kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Наброски животных и птиц

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка

«Наброски животных и птиц»

Автор: Вернер Е.Ю. педагог МБУ ДО «Яшалтинская ДХШ»

Пояснительная записка

В учебно-методической разработке даются рекомендации по методике проведения занятий по рисунку, а именно по теме “Наброски животных и птиц”. В предлагаемой информации содержится ориентация педагогов на целях и задачах практических упражнений по выполнению набросков и зарисовок в системе обучения изобразительному искусству по основным направлениям: наброски и зарисовки с натуры; техника выполнения набросков; тема набросков; материалы, применяемые для выполнения набросков; методические рекомендации по проведению занятий по данной теме. Используя данную информацию, педагог может самостоятельно выбирать систему проведения занятий с учетом возраста и подготовленности детей к работе.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Наброски животных и птиц»

Методическая разработка

«Наброски животных и птиц»



Автор: Вернер Е.Ю. педагог МБУ ДО «Яшалтинская ДХШ»



Пояснительная записка

В учебно-методической разработке даются рекомендации по методике проведения занятий по рисунку, а именно по теме “Наброски животных и птиц”. В предлагаемой информации содержится ориентация педагогов на целях и задачах практических упражнений по выполнению набросков и зарисовок в системе обучения изобразительному искусству по основным направлениям: наброски и зарисовки с натуры; техника выполнения набросков; тема набросков; материалы, применяемые для выполнения набросков; методические рекомендации по проведению занятий по данной теме. Используя данную информацию, педагог может самостоятельно выбирать систему проведения занятий с учетом возраста и подготовленности детей к работе.

Тематика набросков

Наброски и зарисовки с натуры являются важнейшим средством изучения зрительного облика предметов окружающей действительности. Быстрый рисунок приучает острее чувствовать особенности животных и птиц. Характер индивидуальной формы животных зависит в первую очередь от его конструктивного строения, пропорций, пространственного положения. Изображение этих особенностей объемной формы требует знания законов линейной и воздушной перспективы, распределение светотени. В наброске, какой бы объект он ни изображал, можно ставить задачу, как можно полнее изучить эти законы.

  • Наброски и зарисовки животных и птиц

Выполнение набросков птиц и животных необходимо начинать с зарисовок чучел. Чучела изображаются в различных положениях и поворотах. В каждом случае нужно анализировать строение животного, индивидуальные пропорции форм, характер внешнего покрова. Следует отметить, что при рисовании животных и птиц каждая линия должна проводиться с учетом не только общей формы, очень важно пронаблюдать особенности строения отдельных частей объемной формы.

Изучение животного мира – важная задача для рисующего. Изображение животных и птиц представляет значительные трудности. Ведь подавляющее большинство из них очень подвижны – их нельзя заставить позировать.

Вот почему обычно до рисования живой натуры начинающему следует выполнить серию набросков и зарисовок с чучел. Чучела изображаются в различных положениях и поворотах. В каждом случае нужно подробно анализировать строение животного, индивидуальные особенности его пропорций, форм, характер внешнего покрова.

Рекомендации по выполнению набросков животных и птиц

В процессе работы обращайте внимание на следующее:

· какова общая форма туловища птицы, и каково соотношение размера шеи и головы сравнительно с туловищем;

· определите, каково положение туловища – горизонтальное или наклонное;

· сравните положение туловища, шеи и головы;

· где располагаются у птицы лапы, посередине туловища или ближе к хвосту, и каково их положение – вертикальное или наклонное;

· определите, где расположены у птицы крылья, и какова их длина, какой формы её хвост.

Наброски птиц по памяти, по представлению (рис.1)

Материалы и инструменты:формат А3, простой карандаш «Т», «ТМ», «М», мягкий графический материал, резинка (ластик).

Надо выполнить десять набросков на листах бумаги формата А3. Для работы рекомендуется использовать различные графические материалы.

На одном листе можно располагать по несколько набросков.

Основная задача – передать обобщённую форму тела птицы, проанализировав, из каких геометрических тел она состоит.

Рисунок 1 – Наброски птиц по памяти, по представлению





 Наброски диких животных с натуры, по памяти и представлению.

Материалы и инструменты:формат А3, простой карандаш «Т», «ТМ», «М», мягкий графический материал, резинка (ластик).

Работу рекомендуется выполнять после посещения в краеведческого музея или непосредственно в нём.

Надо выполнить десять набросков на листах бумаги формата А3. Для работы рекомендуется использовать различные графические материалы.

На одном листе можно располагать по несколько набросков (рис. 2)

Рисунок 2 – Наброски диких животных по памяти, по представлению

Наброски домашних животных с натуры.

Материалы и инструменты:формат А3, простой карандаш «Т», «ТМ», «М», мягкий графический материал, гелиевая ручка, маркеры и др.

Выполните десять набросков на листах бумаги формата А3. Для работы рекомендуется использовать различные графические материалы (рис. 3)

На одном листе можно располагать по несколько набросков (рис. 4-5).

Основная задача набросков – передать обобщённую форму животного, их характерные движения.

Работа над набросками движущихся животных развивает много полезных навыков, прежде всего умение быстро схватывать движение и общую форму натуры, а также быстро графическими средствами фиксировать свои наблюдения на бумаге.

Рисунок 3 – Набросок домашнего животного, гелиевая ручка

Рисунок 4 – Набросок домашнего животного, простой карандаш

Рисунок 5 – Набросок домашнего животного, простой карандаш



Наброски и зарисовки с натуры предполагают чаще всего передачу общего впечатления, главного в объектах изображения, или отдельных частностей натуры. В этом и заключается их отличие от длительного рисунка, где основательно прорабатываются даже мельчайшие детали. Для наброска характерна некоторая простота, обобщенность в передачи формы объекта, набросок есть непосредственная и быстрая передача восприятия натуры. Наброски и зарисовки дают возможность выразить первоначальное впечатление от натуры, а в длительном рисунке закрепляют и уточняют форму натуры на основе тщательного ее изучения. Особое значение приобретают занятия наброском в развитии глаза, руки и наблюдательности. В каждом отдельном случае набросок имеет свое определенное назначение. Это может быть изучение тех или иных закономерностей натуры, строения объемной формы, конструкции предметов, законов линейной или воздушной перспективы и т.д.. Набросок развивает внимательность, гибкость и изящество линии, технику владения изобразительными материалами.

Способы выполнения набросков и зарисовок

Наброски и зарисовки выполняются различными способами и приемами. Эти способы и приемы определяются прежде всего целями и задачами, которые ставятся при выполнении набросков, индивидуальными особенностями изображаемой формы, характером восприятия изображения, мышления у рисующего, уровнем владения изобразительными материалами.

Основными целями и задачами, наиболее встречающимися в процессе работы над набросками и зарисовками, являются следующие:

  • изучение и реалистическое изображение предметов быта, пейзажа, интерьера, архитектуры;

  • изучение и реалистическое изображение животного мира;

  • изучение фигуры человека;

  • поиски положения в пространстве фигур, движения, наклона, поворота.

Упражнения детей в выполнении набросков и зарисовок служат важным средством развития моментального восприятия натуры.

- Выполнение набросков линиями

Один из наиболее распространенных способов выполнения набросков и зарисовок – построение их непрерывными линиями, начинающими с изображения общих очертаний предметов, без основательной моделировки формы. Рассматривая способ построения набросков и зарисовок одними линиями, как правило идущим по внешнему очертанию, по контуру предмета, необходимо отметить, что многие психологи и физиологи подтверждают большое значение контура для узнавания объектов, для познания их строения и формы. И.М.Сеченов писал: «В некоторых случаях запоминание контура бывает достаточно не только для обособления предмета, но и для отличия его от других схожих». Контур – не какая-то абстрактная геометрическая форма или сумма линий неопределенного очертания. Контур представляет собой границу объемной формы с внешней средой, он обусловлен перспективным сокращением объемной формы, находится в тесной связи с распределением светотени по форме, а часто является линией перехода одной формы в другую. Контур тесно связан с конструкцией индивидуальной формы, с особенностями перспективы, распределением света и тени. Поэтому одним контуром можно передать пространственное положение объекта, его пропорции, величину, движение и т.д.

- Выполнение набросков линиями с тоновой проработкой формы

Широко применяется способ выполнения набросков линиями с одновременной проработкой тоном формы. Рисующий, начиная построение формы с общего контура, сразу моделирует отдельные объемные массы, выявляя их светом и тенью. Линии в таких набросках прерывистые, штрих или тушевка подчеркивают и уточняют форму. В этом случае тоновая обработка формы идет параллельно с проведением первых линий, показывающих очертание объекта или отдельных его частей. Часто на начальной стадии набросок начинается тонкими линиями по общему очертанию объекта изображения, после чего ведется обработка рисунка тоном. В процессе рисования постоянно выверяется пространственное положение деталей по отношению к общему расположению предмета в пространстве. Штриховка каждой детали вместе с выявлением объемности помогает лучше определить положение частей в пространстве, она четче выделяет конструктивную связь, сокращение плоскостей в перспективе; тон и линия равнозначны, служат одним и тем же целям представляют собой единое целое.

- Выполнение набросков с применением элементов схемы построения

Набросок начинают с обозначения общего движения и расположения форм одной, двумя или более вспомогательными линиями, проходящими посередине объемной формы или по ее внешнему контуру, и тут же начинается прорисовка этой формы общими линиями. В таких набросках и зарисовках возможна последующая моделировка объема штрихами или растушевкой. Введение в набросок элементов схемы построения помогают более прочно сохранить первоначальное впечатление от восприятия натуры и наиболее точно зафиксировать это впечатление на бумаге. Дополнительные линии и другие элементы схемы, которые в реальности отсутствуют, служат средством убедительно построить объем и передать характер формы.

- Выполнение набросков «схемой»

Выполнение набросков «схемой» широко распространено в изобразительной деятельности. Как правило, при этом способе все формы упрощаются до простых геометрических тел или комбинации таких тел. Рисующий воспринимает в натуре строение, объем, пространственное положение предмета, сознательно упуская детали. Восприятие натуры носит ярко выраженный анализирующий характер. Создаваемый образ передается в виде объемных форм крупными планами. Как мы знаем, каждая существующая в природе форма может быть сведена в конечном счете к совокупности геометрических форм, и задача рисующего – почувствовать и увидеть в изображаемом предмете эту основу, чтобы верно передать его строение. Следует помнить, что такая геометризация не должна превращаться у рисующего в самоцель. В некоторых набросках такого плана по мере дальнейшей работы происходит частичная замена компонентов схемы реалистическими элементами.

- Выполнение набросков тоном, пятном

        В набросках и зарисовках подобного типа решаются одновременно задачи выявления конструктивных закономерностей предметов, индивидуальной формы, света и тени, положения объекта в пространстве. Так как рисующий должен решить столько задач одновременно и в очень короткий срок, то набросок выполняется упрощенно, иногда приближаясь к схеме. Из-за малого количества времени построение наброска начинается с главного – с фиксирования на листе бумаги движения натуры, пропорций, света и тени. Натура воспринимается общей массой, тоновым пятном. Набросок начинается с двух-трех линий, определяющих габаритные размеры предмета по горизонтали и вертикали, затем обрабатывается тоном. Тональная проработка ведется не только по основным градациям – свет и тень – а и по другим переходным градациям – полутень, рефлекс и т.д. Конкретнее намечается граница как общего силуэта предмета, так и его частей.

Материалы, используемые в набросках

Материалы, применяемые для выполнения набросков и зарисовок, разнообразны. Наиболее удобны следующие:

  • простые карандаши различной мягкости;

  • цветные карандаши;

  • тушь (кистью мокрой и сухой, а также пером);

  • соус;

  • фломастеры;

  • сангина;

  • пастель;

  • цветные мелки;

  • уголь;

  • акварель;

  • гелевые ручки.

Выбор материалов для набросков зависит от цели и задачи, поставленной перед детьми, от времени на задание и объекта изображения. От этого же зависит и выбор бумаги для работы, которая может варьироваться по плотности и цвету.









Критерии оценки учебной деятельности

Важным разделом в выполнении набросков и зарисовок является анализ качества выполненных заданий. Желательно разбор качества выполнения работ проводить совместно с детьми, предварительно напомнив им основные цели и задачи конкретного задания. В этом случае педагог должен стремиться привлечь к участию в обсуждении работ возможно большее количество детей. Добиться этого можно путем постановки целого ряда вопросов, которые будут определенным образом направлять внимание детей на те общие задачи, которые ставились перед началом работы:

  • как решена композиция; как организована плоскость листа; как согласованы детали изображения между собой;

  • характер формы; степень сходства изображения с предметами действительности;

  • правильность передачи пропорций, отношение частей к целому;

  • качество конструктивного построения, как связаны детали изображения между собой и с общей формой;

  • владение техникой изображения – применение различных изобразительных материалов.

Очень важно при оценке качества выполнения работ учитывать индивидуальные особенности детей, чтобы у них не пропал интерес к работе и при выполнении следующего задания учесть в работе свои ошибки.







Литература для педагогов

Н.Н. Ростовцев. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. М. 1980.

Г.Б. Беда. Основы изобразительной грамоты. М. 1969.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Наброски животных и птиц

Автор: Вернер Екатерина Юрьевна

Дата: 10.08.2017

Номер свидетельства: 425209

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(58) ""Рисование животных в движении" "
    ["seo_title"] => string(34) "risovaniie-zhivotnykh-v-dvizhienii"
    ["file_id"] => string(6) "123727"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414533735"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Конспект урока на тему:"Мой ласковый и нежный зверь". "
    ["seo_title"] => string(54) "konspiekt-uroka-na-tiemu-moi-laskovyi-i-niezhnyi-zvier"
    ["file_id"] => string(6) "103122"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402568237"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "Календарно- тематическое планирование кружка " Юный художник" с 1-4 классы"
    ["seo_title"] => string(80) "kaliendarno_tiematichieskoie_planirovaniie_kruzhka_iunyi_khudozhnik_s_1_4_klassy"
    ["file_id"] => string(6) "433426"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1508454607"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) ""Путешествие в страну Графо". Конспект учебного занятия "
    ["seo_title"] => string(62) "putieshiestviie-v-stranu-grafo-konspiekt-uchiebnogho-zaniatiia"
    ["file_id"] => string(6) "207774"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1430647914"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "Стилизация формы в лепке глиняной игрушки. Лепка кота. "
    ["seo_title"] => string(61) "stilizatsiia-formy-v-liepkie-ghlinianoi-ighrushki-liepka-kota"
    ["file_id"] => string(6) "218956"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1433957762"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства