Русский народный костюм - это ещё свидетельство прочной связи с культурой далёких предков. Костюм несёт информацию о людях ушедшей эпохи, об их быте, мировоззрении, эстетике. Лучшие традиции русского костюма продолжают жить и сегодня. Цвет, узор, силуэт, сарафанов, рубах, понёв, кафтанов вдохновляют современных художников – модельеров, способствуют развитию творческих способностей в создании собственных моделей костюмов и их элементов. Мы видим как выразительны русские костюмы в народном фольклоре, в художественной самодеятельности, в театральных постановках и т.д.
Рубаха являлась основой для женского и мужского костюма. Мужской костюм представлял собой сочетание рубахи и портов.
Наиболее древнее цветовое сочетание в русской вышивке — белый и красный. Красный цвет в народном искусстве был одновременно символом земного плодородия и самого солнца. Вот почему одной и той же нитью вышиты и вестники весны — павы, и мать-земля, словно бы озаренная и согретая солнечным светом и теплом.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Красота русского народного костюма »
Тема урока: Красота русского народного костюма.
Цели урока:
Образовательная:Продолжать знакомиться с особенностями русской народной одеждой.
Развивающая:способствовать развитию познавательной и творческой активности детей в изобразительном и декоративном, художественном творчестве, активизировать самостоятельный творческий поиск в решении художественных задач.
Воспитательная:Воспитывать чувство прекрасного, чувство гордости за глубокие исторические и духовные корни нашей страны.
Оборудование для урока:
Презентация с репродукциями картин.
Образцы русского костюма.
Набор материалов для практического задания.
Ход урока Организационная часть.
Учитель: Здравствуйте! У нас с вами сегодня немного необычный урок, но поскольку урок – это совместное творчество учителя и учеников, то я прошу вас поддержать меня и провести этот урок совместно и интересно. Я могу рассчитывать на вашу поддержку? (ответы детей)
Учитель: Спасибо! Давайте посмотрим, что у вас лежит на партах, нам сегодня понадобится (учитель называет и показывает, класс проверяет): набор для практического задания, …и огромное желание узнать новое и творить прекрасное. Молодцы! Все готовы к уроку.
Объявление темы урока
Учитель: Итак, начинаем работать: Тема нашего урока “Красота русского народного костюма”
. Цель урока: Продолжать знакомиться с особенностями русской народной одеждой.
Презентация 1-й слайд
Учитель: Родина, Россия, Русь. Какие гордые и красивые эти три слова. Россия – матушка, какая поистине прекрасная и многоликая твоя культура. Это, прежде всего язык и обряды. А обряды – это и песни, и танцы, и неповторимые по красоте русские костюмы. Наше русское искусство и декоративно-прикладное искусство в частности – могучий источник красоты, доброты и счастья.
Нам, россиянам, русского костюма Историю полезно очень знать! Костюм о людях призовет подумать, О быте, нравах может рассказать.
Учитель: Внимание на экран, сейчас мы посмотрим, как изображали русских красавиц в праздничной одежде наши известные художники (просмотр презентации)
Красавицы в женских нарядах напоминают героинь русских народных сказок. «Лебедушка, утушка- голубушка, красна-девица» - так ласково называли в народе прекрасных русских женщин, воспевая их в песнях и сказках.
– Назовите составные части русского праздничного костюма (кокошник, рубаха, сарафан, ожерелье)
Учитель: Любите вы загадки? Я буду читать вам описание элементов русской народной одежды, а вы будите отгадывать.
Какой элемент одежды шили из целого куска полотнища, длинной до пят, по подолу, рукавам и вороту украшали вышивкой (рубаха)
Что держалось на коротких, плечевых лямках, подвязывался под грудью, по центру украшался вертикальной полосой (сарафан)
Какой элемент одежды был разной формы, символизировал небо и к нему подвешивались украшения из лент и бисера (кокошник)
Какую часть одежды богато украшали вышивкой, кусочками меха, бусинами, жемчугом, завязывали лентами или застегивали на потайную застежку (ожерелье). Молодцы вы правильно все отгадали.
Изучение нового
Учитель: Хотелось ли вам когда-нибудь попутешествовать на машине времени, посмотреть, как жили наши далекие предки? Во что они были одеты? Сейчас у нас будет возможность заглянуть в историю русского костюма
Русский народный костюм - это ещё свидетельство прочной связи с культурой далёких предков. Костюм несёт информацию о людях ушедшей эпохи, об их быте, мировоззрении, эстетике. Лучшие традиции русского костюма продолжают жить и сегодня. Цвет, узор, силуэт, сарафанов, рубах, понёв, кафтанов вдохновляют современных художников – модельеров, способствуют развитию творческих способностей в создании собственных моделей костюмов и их элементов. Мы видим как выразительны русские костюмы в народном фольклоре, в художественной самодеятельности, в театральных постановках и т.д.
Рубаха являлась основой для женского и мужского костюма. Мужской костюм представлял собой сочетание рубахи и портов.
Наиболее древнее цветовое сочетание в русской вышивке — белый и красный. Красный цвет в народном искусстве был одновременно символом земного плодородия и самого солнца. Вот почему одной и той же нитью вышиты и вестники весны — павы, и мать-земля, словно бы озаренная и согретая солнечным светом и теплом.
Рассмотрим древнерусскую одежду: Не правда ли, проста и хороша? Наряды древних скифов послужили, Пожалуй, прототипом для неё. Итак, что прежде женщины носили? У всех деталей имя есть свое: Кафтан надет поверх рубахи длинной, Орнаментом украшенный внизу. На голове – убрус под шапкой чинной Или повойник - оттенить красу. Ну, горожанки шли в сапожках новых, Крестьянки чаще бегали в лаптях. Носились и запоны, и понёвы – Детали поясню вам в двух словах. А может вы сами ответите на эти вопросы?
Ответы учеников :
Кафтан – это распашная верхняя одежда женщины, её переняли у мужчин, внеся изменения.
Понева – юбка, запахнутая поверх рубахи, состоящая из прямого полотна.
Запона – накладная, не сшитая по бокам одежда из холста.
Убрус – платок, сложенный треугольником и заколотый под подбородком.
Повойник – головной убор типа чепца.
Учитель: Костюм крестьянки – он традиционно
Носил национальные черты.
И не касался Запад просвещённый Его своеобразной красоты!
Все те же сарафаны надевались,
Понёвы и рубахи без затей.
А всё ж наряды женщин различались
Из северных и южных областей.
На севере носили сарафаны
Из однотонной ткани, из холста,
Из крашенины, шерсти домотканной.
И лишь отделки яркой красота
Нарядный вид костюму придавала,
А на рубахах вышивка всегда
Событиям особым отвечала –
Для свадьбы, сельских праздников, труда
Так же как и у мужчин, у женщин была рубаха (сорочка). Сорочка была длиной до пола. Ее шили из тонкой льняной ткани прямой и свободной с круглым вырезом. Рукава и подол женской рубахи украшались вышивкой гораздо богаче. Праздничный вариант рубахи с длинными рукавами назывался долгорукавкой (иногда длина рукава могла достигать 4 м). Эти рукава собирались в складки и закреплялись на кистях рук браслетами. Распускали рукава только по праздникам. Во время танца они придавали более четкий рисунок.
Рубаха являлась основой для женского костюма: поверх нее надевали понёву, сарафан. Представление о русском женском костюме обычно связано с сарафанам Он включал рубаху, сарафан, передник. Эта одежда была наиболее характерной для северных и центральных губерний.
В южных районах носили- поневу, состоящая из трех полотнищ шерстяной или полушерстяной ткани в клетку и собранная гашником. Она могла быть распашной (с разрезом спереди или сбоку) и глухой (полностью сшитой В основном поневу носили замужние женщины. Чем старше была женщина, тем темнее был цвет ее поневы. Поверх рубахи и поневы женщины надевали передник — запон, который мог быть с нагрудником, без нагрудника или закрытым с рукавами.
Крестьянки Юга – те предпочитали Поверх рубах понёвы надевать, Узором по подолу украшались, Но юбки было принято считать Нарядом женским, Девушки носили По верх рубахи фартук иль армяк, На совершеннолетие им шили Понёвы – юбки, вот бывало как! На Севере кокошник надевали, Расшитые узорами венцы, На Юге кики им предпочитали А к юбкам пришивали бубенцы. И так, что же такое кика, армяк, кокошник?
Ответы детей:
Кика- головной убор
Кокошник – головной убор
Армяк –фартук, украшенный узором
.
Самостоятельная творческая деятельность.
Дорисовать эскиз “Русского народного костюма”.
Определить цветовое решение костюма.
На этом этапе деятельности предполагается индивидуальная творческая работа, раскрывающая способности, умения и фантазию. Для оформления, технику выполнения дети выбирают сами: цветной строй народного костюма, использование отделки.