Организация класса | Друзья мои, я очень рада, Войти в приветливый ваш класс, И для меня уже награда Вниманье ваших умных глаз, Я знаю - каждый в классе гений, Но без труда талант не впрок. Возьмем же в руки кисти, краски И вместе сочиним урок. | Подготовка класса к работе. | Словесный, мотивации учебной деятельности | Личностные: самоопределение; Регулятивные: целеполагание; Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
Актуализация знаний | Выявление уровня знаний. Сегодня на уроке мы с вами побываем в роли композитора, и художника. - Если мы выступаем в роли художника, чем мы можем передать свои чувства и эмоции(красками и кистью). - А чем пользуется композитор? (звуками) Прослушивание записи П. И. Чайковского «Лето», «Зима». - Что вы можете сказать о данных произведениях? - В чём их различие? - Какими красками вы смогли бы нарисовать рисунки к данным произведениям? | Выполнение задания, тренирующее отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки Прослушивание музыки. | Наглядный, словесный, познавательный | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Познавательные: логические - анализ объектов. |
Сообщение темы урока: Постановка проблемы Поиск решения. Открытие нового Обобщение | Создание проблемной ситуации. Сегодня на урок к нам пришли необычные гости. А узнать вы сможете их, отгадав загадки: Тройка, тройка прилетела. Скакуны в той тройке белы. А в санях сидит девица, Белокоса, белолица. Как махнула рукавом, Все покрылось серебром. (Зима) Песен полон лес и крика, Брызжет соком земляника, Дети плещутся в реке, Пляшут пчелки на цветке… Как зовется время это? Угадать нетрудно … (Лето) - Да, ребята, сегодня у нас в гостях времена года – серебристая, морозная зима и яркое, радужное лето. - Ребята, а какое самое главное отличие этих двух времён года? (зима – холодное время года, лето – очень тёплое и жаркое). - Давайте попробуем перечислить характерные для этих времён года цвета. Рассмотрение репродукции картин Рембранта, Рубенса, Д. Левицского. - Посмотрите внимательно на листы, которые я вам подготовила, на них изображено два одинаковых пейзажа. Я хочу предложить вам верхний пейзаж раскрасить красками лета, а нижний – красками зимы. - Молодцы, ребята! Я думаю, что вы согласитесь с тем, что каждое время года словно окрашено своими красками. Было замечено, что в холодное время года преобладают синие, голубые, фиолетовые оттенки; а в теплое и жаркое время года доминируют желтые, оранжевые и красные оттенки. Обратите внимание на слово «оттенки». Если рисунок или картину просто раскрасить цветами определенной цветовой гаммы без оттенков, то получится не слишком красиво и однообразно. - Как вы думаете, над чем мы сегодня будем работать на уроке? - Скажите, как художнику удаётся передать на холсте все эти характерные признаки того или иного времени года? | Постановка цели, формулирование (уточняют) темы урока. | Проблемный | Регулятивные: разбираться в выборе цветовой гаммы для определенного времени года. Познавательные: самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели; логические: формулирование проблемы. Личностные: понимание красоты окружающего мира и бережного отношения к природным явлениям. |
Работа над новым материалом | Исследование проблемной ситуации. - Давайте вспомним цветовой круг, который мы сделали на прошлом уроке. Видите (с. 47, рис. 1), круг делится на две половинки: более светлую и более тёмную. Согласны ли вы со словами, написанными на этих половинках? - Также на рис. 2 показано, как и с помощью каких красок можно создать светлые и темные оттенки каждого цвета. На рисунке отчетливо видно, что для затемнения красок надо добавить в выбранный цвет – черную краску; а для того чтобы получить более светлые оттенки, необходимо добавить каплю белой краски. - Ребята, подскажите мне, пожалуйста, как получить более светлый оттенок? (нужно добавить в цвет больше белой краски). - А что надо сделать, чтобы получить более тёмный цвет? (нужно добавить в цвет больше чёрной краски). Тёплые цвета: красные, жёлтые, оранжевые и все другие, в которых есть частичка этих цветов. Тёплые цвета напоминают цвет солнца, огня, которые в природе дают тепло. Холодные цвета: синие, голубые, зелёные, сине-фиолетовые, сине-зелёные и цвета, которые можно получить от смешения с названными цветами. Холодные цвета ассоциируются в нашем представлении с чем-то действительно холодным – льдом, снегом, водой, лунным светом и т. д. Интересно, что тёплые цвета наилучшим образом сочетаются с чёрным цветом, холодные цвета наилучшим образом сочетаются с белым цветом. В творчестве любого художника есть периоды, когда он отдаёт предпочтение той или иной цветовой гамме. Ещё примеры: Так, испанский художник П. Пикассо одно время работал с холодными цветами, а в другой период – с тёплыми (так называемые розовый и голубой периоды в его творчестве) Одни художники пишут красками тёплого оттенка (Рембрант, Рубенс, Д. Левицский, Тициан, В. Тропинин) другие отдают предпочтение холодным цветам ( Эль Греко, В, Борисов-Мусатов) - А наука о цвете называется цветоведение . | Составление плана достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель и т.д.) | Информационно-рецептивный, объяснительно-иллюстративный, практический. | Регулятивные: планирование, прогнозирование; Познавательные: приобретение новых знаний о цветовом круге. Логические : решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование, Личностные: проявление интереса к предметноисследовательской (учебнопознавательной) деятельности, предложенной в учебнике; коммуникативные : инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации. |
5. Физминутка | - Я буду загадывать загадки и если отгадкой будет холодный цвет, то мальчики громко топают ногами, а если тёплый – хлопают в ладоши девочки. Я бычок, но не реву, Потому, что я влюбленный! - Я люблю щипать траву, А любимый цвет -... Ответ: Зелёный На картине небо ясным Нарисуем мы с тобой И его закрасим краской Как обычно -... Ответ: Голубой Говорила мама Боре: - Не пойдем сейчас - опасно! Потому, что в светофоре Не зеленый свет, а ... Ответ: Красный Я бы красить василек Даже черным цветом мог! Но, не бойтесь, не покрашу! Цвет его намного краше! Ответ: Синий Одуванчику привет! И привет купальнице! Ваш веселый, яркий цвет Всем нам очень нравится! Ответ: Жёлтый Апельсинчик трогал Леша, Ласково поглаживал: - Ты красивый и хороший, Круглый и ... Ответ: Оранжевый Маме в качестве подарка Выбирайте розы вы! Цветом красным, но не ярким, По простому - ... Ответ: Розовый У тетрадного листочка И у сахара кусочка, И у соли, и у мела Цвет какой бывает? -... Ответ: Белый Он из всех неяркий самый, Только веришь или нет - Можно видеть этот цвет И с закрытыми глазами! Ответ: Чёрный Волк, ворона, воробьишка, Слон и маленькая мышка - Все они зимой и летом Одинаковые цветом! Ответ: Серый | | метод фронтальной организации учащихся. | Регулятивные: контроль, оценка, коррекция; коммуникативные: управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка действий партнёра. |
6. Первичное закрепление (Дифференцированное задание и творческое задание в группах) | Первичное обобщение. Применению новых знаний. - Раскрасьте лист оттенками голубого, синего и фиолетового – от тёмного внизу до светлого наверху в одном из выбранных направлений. - Поверх рисунка можно рисовать чёрным или белым. - А теперь проведите волнообразные линии оттенками жёлтого, оранжевого, красного от тёмного внизу до светлого вверху в одном из выбранных направлений. Для прорисовки деталей подбирай цвета самостоятельно. Они наносятся вторым слоем. -А теперь задания по группам. Задание мальчикам Выполнить рисунок в холодной цветовой гамме – она сдержанная и более суровая, чем теплая. Сюжет желательно придумать каждому свой. Задание девочкам Девочки могут выполнить работу в теплой цветовой гамме, создавая свой сюжет. | Решение типовых заданий с проговариванием алгоритма вслух. Групповая работа. | практический, метод контроля, самоконтроля, взаимоконтроля, частично-поисковый. | Регулятивные: контроль, оценка, коррекция; познавательные: осознавать познавательную задачу, умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания, пользоваться знаками, символами, изображениями, приведенными в учебнике, понимать содержание рисунков в рубриках «Впечатление» и «Выражение»; Коммуникативные: – следить за действиями других участников в совместной деятельности, осуществлять совместную деятельность в группе с учетом конкретных задач. |
7. Рефлексия (итог урока) | Организует рефлексию. -Закончите предложение. Я приобрёл(-а) знания о… Я научился (-лась)… Мне еще нужно учиться… Было трудно… Было интересно… Хочу сказать “спасибо”… | Осуществление самооценки собственной учебной деятельности, соотнесение цели и результатов, степень их соответствия | познавательно-рефлексивный, словесный. | Коммуникативные: управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка действий партнёра. познавательные: рефлексия; личностные: смыслообразование. Регулятивные: самооценка своих действий согласно заданной последовательности действий. Личностные: осознания себя как части природы; первоначальный уровень понимания красоты, уникальности природы и окружающего мира. |