Методическая разработка "Рукоделие – искусство трудового обучения и воспитания детей"
Методическая разработка "Рукоделие – искусство трудового обучения и воспитания детей"
Декоративно-прикладное искусство является неотъемлемой частью культуры, уходящей, с одной стороны, корнями в народное творчество, с другой – непрерывно развивающейся и совершенствующейся в соответствии с запросами современного общества. Рукоделие является одним из старейших занятий в прикладной трудовой деятельности человека. Приобщение подрастающего поколения к различным видам прикладного искусства, связанного с рукодельными работами можно считать значимой частицей трудового обучения и воспитания детей. Данная методическая разработка адресована учителям технологии начальных классов, домашним воспитателям, родителям, педагогам дополнительного образования по декоративно-прикладному искусству.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Декоративно-прикладное искусство является неотъемлемой частью культуры, уходящей, с одной стороны, корнями в народное творчество, с другой – непрерывно развивающейся и совершенствующейся в соответствии с запросами современного общества. Рукоделие является одним из старейших занятий в прикладной трудовой деятельности человека. Приобщение подрастающего поколения к различным видам прикладного искусства, связанного с рукодельными работами можно считать значимой частицей трудового обучения и воспитания детей. Данная методическая разработка адресована учителям технологии начальных классов, домашним воспитателям, родителям, педагогам дополнительного образования по декоративно-прикладному искусству.
Содержание
Введение.……………..…………………………………………………......…….3
Виды рукоделия ………………………………………………………………….5
Польза ручного труда……………………………………………………………10
Заключение………………………………………………………………………12
Список использованной литературыи интернет – ресурсы…………………..13
Приложения……………………………………………………………………...14
Введение
Декоративно-прикладное искусство является неотъемлемой частью культуры, уходящей, с одной стороны, корнями в народное творчество, с другой – непрерывно развивающейся и совершенствующейся в соответствии с запросами современного общества. Художественное творчество, прикладное искусство не только формирует творческую личность, но и помогает восстановить связи поколений, глубже понять и осознать чувство патриотизма, любви к своей Родине. Соприкасаясь с миром искусства, и тем более создавая произведения искусства своими руками, дети становятся духовно богаче, постигают непреходящую ценность высоких идеалов красоты. В процессе обучения основам и приемам рукоделия перед нами раскрывается система миропонимания, выработанная нашими предками, секреты народной мудрости. Рукоделие развивает домовитость, трудолюбие, аккуратность, образное мышление, творческое воображение. Использование на занятиях различных видов творчества дает возможность ребенку найти себя в одном из видов рукоделия и наиболее полно реализовать в нем свои способности. Разнообразие творческих занятий помогает поддерживать у учащихся высокий уровень интереса к рукоделию. Овладев несколькими видами рукоделия и комбинируя их, учащиеся получают возможность создавать высокохудожественные изделия с применением различных техник.
Цель данной работы:развитие и реализация творческого потенциала обучающихся в области декоративно-прикладного искусства.
Задачи: Обучающие
- Заинтересовать и привлечь детей в работу своего объединения;
- познакомить с новыми видами рукоделия.
Развивающие - способствовать развитию творческой фантазии и воображения; - развивать внимание, усидчивость, аккуратность в выполнении работ;
- Развить интерес к декоративно-прикладному творчеству.
Методы обучения: Словесные- объяснение нового материала педагогом. Наглядные - демонстрация плакатов по заданной теме, образцов узоров. Практические - выполнение практического упражнения по закреплению полученных знаний; Методы самостоятельной работы - самостоятельная работа над образцами, их выполнение по заданной схеме, самостоятельное создание схемы - описания образца.
Оборудование и материалы: - крючок для вязания; - пряжа; - альбом для образцов; - ножницы; - иголка с большим ушком и швейные нитки;
- интернет-ресурсы
- наглядные материалы (образцы работ)
- нитки мулине,
- леска,
- проволока
- спицы,
- ткань,
- канва,
- напёрсток,
- пяльцы,
- бисер
- клей ПВА
Актуальность работы. В настоящее время возрождается понимание художественной ценности и воспитательной значимости ручного труда, в частности рукоделия. В век компьютерных технологий, виртуальной реальности и мощного информационного давления особенно важно через приобщение детей к декоративно-прикладному творчеству, основанному на народных традициях, создавать у ребенка практическую базу знаний, умений, навыков и воспитанных в процессе их освоения черт характера, способствующих психически устойчивому гармоничному развитию личности в целом.
Виды рукоделия
В настоящее время современные технологии почти полностью заменили ручной труд, однако многие женщины и мужчины посвящают своё свободное время рукоделию. Поделки своими руками являются одним из самых осязаемых видов художественного творчества. В большей степени рукоделием занимаются представительницы прекрасного пола.
Самыми традиционными и широко известными видами рукоделия считаются:
Вышивка – старинный и самый распространенный вид декоративно-прикладного искусства. Оно имеет многовековую историю.
Вязание крючком – один из древнейших видов прикладного искусства. Существует предположение, что метод изготовления полотна вязанием появился на севере Африки, о чем до сих пор напоминает название тунисского способа, то есть вязания длинным крючком.
Вязание на спицах – создание полотна из переплетенных петель – изобрели мужчины. Первые сведения о вязаных изделиях, сохранились на восточных фресках, относящихся к в. до н. э.
Бисероплетение - у современных стеклянных бусин и бисера много предшественников. Сначала люди использовали материал, который им предоставила природа: когти, зубы и кости животных, ракушки, глину, деревянные палочки и семена растений. А когда они научились обрабатывать различные материалы, то появились круглые каменные бусы, а затем и блестящие металлические.
Макраме – это искусство плетения узлами. Ни в одном из рукоделий не используется такое разнообразие материалов, как в макраме
Пэчворк – работа, выполняемая из лоскутков, которые определяют узор и колорит изделия. Так как современное представление о лоскутном шитье пришло через иностранные журналы и книги, то английские названия «patchwork» (лоскутное шитье) и «quilt» (стежка) стали широко использовать в России.
Декупаж - это прекрасный способ самую банальную вещь превратить в произведение искусства. Сейчас используется для создания сувениров, отделки и реставрации различных предметов домашнего обихода, от мебели до бытовой техники.
Скрапбукинг – особая техника отделки фотоальбомов, открыток, шкатулок, подарков и пр. Нашла широкое применение в празднично-подарочном бизнесе.
Карвинг - данное слово переводится, как резьба, причем все равно по чему – дереву, камню или кости. Но сейчас так называют именно резьбу по фруктам.
Квиллинг - искусство изготовления плоских или объёмных композиций из скрученных в спиральки длинных и узких полосок бумаги.
Фелтинг - опыт мастеров, увлекающихся созданием изделий из войлока показывает – это очень удобный материал, из которого можно делать все – от игрушек и украшений, до обуви и мебели.
Топиарии - это искусственные деревца, которым приписывается роль денежных талисманов.
В настоящее время рукоделие получает свое второе рождение и становится популярным во многих странах.
Мидзухики – японское искусство завязывания шнуров, напоминающее традиционное макраме.
Амигуруми – это традиционный вид японского рукоделия представляет собой изготовление миниатюрных игрушек, вязанных спицами или крючком.
Кинусайга - японские картины из шелка.
Ганутель — это искусство изготовления цветов из тонкой спиральной проволоки и шёлковой нити, а также бисера, бусинок и жемчужинок, зародившееся в монастырях Мальты.
Ошибана - из лепестков, листьев, семян и прочих частей растений делают изумительно красивые картины и различные декоративные элементы.
Темари – вышивка на шарах.
Польза ручного труда
Далеко не все знают, что рукоделие способно улучшить наше здоровье. Еще во II веке до нашей эры в Китае было известно о влиянии движений рук на развитие головного мозга. Древние утверждали, что упражнения с участием рук и пальцев гармонизируют тело и разум, положительно влияют на память. И это правда. На кистях рук расположено множество рефлекторных точек, от которых идут импульсы в центральную нервную систему. Массируя определенные точки, можно воздействовать на внутренние органы, с этими точками связанные. Рукоделие в этом случае выполняет функцию всестороннего массажа, ведь в современном мире мы все меньше и меньше работаем непосредственно руками, разве что на клавиатуре и мышкой…
Интересно, что во время творческого процесса активно задействуется мозг, особенно правое полушарие, которое отвечает за обработку невербальной информации: воображение, пространственную ориентацию, интуицию и эмоции.
Детские психологи отмечают, что дети, с раннего возраста знакомые с рукоделием, в школе имеют меньше проблем с домашними уроками, они более внимательные. Ручной труд способствует развитию художественного вкуса, чувства цвета, увеличивает точность выполнения действий, воспитывает активность, трудолюбие, аккуратность, интерес и наблюдательное воображение. Вязание‚ вышивание‚ рисование помогают снять стресс‚ восстанавливают биоритмы организма‚ развивают оба полушария головного мозга и мелкую моторику рук.
Учёными доказано, что, что любые однообразные действия и рукоделие в том числе хорошо успокаивают нервы.Рукоделие получило такое название, потому что почти все действия производятся руками. На поверхности ладони располагается большое количество активных точек, представляющих собой проекцию различных органов и систем человека. Когда вы вышиваете и удерживайте пальцами иголку, то активизируете нервные окончания на них, которые влияют на работу всех внутренних органов. Известны случаи, когда человек перенесший инсульт научился вышивать и благодаря этому занятию начал поправляться.
Рукоделие не излечит вас полностью, но есть положительный эффект. Вышивание снимает нервное переутомление, боли в голове, гипертонию. Также влияет на лечение воспаления, расстройств пищеварения, нарушения работы кровеносной системы и системы лимфатических узлов. Если вы страдаете гормональными нарушениями, у вас проблемы с сердцем или плохая свертываемость крови вам подойдет макраме. Еще макраме избавляет от головной боли, раздражения и успокаивает. Бисероплетение или просто плетение нитками подходит для людей, мучащихся зубной болью, болезнями дыхательных путей и с нарушением сна. А также тем, у кого проблемы с обменом веществ. Роспись и выжигание по дереву влияют на лечение многих заболеваний ЖКТ: гастрита, желудка, язву, поджелудочную, печень и почки. Шитьё вручную игрушек или предметов для домашнего обихода поможет стабилизировать артериальное и внутричерепное давление, снять стрессы, шок, депрессию, агрессивность. Шитье в лоскутной технике может помочь при аллергиях, заболеваниях ног, конвульсиях, кровотечениях из носа. Вязание крючком рекомендуется тем, что часто болеет простудами. А вязание на спицах поддержит при травмах хребта, заболеваниях нервной системы и сотрясении мозга.
Из вышеперечисленного хочется сделать вывод, что когда мы занимаемся рукоделием, то кроме удовольствия от самого процесса мы еще и стимулируем работу всего нашего организма.
Заключение
Данная методическая разработка соответствует новым социальным требованиям в системе российского образования и является достаточно эффективной. Считается, что наиболее высокий уровень деятельности достигается человеком в творчестве. Творческий процесс по созданию изделий декоративно-прикладного искусства носит не только обучающий, но и воспитывающий характер, позволяет в ходе практической работы приобрести общетрудовые специальные умения и навыки, а также специальные навыки в области художественно-практической деятельности. У детей появляется желание трудиться, т.к. эта деятельность связана с положительными эмоциями. Работа над развитием творческих способностей личности – актуальная проблема на сегодняшний момент. Занятия рукоделием в какой - то степени способствуют решению этой проблемы.
Рукоделие - это неотъемлемая часть жизни человека. Зародившись в древние времена, оно продолжает развиваться вместе с нами и по сей день. И неважно каким видом рукоделия вы занимаетесь. Любое творчество раскрывает человека. Когда приходит вдохновение, человек создает удивительные вещи.
Занятия декоративно-прикладным творчеством заставляют человека работать над собой, постоянно совершенствоваться, повышать уровень своего умения, осваивать новые техники. Потребуется много терпения, но оно того стоит. Человек становится целеустремленным, собранным, внимательным, творческим.
Учёными уже доказано, что процесс созидания, когда вы создаёте что-то своими руками, хорошо успокаивает нервную систему, развивает мелкую моторику и в общем действует оздоравливающе на весь организм.
Необычные виды рукоделия, такие как ганутель или шары темари несложны в исполнении и могут использоваться в создании различных изделий, как для украшения интерьера, так и в качестве подарка или сувенира.
Заинтересованность в том или ином виде декоративно – прикладного творчества, знания и практические умения, полученные на занятиях внеурочной деятельности, подтолкнут ребёнка к самостоятельной деятельности по выполнению работ в этой технике.
Список использованной литературыи интернет – ресурсы
1. Агапова И.А. Рукоделие в детском доме [Текст] /Давыдова М.А.– М.: Лада, 2010 г.– 192с.
2. Богатеева З.А. Занятия рукоделием [Текст].– М.: Просвещение, 2008.–130 с.
3. Гусакова М.А. Цветы в интерьере [Текст].– М.: Просвещение, 1987– 198с.
4. Дильмон Т. Полный курс женских рукоделий [Текст].– М.: Эксмо, 2004.– 704с.
5. Джейн Уэлс. Пейзажи из ткани. Изысканная вышивка [Текст].– М.: Мой мир, 2007.– 232с.
6. Маргарет ЛадлоуТемари. Традиционное японское искусство вышивки шаров [Текст] – М.: Мир книги, 2010.– 19с.
7. Румянцева Е.А. Цветы из проволоки [Текст].– М.: Мир книги, 2010.– 190с.
8. Русакова М. Домашнее рукоделие [Текст].– М.: Дом Славянской Книги, 2008, 281с.
9. Т.Н. Баскова «Бисер - уроки труда в начальной школе», Санкт- Петербург, «Паритет», 2003 год
10. Н. Гусева «365 фенечек из бисера» -практическое руководство, Москва, «Айрис-Пресс», 2005 год
11. М.В. Максимова, «Энциклопедия вязания» - издание для досуга Москва, «Легкопромбытиздат», 1993 год
12. О.Н. Маркелова «Технология рукоделия. Краткая энциклопедия вышивки», Волгоград, «Учитель», 2009 год
13. В. Мельник, С.Коваленко «Цветная и белая гладь», Москва, «Эк; 2008 год
14. Т.Ф. Панфилова «Рукоделие. Поделки из ткани, ниток, тесьмы» Москва, «Школьная Пресса», 2007 год
15. Н. Чичикало «Фриворм. Удивительная техника вязания красивых вещей», Москва, «Эксмо», 2008 год
16. Е.А. Турбина «Занятия по прикладному искусству 5-7 классы», Волгоград, «Учитель», 2009 год
- Познакомить с основными приемами изготовления декупажа;
- Вызвать интерес к современным видам декоративно-прикладного творчества.
Материалы, оборудование и инструменты:
- обычный клей ПВА или специальный клей для декупажа;
- плоские кисти разного размера (с их помощью наносится клей, лак, акриловые краски);
- поролоновая губка (нужны для окрашивания поверхностей при создании фона для декупажа);
- акриловые краски;
- акриловый лак на водной основе, лак в виде спрея;
- декоративная разделочная доска для декупажа (деревянная);
- трехслойные салфетки или декупажные карты;
- ножницы, с хорошо двигающимися лезвиями.
Технологическая последовательность выполнения
Подготовим доску для декорирования:
загрунтуем поверхность доски белой акриловой краской;
дадим подсохнуть.
Выбрать понравившийся рисунок и вырвать или вырезать узор.
Разделить салфетку на слои и работать с верхним слоем.
Вырванный фрагмент приложить на оформляемую поверхность, нанести клей от середины к краям.
Для оформления верхнего края используем светлую акриловую краску и поролоновую губку. Нанесем краску на поролон и лёгким движением прикладываем губку к краю ручки доски. Аналогичным образом оформить края.