Методическая разработка "Влияние декоративно-прикладного творчества на детское восприятие себя как личности в обществе"
Методическая разработка "Влияние декоративно-прикладного творчества на детское восприятие себя как личности в обществе"
Методическая разработка "Влияние декоративно-прикладного творчества на детское восприятие себя как личности в обществе" предназначена для педагогов дополнительного образования.
Объединения ДПИ являются практическим средством повышения творческого и интеллектуального потенциала детей и подростков, формированию адекватной самооценки и позитивного отношения к жизни.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка "Влияние декоративно-прикладного творчества на детское восприятие себя как личности в обществе" »
Методическая разработка
ВЛИЯНИЕ
ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ТВОРЧЕСТВА
НА ДЕТСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ СЕБЯ КАК ЛИЧНОСТИ В ОБЩЕСТВЕ.
Составитель: Трубанова В.Ш.
педагог ДО
г. Ноябрьск.
«В любом человеке могут расцвести сотни неожиданных талантов и способностей, если ему просто предоставить возможность».
Лессииг Д.
Декоративно-прикладное образование на современном этапе является одним из важнейших направлений совершенствования процесса всестороннего развития личности ребенка. Мир, который нас окружает, отличается сейчас чрезвычайной нестабильностью, неясностью ценностных ориентиров, повышенной агрессивностью. Ребенку грозит опасность обрасти коркой цинизма и равнодушия, как защиты от жестокого мира» или возможен душевный надлом, развитие комплекса неполноценности. Поэтому помочь ребенку приобрести уверенность в себе, научиться оценивать себя правильно,- во многом зависит от педагога дополнительного образования, который имеет возможность общаться с ребенком больше, чем учителя в школе, а зачастую, к сожалению, больше чем и родители в семье. Декоративно- прикладное искусство, как никакой другой вид учебно-творческой работы школьников, позволяет воспитывать в них определенную культуру восприятия материального мира, развивать творческие качества личности, помогает в развитии его индивидуальности и коммуникативных способностей. Творчество способно гармонизировать противоречия, которыми пропитана наша жизнь.
Люди от рождения наделены различными задатками - предпосылками для развития способностей. Между задатками и способностями пролегает весь путь формирования личности, зависящий во многом от окружающей среды и характера деятельности. Создать среду и грамотно определить характер этой самой деятельности в рамках занятий ДПИ -задача педагога. Организация творческой деятельности детей всегда являлась объектом психолого-педагогических и методических исследовании. Многое зависит от педагога - от правильно организованной продуманной композиции занятия, грамотно выбранных целей, позволяющих ребенку справляться с заданиями и получать удовлетворение от проделанной работы, до создания доброжелательной атмосферы и уважительного отношения в обучении -все это будет способствовать повышению самооценки ребенка. Правильное формирование самооценки скажется на их будущих профессиональных достижениях, поведении в критических и жизненных ситуациях, умении достичь гармонии и взаимопонимания личной жизни. А занятия любимым делом, которые нравятся ребенку, принесут эмоциональное удовлетворение, успокоение и разрядку, способствующую снятию даже глубоких депрессивных состояний.
Что же такое самооценка? От чего она зависит? И какими средствами возможно повышение самооценки ребенка на уроках ДПИ? На эти вопросы я попробую коротко ответить в этой статье.
Что такое самооценка?
Самооценка - оценочная составляющая «Я - образа» или «Я - концепции». Это важный фактор, влияющий на поведение ребенка в ситуациях выбора, контактах с людьми и на многие другие аспекты его жизни. Термин «самооценка» подчеркивает оценочный характер представлений о себе, в котором присутствуют элементы сравнения себя с неким внешним эталоном, другими людьми или нравственным идеалом. Самооценка -оценка личности самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей.
Самооценка в значительной степени определяет социальную адаптацию личности, является регулятором поведения и деятельности.
Сложившаяся у человека самооценка может быть адекватной (человек правильно, объективно оценивает себя) либо неадекватно завышенной или неадекватно заниженной. А это, в свою очередь, будет влиять на уровень притязаний личности, который характеризует степень трудности тех целей, к которым стремится человек и достижение которых представляется ему привлекательным и возможным.
На уровень притязаний оказывает влияние динамика успеха и неуспеха в конкретной деятельности. Уровень притязаний может быть адекватным (человек выбирает цели, которые реально может достичь, которые соответствует его способностям, умениям, возможностям) либо неадекватно завышенным, заниженным. Чем адекватнее самооценка, тем адекватнее уровень притязаний.
Психологически опасно понижение самоуважение, заниженный уровень социальных притязаний человека, побуждающий его уклоняться от всякой деятельности, отказываться от достижения поставленных целей, избегать людей (так как не верит в себя, боится критики, насмешки), либо быть послушным орудием в руках других людей. Для таких ребят нужно постараться создавать ситуации, в которых бы они получали ощутимое доказательство своей социальной и человеческой ценности, «поверили в себя», чтобы блокировать этот опасный для личности процесс.
От чего зависит?
Формирование «Я концепция» начинается с раннего детства, проходя ряд этапов.
Мы будем говорить о школьном возрасте, поскольку я работаю с детьми с 7 до 12 лет. В школьном возрасте происходит существенное изменение «Я - образа» в зависимости от успехов (неудач) в учебе, от отношения учителей, родителей и сверстников к ребенку. Если ребенок способен добиться успеха в учебе, он включает трудолюбие в качестве составной части в свой «Я - образ». А дети, не успевающие в школе, могут начать чувствовать себя неполноценными по сравнению со сверстниками, и это чувство может остаться у них на всюжизнь, особенно обостряясь в ситуациях оценивания. Если, однако, они все же могут преуспеть в чем-то, что ценится в их среде (в спорте, музыке, искусстве или иных занятиях), у них есть еще шанс сохранить трудовой настрой, положительный «Я - образ» и желание доводить дело до конца.
Принцип деятельности педагога ДПИ - помочь ребенку раскрыться, вселить в него уверенность, дать почувствовать свою ценность, независимо от успехов в школе и вне ее.
Какими средствами, возможно, повысить самооценку на занятиях ДПИ?
Как создать ситуацию на занятиях, чтобы ребенок «поверил в себя» ? Влияет не только стиль общения и тон голоса, но даже то, как мы смотрим на ребенка, наша поза, жесты, какие ставим цели перед ним, как объясняем и что требуем, как оцениваем его работу и многое другое. Хочется подробнее остановиться на общении.
В общении с детьми необходимо сосредотачиваться на позитивных сторонах и преимуществах ребенка с целью укрепления его самооценки. Для этого можно использовать следующие подходы:
Внимательно и уважительно относиться к детским идеям и вопросам
Проявлять живой интерес к работе и высказываниям ребенка
Избегать безразличия, а тем более раздражения
Относиться с пониманием к ответам детей, пытаться делать так, чтобы дети доброжелательно относились к ответам друг друга
Поддерживать веселую и дружескую атмосферу
Хвалить детей за идеи, которые они выдвигают, за их многообразие, необычность, оригинальность, активность
Использовать набор воодушевляющих комментариев, а слова и фразы, мешающие творчеству, исключить из своей речи («не говорите глупости», «ну это не работа» и т.д.)
Необходимо оказать помощь для развития самооценки, задавая вопросы;
А что ты сам об этом думаешь?
Что хорошего, по-твоему, есть в этой работе?
Ты бы хотел поработать над этим еще?
Тебе нравится твоя работа? Почему?
Что в этой работе тебе больше всего удалось?
Что в этой работе тебе больше всего не нравится?
Внимательность к ребенку поможет создать для негопозитивную комфортную атмосферу на каждом занятии, а методы и стиль общения при этом должны быть очень доверительными, демократичными и толерантными. Все это поможет ребенку в формировании правильной адекватной самооценки.
Еще раз повторим: подлинная поддержка взрослыми ребенка должна основываться на подчеркивании его способностей, возможностей - его положительных сторон. Случается, что поведение ребенка не нравится взрослому. Именно в такие моменты он должен предельно четко показать ребенку, что «хотя я и не одобряю твоего поведения, я по-прежнему уважаю тебя как личность». Например, если ребенку не удается вести себя так, как хотелось бы преподавателю, именно преподаватель должен помочь ребенку понять, почему так происходит. Важно, чтобы ребенок понял, что его неудача может проистекать из-за отсутствия готовности или способности вести себя соответствующим образом. Необходимо показать ребенку, что его неудача ни в коей мере не умаляет его личных достоинств.
Для того чтобы оказать ребенку психологическую поддержку, взрослый должен пользоваться теми словами, которые работают на развитие Я - концепции и чувстве адекватности ребенка. Один путь состоит в том, чтобы продемонстрировать ребенку ваше удовлетворение от его достижений и усилий. Другой путь - научить ребенка справляться с различными задачами. Этого можно достичь, создав у ребенка установку: «Ты можешь это сделать».
Даже если ребенок не вполне успешно справляется с чем-то, взрослый должен дать ему понять, что его чувства по отношению к ребенку не изменились, Полезными могут оказаться следующие высказывания:
Мне было бы очень приятно наблюдать за происходящим.
Даже если что-то произошло не так, как тебе хотелось, для тебя это было хорошим урокам.
Все мы люди, и все мы совершаем ошибки. В конце концов, исправляя свои ошибки, ты тоже учишься.
Центральную роль в развитии уверенности ребенка в себе играет; как уже отмечалось, вера родителей и педагогов в ребенка. Педагог должен показать, что ребенок нужный и уважаемый член группы.
Для того чтобы показать веру в ребенка, учитель должен иметь мужество и желание сделать следующее:
забыть о прошлых неудачах ребенка;
помочь ребенку обрести уверенность в том, что он справится с данной задачей;
позволить ребенку начать с нуля, опираясь на то, что взрослые верят в него, в его способность достичь успеха;
- помнить о прошлых удачах и возвращаться к ним, а не к ошибкам; Существуют слова, которые поддерживают ребенка, и слова, которые разрушают его веру в себя.
Например,
слова поддержки:
Зная тебя, я уверен, что ты все сделаешь все хорошо.
Ты делаешь это очень хорошо.
У тебя есть некоторые соображения по этому поводу. Готов ли ты начать?
Это серьезный вызов, но я уверен, что ты готов к нему; Слова разочарования, которых нужно избегать:
Зная тебя и твои способности, я думаю, что смог бы сделать это гораздо лучше.
Ты мог бы сделать это намного лучше.
Эта идея никогда не сможет быть реализована.
Это для тебя слишком трудно, поэтому я сам это сделаю. Психологическая поддержка основана на том, чтобы помочь ребенку почувствовать свою нужность.
Когда я выражаю удовольствие от того, что делает ребенок, это поддерживает его и стимулирует продолжать дело или делать новые попытки. Он получает удовольствие от себя, а чрезмерная опека и вмешательство может заглушить творчество.
Поддерживать ребенка можно посредством:
- отдельных слов («красиво», «аккуратно», «прекрасно», «здорово», «вперед»,«продолжай»); высказываний («Я горжусь тобой», «Мне нравится как ты работаешь», «Это действительно прогресс », «Я рад твоей помощи», «Спасибо»,«Все идет прекрасно», «Хорошо, благодарю тебя», «Я рад, что ты в этом участвовал», «Я рад, что ты это попробовал это сделать, хотя все получилось вовсе не так, как ты ожидал»);
прикосновений (потрепатьпо плечу; дотронуться до руки; обнять его);
совместных действий, физического соучастия (сидеть, стоять рядом с ребенком; слушать его);
выражение лица (улыбка, кивок, смех);
Что еще я стараюсь делать, чтобы повысить самооценку ребенка на своих уроках? Опираясь на интерес детей к такому ремеслу как кожа, я стараюсь привить ребятам множество положительных качеств иумений, которые необходимы в повседневной жизни каждому человеку в отдельности, и обществу в целом. Если говорить о самом уроке, то при его построении акцент делается на практическую работу над конкретной моделью, которая выбирается воспитанником при помощи педагога с учетом пожелания ребенка, его возраста, психофизических склонностей и возможностей. Работа должна быть посильной и интересной, с элементами новизны, носить творческий характер. Очень важно позаботиться о том, чтобы создать ребенку ситуацию с гарантированным успехом. Возможно, это требует от меня некоторого изменения требований к ребенку, но дело того стоит. Я могу помочь ребенку выбрать те задания, с которыми он, с моей точки зрения, способен справиться, а затем дать ему возможность продемонстрировать свой успех группе и родителям. Успех порождает успех и усиливает у ребенка уверенность в своих силах.
Если сводить все к однообразному, шаблонному выполнению одних и тех же действий - все это будет лишать детей радости открытия. Задача педагога разъяснять смысл каждого задания, стимулировать нестандартные и интересные решения, помогать выполнять и оценивать свою работу.
Индивидуально - личностный подход педагога к ребенку позволит даже без применения специальных психологических тестов и методик визуально определить самооценку ребенка ипостараться особое внимание уделить именно таким нуждающимся в особом отношении детям. Например, зажатость ребенка, напряжение, хвастовство, привлечение внимания плохим поведением, неумением проигрывать в ситуациях сравнения или играх, склонность перекладывать вину на других, застенчивость, недоверие, ощущение неспособности сказать «нет», или сделать какой-нибудь выбор - все это является показателем низкой самооценки. Так же показателем будет являться отношение ребенка к творчеству. Нетворческих людей нет - если ребенку вообще ничего не хочется - это не нормально.
Одним из часто используемых и эффективных методов психодиагностики является метод беседы. Беседы с учениками дают возможность с помощью предварительных подготовленных вопросов (продуманных) раскрыть особенности характера, мотивации поведения, оценку различных сторон жизни и самооценку ребенку.
Информация о нейропсихологических особенностях учащихся помогает педагогу создать условия для максимальной реализации творческих и интеллектуальных способностей ребенка. Необходимо учитывать и то, что мальчики и девочки - два разных мира. Они по-разному смотрят и видят, слушают и слышат, по-разному говорят и молчат, чувствуют и переживают. Постараться понять и принять мальчишек и девчонок такими, какие они есть, такими разными и по-своему прекрасными, сохранить, раскрыть и развить их задатки - задача педагога. Нельзя забывать и том, что есть леворукие и праворукие дети, те у кого преобладает левое полушарие, и те, у кого сравнительно лучше развито правое. Все это будет связано с разным восприятием информации, разным складом ума и типом мышления, разными особенностями обучаемости. В руках педагога возможность отслеживать эти проблемы и стараться их решать.
Мы говорили уже о стиле общения педагога с детьми, о грамотно построенном уроке, индивидуально - личностном подходе к детям. Что же еще поможет ребенку повысить свою самооценку на уроках ДПИ? Небольшие задания в начале урока, которые учат общению и наблюдательности, развивают нравственные качества ребенка и творческие способности, развивают воображение и интуицию. Это могут быть работы по дорисовыванию линий, рисование по опорным точкам, фроттаж , волшебные нити и прочее; разнообразные игры и задания: «дерево жизни», «отгадай, кто такой», «что я умею и не умею», «что я люблю» и другие. Анализируя, эти задания и внимательно наблюдая за поведением детей, легче увидеть индивидуальные особенности и взаимоотношения детей.
В перерыве между занятиями у нас проходят чаепития с играми за столом (это может быть игра «контакт», «ассоциации», «буриме» и т.д.). В конце четверти - большие праздники, когда ребенок может раскрепоститься, почувствовать свою значимость, открыть в себе новые грани своей личности. Выбранные игры исключают дух соперничества, они интересны, веселы и познавательны (например, найти на себя похожего (по размеру обуви, ладони, цвету глаз и прочее), или игра «домик человек - землетрясение», люди к людям и пр.). Благодаря игровому взаимодействию можно помочь детям установить контакт друг с другом, создать атмосферу доброжелательности, взаимопомощи и любви.
Эти игровые ситуации и задания позволяют ребенку почувствовать себя личностью, мнение и жизненная позиция которой интересны окружающим, дают ему уверенность в том, что его проблемы и переживания достойны внимания и обсуждения, развивают в нем наблюдательность ко всему происходящему.
Так же еще одной возможностью повышения самооценки ребенка может быть создание технологии работы с портфолио обучающегося (его грамоты, дипломы, достижения, какие либо разработки и эскизы) - зримые доказательства его компетенции. Таким образом, результатом личных усилий педагога будет личностный рост учащихся, изменение их состояния, проявления открытости, стремление к творчеству и изменению, и только потом способности выстраивать новые отношения с окружающим миром.
Педагог ДПИ зачастую выступает в роли практического психолога, а для этого нужен опыт, плюс информированность в этой области. Знания в области психофизиологии детей позволяют лучше понимать их потребности и особенности; чтобы помочь им адаптироваться в этой жизни, вселить в них уверенность и оптимизм.
В современных условиях качественным является образование, позволяющее подрастающему поколению достойно жить в быстро меняющемся мире. Можно выделить в качестве приоритетных развитие у учащихся таких способностей, как принятие решений в конкретных ситуациях и взятие на себя ответственности за их выбор, умение разрешать конфликтные ситуации ненасильственным путем, работать в команде, способность к непрерывному самообразованию. Все это напрямую зависит от адекватной самооценки.
8
Объединения ДПИ являются практическим средством повышения творческого и интеллектуального потенциала детей и подростков, формированию адекватной самооценки и позитивного отношения к жизни.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Внешкольник. Дополнительное образование. Ежемесячный информационно - методический журнал № 1 (118), 2007г.
Дилео Д. Детский рисунок: диагностика и интерпретация. –М.: Апрель пресс, издательство ЭКСМО –Пресс, 2001. -272 с.
Дополнительное образование и воспитание, №2, №3. 2007г. (ежемесячный журнал)
Еремеева В.Д., Хризман Т.П. Мальчики и девочки - два разных мира. Нейропсихологии - учителям, воспитателям, родителям, школьным психологам. - Спб.: «Тускарора», 2006. - 184с.
Лободина Е. Как развить способности ребенка. - СПб: Питер паблишинг, 1997. -256с.
Лопатина А., Скребцова М. 600 творческих игр для больших и маленьких, -М.: Амрита - Русь, 2004г. - 320 с.
Степанова Е. Личностно - ориентированный подход в педагогической деятельности. Опыт разработки и использования. М.: ТЦ Сфера, 2006г. -128с.
Столяренко Л.Д. . Педагогическая психология. Серия «Учебники и учебные пособия». - 2-е издание. - Ростов : «Феникс», 2003. - 544с.
Шпикалова Т.Я., Перовская Г.А . Возвращение к истокам: Народное искусство и детское творчество: Учебно - методическое пособие. М. : Гуманитарный издательский центр Владос, 2000. - 272с.
Ячменева В.В. Занятия и игровые упражнения по художественному творчеству с детьми 7-14 лет. - М: Гуманитарный издательский центр Владос, 2003г.-184с.