Конспект открытого урока "Контрастная гармония на насыщенных цветах" (Натюрморт с цветами)
Конспект открытого урока "Контрастная гармония на насыщенных цветах" (Натюрморт с цветами)
В разработке описан ход урока по Живописи в 4 классе ДХШ на тему "Контрастная гармония на насыщенных цветах" (Натюрморт с цветами). Урок расчитан на 3 академических часа, формат работ А3, техника исполнения - акварель
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого урока "Контрастная гармония на насыщенных цветах" (Натюрморт с цветами)»
Муниципальное учреждение дополнительного образования
«Сланцевская детская художественная школа»
Конспект урока по живописи для обучающихся 4 класса
Тема урока: «Контрастная гармония на насыщенных цветах»
(Натюрморт с цветами)
Утверждаю:
Директор
МУДО «Сланцевская ДХШ»
_________________Е.Г.Васильева
Разработал:
Преподаватель
Николаева Анастасия Николаевна
г.Сланцы
2024
Конспект открытого занятия для 4-го класса ДХШ по программе «Живопись» по учебному предмету ПО.01.УП.02. Живопись (срок обучения 5 лет) Тема: «Контрастная гармония на насыщенных цветах» (Натюрморт с цветами) Преподаватель МУДО «Сланцевская ДХШ» Николаева Анастасия Николаевна возраст обучающихся – 13-14 лет время выполнения – 3 академ. часа количество детей – 8
Цель:
Выполнить акварельный натюрморт из цветов, фруктов и одного предмета бытовой утвари на контрастном фоне.
Задачи:
- Обучающие: совершенствовать навык работы акварелью, учить грамотно передавать пропорции и объем сложных предметов, материальность поверхностей; познакомить со способами выделения композиционного центра.
- Развивающие: развивать умение соотносить свои действия с планируемыми результатами; познавательный интерес к акварельной живописи; развивать творческие способности, наблюдательность.
- Воспитательные: воспитывать интерес и уважительное отношение к художественно-творческой деятельности; развивать умение анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач темы; воспитывать эстетический вкус.
Тип урока: Комбинированный
Форма организации работы: Фронтальная, индивидуальная
Методы обучения: Объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, репродуктивный.
Планируемые результаты:
Предметные: приобретение опыта создания акварельного натюрморта из цветов; развитие умения грамотно передавать пропорции и объем сложных предметов, материальность поверхностей; развитие умения выделять композиционный центр, умения вести акварельную работу.
Метапредметные:формирование умения применять полученные знания на практике; умения давать оценку своим действиям и вносить необходимые корректировки; умения наблюдать и анализировать; формирование мотивации к обучению.
Личностные: формирование уважительного отношения к результатам труда; формирование умения обсуждать и анализировать художественную деятельность и работу; развитие художественно-творческого мышления, коммуникативной компетентности.
Материалы и оборудование:
Для преподавателя:проектор, экран, ПК, презентация «Цветы в акварельной живописи», цветовой круг Иттена, репродукции акварельных натюрмортов с цветами; последовательность выполнения натюрморта; живописные работы по данной теме из фонда школы, шаблоны в виде цветов (для проведения рефлексии).
Для учащихся: акварельный лист формата А3, карандаш, резинка, кисти, акварельные краски, палитра, тряпочка для промакивания кисти, баночка с водой.
План урока:
Организационная часть.
Постановка цели урока, мотивация учебной деятельности.
Актуализация знаний.
Первичное усвоение новых знаний.
Первичная проверка понимания.
Физминутка.
Первичное закрепление (практическое выполнение задачи).
Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их исправление.
Домашнее задание.
Рефлексия.
Уборка рабочих мест.
Ход урока
Этапы урока
Деятельность преподавателя
Деятельность обучающихся
1. Организаци-онная часть
- Приветствие, фиксация отсутствующих;
- Проверка подготовленности обучающихся
к учебному занятию;
- Назначение дежурных;
- Организация внимания детей.
- Приветствие преподавателя;
- Подготовка к занятию.
2. Постановка цели урока, мотивация учебной деятельности
- Сегодня мы начнём занятие со стихотворения Анатолия Валевского «Цветы»:
Цветы…цветы, что в этом слове?
- любовь, восторга аромат,
Печаль разлук, весны дыханье,
Томленье сердца, боль утрат,
Полёт мечты, рожденье жизни,
Свиданье первое, покой,
Прощанье, память, расставанье,
Свет радуги над головой.
Цветы даны нам кем-то свыше –
Их лепестками вечность дышит…
- И напишем акварелью натюрморт с цветами - с подсолнухами; при этом поближе познакомимся со способами выделения композиционного центра, постараемся правильно передать пропорции, объем и материальность поверхностей предметов натюрморта.
А как вы думаете, что символизирует подсолнух?
Молодцы! Действительно, в разных странах он является символом радости и оптимизма, а еще долголетия, достатка, благополучия и успеха. Вот таким позитивным образом мы сможем украсить свой интерьер дома, или подарить его близким.
- Ребята слушают стихотворение.
Обучающиеся предполагают, что подсолнух символизирует солнце (т.к. похож на него), и, соответственно в северных широтах - радость
3. Актуали-
зация знаний
Перед тем, как приступить к работе, давайте вспомним основные этапы выполнения натюрморта акварелью.
Итак, первый этап – это? … Конечно, выполнение фор-эскизов (или эскизов). Главной задачей фор-эскиза является тональный и композиционный поиск. Так же фор-эскиз поможет определиться с выбором формата листа (удлиненный по вертикали или горизонтали). Сегодня мы выполним фор-эскиз в уже знакомой вам в технике «Гризайль», т.е. тональными градациями одного цвета.
Второй этап – это?... Абсолютно верно – рисунок на формате под живопись. Рисунок выполняем мягким карандашом, легко касаемся бумаги, чтобы не повредить её структуру. Желательно как можно меньше пользоваться резинкой. По характеру рисунок под акварель линейный. Работу ведём «от общего к частному». Намечаем короткими засечками высоту и ширину силуэта всей группы предметов. Затем находим место композиционного центра и каждого предмета, определяем пропорции предметов, постоянно сравниваем части натурной постановки. Сначала необходимо передать пропорции больших масс и их внешние очертания. Можно использовать метод визирования, сравнивая размеры предметов и их частей с помощью карандаша. При этом карандаш держим в вытянутой руке так, чтобы его положение было вертикальным или горизонтальным. Далее при работе над букетом каждый цветок, листок и стебель можно разбить на несколько основных форм: круги, прямоугольники, квадраты и треугольники. Чтобы выполнить цветок подсолнуха, необходимо изобразить очертания лепестков внутри основного контура – круга или эллипса. Все лепестки расходятся от центра, некоторые из них изгибаются, это необходимо показать, чтобы цветы выглядели естественно.
Третий этап? …Точно - работа цветом, прописка больших цвето-тоновых отношений. Однако, если в натюрморте есть живые объекты, в том числе цветы, то следует начать работу в цвете именно с них. Прокладывая свет и тень в работе, сравниваем при этом их между собой по трем свойствам: цветовому тону, светлоте и насыщенности. Учитывая будущее высветление, краску берем сразу в «полную силу». Рефлексы от окружения закладываем сразу. Желательно использовать технику «по-мокрому».
Четвертый этап?... Работа с тенями и полутенями. В полутень кладем чистый локальный цвет, используем технику «лессировки». Если освещение теплое, то тени будут холодными, а если освещение холодное, то тени соответственно – теплые. (В нашем натюрморте свет дневной рассеянный холодный)
И, наконец, пятый?...Решение пространства (планов работы) и обобщение. Необходимо помнить о правилах световоздушной перспективы, на переднем плане усиливаем тоновые и цветовые контрасты, прорабатываем детали. Однако надо помнить, что чрезмерное увлечение деталями может стать губительным. Важно помнить, что вы пишете не объект, а его образ. Также отслеживаем резкость «касаний» предметов с фоном и между собой. На данном этапе лучше чаще отходить от работы и смотреть на нее издалека (даже прищурив глаза), чтобы лучше определить главное и второстепенное.
- Молодцы, вспомнили все этапы! А теперь давайте озвучим приёмы, наиболее часто используемые в акварели …(живопись «по-сырому», живопись по сухой основе, лессировка, плавный переход от одного цвета к другому, мозаичный приём).
А что же наш натюрморт, в какой цветовой гамме он представлен?... Да, в контрастной цветовой гамме (желтый – фиолетовый). При смешивании этих цветов получается нейтральный серый. Контраст является одним из способов выделения композиционного центра. (Композиционный центр – это место, в котором располагаются главные предметы композиции). Что является композиционным центом в нашем натюрморте?... Конечно, это цветы!
- Обучающиеся слушают, вспоминают материал, необходимый для работы, отвечают на вопросы
4. Первичное усвоение новых знаний
Сегодня мы поближе познакомимся со способами выделения композиционного центра, и так, это:
1. Контраст по тону. (Композиционный центр - светлый, фон – тёмный, или наоборот).
2. Контраст по цвету. (Контрастные цвета находим на цветовом круге. В нашем натюрморте мы определили, что это жёлтый – фиолетовый).
3. Контраст по насыщенности. (Главный предмет – насыщенный по цвету, фон – приглушенный по насыщенности).
4. Контраст размера и формы. (Крупный предмет – на первом плане, мелкие предметы - на втором, но может быть наоборот; конфигурация форм композиционного центра также отлична от остальных предметов).
6. Композиционный центр может располагаться: в оптическом центре, или в геометрическом центре (что реже), или согласно правилу «Золотой пропорции» (1: 1,62), или по правилу «Третей».
Наш натюрморт представлен контрастной цветовой гармонией на насыщенных цветах.
Цветовая гармония – это согласованное, соразмерное, красивое сочетание цветовых тонов, воспринимающееся как единое целое. Цветовая гармония определяется визуальным нахождением пропорциональности площадей цветовых пятен, их равновесия и созвучия. Выполняя работу, важно гармонично найти насыщенность каждого локального цвета в изображении. Найдя гармоничное соотношение локальных цветовых пятен, необходимо проработать оттенки. Знаменитый русский и советский художник-живописец Константин Фёдорович Юон говорил: «Живопись, не дышащая в каждом своем цвете тысячью обогащенных его оттенков, есть мёртвая живопись». А у нас цветы, обязательно надо увидеть и показать всё богатство оттенков!
Чтобы передать материальность любой поверхности в акварели, лучше комбинировать живопись «по-мокрому», лессировки и сухую кисть. Также надо учитывать взаимосвязи многих факторов: особенности формы предмета, освещение и рядом находящиеся предметы.
- Обучающиеся внимательно выслушивают теоретическую часть нового материала, анализируют демонстрируемый материал, задают вопросы.
5. Первичная проверка понимания.
(Преподаватель проводит фронтальный опрос по пройденному материалу.) Сейчас проведем небольшой опрос по изученному материалу.
- Какие способы выделения композиционного центра вам известны?...Что представляет в нашем натюрморте контраст по тону?... Как представлен контраст по цвету в нашем натюрморте?...По насыщенности?...Контраст размера и формы?...Контраст детальной проработки? …Что представляет собой цветовая гармония?
А теперь мы посмотрим на акварельные работы с цветами разных мастеров (Презентация «Цветы в акварельной живописи») и определим, какими способами им удалось выделить композиционный центр.
- Обучающиеся отвечают на поставленные преподавателем вопросы; рассматривают акварельные работы с цветами разных мастеров, на них находят и проговаривают использованные способы выделения композиционного центра
6. Физминутка
- Как вы думаете, что у нас далее по плану?...Конечно, спортивная минутка! Мы сейчас немного потанцуем под зажигательный музыкально-танцевальный видеоролик. И так, повторяем! (Преподаватель включает ролик и танцует вместе с классом.)
Дети танцуют с преподавателем под музыкально-танцевальный видеоролик.
7. Первичное закрепление (практическое выполнение задачи)
- Теперь мы готовы работать дальше. Начнём с первого этапа, как вы говорили ранее, выполнения фор-эскизов в технике «Гризайль». (Преподаватель наблюдает и корректирует выполнение фор-эскизов). После фор-эскиза приступаем к работе на формате листа. При построении натюрморта в карандаше стараемся понять конструкцию каждого предмета, его форму. Вспоминаем слова П.Сезанна, что в природе всё лепится на основе шара, конуса и цилиндра. Композиционное построение начинаем с нахождения величины изображения по отношению к данному формату.
Перед началом работы красками слегка их смачиваем водой.
- Преподаватель демонстрирует свой вариант выполнения работы (Приложение 1); поощряет и корректирует учащихся в процессе работы, оказывает индивидуальную помощь.
Учащиеся слушают, создают фор-эскизы, выполняют этапы работы.
8. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их исправление
- Работы ваши выполнены, мы с вами хорошо потрудились, пришло время подвести итоги урока. Выставляем свои работы так, чтобы всем было хорошо видно. (Работы детей – Приложение 2) Давайте каждый даст оценку работам, используя технику сэндвича – сначала называем какой-либо «+» работы, затем «-» и снова «+». Каждый, при желании и возможности, может исправить свой «-». Также можете рассказать, довольны ли вы своей работой.
- Критериями оценки могут быть - на сколько грамотно выполнены:
1. Компоновка предметов натюрморта;
2. Передача пропорций и объема предметов натюрморта;
3. Построение цветовой гармонии натюрморта;
4. Передача материальности поверхностей;
5. Выделение композиционного центра.
Преподаватель корректирует анализ, отмечает тех, кто хорошо проявил себя, аргументирует выставляемые оценки.
- Обучающиеся выставляют свои работы, участвуют в коллективном обсуждении.
9. Домашнее задание
- Записываем или запоминаем домашнее задание: выполнить дома этюд живых цветов акварелью. Если вы не сможете найти живые цветы, то можно составить композицию, используя фотографии цветов.
- Обучающиеся запоминают или записывают домашнее задание.
10. Рефлексия
- Наше занятие близится к завершению и сейчас мы составим свой букет. (Преподаватель раздает бумажные шаблоны в виде цветов, на доске изображена ваза). На символах в виде цветов записываем свои личные достижения на уроке - то, что, по вашему мнению, у вас больше всего получилось и понравилось на занятии, а затем прикрепляем ваш цветок к вазе на доске.
- Ребята выполняют задание и прикрепляют шаблоны с надписями к вазе на доске.
11. Уборка рабочих мест
- Благодарю всех за работу! Какие замечательные и солнечные букеты у вас получились! Урок закончен, наводим чистоту на рабочем месте, дежурные следят за порядком.
- До свидания, всем большое спасибо!
Обучающиеся проводят уборку своих рабочих мест, прощаются с преподавателем и выходят из класса.
Список рекомендуемой литературы
1. Барышников В.Л. Живопись. Теоретические основы. Методические указания к заданиям базового курса дисциплины «Живопись». Москва, Архитектура-С, 2010. – 120с
2. Волков Н.Н. Цвет в живописи. 2-е изд. доп. М., 1984. – 157с