Урок изобразительного искусства "Эскиз орнамента по мотивам вышивки русского народного костюма
Урок изобразительного искусства "Эскиз орнамента по мотивам вышивки русского народного костюма
Познакомить учащихся со старинной русской народной вышивкой в двух аспектах: историческом и художественном. Повторить понятие «орнамент», виды орнамента.
Задачи:
- повторить значение древних образов и символов в славянской мифологии, элементы русского народного крестьянского костюма, в том числе и головного убора деревни Алешня Болховского района, как необходимое условие для вхождения в новую тему урока;
- отработать навыки и умения при решении творческих задач на вариацию и импровизацию.
- выполнить орнамент в полосе по мотивам русской народной вышивки представленной на полотенцах и народном костюме.
- развивать эстетический и художественный вкус, творческую активность и мышление учащихся.
- формировать любовь к национальному искусству, к различным видам творчества: вышивке, литературному и музыкальному фольклору, уважительное отношение к культуре малой Родины.
Техническое оборудование
Компьютер
Мультимедийная установка
Доска для проецирования изображения
Музыкальный центр
Информационно-коммуникационные технологии
Краеведческое оборудование
Крестьянский женский костюм первой половины 20 века д. Алешня Болховского района;
Воссозданный головной убор замужней женщины начала 20 века д. Алешня Болховского района;
Воссозданный головной убор незамужней девушки-крестьянки начала 20 века;
Полотенца с вышивкой первой половины 20 века;
Современные полотенца с вышивкой
Музыкальный ряд: русские народные наигрыши в исполнении Государственного ансамбля народных инструментов
Оборудование для практической работы учеников:
1. Учебник;
Тетрадь на печатной основе;
Краски (гуашь);
Карандаши цветные, простые;
Кисти (тонкие, средние)
Ход урока
Организационный момент (2 мин.)
- Добрый день. Внимательно посмотрите всё ли у вас готово к уроку. Приведите в порядок рабочее место. Помните, у кого порядок на столе, у того порядок и в голове. Сегодня замечательный день хотя бы, потому что другого такого больше не будет, будем ценить каждую минуту. Давайте улыбнёмся друг другу и начнём урок.
Сообщение темы, цели и задач урока (3 мин.)
- Мы продолжаем изучать удивительный мир декоративно-прикладного искусства. Чему был посвящён наш предыдущий урок?
(Мы изучали русский народный крестьянский костюм)
- Верно. Что отличает старинную народную одежду от современной?
(Старинный костюм очень живописен)
Все верно. А что придаёт ему такую живописность?
(Наличие украшений в форме орнамента)
Мы с вами уже на первых уроках говорили об орнаменте как способе украшения простейших изделий быта в славянских племенах.
Слайд 2 (глиняный сосуд)
- Давайте попробуем дать определение понятию орнамент, исходя из знаний о быте древних славян.
(Это узор, в котором сочетаются и повторяются различные элементы)
- Верно.
Табличка на доске с определением «орнамент»
- Какими художественными средствами пользовались древние умельцы, расписывая предметы быта?
(Красками)
- Давайте ещё раз посмотрим внимательно на настоящий костюм из школьного музея, который нам представит наша классная модель, и ответим на вопрос, а какие художественные средства использовал мастер для выполнения этого орнамента?
(Он, вернее она использовали нить и иглу)
- Верно. Теперь вы можете назвать тему нашего урока, и рассказать мне какая нас ждёт практическая работа?
(Мы будем изучать вышивку русского народного костюма, и выполним на её основе эскиз орнамента)
Проверка ранее изученных знаний
- Вы конечно же заметили, что костюм собран не полностью. Не хватает головного убора.
Индивидуальная практическая работа
(Учитель вызывает 1 ученика для сборки головного убора. За эту сложную работу ставится отметка)
Фронтальный опрос с установкой на успешную работу
Пока наши девочки готовятся продемонстрировать нам народный костюм во всей красе, я хочу дать вам несколько заданий. От того как мы сейчас поработаем, зависит красота и полнота эскиза орнамента, который вы выполните на практической части урока.
Вопросы:
1. Почему древние люди украшали предметы быта, в том числе и одежду?
(В орнаменте они выражали своё представление о мире. Причём элементы были похожи на природные явления. Круг-солнце, ломаная линия или волнистая вода, прямая линия дорога жизни. Люди не могли объяснить такие природные явления, как появление дождя, грома, молнии, пожара и поэтому, нанося на предметы такие знаки, как бы заранее оберегали себя от беды.)
2. Древние славяне, искренне верили, что явлением природы, стихии повелевает Бог. У славян было много богов.
Как называется такая религия?
(Язычество)
3. Назовите имена Древнеславянских богов, которые вам наиболее запомнились?
(Перун-бог всех богов, Ярило-бог солнца, Макошь-богиня плодородия, Стрибог-бог ветра, Сварог-бог огня и его повелитель и др.)
Индивидуальная практическая работа
- Сейчас я побуду на месте древнего славянина и дам описание окружающего меня мира, (учитель вызывает несколько учеников), а вы выполните на основе услышанного орнамент в полосе.
Над головой небо. Там живут боги. Там живёт солнце. Там хранятся запасы воды. Под небом лежит матушка земля. Она спрятала семена, которые посеяли люди. Но она их выпустит, если Боги дадут много тепла и воды. Радость тогда будет для всех. (рисуют, объясняют)
Фронтальный опрос
Шло время, орнамент усложнялся и в него вошли новые элементы. Это изображение животных.
Изображением каких животных украшались предметы быта, в том числе и интерьер крестьянской избы?
(Птица-символ тепла, урожая. Петух- символ солнца. Конь- символ движущегося по небу солнца)
Что ещё любили изображать крестьяне на предметах быта?
(женскую фигуру- божество, выражавшее представление о земле, которая родит урожай. Древо жизни - символ растительных сил земли, вечно процветающей природы)
Слайд 3 (коллаж)
- Орнаменты все усложнялись и со временем превратились в узоры, которыми украшались предметы быта.
Слайд 4 (хохломской узор. Травка)
- На разных территориях нашей огромной страны возникали промыслы.
- Вот и готов наш наряд. Сейчас я буду называть элементы народного женского костюма, а (учитель вызывает ученика) покажет нам эти элементы на модели. (учитель ставит отметки ученикам)
- Мы ещё раз полюбуемся красотой народного костюма, а Лиза продемонстрирует нам его в танцевальном движении.
Изучение нового материала
Ребята! Вы обратили внимание на то, как живописен русский национальный костюм? Вы назвали, что делает его таким живописным.
Вышивка – один из распространённых видов народного творчества. Искусство создания на тканях узоров с помощью иглы и нитей известно с давних времён. Русскую женщину эта сложная, но увлекательная работа сопровождала всю жизнь. С раннего детства девочки учились вышивать. Это занятие было традиционным для русской женщины как в бедной, так и в богатой семье. Крестьянская девушка должна была готовить себе приданое: свадебный наряд, выходную одежду, постельное бельё, скатерти, полотенца и многое другое. Женщины всех сословий вышиванием заполняли своё свободное время. Такая работа считалась самой подходящей для женщины. Любовное, ласковое и очень уважительное отношение народа к труду вышивальщицы отразилось в стихах и песнях.
На горе-то стоит елочка,
Под горой стоит светелочка.
Во высоком новом тереме,
Во столовой новой горенке,
На дубовой новой лавочке
Всё сидела красна девица.
Во левой руке держала пяличко,
Во правой руке – иголочку.
Она шила, красна девица,
По атласной алой ленточке;
Шила девица приданое,
То приданое немалое.
Слайд 12(девушка за вышивкой)
Все предметы, входившие в приданое, были ярки и декоративны, и основную роль в этом чаще всего играла вышивка. Наибольшей яркостью всегда отличалась женская праздничная одежда молодых женщин. Их рубахи, передники, сарафаны так и полыхали тканым, вышитым и набивным узором как на нашей модели
Украшение костюма – не пустая забава. Это были словно передающиеся из поколения в поколение заветные письмена, которые можно читать, как книгу.
Вышивка не только делала костюм красивее и богаче, но и имела другое назначение. По народному поверью, она должна была приносить человеку счастье, оберегать его от всякого зла и беды, сближать с окружающей природой.
У русских вышивальщиц всегда существовали любимые мотивы и композиции. Чаще всего это геометрические орнаменты.
Слайд (геометрическая вышивка)
В них преобладают ромбы, прямоугольники, квадраты.
Существовали и вышивка с травяными орнаментами
Слайд (травяная вышивка)
Особенно любили женщины вышивки с изображением животных, птиц символическое значение, которых мы знаем.
Слайд (зооморфная вышивка)
Ну и конечно же, в особо -торжественных случаях одевали праздничную одежду, на которой вышивали образ женщины, окружённой растениями.
Слайд (вышивка приход весны)
Такие сюжеты символизировали приход весны. От того, какой она будет, зависел будущий урожай, а значит жизнь крестьянской семьи.
Вышивали не только одежду, но и полотенца.
Слайд (вышитое полотенце)
- Давайте вспомним, какое символическое значение играло полотенце у славян?
(Это дорога жизни)
- Верно. Полотенце сопровождало человека всю жизнь. Два конца символизировали начало и конец жизни. При рождении ребёнка ложили на вышитое полотенце. Полотенца развешивали на ветви деревьев в праздники. Полотенцем связывали руки жениха и невесты, чтобы семья была крепкой.
А теперь давайте рассмотрим примеры вышивки в Орловской губернии. Так называли области до второй половины 20 века.
Слайды
- Вышивки выполнялись различными нитками: льняными, шерстяными, шёлковыми, реже – металлическими. Вы обратили внимание, что основные цвета, как в народном костюме так и в полотенце белый и красный. Белый - связывался в народном представлении со светом, чистотой. Красный цвет был главным. Это символ огня, жизни, силы. Красные узоры на белом фоне символизировали землю, получившую энергию солнцу и способную дать жизнь всему новому. Вышивка головного убора Лобазня выполнена бисером, а так же крупными и мелкими бусинами. Иногда вышивку дополняли блёстками, жемчугом. Обычно такой дорогой убор передавался в семье по наследству. Современные художники широко используют богатое наследие прошлого: рисунки, узоры, способы вышивания. Кроме того, они разрабатывают новые композиции, новые мотивы, прочно связанные с русским народным орнаментом.
Постановка художественной задачи
Вот и мы сейчас будем разрабатывать свой орнамент для вышивки под впечатлением народных узоров на одежде. Я вам покажу несколько работ, которые выполнили ребята в прошлом учебном году.
Слайды
Работа над эскизом
Сочиняется орнамент в полосе. Работать будем в тетрадях на печатной основе. Работаем аккуратно. Сначала смачиваем краски там, где необходимо. Можно сначала сделать набросок карандашом, чтобы элементы орнамента были симметричными. А, чтобы работа спорилась, нам поможет русская народная музыка.
(Слушаются русские народные песни. Проводится индивидуальная работа с каждым, уточняется композиционный замысел).
Подведение итогов. Закрепление (обсуждение)
- А сейчас посмотрим на свои работы и обсудим их. В нашем классе от орнаментов и узоров у всех становится теплее и радостнее на сердце. Мы побывали в гостях у вышивальщиц Древней Руси. Молодцы.
Домашнее задание.
В учебнике прочитать стр. 44-48
Ответить на вопросы стр.49
Ребята, кто получил отметки, подайте дневники. Староста соберите тетради для проверки. Урок окончен. До скорой встречи
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок изобразительного искусства "Эскиз орнамента по мотивам вышивки русского народного костюма »
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия г. Болхова»
Конспект урока
по изобразительному искусству в 5 классе
Тема: «Эскиз орнамента по мотивам вышивки русского народного костюма»
по программе Б. М. Неменского
«Изобразительное искусство»
Учитель изобразительного
искусства Вылугина О. И.
Болхов 2014
Цель:
Познакомить учащихся со старинной русской народной вышивкой в двух аспектах: историческом и художественном. Повторить понятие «орнамент», виды орнамента.
Задачи:
- повторить значение древних образов и символов в славянской мифологии, элементы русского народного крестьянского костюма, в том числе и головного убора деревни Алешня Болховского района, как необходимое условие для вхождения в новую тему урока;
- отработать навыки и умения при решении творческих задач на вариацию и импровизацию.
- выполнить орнамент в полосе по мотивам русской народной вышивки представленной на полотенцах и народном костюме.
- развивать эстетический и художественный вкус, творческую активность и мышление учащихся.
- формировать любовь к национальному искусству, к различным видам творчества: вышивке, литературному и музыкальному фольклору, уважительное отношение к культуре малой Родины.
Техническое оборудование
Компьютер
Мультимедийная установка
Доска для проецирования изображения
Музыкальный центр
Информационно-коммуникационные технологии
Краеведческое оборудование
Крестьянский женский костюм первой половины 20 века д. Алешня Болховского района;
Воссозданный головной убор замужней женщины начала 20 века д. Алешня Болховского района;
Воссозданный головной убор незамужней девушки-крестьянки начала 20 века;
Полотенца с вышивкой первой половины 20 века;
Современные полотенца с вышивкой
Музыкальный ряд: русские народные наигрыши в исполнении Государственного ансамбля народных инструментов
Оборудование для практической работы учеников:
1. Учебник;
Тетрадь на печатной основе;
Краски (гуашь);
Карандаши цветные, простые;
Кисти (тонкие, средние)
Ход урока
Организационный момент (2 мин.)
- Добрый день. Внимательно посмотрите всё ли у вас готово к уроку. Приведите в порядок рабочее место. Помните, у кого порядок на столе, у того порядок и в голове. Сегодня замечательный день хотя бы, потому что другого такого больше не будет, будем ценить каждую минуту. Давайте улыбнёмся друг другу и начнём урок.
Сообщение темы, цели и задач урока (3 мин.)
- Мы продолжаем изучать удивительный мир декоративно-прикладного искусства. Чему был посвящён наш предыдущий урок?
(Мы изучали русский народный крестьянский костюм)
- Верно. Что отличает старинную народную одежду от современной?
(Старинный костюм очень живописен)
Все верно. А что придаёт ему такую живописность?
(Наличие украшений в форме орнамента)
Мы с вами уже на первых уроках говорили об орнаменте как способе украшения простейших изделий быта в славянских племенах.
Слайд 2 (глиняный сосуд)
- Давайте попробуем дать определение понятию орнамент, исходя из знаний о быте древних славян.
(Это узор, в котором сочетаются и повторяются различные элементы)
- Верно.
Табличка на доске с определением «орнамент»
- Какими художественными средствами пользовались древние умельцы, расписывая предметы быта?
(Красками)
- Давайте ещё раз посмотрим внимательно на настоящий костюм из школьного музея, который нам представит наша классная модель, и ответим на вопрос, а какие художественные средства использовал мастер для выполнения этого орнамента?
(Он, вернее она использовали нить и иглу)
- Верно. Теперь вы можете назвать тему нашего урока, и рассказать мне какая нас ждёт практическая работа?
(Мы будем изучать вышивку русского народного костюма, и выполним на её основе эскиз орнамента)
Проверка ранее изученных знаний
- Вы конечно же заметили, что костюм собран не полностью. Не хватает головного убора.
Индивидуальная практическая работа
(Учитель вызывает 1 ученика для сборки головного убора. За эту сложную работу ставится отметка)
Фронтальный опрос с установкой на успешную работу
Пока наши девочки готовятся продемонстрировать нам народный костюм во всей красе, я хочу дать вам несколько заданий. От того как мы сейчас поработаем, зависит красота и полнота эскиза орнамента, который вы выполните на практической части урока.
Вопросы:
1. Почему древние люди украшали предметы быта, в том числе и одежду?
(В орнаменте они выражали своё представление о мире. Причём элементы были похожи на природные явления. Круг-солнце, ломаная линия или волнистая вода, прямая линия дорога жизни. Люди не могли объяснить такие природные явления, как появление дождя, грома, молнии, пожара и поэтому, нанося на предметы такие знаки, как бы заранее оберегали себя от беды.)
2. Древние славяне, искренне верили, что явлением природы, стихии повелевает Бог. У славян было много богов.
Как называется такая религия?
(Язычество)
3. Назовите имена Древнеславянских богов, которые вам наиболее запомнились?
(Перун-бог всех богов, Ярило-бог солнца, Макошь-богиня плодородия, Стрибог-бог ветра, Сварог-бог огня и его повелитель и др.)
Индивидуальная практическая работа
- Сейчас я побуду на месте древнего славянина и дам описание окружающего меня мира, (учитель вызывает несколько учеников), а вы выполните на основе услышанного орнамент в полосе.
Над головой небо. Там живут боги. Там живёт солнце. Там хранятся запасы воды. Под небом лежит матушка земля. Она спрятала семена, которые посеяли люди. Но она их выпустит, если Боги дадут много тепла и воды. Радость тогда будет для всех. (рисуют, объясняют)
Фронтальный опрос
Шло время, орнамент усложнялся и в него вошли новые элементы. Это изображение животных.
Изображением каких животных украшались предметы быта, в том числе и интерьер крестьянской избы?
(Птица-символ тепла, урожая. Петух- символ солнца. Конь- символ движущегося по небу солнца)
Что ещё любили изображать крестьяне на предметах быта?
(женскую фигуру- божество, выражавшее представление о земле, которая родит урожай. Древо жизни - символ растительных сил земли, вечно процветающей природы)
Слайд 3 (коллаж)
- Орнаменты все усложнялись и со временем превратились в узоры, которыми украшались предметы быта.
Слайд 4 (хохломской узор. Травка)
- На разных территориях нашей огромной страны возникали промыслы.
- Вот и готов наш наряд. Сейчас я буду называть элементы народного женского костюма, а (учитель вызывает ученика) покажет нам эти элементы на модели. (учитель ставит отметки ученикам)
- Мы ещё раз полюбуемся красотой народного костюма, а Лиза продемонстрирует нам его в танцевальном движении.
Изучение нового материала
Ребята! Вы обратили внимание на то, как живописен русский национальный костюм? Вы назвали, что делает его таким живописным.
Вышивка – один из распространённых видов народного творчества. Искусство создания на тканях узоров с помощью иглы и нитей известно с давних времён. Русскую женщину эта сложная, но увлекательная работа сопровождала всю жизнь. С раннего детства девочки учились вышивать. Это занятие было традиционным для русской женщины как в бедной, так и в богатой семье. Крестьянская девушка должна была готовить себе приданое: свадебный наряд, выходную одежду, постельное бельё, скатерти, полотенца и многое другое. Женщины всех сословий вышиванием заполняли своё свободное время. Такая работа считалась самой подходящей для женщины. Любовное, ласковое и очень уважительное отношение народа к труду вышивальщицы отразилось в стихах и песнях.
На горе-то стоит елочка,
Под горой стоит светелочка.
Во высоком новом тереме,
Во столовой новой горенке,
На дубовой новой лавочке
Всё сидела красна девица.
Во левой руке держала пяличко,
Во правой руке – иголочку.
Она шила, красна девица,
По атласной алой ленточке;
Шила девица приданое,
То приданое немалое.
Слайд 12(девушка за вышивкой)
Все предметы, входившие в приданое, были ярки и декоративны, и основную роль в этом чаще всего играла вышивка. Наибольшей яркостью всегда отличалась женская праздничная одежда молодых женщин. Их рубахи, передники, сарафаны так и полыхали тканым, вышитым и набивным узором как на нашей модели
Украшение костюма – не пустая забава. Это были словно передающиеся из поколения в поколение заветные письмена, которые можно читать, как книгу.
Вышивка не только делала костюм красивее и богаче, но и имела другое назначение. По народному поверью, она должна была приносить человеку счастье, оберегать его от всякого зла и беды, сближать с окружающей природой.
У русских вышивальщиц всегда существовали любимые мотивы и композиции. Чаще всего это геометрические орнаменты.
Слайд (геометрическая вышивка)
В них преобладают ромбы, прямоугольники, квадраты.
Существовали и вышивка с травяными орнаментами
Слайд (травяная вышивка)
Особенно любили женщины вышивки с изображением животных, птиц символическое значение, которых мы знаем.
Слайд (зооморфная вышивка)
Ну и конечно же, в особо -торжественных случаях одевали праздничную одежду, на которой вышивали образ женщины, окружённой растениями.
Слайд (вышивка приход весны)
Такие сюжеты символизировали приход весны. От того, какой она будет, зависел будущий урожай, а значит жизнь крестьянской семьи.
Вышивали не только одежду, но и полотенца.
Слайд (вышитое полотенце)
- Давайте вспомним, какое символическое значение играло полотенце у славян?
(Это дорога жизни)
- Верно. Полотенце сопровождало человека всю жизнь. Два конца символизировали начало и конец жизни. При рождении ребёнка ложили на вышитое полотенце. Полотенца развешивали на ветви деревьев в праздники. Полотенцем связывали руки жениха и невесты, чтобы семья была крепкой.
А теперь давайте рассмотрим примеры вышивки в Орловской губернии. Так называли области до второй половины 20 века.
Слайды
- Вышивки выполнялись различными нитками: льняными, шерстяными, шёлковыми, реже – металлическими. Вы обратили внимание, что основные цвета, как в народном костюме так и в полотенце белый и красный. Белый - связывался в народном представлении со светом, чистотой. Красный цвет был главным. Это символ огня, жизни, силы. Красные узоры на белом фоне символизировали землю, получившую энергию солнцу и способную дать жизнь всему новому. Вышивка головного убора Лобазня выполнена бисером, а так же крупными и мелкими бусинами. Иногда вышивку дополняли блёстками, жемчугом. Обычно такой дорогой убор передавался в семье по наследству. Современные художники широко используют богатое наследие прошлого: рисунки, узоры, способы вышивания. Кроме того, они разрабатывают новые композиции, новые мотивы, прочно связанные с русским народным орнаментом.
Постановка художественной задачи
Вот и мы сейчас будем разрабатывать свой орнамент для вышивки под впечатлением народных узоров на одежде. Я вам покажу несколько работ, которые выполнили ребята в прошлом учебном году.
Слайды
Работа над эскизом
Сочиняется орнамент в полосе. Работать будем в тетрадях на печатной основе. Работаем аккуратно. Сначала смачиваем краски там, где необходимо. Можно сначала сделать набросок карандашом, чтобы элементы орнамента были симметричными. А, чтобы работа спорилась, нам поможет русская народная музыка.
(Слушаются русские народные песни. Проводится индивидуальная работа с каждым, уточняется композиционный замысел).
Подведение итогов. Закрепление (обсуждение)
- А сейчас посмотрим на свои работы и обсудим их. В нашем классе от орнаментов и узоров у всех становится теплее и радостнее на сердце. Мы побывали в гостях у вышивальщиц Древней Руси. Молодцы.
Домашнее задание.
В учебнике прочитать стр. 44-48
Ответить на вопросы стр.49
Ребята, кто получил отметки, подайте дневники. Староста соберите тетради для проверки. Урок окончен. До скорой встречи