kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Русский народный костюм и женские образы в русских сказках с изображением костюма в рисунке.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интегрированный урок по литературному чтению и изобразительному искусству в 3 б классе Тема: Русский народный костюм и женские образы в русских сказках с изображением костюма в рисунке. Цели: познакомить учащихся с особенностями русского народного костюма на примере женских образов в русских сказках и отобразить костюм в рисунке. Задачи урока Воспитательные: Воспитание уважения к русской культуре, формирование интереса к народному искусству. Развивающие: Закрепление знаний об элементах русского народного костюма и женских образов, литературных произведениях. Развитие творческого мышления и умение создать эскиз народного костюма. Обучающие: Формирование знаний и представлений об особенностях русского костюма, как художественной ценности. Обучение изобразительной грамоте. Формирование навыков по созданию эскизов народного костюма. Тип урока: интегрированный урок. Вид урока: урок практикум Форма организации деятельности учащихся: индивидуальная. Оборудование для учащихся Альбом для рисования Простой карандаш Цветные карандаши Ластик Фломастеры Акварельные краски Салфетка Оборудование для учителя Наглядные пособия с изображением русских народных костюмов Мультимедиа презентация Карточки с названиями элементов костюма Ход урока I. Организационная часть Проверка готовности учеников к уроку. Наличие принадлежностей. II. Актуализация знаний полученных на уроках литературного чтения и изобразительного искусства Наш урок мы начнем с просмотра некоторых фотографий. Что вы видите на фото? ( Ряды с сувенирами и туристов). Что покупают туристы ? ( Кукол в русских национальных костюмах) Почему? (Куклы в русских костюмах символизируют Россию) Где вы видели русских людей в такой одежде? На улице? (Видели на концертах, по телевизору, в книжках, так одевались люди раньше в прошлые века.) Современная одежда отличается от одежды прошлого времени. Сегодня ребята мы будем говорить о русском народном костюме и женских образах в русских сказках. Прекрасных русских женщин поэты и писатели воспевали в песнях в сказках, литературных произведениях. Я точно знаю, что вы их видели в кинофильмах, в театральных представлениях и на иллюстрациях в книгах. А сейчас я предлагаю вам отгадать образ и название произведения из прочитанных нами литературных произведений. 1. … И стала расти у стариков дочка, что не день, то все краше становится, сама беленькая, коса русая до пояса. Растет дочка умная, смышленая, со всеми приветливая, ласковая, и работа в руках спорится, а запоет заслушаешся… ( Русская народная сказка «Снегурочка» образ Снегурочки) 2. …Воротился старик ко старухе, Что ж он видит? Высокий терем, На крыльце стоит его старуха В дорогой собольей душегрейке, Парчёвая на маковке кичка, Жемчуги огрузили шею, На руках золотые перстни, На ногах красные сапожки. (А.С.Пушкин. «Сказка о рыбаке и рыбке» Старуха в образе дворянки) 3. …Кря-кря, голубяточки! Погубила вас ведьма старая, Ведьма старая, змея лютая, Змея лютая подколодная! Потопила нас в быстрой реченьке, Обратила нас в белых уточек, А сама живет величается! (Русская народная сказка «Белая уточка» Образ княгини) 4. …Идет Дедушка по ёлкам потрескивает, с ёлки на ёлку поскакивает, пощёлкивает. - Тепло ли тебе, девица? -Тепло ли тебе, красная ? -Тепло, батюшка, тепло. (Русская народная сказка «Морозко» Образ подчерицы) 5. …За морем царевна есть, Что не можно глаз отвесть: Днём свет Божий затмевает, Ночью землю освещает, Месяц под косой блестит, А во лбу звезда горит. А сама –то величава, Выступает, будто пава. ( А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане» Образ царевны -Лебеди) 6. Я ль на свете всех милее, Всех румяней и биле? И ей зеркальце в ответ: «Ты, конечно, спору нет; Ты, царица, всех милее, Всех румяней и белее». И царица хохотать, И плечами пожимать, И подмигивать глазами, И прищёлкивать перстами, И вертеться подбочась, Гордо в зеркальце глядясь… ( А. С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне» Образ ведьмы) Во всех произведениях перечисленных нами женские образы были и положительными и отрицательными. Художники тоже изображали на полотнах русских красавиц женщин, в народных костюмах. Когда художник изображает человека, мы можем понять, кто этот человек: добрый он или злой, ласковый он или суровый, т.е. какой он, какой его характер. Когда создаётся образ с положительными качествами и чертами характера, мы видим в нем доброту и улыбку, стройность, приветливость и нежность, а изображая злой образ, он стремится показать жадность, коварство, лень, грубость и зло. А сейчас мы посмотрим, кто из художников изображал женские образы в народных костюмах. (Слайды ) III. Этап получения новых знаний. Одежда русских людей была длинной, широкой и красивой. Крестьянам приходилось много работать. А когда приходил праздник, он для них был радостным и желанным. Готовились к нему заранее, особенно тщательно подбирался наряд. Все надевали лучшую праздничную одежду. Её шили сами, и всем хотелось показать свои наряды, своё мастерство. (Изображение праздничных нарядов) Основные элементы женского костюма 1. Основой женского костюма была рубаха. Её шили из домотканого холста, щедро украшая вышивкой. (Изображение женской рубахи). 2. Девушки и женщины носили сарафан. Мягкие, плавные линии сарафана делали женщину похожей на лебедя. Неслучайно в народных песнях и сказках женщину называли лебёдушкой. Для праздников сарафаны шили из шёлка, блестящей парчи и цветной плотной ткани, украшали узорной полосой, тесьмой, узорными пуговицами и вышивкой. (Изображение женского сарафана). Чаще сарафаны были красного, желтого, голубого и коричневых цветов. Как вы думаете, что означает этот цвет ткани? (Радостное настроение, тепло, праздник) Желтый цвет олицетворял солнце и богатство. Голубой цвет был символом молодости и неба Коричневый цвет обозначал землю – кормилицу. 3. Сарафаны часто дополняли нагрудной распашной одеждой – епанечкой, а в холодную погоду на сарафан надевали душегрею с длинными рукавами. (Изображение женской епанечки и душегреи). 4. Часто вместо сарафана поверх рубахи носили понёву, домотканую клетчатую бку из шерсти, в которую оборачивались, укрепляя по талии поясом. Поневу тоже обшивали лентами и тесьмой. (Изображение женской поневы) 5. Головной убор играл огромную роль в женском костюме. По нему можно было определить возраст его владелицы. Самым распространенным видом праздничного головного убора для женщин был кокошник- плотная твердая шапочка, украшенная речным жемчугом, золотыми и серебряными нитями. Форма кокошника разнообразная. Кокошник называли по разному: кика, ряска, каблучок. (Изображение женского кокошника) 6. Девушки носили повязки, венцы, коруны, которые скреплялись сзади, оставляя косу или распущенные волосы открытыми. (Изображение венца, корунов). Ещё раз полюбуйтесь народными костюмами. Как вы думаете, что придает ему необыкновенную красоту? Это вышивка. Вышивка украшала одежду и служила оберегом, защитой от злых сил. Узоры на сарафане оберегали легкие и сердце, не давали злой силе подобраться снизу. Узоры на рукавах оберегали руки, сохраняли их силу и ловкость. IV. Практическая работа учеников. Инструктаж. Я предлагаю вам сегодня выступить в роли модельеров и создать эскиз русского народного костюма. В какой последовательности мы будем работать? Этапы работы. Выбрать вариант костюма Построить общую форму костюма Наметить места украшения и орнамента Определить колорит (цвет) костюма Выполнить в цвете работу Если в процессе работы кто то из вас затруднится в создании формы костюма,можете воспользоваться шаблоном. V. Подведение итогов Просмотр работ. Выставка и обсуждение Какой вид костюма вы выбрали? Что вам понравилось в ансамбле народного костюма? О чем вам может рассказать русский народный костюм? Выставление отметок.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Русский народный костюм и женские образы в русских сказках с изображением костюма в рисунке. »

Интегрированный урок

по литературному чтению и изобразительному искусству

в 3 б классе


Тема: Русский народный костюм и женские образы в русских сказках с изображением костюма в рисунке.


Цели: познакомить учащихся с особенностями русского народного костюма на примере женских образов в русских сказках и отобразить костюм в рисунке.


Задачи урока

Воспитательные:

Воспитание уважения к русской культуре, формирование интереса к народному искусству.


Развивающие:

  • Закрепление знаний об элементах русского народного костюма и женских образов, литературных произведениях.

  • Развитие творческого мышления и умение создать эскиз народного костюма.

Обучающие:

  • Формирование знаний и представлений об особенностях русского костюма, как художественной ценности.

  • Обучение изобразительной грамоте.

  • Формирование навыков по созданию эскизов народного костюма.


Тип урока: интегрированный урок.

Вид урока: урок практикум


Форма организации деятельности учащихся: индивидуальная.


Оборудование для учащихся

  • Альбом для рисования

  • Простой карандаш

  • Цветные карандаши

  • Ластик

  • Фломастеры

  • Акварельные краски

  • Салфетка

Оборудование для учителя

  • Наглядные пособия с изображением русских народных костюмов

  • Мультимедиа презентация

  • Карточки с названиями элементов костюма


Ход урока

  1. Организационная часть

Проверка готовности учеников к уроку. Наличие принадлежностей.


  1. Актуализация знаний полученных на уроках литературного чтения и изобразительного искусства


Наш урок мы начнем с просмотра некоторых фотографий.


Что вы видите на фото? ( Ряды с сувенирами и туристов).


Что покупают туристы ? ( Кукол в русских национальных костюмах)


Почему? (Куклы в русских костюмах символизируют Россию)


Где вы видели русских людей в такой одежде? На улице?


(Видели на концертах, по телевизору, в книжках, так одевались люди раньше в прошлые века.)

Современная одежда отличается от одежды прошлого времени.

Сегодня ребята мы будем говорить о русском народном костюме и женских образах в русских сказках.

Прекрасных русских женщин поэты и писатели воспевали в песнях в сказках, литературных произведениях. Я точно знаю, что вы их видели в кинофильмах, в театральных представлениях и на иллюстрациях в книгах.

А сейчас я предлагаю вам отгадать образ и название произведения из прочитанных нами литературных произведений.

  1. … И стала расти у стариков дочка, что не день, то все краше становится, сама беленькая, коса русая до пояса. Растет дочка умная, смышленая, со всеми приветливая, ласковая, и работа в руках спорится, а запоет заслушаешся…

( Русская народная сказка «Снегурочка» образ Снегурочки)



  1. …Воротился старик ко старухе,

Что ж он видит? Высокий терем,

На крыльце стоит его старуха

В дорогой собольей душегрейке,

Парчёвая на маковке кичка,

Жемчуги огрузили шею,

На руках золотые перстни,

На ногах красные сапожки.

(А.С.Пушкин. «Сказка о рыбаке и рыбке» Старуха в образе дворянки)



  1. …Кря-кря , голубяточки!

Погубила вас ведьма старая,

Ведьма старая, змея лютая,

Змея лютая подколодная!

Потопила нас в быстрой реченьке,

Обратила нас в белых уточек,

А сама живет величается!

(Русская народная сказка «Белая уточка» Образ княгини)



  1. …Идет Дедушка по ёлкам потрескивает, с ёлки на ёлку поскакивает, пощёлкивает.

- Тепло ли тебе, девица?

-Тепло ли тебе, красная ?

-Тепло, батюшка, тепло.

(Русская народная сказка «Морозко» Образ подчерицы)



  1. …За морем царевна есть,

Что не можно глаз отвесть:

Днём свет Божий затмевает,

Ночью землю освещает,

Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит.

А сама –то величава,

Выступает, будто пава.

( А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане» Образ царевны -Лебеди)



  1. Я ль на свете всех милее,

Всех румяней и биле?

И ей зеркальце в ответ:

«Ты, конечно, спору нет;

Ты, царица, всех милее,

Всех румяней и белее».

И царица хохотать,

И плечами пожимать,

И подмигивать глазами,

И прищёлкивать перстами,

И вертеться подбочась,

Гордо в зеркальце глядясь…

( А. С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне» Образ ведьмы)



Во всех произведениях перечисленных нами женские образы были и положительными и отрицательными.

Художники тоже изображали на полотнах русских красавиц женщин, в народных костюмах. Когда художник изображает человека, мы можем понять, кто этот человек: добрый он или злой, ласковый он или суровый, т.е. какой он, какой его характер. Когда создаётся образ с положительными качествами и чертами характера, мы видим в нем доброту и улыбку, стройность, приветливость и нежность, а изображая злой образ, он стремится показать жадность, коварство, лень, грубость и зло.

А сейчас мы посмотрим, кто из художников изображал женские образы в народных костюмах. (Слайды )

  1. Этап получения новых знаний.

Одежда русских людей была длинной, широкой и красивой. Крестьянам приходилось много работать. А когда приходил праздник, он для них был радостным и желанным. Готовились к нему заранее, особенно тщательно подбирался наряд. Все надевали лучшую праздничную одежду. Её шили сами, и всем хотелось показать свои наряды, своё мастерство.

(Изображение праздничных нарядов)



Основные элементы женского костюма

  1. Основой женского костюма была рубаха. Её шили из домотканого холста, щедро украшая вышивкой.

(Изображение женской рубахи).

  1. Девушки и женщины носили сарафан. Мягкие, плавные линии сарафана делали женщину похожей на лебедя. Неслучайно в народных песнях и сказках женщину называли лебёдушкой. Для праздников сарафаны шили из шёлка, блестящей парчи и цветной плотной ткани, украшали узорной полосой, тесьмой, узорными пуговицами и вышивкой.

(Изображение женского сарафана).



Чаще сарафаны были красного, желтого, голубого и коричневых цветов.

Как вы думаете, что означает этот цвет ткани? (Радостное настроение, тепло, праздник)

Желтый цвет олицетворял солнце и богатство.

Голубой цвет был символом молодости и неба

Коричневый цвет обозначал землю – кормилицу.





  1. Сарафаны часто дополняли нагрудной распашной одеждой – епанечкой, а в холодную погоду на сарафан надевали душегрею с длинными рукавами.

(Изображение женской епанечки и душегреи).

  1. Часто вместо сарафана поверх рубахи носили понёву, домотканую клетчатую бку из шерсти, в которую оборачивались, укрепляя по талии поясом. Поневу тоже обшивали лентами и тесьмой.

(Изображение женской поневы)

  1. Головной убор играл огромную роль в женском костюме. По нему можно было определить возраст его владелицы. Самым распространенным видом праздничного головного убора для женщин был кокошник- плотная твердая шапочка, украшенная речным жемчугом, золотыми и серебряными нитями. Форма кокошника разнообразная. Кокошник называли по разному: кика, ряска, каблучок.

(Изображение женского кокошника)

  1. Девушки носили повязки, венцы, коруны, которые скреплялись сзади, оставляя косу или распущенные волосы открытыми.

(Изображение венца, корунов).

Ещё раз полюбуйтесь народными костюмами. Как вы думаете, что придает ему необыкновенную красоту? Это вышивка.

Вышивка украшала одежду и служила оберегом, защитой от злых сил. Узоры на сарафане оберегали легкие и сердце, не давали злой силе подобраться снизу. Узоры на рукавах оберегали руки, сохраняли их силу и ловкость.



  1. Практическая работа учеников. Инструктаж.

Я предлагаю вам сегодня выступить в роли модельеров и создать эскиз русского народного костюма.

В какой последовательности мы будем работать?



Этапы работы.

  • Выбрать вариант костюма

  • Построить общую форму костюма

  • Наметить места украшения и орнамента

  • Определить колорит (цвет) костюма

  • Выполнить в цвете работу

Если в процессе работы кто то из вас затруднится в создании формы костюма,можете воспользоваться шаблоном.



  1. Подведение итогов

Просмотр работ. Выставка и обсуждение

  • Какой вид костюма вы выбрали?

  • Что вам понравилось в ансамбле народного костюма?

  • О чем вам может рассказать русский народный костюм?

Выставление отметок.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Зуева Евгения Александровна

Дата: 09.08.2015

Номер свидетельства: 224725

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "Статья "Использование ИКТ на уроках краеведения""
    ["seo_title"] => string(46) "statiaispolzovaniieiktnaurokakhkraieviedieniia"
    ["file_id"] => string(6) "268840"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1450704672"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства