kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по изо "Красота русского народного костюма"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: «Красота русского народного костюма» 6 класс

 

Цели: изучить изображение русского костюма в картинах русских художников, познакомить обучающих с русским народным костюмом. Развивать эстетический и художественный вкус, творческую активность и мышление обучающихся, прививать интерес к русскому народному творчеству, к истории нашего народа.

 

Вид деятельности: рисование.

 

Планируемые результаты: дети анализируют  образы с изображением русских костюмов в работах знаменитых художников; приобретают знания об изменении идеалов русской красоты.

 

Оборудование:

Для детей - принадлежности для рисования, презентации детей.

Для учителя – интерактивная доска, классная доска, репродукции художников.

 

Ключевые слова и понятия: ансамбль, колорит, епаничка, понева, кокошник, сарафан.

Ход урока:

  1. Организационный момент

(Приветствие, проверка готовности класса к уроку).

  1. Повторение пройденного материала:
  • Что такое жанры в изобразительном искусстве?
  • Какие жанры в изобразительном искусстве вы знаете?
  1.  Беседа по теме урока, психологический настрой на занятия:

Давайте представим с вами ребята, что мы живем в России не в ХХI веке, а где то в XVIII! (Слайд с изображением  картины художника Венецианова. «На жатве. Лето»).

      Что вы можете сказать о жизни русской семьи?

     Какая это была жизнь?

      Как жили люди летом, а как зимой?

     (Дети высказывают свое мнение.)

      Все правильно вы говорите. Действительно, тяжелая жизнь была у русской семьи в прошлые века.

   Весной и летом тяжелая работа в поле. Осенью собирали урожай и делали заготовку на зиму.

   Работу начинали с первыми лучами солнца, а заканчивали, когда было уже совсем темно. (Слайд с изображением  картины художника Б.Кустодиева «Сенокос») .

   Зато когда приходил праздник, он был для крестьян радостным и желанным. Его ждали и готовились к нему.

   Все надевали лучшую, праздничную одежду.

   Ее шили сами, и всем хотелось показать свои наряды, свое мастерство.        Любую одежду очень берегли, потому что она доставалась большим трудом, и каждая вещь должна была служить долгие годы, часто не одному поколению семьи.

  • А какую одежду тогда носили?
  • Она отличалась от нашей? Из чего она состояла? (Ответы детей).

      Правильно, одежда была длинной, широкой, чтобы удобно было          работать в поле.

      Привычное представление о русском женском костюме обычно связано с рубахой  и сарафаном.

       А сейчас мы  послушаем ребят, которые приготовили сообщение о русских костюмах.

       Что же  из себя представляли рубаха и сарафан?

Презентации детей.

1 ученик.

Рубаха – основа женского народного костюма, шилось из белого льняного или конопляного полотна. Праздничная рубаха украшалась вышивкой, оберегавшей женщину от «сглаза».  Особенно украшались ворот , грудь , оплечья, подол – места возможных «входов злых духов».  Рубахи в которых женщины носили, назывались рубахи «сенокосцы». Их носили без сарафана. Считалось, чем богаче украшена рубаха, тем счастливее и удачливее её владелица, а касаясь земли подолом, женщина получала жизненные силы от неё, и в свою очередь, вышивки с символикой плодородия давали силы земле.

Сарафан – одевали, поверх рубахи, украшали спереди узорной полосой, тесьмой, серебряным кружевом, узорными пуговицами.

Епаничка -  короткая клешёная кофточка без рукавов, шилось из парчовой ткани, одевалась поверх для тепла.

Понёва – носили вместо сарафана – клетчатая юбка состояла из трех полос, домотканая из шерсти. Её обшивали лентами и тесьмой, к поневе прилагался передник так же украшенный вышивкой со знаками земли, воды, птицами. Он оберегал живот.

2 ученик.

Мужской костюм: был менее затейлив. Его основой была рубаха  - косоворотка. Шили ее из белой, синей, красной ткани, украшали вышивкой.

Порты -  завязывались на шнурке вокруг талии. Богатые шили порты из шелка, сукна, заправляя их в сафьяновые сапоги. Простой народ носил порты из холста, а ноги обматывали онучами и заправляли в лапти. Поверх одевали зипун и повязывали пояс, на голову шапку из сукна или войлока.

3 ученик.

Головной убор – очень важная деталь женского костюма. По нему в старину, как по паспорту, можно было определить, сколько лет женщине, замужем ли она, социальный слой, количество детей.

Девицы – носили венцы из повязки и имели право ходить простоволосыми.

Замужние – женщины прятали волосы под кокошник.

Головной убор – был связан с небом, его украшали символами солнца, звезд, дерева птиц. Нити жемчуга и височные украшения символизировали дождевые струи. Поверх кокошника набрасывали фату из тонкой узорчатой ткани.

Как же русский народный костюм символично описан в народе:    

Пойду ль я в чисто поле – Под красное солнце,

Под светел месяц, под полетные облака,

Стану я во чистом поле на равное место,

Облаками облачуся, Небесами покроюся,

На голову свою кладу красное солнце,

Подпояшусь светлыми зорями,

Обтычуся частыми звездами,

Что вострыми стрелами –

От всякого злого недуга.

(просмотр работ художников  К. Юон «Весенний солнечный день», Б. Кустодиев «Пасхальный день», «Крестный ход» «Праздники в деревне»).

Показ на доске таблиц из чего состоит мужская и женская одежда.

  1. Физминутка:

Мы шагаем друг за другом

Лесом и зеленым лугом,

(Энергичное марширование на месте.)

В поле бабочки летают,

Крылья пестрые мелькают.

(Помахивание руками, поднимая их вверх.)

Полетели поскорей,

Все быстрей, быстрей, быстрей!

(Легкий бег на месте с разведенными в стороны руками.)

  1. Рефлексия:

Назвать виды мужской и женской одежды?

Назвать декоративные детали в украшении одежды?

  1. Творческий момент:

Сейчас на основе пройденного материала о русском костюме выполните эскиз женского или мужского костюма

  1. Итог урок: просмотр работ ребят. Уборка рабочих мест.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по изо "Красота русского народного костюма" »

Тема урока: «Красота русского народного костюма» 6 класс


Цели: изучить изображение русского костюма в картинах русских художников, познакомить обучающих с русским народным костюмом. Развивать эстетический и художественный вкус, творческую активность и мышление обучающихся, прививать интерес к русскому народному творчеству, к истории нашего народа.


Вид деятельности: рисование.


Планируемые результаты: дети анализируют образы с изображением русских костюмов в работах знаменитых художников; приобретают знания об изменении идеалов русской красоты.


Оборудование:

Для детей - принадлежности для рисования, презентации детей.

Для учителя – интерактивная доска, классная доска, репродукции художников.


Ключевые слова и понятия: ансамбль, колорит, епаничка, понева, кокошник, сарафан.

Ход урока:

  1. Организационный момент

(Приветствие, проверка готовности класса к уроку).

  1. Повторение пройденного материала:

  • Что такое жанры в изобразительном искусстве?

  • Какие жанры в изобразительном искусстве вы знаете?

  1. Беседа по теме урока, психологический настрой на занятия:

Давайте представим с вами ребята, что мы живем в России не в ХХI веке, а где то в XVIII! (Слайд с изображением картины художника Венецианова. «На жатве. Лето»).

Что вы можете сказать о жизни русской семьи?

Какая это была жизнь?

Как жили люди летом, а как зимой?

(Дети высказывают свое мнение.)

Все правильно вы говорите. Действительно, тяжелая жизнь была у русской семьи в прошлые века.

Весной и летом тяжелая работа в поле. Осенью собирали урожай и делали заготовку на зиму.

Работу начинали с первыми лучами солнца, а заканчивали, когда было уже совсем темно. (Слайд с изображением картины художника Б.Кустодиева «Сенокос») .

Зато когда приходил праздник, он был для крестьян радостным и желанным. Его ждали и готовились к нему.

Все надевали лучшую, праздничную одежду.

Ее шили сами, и всем хотелось показать свои наряды, свое мастерство. Любую одежду очень берегли, потому что она доставалась большим трудом, и каждая вещь должна была служить долгие годы, часто не одному поколению семьи.

  • А какую одежду тогда носили?

  • Она отличалась от нашей? Из чего она состояла? (Ответы детей).

Правильно, одежда была длинной, широкой, чтобы удобно было работать в поле.

Привычное представление о русском женском костюме обычно связано с рубахой и сарафаном.

А сейчас мы послушаем ребят, которые приготовили сообщение о русских костюмах.

Что же из себя представляли рубаха и сарафан?

Презентации детей.

1 ученик.

Рубаха – основа женского народного костюма, шилось из белого льняного или конопляного полотна. Праздничная рубаха украшалась вышивкой, оберегавшей женщину от «сглаза». Особенно украшались ворот , грудь , оплечья, подол – места возможных «входов злых духов». Рубахи в которых женщины носили, назывались рубахи «сенокосцы». Их носили без сарафана. Считалось, чем богаче украшена рубаха, тем счастливее и удачливее её владелица, а касаясь земли подолом, женщина получала жизненные силы от неё, и в свою очередь, вышивки с символикой плодородия давали силы земле.

Сарафан – одевали, поверх рубахи, украшали спереди узорной полосой, тесьмой, серебряным кружевом, узорными пуговицами.

Епаничка - короткая клешёная кофточка без рукавов, шилось из парчовой ткани, одевалась поверх для тепла.

Понёва – носили вместо сарафана – клетчатая юбка состояла из трех полос, домотканая из шерсти. Её обшивали лентами и тесьмой, к поневе прилагался передник так же украшенный вышивкой со знаками земли, воды, птицами. Он оберегал живот.

2 ученик.

Мужской костюм: был менее затейлив. Его основой была рубаха - косоворотка. Шили ее из белой, синей, красной ткани, украшали вышивкой.

Порты - завязывались на шнурке вокруг талии. Богатые шили порты из шелка, сукна, заправляя их в сафьяновые сапоги. Простой народ носил порты из холста, а ноги обматывали онучами и заправляли в лапти. Поверх одевали зипун и повязывали пояс, на голову шапку из сукна или войлока.

3 ученик.

Головной убор – очень важная деталь женского костюма. По нему в старину, как по паспорту, можно было определить, сколько лет женщине, замужем ли она, социальный слой, количество детей.

Девицы – носили венцы из повязки и имели право ходить простоволосыми.

Замужние – женщины прятали волосы под кокошник.

Головной убор – был связан с небом, его украшали символами солнца, звезд, дерева птиц. Нити жемчуга и височные украшения символизировали дождевые струи. Поверх кокошника набрасывали фату из тонкой узорчатой ткани.

Как же русский народный костюм символично описан в народе:

Пойду ль я в чисто поле – Под красное солнце,

Под светел месяц, под полетные облака,

Стану я во чистом поле на равное место,

Облаками облачуся, Небесами покроюся,

На голову свою кладу красное солнце,

Подпояшусь светлыми зорями,

Обтычуся частыми звездами,

Что вострыми стрелами –

От всякого злого недуга.

(просмотр работ художников К. Юон «Весенний солнечный день», Б. Кустодиев «Пасхальный день», «Крестный ход» «Праздники в деревне»).

Показ на доске таблиц из чего состоит мужская и женская одежда.

  1. Физминутка:

Мы шагаем друг за другом

Лесом и зеленым лугом,

(Энергичное марширование на месте.)

В поле бабочки летают,

Крылья пестрые мелькают.

(Помахивание руками, поднимая их вверх.)

Полетели поскорей,

Все быстрей, быстрей, быстрей!

(Легкий бег на месте с разведенными в стороны руками.)

  1. Рефлексия:

Назвать виды мужской и женской одежды?

Назвать декоративные детали в украшении одежды?

  1. Творческий момент:

Сейчас на основе пройденного материала о русском костюме выполните эскиз женского или мужского костюма

  1. Итог урок: просмотр работ ребят. Уборка рабочих мест.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока по изо "Красота русского народного костюма"

Автор: Подгорная Елена Михайловна

Дата: 19.10.2014

Номер свидетельства: 120488

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "Музейный урок Русский народный костюм "
    ["seo_title"] => string(39) "muzieinyi-urok-russkii-narodnyi-kostium"
    ["file_id"] => string(6) "113803"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1411053540"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "Конспект урока ИЗО на тему "Русский народный праздничный костюм" "
    ["seo_title"] => string(66) "konspiekt-uroka-izo-na-tiemu-russkii-narodnyi-prazdnichnyi-kostium"
    ["file_id"] => string(6) "106138"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402945779"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Конспект урока на тему "Внутренний мир русской избы" "
    ["seo_title"] => string(53) "konspiekt-uroka-na-tiemu-vnutriennii-mir-russkoi-izby"
    ["file_id"] => string(6) "141241"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418066918"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "Конспект урока здоровья "Закаливание организма" "
    ["seo_title"] => string(49) "konspiekt-uroka-zdorov-ia-zakalivaniie-orghanizma"
    ["file_id"] => string(6) "179284"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424968228"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(37) "План конспект урока "
    ["seo_title"] => string(22) "plan-konspiekt-uroka-1"
    ["file_id"] => string(6) "135069"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416848738"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства