kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок изобразительного искусства на тему: «Русский народный праздничный костюм» в 5 классе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

~~ «Русский народный праздничный костюм»                                                         

Тема: Русский народный праздничный костюм.
Цель: Познакомить учащихся с русским народным костюмом
Задачи:
-Повторить и закрепить материал  об особенностях русского праздничного костюма.
- Развивать  эстетический  и художественный вкус. 
-Воспитывать уважение и интерес  к богатому художественному творчеству русского народа.
- Продолжить формирование понятия  связи представлений людей об устройстве мира и образного строя одежды
Материалы: гуашь, кисти, цветная бумага, ножницы, клей.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран.
Зрительный ряд: фото и эскизы русской народной одежды, старинной и современной.
Репродукция  И. Аргунова «Портрет неизвестной в крестьянской одежде».
Музыкальный ряд: народные напевы и мелодии.
Ход урока:
1. Организационная часть. 1мин.
Проверка готовности детей к уроку.
2. Постановка темы, целей и задач урока.2 мин.
Сегодня на уроке мы продолжаем работать по теме «Народный праздничный костюм».
  -  Почему  мы опять возвращаемся к этой теме?
   -  Наша задача повторить материал, запомнить его надолго и закончить   практическую работу над  эскизом   народного костюма.
-Скажите,  в наше время в быту люди пользуются народными костюмами?
-Нет.
- Зачем нам нужно изучать эту тему?
- Чтобы быть образованными людьми, мы должны знать историю, культуру, традиции наших предков.
3. Повторение материала прошлого урока и сообщение нового материала. 12-15 мин.
  - Где можно увидеть людей в русском народном костюме в наши дни, кроме как в музеях краеведения?
  - В современном обществе народный костюм можно увидеть на сцене.
 На экране представлен фольклорный коллектив «Сударушка». 
 
 
                            


Русский праздничный костюм
(женский)
Элементы костюма
Северный
 кокошник сарафан рубаха душегрея лапти,сапожки 
Южный
 кичка Юбка-понева рубаха навершник лапти,сапожки 
-Какая женщина на Руси считалась красивой?
-Стройная, белолицая с легкой походкой, плавными движениями.
-Одежды на Руси шились длинные и свободные, чтобы не стеснять движение, необычайно красочные.
Одинаковы ли были одежды людей разных регионов России?
-Костюмы отличались, особенно Южные от Центральных и Северных районов.
-Из каких частей состоял праздничный женский костюм южных районов России?
-рубаха, юбка-понева, передник, навершник, кичка.
-Из каких частей состоял праздничный женский костюм Севера и центральных районов России?
- Рубаха, сарафан, душегрея, кокошник.
. -Что представляет собой мужской костюм?
-Рубаха, порты, шапка, онучи, лапти.
 
Анализ картины И. Аргунова «Портрет неизвестной в крестьянской одежде».
-Русский человек ощущал себя частью мира, в котором он жил, частью природы, которая его окружала. Русский костюм раскрывал представление людей об устройстве мира. Рассмотрим с вами репродукцию с картины художника И. Аргунова  «Портрет неизвестной в крестьянской одежде».
 
-Какие чувства у вас вызывает этот портрет?
(Чувство гармонии, спокойствия и красоты)
-Перед нами красивая женщина, одетая в праздничный крестьянский костюм.
-Какие элементы костюма вы здесь видите?
-Широкий кокошник и сарафан украшены богатой вышивкой. Красные бусы подчеркивают праздничность, поддерживая общее настроение.
-Как называется узор, которым украшены сарафан и кокошник?
(Орнамент)
-Какие части одежды украшались орнаментом?
-Украшались жизненно важные участки (подол, ворот, оплечья, грудь, рукава.)
-Что такое орнамент?
-Узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов.
- Какое значение имел орнамент?
Орнамент имел защитно-охранительное значение. Основными мотивами орнамента русского народного костюма являлись солярные знаки.
-Что значит солярные знаки?
-Обереги, защитные знаки.
-Какие солярные знаки использовали русские люди в своих орнаментах?

-Использовали символическое изображение солнца, земли и воды. Из них выстраивали узор. Особенно любимыми для русского крестьянина были изображения женской фигуры, коня, чудо-птицы, древа жизни.
 
 Посмотрите образцы украшения русской одежды на экране.
Свое  понятие о мире человек обозначал условными знаками.
Подол женской рубахи или юбки-поневы часто украшались вышитыми квадратами, ромбами с точками. Эти элементы символизировали землю, поле, засеянное семенами. Пояс украшался символами подземного  мира-головками ящеров. На рубахах выше пояса
(горловина, рукава) можно увидеть веточки, цветы, условные изображения  растений. Все эти узоры выражали идею земли.
Верхняя часть костюма всегда связана с образом неба. На головных уборах часто изображали  солнце и звезды.
-Что символизировали ленты на головных уборах ?
-Выражали идею дождя.

 Таким образом, женщина, одетая в такой костюм представляла модель мира.
-Давайте поразмышляем, какой костюм могли носить жители нашего края?
- Как одевались жители Тульской земли?
 
-Широкие кокошники, заостренные или закругленные кверху, поражали своими размерами. В Тульской губернии популярны были рубахи с поликами и ластовицами, их тоже делали из кумача или яркого ситца. Горизонтальные полосы в русской символике считаются символом покоя, земли, зигзагообразные – влага небесная.

Одна из основных деталей костюма- понева. Понева-элемент русского
народного костюма, женская шерстяная юбка замужних женщин из
нескольких кусков ткани с богато украшенным подолом. Существовал обряд-
одевания  поневы, который говорил о том, что девушка уже могла быть
просватанной.
             Для Тульской губернии характерна красная, красно-черная клетка. Понева могла быть на холщовой подкладке.
Праздничные поневы богато украшались вышивкой, узорной тесьмой,
вставками из кумача, мишурным кружевом, блестками. В поневе женская
фигура утрачивала величайшую стройность и приобретала монументальность.
Передник в традиционном русском костюме не только надежный защитник
при работе. Это хорошее украшение женского наряда.
Талия в традиционном женском костюме не подчеркнута, а скрыта
всевозможными нагрудниками. Поэтому передник был либо на лямках-
«запон», либо «занавеска»- завязывался над грудью.
Поскольку в некоторых обрядах передник играл магическую роль, то его
украшали всевозможными вышитыми символами, но с конца XIX века
украшение передника становится более скромным- это тесьма, кружево,
фабричные ленты
 
     Смотришь на русскую народную одежду и поражаешься той потребности в творчестве, стремлению выразить в ней радость от окружающего мира.
Женщина в этом костюме -цветок. Русский женский костюм многослойный,
со множеством деталей. Это делает его массивным, монументальным, но не
смотря на это, мы видим женщину в костюме райской птицы из сказки, в
ярком оперении. Сказочная жар-птица. В русском традиционном костюме
мощная монументальность, лаконичность, «скульптурность» построения
костюма сочетаются с наивностью, трогательностью. Жизнь крестьянок не
была легкой. А в костюме русский дух, наперекор тяготам и страданиям –
вспышка радости, это сила и мощь, это энергия.
3.Практическая работа-15-17 мин.
-Сегодня вы завершите работу над эскизом костюма, украсите его орнаментом.
4.Закрепление материала.
Выставка  лучших работ. Оценивание.
Проводится интерактивная игра «Да-Нетка».
 Учитель (намеренно путает название одежды)
Армяк — крестьянская верхняя одежда из толстого сукна   в виде кафтана.
 Душегрея — женская короткая одежда без   рукавов, которую одевали в прохладную
  погоду, иногда  отточенная мехом с застежкой спереди.
 Зипун — крестьянский кафтан из грубого толстого сукна.
 Китайка —хлопчато¬бумажная ткань полотняного переплетения, окрашенная в синий цвет; шла на рубахи, сарафаны и пр
Кожух — верхняя одежда из вывернутой кожи, надеваемая   зимой поверх шубы. Косоворотка — мужская рубаха с особым покроем ворота. Его разрез располагался не посере¬дине груди, а сбоку.
Крашенник — специалист, умелец в покраске тканей. Краску делали на растительной основе, ис¬пользуя зверобой, васи¬лек, чернику, листья бузины, кору ольхи, шелу¬ху лука и многое другое.
Кумач — хлопчато-бумажная ткань полотняного  переплетения, окрашенная в красный цвет
Кушак,  или пояс —обязательный и очень важный атрибут  женской и мужской одежды.
В давние времена пояса выполняли много разных функций — служили показателем благо¬состояния своего владельца, оповещали о принадлежности к тому или иному сословию, а также являлись наградой и подарком, передавались по наследству.
Онучи —кусок холста или сукна, оборачиваемого вокруг ноги, поверх которого одевали лапти и перевязывали веревками.
Позумент — золотая, серебрянная или мишурная тесьма, золототканная лента, повязка, обшивка.
 Рубище — грубая, толстая будничная одежда.
Сафьян — тонкая, мягкая, обычно ярко окрашенная   кожа, выделанная из шкур коз и овец.
Сермяга— так называли грубое сукно, а человека, одетого в крестьянскую одежду из грубого неокра¬шенного домотканного сукна — сермяжным.
Телогрея — женская верхняя одежда, кото¬рая от душегреи отличалась наличием рукавов, более темным колером и отсутствием меховой отделки.
Убрус — нарядный женский головной убор, свадебная фата.
Совершенна и гармонична красота русской народной одежды. Мудрая красота… Народная одежда, как и все русское декоративное искусство - это воспитатель хорошего вкуса.
Народное искусство  по-прежнему питает сегодняшнюю художественную культуру. Всегда оставаясь чистым, живительным родником.
 Народное творчество вдохновляет современных  художников
          
    В завершении урока смотрим модели одежды из коллекции Вячеслава Зайцева.
              
 
Рефлексия.

Д/з.  Вспомнить какие знаете народные праздники, рассказать о них.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок изобразительного искусства на тему: «Русский народный праздничный костюм» в 5 классе. »

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 21









Урок изобразительного искусства на тему: «Рисование интерьера комнаты»













Выполнила:

Ковалева Елена Николаевна учитель изобразительного искусства высшей квалификационной категории







2014 г

Разработка урока изобразительного искусства

на тему «Рисование интерьера комнаты»



Цель :

- Дать представление о композиционных приёмах и применении метода линейно-конструктивного рисунка при изображении интерьера комнаты, положении каждого предмета в пространстве;

- Развивать пространственное мышление у учащихся, соблюдать последовательности графического изображения;

- Закреплять полученный от знания опыт.

Тип урока: комбинированный.

Фронтальный метод работы.

Задание: Нарисовать по представлению интерьер комнаты во фронтальной перспективе. (Или – Сочинить интерьер комнаты во фронтальной перспективе)

Решаемая проблема:

- Как выполнить рисунок интерьера комнаты во фронтальной перспективе?

Требования к уровню подготовки учащихся (результат):

Знать понятия: линия горизонта, точка схода, законы перспективы, композиция, вид изобразительного искусства, интерьер.

Уметь:

- объяснить назначение помещения, комнаты по оформлению интерьера на картине художника;

- выполнять изображение интерьера комнаты по представлению с использованием законов линейной перспективы;

- анализировать и определять исходные конструктивные формы в окружающих предметах;

- создавать графическими средствами изображение интерьера комнаты;

- использовать различную штриховку для передачи объёма, формы изображаемых объектов средствами светотени.

Планируемые результаты.

Предметные результаты:

- формирование потребности в художественном творчестве;

- овладение элементарными практическими умениями и навыками в рисунке.

Личностные результаты:

- развитие воображения, образного мышления, пространственных представлений;

Наглядно-демонстрационный материал:

- 2 таблицы «Построение рисунка комнаты. Изображение комнаты по одной точке схода;

- Схемы построения интерьера «Перспективное построение интерьера во фронтальной перспективе»;

- Репродукции картин художников:

«Сватовство майора», Федотов П.А.,

«Прибыл на каникулы», Решетников Ф.П.,

«Утро», Яблонская Т.Н.,

«Зеркало», Пименов Ю.

Материалы: бумага, карандаш.



Ход урока

Этапы урока:

  • Мобилизирующее начало.

  • Изучение нового материала.

  • Физкультминутка.

  • Творческая практическая работа.

  • Итоги урока. Рефлексия деятельности.



  • Мобилизирующее начало

Эмоционально-психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала. Проверка готовности учащихся к уроку.

Сообщение темы урока.



  • Изучение нового материала

Тема нашего урока «Рисование интерьера комнаты».

Беседа с учащимися:

Сегодня мы будем выполнять наш рисунок линиями, изображать мир линиями.

- Это какой вид изобразительного искусства? (Графика)

- А чтобы правильно изображать предметы в пространстве, что надо применять в рисунке? (Перспективу)

- А что такое - перспектива? (Перспектива – наука, помогающая правильно изображать предметы в пространстве так, как мы видим их в натуре.)

- Кто назовёт правила перспективы?

- Кто следующее правило назовёт?

(Правила, законы перспективы или закономерности перспективного изменения предметов, их формы:

  • При удалении от нашего глаза размеры предметов уменьшаются.

  • Параллельные горизонтальные линии, удаляясь, не только сближаются, но на уровне глаз сходятся в одну точку – точку схода.

  • Всё, что в натуре имеет вертикальное направление и на рисунке выглядит вертикальным.)

- Как вы думаете, что такое интерьер? Что значит это слово – интерьер?

Скажите своими словами.

Интерьер – это изображение внутреннего помещения различных зданий: учебных классов, жилых комнат, коридоров и т.д.

Интерьер – это организация внутреннего пространства.

- Как вы думаете, можно определить назначение помещения, комнаты по оформлению интерьера?

Посмотрим на репродукции различных картин художников, находящихся на классной доске.

- Что объединяет эти 4 репродукции художников? Что изображено?

(Изображение помещения, жилых комнат во фронтальной перспективе.)

- Кроме назначения помещения, жилых комнат, что ещё можно определить по оформлению интерьера? (Историческую эпоху, время событий.)

- Художники одинаково изобразили расположение фронтальной стены?

(на 3-х репродукциях – частичное изображение, на одной – полностью.)

- Кто хочет поделиться своей информацией, которую искал дома и хочет сообщить нам фамилию художника и название картины с изображением интерьера комнаты во фронтальной перспективе? Кто принёс репродукцию картины художника?

- Какое назначение комнаты, глядя на оформление интерьера на репродукции картины художника можно сказать?

- Итак, что мы сегодня будем рисовать на уроке? Какую решаемую проблему мы должны выполнить?

(Рисование интерьера комнаты во фронтальной перспективе.

Проблема – Как выполнить рисунок интерьера во фронтальной перспективе?)

- Кто хочет выйти к классной доске по желанию и покажет нам как он будет выполнять рисунок?

- А как вы думаете, что думает художник перед созданием своей работы?

(О композиции, о размещения рисунка на листе бумаги.)

Ученик рисует мелом на классной доске изображение интерьера комнаты.

- Как вы думаете, правильно выполнен рисунок?

- С чего надо начать выполнение рисунка?

(с расположения фронтальной стены на листе бумаги)

- Какие варианты расположения фронтальной стены на рисунке могут быть?

(левее, по центру, правее)

- Когда мы раннее, на прошлых уроках рисовали различные предметы во фронтальной перспективе – какую линию мы применяли и точку на этой линии для построения рисунка?

(линию горизонта и точку схода)

- Нужна нам эта линия горизонта и точка схода при рисовании интерьера комнаты?

Наметили на листе бумаги или на классной доске линию горизонта и точку схода.

Посмотрим на схемы построения интерьера «Перспективное построение интерьера во фронтальном положении».

От изменения места точки схода линий или точки зрения зависит и вид перспективы интерьера. Та боковая стена, на которой рисующий ближе находится, всегда будет в большем сокращении, чем противоположная.

Рисующий должен определить точку схода параллельных линий, которая всегда лежит на линии горизонта и зависит от места расположения рисующего.

Если левая и правая стенки одинаково удалены от нас, то главная точка схода будет располагаться на середине фронтальной стены. Если будем перемещаться влево или вправо, соответственно будет перемещаться и точка схода.

- Дальше что будем рисовать?

Нам надо наметить на рисунке боковые стены комнаты, пол, потолок.

Зная, что все параллельные горизонтальные линии, удаляющиеся от зрителя, сближаются и при продолжении сходятся в одной точке схода на линии горизонта, можно наметить боковые стенки. Те линии, которые расположены выше уровня глаз (линия потолка), кажутся опускающимися, ниже уровня глаз (линия пола) – поднимающимися.

- Вот мы наметили расположение фронтальной стены, потолка, боковых стен и пола. Дальше для рисования интерьера комнаты, что надо выполнить?

(нарисовать предметы – мебель в пространстве)

- Кто по желанию выйдет к классной доске и покажет выполнение рисунка окон, рисунка мебели во фронтальной перспективе?

- Есть ошибки в рисунке?

- А как надо выполнить рисунок?

Пользуясь методом линейно-конструктивного рисунка, рисующий изображает все предметы как бы прозрачными и тем самым имеет возможность точно определить положение каждого предмета в пространстве.

Рисунок стола у окна или рисунок дивана у стены начинается с изображения ребра боковой стены предмета, расположенной во фронтальной перспективе.

Затем намечается нижняя горизонтальная плоскость предмета. Построение рисунка начинается как - бы снизу- вверх.

Выполняется линейно-конструктивный рисунок каждого предмета в интерьере комнаты.

- Ребята, вот мы выполнили линейный, контурный рисунок интерьера комнаты во фронтальной перспективе, а далее, что нам надо выполнить для завершения рисунка?

(Выполнить объём каждого предмета, а в целом – комнаты.)

Объёмно-тональный рисунок.

Использовать различную штриховку для передачи объёма, формы изображаемых предметов средствами светотени.



  • Физкультминутка



  • Творческая практическая работа

Задание: Нарисовать по представлению интерьер комнаты во фронтальной перспективе или сочинить интерьер комнаты.

- Ребята, мы сегодня на уроке займёмся творчеством.

Творчество – так называют работу художников в искусстве.

Каждый ученик должен сочинить интерьер комнаты в фронтальной

перспективе.

- Кто из учащихся повторит последовательность выполнения задания?

Последовательность выполнения задания:

  • Линейный, контурный рисунок.

Каждый ученик вспоминает о композиции – размещения рисунка на листе бумаги.

Композиция – структурное построение художественного произведения, соединение всех его компонентов в единое целое (сочинение, составление, расположение).

Выбор учеником расположения фронтальной стены (левее, прямо или правее) на листе бумаги.

  • - Наметить линию горизонта и точку схода на ней.

  • - Наметить расположение потолка, боковых стен, пола.

  • - Наметить положение каждого предмета в пространстве, пользуясь методом линейно-конструктивного рисунка.

2. Объёмно – тональный рисунок.

Использовать различную штриховку для передачи объёма, формы изображаемых предметов средствами светотени.

Затушевка карандашом в различные тона от светлого до чёрного.

Учащиеся приступают к самостоятельной работе, выполняя её карандашом.

- Ребята, во время работы с целью обнаружения ошибок в рисунке – сравнивайте свой способ действия и его результат с находящимися на уроке таблицами «Построение рисунка комнаты», репродукциями картин художников и схемами построения интерьера.



  • Итоги урока. Рефлексия деятельности

Демонстрация работ учащихся.

Коллективный анализ рисунков.

Беседа с учащимися:

- Что такое интерьер помещения, жилой комнаты?

(Интерьер – это изображение внутреннего помещения различных зданий: учебных классов, жилых комнат, коридоров и т.д.)

- Вам удалось выполнить рисунок с изображением интерьера комнаты во фронтальной перспективе?

- Что вызвало затруднения?

- Что больше всего понравилось?

Домашнее задание:

Найти изображение интерьера комнаты в угловой перспективе на картинах художников. Желательно принести репродукцию картины на урок ИЗО. Сообщить фамилию художника и название картины.







Список использованных источников:



1.«Основы изобразительной грамоты». Автор Г.В. Беда, г. Москва, 1989 г.

2. Интернет - http://yandex.ru/yandsearch?text=%20%20%20%20%20%20%C2%AB%D0%97%D0%B5%D1%80%D0%BA%D0%B0%D0%BB%D0%BE%C2%BB%2C%20%D0%9F%D0%B8%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%BE%D0%B2%20%D0%AE.

































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Автор: Ковалева Елена Николаевна

Дата: 05.10.2014

Номер свидетельства: 116590

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "Конспект урока ИЗО на тему "Русский народный праздничный костюм" "
    ["seo_title"] => string(66) "konspiekt-uroka-izo-na-tiemu-russkii-narodnyi-prazdnichnyi-kostium"
    ["file_id"] => string(6) "106138"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402945779"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(178) "Урок изобразительного искусства "Эскиз орнамента по мотивам вышивки русского народного костюма "
    ["seo_title"] => string(100) "urok-izobrazitiel-nogho-iskusstva-eskiz-ornamienta-po-motivam-vyshivki-russkogho-narodnogho-kostiuma"
    ["file_id"] => string(6) "124661"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414761398"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "Презентация на тему "Русский народный костюм" к уроку ИЗО в 6 классе "
    ["seo_title"] => string(73) "priezientatsiia-na-tiemu-russkii-narodnyi-kostium-k-uroku-izo-v-6-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "193998"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1427718367"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(171) "Русский народный костюм и женские образы в русских сказках с изображением костюма в рисунке. "
    ["seo_title"] => string(102) "russkii-narodnyi-kostium-i-zhienskiie-obrazy-v-russkikh-skazkakh-s-izobrazhieniiem-kostiuma-v-risunkie"
    ["file_id"] => string(6) "224725"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1439112464"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "Конспект урока по изобразительному искусству в 5 классе"
    ["seo_title"] => string(50) "konspiekturokapoizobrazitielnomuiskusstvuv5klassie"
    ["file_id"] => string(6) "274381"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452366447"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства