Работая с детьми разного возраста (от 5 до 16 лет), я убедилась в том, что детей, независимо от того, сколько им лет, постоянно нужно заинтересовывать. Удивлять чем - то новым: темой, материалом, техникой исполнения и т. д.
Убедившись в том, что детей объединяет коллективная работа, приняла решение изготовить декоративное панно, где каждый фрагмент выполняется одним ребёнком, но подчинён единому замыслу.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«методическая разработка по прикладному творчеству»
Методическая разработка по декоративно - прикладной композиции.
Коллективная работа «Декоративное панно – сказки Индии» в технике «работа с глиной» (рельеф).
Иванова Лилия Евгеньевна зав. отделом Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей Центр детского творчества города Клинцы Брянской области.
Работая с детьми разного возраста (от 5 до 16 лет), я убедилась в том, что детей, независимо от того, сколько им лет, постоянно нужно заинтересовывать. Удивлять чем - то новым: темой, материалом, техникой исполнения и т. д.
Убедившись в том, что детей объединяет коллективная работа, приняла решение изготовить декоративное панно, где каждый фрагмент выполняется одним ребёнком, но подчинён единому замыслу.
За основу была взята техника в стиле «изразец», а принцип – составление коллективной рельефной композиции по мотивам индийских сказок.
Лепкой из глины я занималась с ребятами разного возраста, но обычно каждый ребёнок воплощал только свой замысел, а общей темой не объединялись. В процессе работы мои сомнения рассеялись. Детям понравилось сотрудничество в этой технике «рельефная пластика», они старались прийти на занятия пораньше, чтобы быстрее выполнить работу.
Надеюсь, мои методические находки будут интересны и полезны и другим педагогам дополнительного образования.
Содержание занятий.
Знакомство с технологией изготовления « рельефного изразца».
Прежде чем начинать работу в технике «рельеф, изразец», необходимо познакомить обучаемых с историей, которая имеет в своей основе традиции русского изразца.
Для этого подберите необходимую литературу, иллюстрации, образцы изделий.
Обучаемым будет интересно узнать, что керамические декоративные плитки, или изразцы, издревле использовались на Руси для отделки дворцов и храмов, а так же для облицовки печей. В древнем Киеве, 10 век, на месте княжеского дворца, археологи обнаружили глазурованные керамические плитки, которые использовались для отделки архитектуры. В Боголюбове в 12 веке полы княжеского дворца тоже были выложены жёлто-коричневой керамической плиткой.
Изразцы без поливы из-за красного цвета обожженной глины (терракота) назывались красными. Украшением каждого изразца был рельеф, оттиснутый в специальной деревянной форм. Красота изразцового убранства во многом зависела в древности от искусства мастера создававшего формы для изразцов.
Рельефы со сценами охоты и битв, героями народных сказок, басен и былин, реальные и фантастические животные, персонажи славянской мифологии.
Однако красные терракотовые изразцы оказались не совсем практичными из – за пористости материала: они пропускали угар в помещение, быстро грязнились и в конце концов, могли стать совсем чёрными. В 17 веке – период расцвета изразцового производства связывают со строительством Новоиерусалимского монастыря под Москвой – для покрытия изразцов использовали эмали белого, жёлтого, синего и бирюзового цвета.
Хотя изразцы в основном являются частью большой орнаментальной композиции, каждый из них в отдельности воспринимается как самостоятельное произведение декоративно - прикладного искусства.
Специально разработанные отдельные изразцы или несколько изразцов, объединенные единой композицией, могут служить настенным украшением.
Современные материалы диктуют новые техники и технологии, например – керопласт или другие пластические материалы, но «старый друг лучше новых двух» и мы выбираем глину.
2. Выполнение эскиза и подготовка шаблонов.
Обучаемым предлагается выполнить два эскиза для изготовления рельефа будущей композиции по мотивам индийских сказок с использованием изображений животных, птиц, насекомых чаще всего присутствующих в сюжете.
Для эскизов подготовьте заранее бумагу нужного вам размера. Эскизы можно выполнить карандашом в строгом размере формата и с соблюдением пропорций персонажей и объектов.
Из эскизов создайте предварительную композицию будущего панно и проведите доработку. Это необходимо сделать для того, чтобы дети видели, что у них должно получиться.
После эскизирования необходимо выполнить шаблоны деталей рисунка по контуру. Для этого можно воспользоваться копировальной бумагой и просто перевести рисунок на картон и вырезать его.
3. Изготовление пластины – основы и рельефа.
Теперь приступим к раскатыванию глины скалкой в пласт толщиной 0,5 – 0,7 мм., затем, наложив квадратный шаблон поверх глины, размечаем размеры будущего рельефа и стекой вырезаем пластину – основу. Края подравниваем и заглаживаем.
По периметру квадрата, шликером (глина, консистенции сметаны), крепим жгутики – это рама , на которую потом нанесём орнамент. Разглаживаем края. Затем по эскизу и шаблонам готовим из глины элементы налепных деталей и крепим их с помощью насечек и шликера накладывая поочерёдно на пластину- основу. Стекой наносим тиснение – рельефный рисунок, прорабатываем мелкие детали, оформляем раму орнаментом.
Оставляем изделие для просушки и дальнейшего обжига в муфельной печи (если нет возможности для обжига, то - сушим и расписываем акриловыми или темперными красками).
4. Монтаж композиции декоративного панно. Оформление.
После обжига, раскладываем все отобранные работы в единую композицию и вводим цвет так, чтобы для всех пластин была общая гамма используя акриловые краски. Затем крепим «рельефы-изразцы» окончательно на предварительно подготовленную основу используя клей ПВА.
Учебно – тематический план занятий.
Тема занятий: 1. Знакомство с технологией изготовления изразцов.
Задачи: познакомить обучаемых с историей возникновения «изразцов».
Материал: иллюстративный материал. Колич. час. 3 час.
Тема занятий: 2. Выполнение эскизов и шаблонов.
Задачи: выполнить эскиз, правильно закомпоновав изображение в листе заданного формата. Подготовить шаблоны. Колич. Час. 3 час.