~~ «Русский народный праздничный костюм»
Тема: Русский народный праздничный костюм.
Цель: Познакомить учащихся с русским народным костюмом
Задачи:
-Повторить и закрепить материал об особенностях русского праздничного костюма.
- Развивать эстетический и художественный вкус.
-Воспитывать уважение и интерес к богатому художественному творчеству русского народа.
- Продолжить формирование понятия связи представлений людей об устройстве мира и образного строя одежды
Материалы: гуашь, кисти, цветная бумага, ножницы, клей.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран.
Зрительный ряд: фото и эскизы русской народной одежды, старинной и современной.
Репродукция И. Аргунова «Портрет неизвестной в крестьянской одежде».
Музыкальный ряд: народные напевы и мелодии.
Ход урока:
1. Организационная часть. 1мин.
Проверка готовности детей к уроку.
2. Постановка темы, целей и задач урока.2 мин.
Сегодня на уроке мы продолжаем работать по теме «Народный праздничный костюм».
- Почему мы опять возвращаемся к этой теме?
- Наша задача повторить материал, запомнить его надолго и закончить практическую работу над эскизом народного костюма.
-Скажите, в наше время в быту люди пользуются народными костюмами?
-Нет.
- Зачем нам нужно изучать эту тему?
- Чтобы быть образованными людьми, мы должны знать историю, культуру, традиции наших предков.
3. Повторение материала прошлого урока и сообщение нового материала. 12-15 мин.
- Где можно увидеть людей в русском народном костюме в наши дни, кроме как в музеях краеведения?
- В современном обществе народный костюм можно увидеть на сцене.
На экране представлен фольклорный коллектив «Сударушка».
Русский праздничный костюм
(женский)
Элементы костюма
Северный
кокошник сарафан рубаха душегрея лапти,сапожки
Южный
кичка Юбка-понева рубаха навершник лапти,сапожки
-Какая женщина на Руси считалась красивой?
-Стройная, белолицая с легкой походкой, плавными движениями.
-Одежды на Руси шились длинные и свободные, чтобы не стеснять движение, необычайно красочные.
Одинаковы ли были одежды людей разных регионов России?
-Костюмы отличались, особенно Южные от Центральных и Северных районов.
-Из каких частей состоял праздничный женский костюм южных районов России?
-рубаха, юбка-понева, передник, навершник, кичка.
-Из каких частей состоял праздничный женский костюм Севера и центральных районов России?
- Рубаха, сарафан, душегрея, кокошник.
. -Что представляет собой мужской костюм?
-Рубаха, порты, шапка, онучи, лапти.
Анализ картины И. Аргунова «Портрет неизвестной в крестьянской одежде».
-Русский человек ощущал себя частью мира, в котором он жил, частью природы, которая его окружала. Русский костюм раскрывал представление людей об устройстве мира. Рассмотрим с вами репродукцию с картины художника И. Аргунова «Портрет неизвестной в крестьянской одежде».
-Какие чувства у вас вызывает этот портрет?
(Чувство гармонии, спокойствия и красоты)
-Перед нами красивая женщина, одетая в праздничный крестьянский костюм.
-Какие элементы костюма вы здесь видите?
-Широкий кокошник и сарафан украшены богатой вышивкой. Красные бусы подчеркивают праздничность, поддерживая общее настроение.
-Как называется узор, которым украшены сарафан и кокошник?
(Орнамент)
-Какие части одежды украшались орнаментом?
-Украшались жизненно важные участки (подол, ворот, оплечья, грудь, рукава.)
-Что такое орнамент?
-Узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов.
- Какое значение имел орнамент?
Орнамент имел защитно-охранительное значение. Основными мотивами орнамента русского народного костюма являлись солярные знаки.
-Что значит солярные знаки?
-Обереги, защитные знаки.
-Какие солярные знаки использовали русские люди в своих орнаментах?
-Использовали символическое изображение солнца, земли и воды. Из них выстраивали узор. Особенно любимыми для русского крестьянина были изображения женской фигуры, коня, чудо-птицы, древа жизни.
Посмотрите образцы украшения русской одежды на экране.
Свое понятие о мире человек обозначал условными знаками.
Подол женской рубахи или юбки-поневы часто украшались вышитыми квадратами, ромбами с точками. Эти элементы символизировали землю, поле, засеянное семенами. Пояс украшался символами подземного мира-головками ящеров. На рубахах выше пояса
(горловина, рукава) можно увидеть веточки, цветы, условные изображения растений. Все эти узоры выражали идею земли.
Верхняя часть костюма всегда связана с образом неба. На головных уборах часто изображали солнце и звезды.
-Что символизировали ленты на головных уборах ?
-Выражали идею дождя.
Таким образом, женщина, одетая в такой костюм представляла модель мира.
-Давайте поразмышляем, какой костюм могли носить жители нашего края?
- Как одевались жители Тульской земли?
-Широкие кокошники, заостренные или закругленные кверху, поражали своими размерами. В Тульской губернии популярны были рубахи с поликами и ластовицами, их тоже делали из кумача или яркого ситца. Горизонтальные полосы в русской символике считаются символом покоя, земли, зигзагообразные – влага небесная.
Одна из основных деталей костюма- понева. Понева-элемент русского
народного костюма, женская шерстяная юбка замужних женщин из
нескольких кусков ткани с богато украшенным подолом. Существовал обряд-
одевания поневы, который говорил о том, что девушка уже могла быть
просватанной.
Для Тульской губернии характерна красная, красно-черная клетка. Понева могла быть на холщовой подкладке.
Праздничные поневы богато украшались вышивкой, узорной тесьмой,
вставками из кумача, мишурным кружевом, блестками. В поневе женская
фигура утрачивала величайшую стройность и приобретала монументальность.
Передник в традиционном русском костюме не только надежный защитник
при работе. Это хорошее украшение женского наряда.
Талия в традиционном женском костюме не подчеркнута, а скрыта
всевозможными нагрудниками. Поэтому передник был либо на лямках-
«запон», либо «занавеска»- завязывался над грудью.
Поскольку в некоторых обрядах передник играл магическую роль, то его
украшали всевозможными вышитыми символами, но с конца XIX века
украшение передника становится более скромным- это тесьма, кружево,
фабричные ленты
Смотришь на русскую народную одежду и поражаешься той потребности в творчестве, стремлению выразить в ней радость от окружающего мира.
Женщина в этом костюме -цветок. Русский женский костюм многослойный,
со множеством деталей. Это делает его массивным, монументальным, но не
смотря на это, мы видим женщину в костюме райской птицы из сказки, в
ярком оперении. Сказочная жар-птица. В русском традиционном костюме
мощная монументальность, лаконичность, «скульптурность» построения
костюма сочетаются с наивностью, трогательностью. Жизнь крестьянок не
была легкой. А в костюме русский дух, наперекор тяготам и страданиям –
вспышка радости, это сила и мощь, это энергия.
3.Практическая работа-15-17 мин.
-Сегодня вы завершите работу над эскизом костюма, украсите его орнаментом.
4.Закрепление материала.
Выставка лучших работ. Оценивание.
Проводится интерактивная игра «Да-Нетка».
Учитель (намеренно путает название одежды)
Армяк — крестьянская верхняя одежда из толстого сукна в виде кафтана.
Душегрея — женская короткая одежда без рукавов, которую одевали в прохладную
погоду, иногда отточенная мехом с застежкой спереди.
Зипун — крестьянский кафтан из грубого толстого сукна.
Китайка —хлопчато¬бумажная ткань полотняного переплетения, окрашенная в синий цвет; шла на рубахи, сарафаны и пр
Кожух — верхняя одежда из вывернутой кожи, надеваемая зимой поверх шубы. Косоворотка — мужская рубаха с особым покроем ворота. Его разрез располагался не посере¬дине груди, а сбоку.
Крашенник — специалист, умелец в покраске тканей. Краску делали на растительной основе, ис¬пользуя зверобой, васи¬лек, чернику, листья бузины, кору ольхи, шелу¬ху лука и многое другое.
Кумач — хлопчато-бумажная ткань полотняного переплетения, окрашенная в красный цвет
Кушак, или пояс —обязательный и очень важный атрибут женской и мужской одежды.
В давние времена пояса выполняли много разных функций — служили показателем благо¬состояния своего владельца, оповещали о принадлежности к тому или иному сословию, а также являлись наградой и подарком, передавались по наследству.
Онучи —кусок холста или сукна, оборачиваемого вокруг ноги, поверх которого одевали лапти и перевязывали веревками.
Позумент — золотая, серебрянная или мишурная тесьма, золототканная лента, повязка, обшивка.
Рубище — грубая, толстая будничная одежда.
Сафьян — тонкая, мягкая, обычно ярко окрашенная кожа, выделанная из шкур коз и овец.
Сермяга— так называли грубое сукно, а человека, одетого в крестьянскую одежду из грубого неокра¬шенного домотканного сукна — сермяжным.
Телогрея — женская верхняя одежда, кото¬рая от душегреи отличалась наличием рукавов, более темным колером и отсутствием меховой отделки.
Убрус — нарядный женский головной убор, свадебная фата.
Совершенна и гармонична красота русской народной одежды. Мудрая красота… Народная одежда, как и все русское декоративное искусство - это воспитатель хорошего вкуса.
Народное искусство по-прежнему питает сегодняшнюю художественную культуру. Всегда оставаясь чистым, живительным родником.
Народное творчество вдохновляет современных художников
В завершении урока смотрим модели одежды из коллекции Вячеслава Зайцева.
Рефлексия.
Д/з. Вспомнить какие знаете народные праздники, рассказать о них.