар. искусство. Декор. искусство. Дизайн: Учеб. пособие для студ. пед. вузов. — 4-е изд., стер. — М.: «Академия», 2008. — 365с.
Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе: Учебник для студ. учреждений высш. проф. образования. — 4-е изд. — М.: «Академия», 2008. — 312с.
Сокольникова Н.М. Методика преподавания изобразительного искусства. Учебник для студ. учреждений высш. проф. образования. — 5-е изд., перераб. и доп. — М.: «Академия», 2012. — 256с.
Унковский А. А. Рисунки – наброски. Пособие для студ.- заочников художественно-графических факультетов пед. институтов. Ленинград: 1963. — 54с.
Сайт: ARTYX.RU – http://artyx.ru/
http://festival.1september.ru/articles/639453/
Сайт: Арт-поиск – http://www.artpoisk.info/
Сайт: Библиотека изобразительных искусств Art.lib.ru – http://www.artlib.ru/