Тема урока: «Красота русского народного костюма» 6 класс
Цели: изучить изображение русского костюма в картинах русских художников, познакомить обучающих с русским народным костюмом. Развивать эстетический и художественный вкус, творческую активность и мышление обучающихся, прививать интерес к русскому народному творчеству, к истории нашего народа.
Вид деятельности: рисование.
Планируемые результаты: дети анализируют образы с изображением русских костюмов в работах знаменитых художников; приобретают знания об изменении идеалов русской красоты.
Оборудование:
Для детей - принадлежности для рисования, презентации детей.
Для учителя – интерактивная доска, классная доска, репродукции художников.
Ключевые слова и понятия: ансамбль, колорит, епаничка, понева, кокошник, сарафан.
Ход урока:
- Организационный момент
(Приветствие, проверка готовности класса к уроку).
- Повторение пройденного материала:
- Что такое жанры в изобразительном искусстве?
- Какие жанры в изобразительном искусстве вы знаете?
- Беседа по теме урока, психологический настрой на занятия:
Давайте представим с вами ребята, что мы живем в России не в ХХI веке, а где то в XVIII! (Слайд с изображением картины художника Венецианова. «На жатве. Лето»).
Что вы можете сказать о жизни русской семьи?
Какая это была жизнь?
Как жили люди летом, а как зимой?
(Дети высказывают свое мнение.)
Все правильно вы говорите. Действительно, тяжелая жизнь была у русской семьи в прошлые века.
Весной и летом тяжелая работа в поле. Осенью собирали урожай и делали заготовку на зиму.
Работу начинали с первыми лучами солнца, а заканчивали, когда было уже совсем темно. (Слайд с изображением картины художника Б.Кустодиева «Сенокос») .
Зато когда приходил праздник, он был для крестьян радостным и желанным. Его ждали и готовились к нему.
Все надевали лучшую, праздничную одежду.
Ее шили сами, и всем хотелось показать свои наряды, свое мастерство. Любую одежду очень берегли, потому что она доставалась большим трудом, и каждая вещь должна была служить долгие годы, часто не одному поколению семьи.
- А какую одежду тогда носили?
- Она отличалась от нашей? Из чего она состояла? (Ответы детей).
Правильно, одежда была длинной, широкой, чтобы удобно было работать в поле.
Привычное представление о русском женском костюме обычно связано с рубахой и сарафаном.
А сейчас мы послушаем ребят, которые приготовили сообщение о русских костюмах.
Что же из себя представляли рубаха и сарафан?
Презентации детей.
1 ученик.
Рубаха – основа женского народного костюма, шилось из белого льняного или конопляного полотна. Праздничная рубаха украшалась вышивкой, оберегавшей женщину от «сглаза». Особенно украшались ворот , грудь , оплечья, подол – места возможных «входов злых духов». Рубахи в которых женщины носили, назывались рубахи «сенокосцы». Их носили без сарафана. Считалось, чем богаче украшена рубаха, тем счастливее и удачливее её владелица, а касаясь земли подолом, женщина получала жизненные силы от неё, и в свою очередь, вышивки с символикой плодородия давали силы земле.
Сарафан – одевали, поверх рубахи, украшали спереди узорной полосой, тесьмой, серебряным кружевом, узорными пуговицами.
Епаничка - короткая клешёная кофточка без рукавов, шилось из парчовой ткани, одевалась поверх для тепла.
Понёва – носили вместо сарафана – клетчатая юбка состояла из трех полос, домотканая из шерсти. Её обшивали лентами и тесьмой, к поневе прилагался передник так же украшенный вышивкой со знаками земли, воды, птицами. Он оберегал живот.
2 ученик.
Мужской костюм: был менее затейлив. Его основой была рубаха - косоворотка. Шили ее из белой, синей, красной ткани, украшали вышивкой.
Порты - завязывались на шнурке вокруг талии. Богатые шили порты из шелка, сукна, заправляя их в сафьяновые сапоги. Простой народ носил порты из холста, а ноги обматывали онучами и заправляли в лапти. Поверх одевали зипун и повязывали пояс, на голову шапку из сукна или войлока.
3 ученик.
Головной убор – очень важная деталь женского костюма. По нему в старину, как по паспорту, можно было определить, сколько лет женщине, замужем ли она, социальный слой, количество детей.
Девицы – носили венцы из повязки и имели право ходить простоволосыми.
Замужние – женщины прятали волосы под кокошник.
Головной убор – был связан с небом, его украшали символами солнца, звезд, дерева птиц. Нити жемчуга и височные украшения символизировали дождевые струи. Поверх кокошника набрасывали фату из тонкой узорчатой ткани.
Как же русский народный костюм символично описан в народе:
Пойду ль я в чисто поле – Под красное солнце,
Под светел месяц, под полетные облака,
Стану я во чистом поле на равное место,
Облаками облачуся, Небесами покроюся,
На голову свою кладу красное солнце,
Подпояшусь светлыми зорями,
Обтычуся частыми звездами,
Что вострыми стрелами –
От всякого злого недуга.
(просмотр работ художников К. Юон «Весенний солнечный день», Б. Кустодиев «Пасхальный день», «Крестный ход» «Праздники в деревне»).
Показ на доске таблиц из чего состоит мужская и женская одежда.
- Физминутка:
Мы шагаем друг за другом
Лесом и зеленым лугом,
(Энергичное марширование на месте.)
В поле бабочки летают,
Крылья пестрые мелькают.
(Помахивание руками, поднимая их вверх.)
Полетели поскорей,
Все быстрей, быстрей, быстрей!
(Легкий бег на месте с разведенными в стороны руками.)
- Рефлексия:
Назвать виды мужской и женской одежды?
Назвать декоративные детали в украшении одежды?
- Творческий момент:
Сейчас на основе пройденного материала о русском костюме выполните эскиз женского или мужского костюма
- Итог урок: просмотр работ ребят. Уборка рабочих мест.