-репродукции картин с изображением разных видов синиц;
-иллюстрации по теме занятия.
Для детей:
-бумага;
-карандаш;
-ластик;
-кисти;
-акварель, гуашь.
План занятия:
1.Организационный момент:
- проверка присутствующих;
- проверка готовности учащихся к занятию;
- подготовительная беседа.
2. Сообщение темы, целей занятия:
- беседа о птицах;
- кто такие анималисты;
- классификация птиц.
3. Основная часть.
- объяснение и показ конструктивного строения птиц;
- этапы работы;
- физминутка;
- самостоятельная работа.
4. Подведение итогов занятия.
- выставка набросков и зарисовок;
- рефлексивный анализ.
5.Организационное завершение занятия.
- уборка рабочих мест.
Ход занятия.
1.Организационный момент.
Педагог. Добрый день, ребята! Я вижу, что все сегодня готовы к нашему занятию, а оно сегодня необычное, потому что к нам пришли гости. Давайте покажем, как мы умеем дружно работать! Согласны?
Дети. (Вместе): Да! Согласны!
2. Сообщение темы и цели занятия.
П. Ребята, отгадайте загадку. «Красиво поём, на ветках живём, жучками питаемся, в оперенье одеваемся» (Ответы: птицы)
П. Верно. Ребята, скажите, кто знаком с птичками-синичками, кто видел этих красивых птичек? (Ответы детей). Посмотрите как выглядят эти птицы. (Демонстрируется фотография синицы). В народе говорят, если синицы целыми стайками появлялись у дома - предвещало это скорые холода. А если синица свистит - это к ясному дню, если пищит - к ночному морозу. Существуют и поговорки об этих птицах. Вот, например, такая:
«синица - счастья синяя птица» или «хлопотунья синица - сада защитница». А ещё говорят «не велика птичка - синичка, да и та свой праздник помнит».
У этой птички есть свой праздник - 12 ноября – это"Синицин день", считалось, что синички к этому дню прилетали поближе к человеку. Если синица или любая другая птица стучит клювом в окно - ждите хорошие известия или гостей. Залетела синица в дом - обещает также добрые вести. Синица прилетела и уселась на руку - нужно загадать желание. Если при этом птичка еще и подала голос, ждите исполнения желания.
Сейчас (имя ребёнка) вам расскажет стихотворение о синице.
Хоть грозит он нам ненастьем, Хоть зимы он нам пророк — Дышит благодатным счастьем Твой веселый голосок.
Попрошу вас разделиться на две группы и выбрать себе капитанов. А теперь возьмите, карандаши, закройте глаза и попытайтесь нарисовать на листе бумаги (бумага подготовлена заранее) любые линии, геометрические фигуры, знаки, движение руки не ограничено (используется «техника закрытых глаз»).
Рассмотрите свой рисунок, попробуйте по своим изображениям дорисовать птиц. То есть, дополните рисунок таким образом, чтобы получилось узнаваемое изображение. В группе можно помогать друг другу. (Педагог следит за ходом работы).
П. Ребята, поделитесь своими успехами. Поднимите вверх свои работы. Молодцы! Что можете сказать про них? Можете подарить их друг другу. Итак, сегодня мы с вами будем говорить о наших соседях, хозяевах неба …
Д. (Вместе): о птицах!
П. Правильно. Изображение животных и птиц в изобразительном искусстве получило название анималистического жанра. А художник, их изображающий, называется: анималист (педагог записывает слово на доске)
Давайте ещё раз повторим это слово.
Д. Анималист! (хором повторяют)
П. В начале занятия мы с вами пытались изобразить птиц. Значит, мы сегодня с вами тоже — анималисты. Ещё раз! Кто такие анималисты?
Д. (Художник, который рисует животных и птиц!!!)
П. Молодцы! Где-нибудь раньше вы знакомились с пернатыми друзьями?
Д. (На природе, в парке, по телевизору и т. д. )
П. Птицы — самые верные спутники человека. Где бы вы ни находились: на юге или на севере; на побережье или в степи; в городе или селе, везде мы слышим разноголосый щебет наших друзей. Какие птицы живут рядом с нами?
Д.(Живут в лесу, среди людей, уничтожают вредных насекомых ...)
П. Действительно. Многие птицы оказывают неоценимую помощь человеку. Синицы, горихвостки, зарянки — очищают парки, сады и огороды от многочисленных насекомых и вредителей.
Полезны и хищные птицы: совы, сычи – охотятся на вредных грызунов ночью, а соколы — в дневное время. Домовой воробей — главный защитник зеленых насаждений.
Помимо практической пользы они имеют не менее важное эстетическое значение. Своим мелодичным пением, красотой оперения, живым и веселым нравом птицы доставляют людям искреннюю радость, пробуждают интерес и любовь к природе.
В народе образы некоторых птиц послужили поводом для сравнений, символов, ассоциацией. Людей храбрых и гордых называли орлами, соколами. Филин — олицетворение мудрости. Аист — представление о семейной радости, благополучия. Голубь — символ мира.
У некоторых птиц окраска очень красива (павлин, попугай и т. д.). Однако большинство птиц окрашено скромно. Покровительственная или скрывающая окраска. Какие они все разные и живут в разных местах. А кто из вас знает ещё какие бывают отличия?
Д.(Размеры, цвет оперенья, крылья, клюв, лапы, хвосты)
П. Да. Отличий имеется много. Но если внимательно рассмотреть форму тела птиц, например, их туловище и крылья, хвост и конечности, головы и шеи то, мы убеждаемся, что в основе их лежат простейшие геометрические фигуры- это окружность и овал, которыми можно обобщить сложную форму.
3. Основная часть.
Объяснение и показ конструктивного строения птиц.
Рассмотрите (демонстрируется презентация) все характерные признаки птицы. Соизмеряем (на глаз) длину головы птицы (от затылка, до конца клюва). (Слайды № 3)
Этапы работы (показать на доске):
1.Проведем наклонную линию для определения общего пространственного положения туловища птицы.
2.Определяем длину и толщину туловища, размеры головы, хвоста, положение лапок.
3.Уточнение характера всей формы птицы.
(Применяем таблицу с приёмами поэтапного выполнения набросков). (Слайды № 4-8).
Физминутка.
П. Сядьте поудобнее и расслабьтесь.
Как птицы машут крыльями? (Помашем руками как птицы.)
Как крутит ворона головой в поисках чего-нибудь? (Крутим, поворачиваем голову в разные стороны.)
Воробышек сел на веточку отдохнуть. (Прикройте глазки, опустите руки вдоль туловища, расслабьтесь.)
Птички после долгих занятий слетели на землю и с удовольствием прыгают (Сели на корточки и чуть-чуть попрыгаем).
Самостоятельная работа.
П. Сейчас каждая группа самостоятельно выбирает отряд птиц, который бы вы хотели изобразить. Определиться, какой отряд более близок вам, интересен. Соседняя команда о вашем выборе не должна знать. Это секрет. Вы все вместе выбираете один отряд (класс), но рисовать каждый может свою птицу (из данного класса).
(Педагог следит за выбором в команде, помогает, направляет. Можно в команде помогать друг другу. Материалы рисования, сюжет, компоновку — каждый выбирает по своему усмотрению).
4. Подведение итогов занятия.
Выставка набросков и зарисовок.
Завершив работу, команды в порядке очереди выходят на выставку к доске. Руководитель команды с помощью наводящих вопросов просит другие команды ответить об их замысле. Отгадав выбранный отряд птиц у соседей, команды защищают свой отряд (класс) птиц рассказывая, почему они выбрали такой класс, а не другой, особенности строения, питания и т. д. Предлагается поменяться работами с командами и оценить друг друга.
Рефлексивный анализ.
1. Что вам понравилось сегодня на занятии?
2. Что вы узнали нового?
3. Как называется художник, рисующий птиц, животных?
4. Какие чувства испытывали при выполнении работы?
5. С какими трудностями столкнулись?
(Вывод: по результатам рефлексивного анализа учащимся нравится работать в коллективе, иметь свободу выбора задания, нравится самостоятельность без принуждения, без страха быть непонятыми.)
Домашнее задание.
Постарайтесь самостоятельно, согласно правилам, нарисовать свою любимую птицу, используя правильно цветовую гамму.
5. Организационное завершение занятия.
П. Молодцы! Вы помогали друг другу. Столкнулись с небольшими трудностями при выборе расположения птиц, компоновки изображения.
Но вся работа в целом оставила приятные эмоциональные впечатления. Все работали, творили, мечтали. Фантазировали!
Вот и всё, большое всем спасибо!
Уборка рабочих мест.
Используемая литература:
1. Анисимов Н.Н. Основы рисования. - М., 1977.
«Академия развития» 1998г.
Санкт - Петербург «Паритет» 1999г.
позвоночных 5 – 11 класс, Тула «Родничок», 1999г
2. Я познаю мир «птицы» - детская энциклопедия, Москва, «Астрель» 2000г.
«Астрель» 200
3. Е.А. Анашкина 300 вопросов и ответов о птицах, Ярославль. Академия развития» 1998г.