Просмотр содержимого документа
«Конспект урока спец.дисциплин на тему Цвет. Основы цветоведения»
КГБ ПОУ «СПК»«Технология малярных работ»
Тема: «Цвет. Основы цветоведения»
Подготовила: преподаватель Гриценко Н.Г.
Цели:
- познакомить учащихся с основами цветоведения; дать понятия цветового круга, основных, составных цветов; холодного и теплого цветов; цветового контраста;
основные цвета, составные цвета, холодные и теплые цвета, ахроматические и хроматические цвета, цветоведение, цветовой контраст.
1) Стихотворение:
Скажи, скажи, художник,
Какого цвета дождик,
Какого цвета ветер,
Какого цвета вечер?
Скажи, какого цвета
Зима, весна и лето?
Ромашку сделай белой,
Гвоздику сделай красной,
Лилию – оранжевой,
Желтым – одуванчик.
И мы увидим тоже:
Какого цвета дождик,
Какого цвета ветер,
Какого цвета вечер,
Поймем, какого цвета
Огромная планета !
2) Беседа.
- Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить?
- Действительно, мы будем говорить о тайне цвета.
В природе все выражено только в цвете, и все, что мы видим, мы воспринимаем исключительно в цвете. Наконец, восприятие цвета (точнее, ощущение) неизбежно окрашивается в тот или иной чувственный тон, что вызывает у нас удовольствие или неудовольствие.
А теперь познакомимся с некоторыми вопросами цветоведения.
Понятие о цвете и цветоведении.
Цветоведение - наука о цвете.
- Сколько цветов мы знаем? 5,10,15,100?
- Давайте попробуем их назвать и вспомнить. Должно получиться не менее шести цветов. Именно столько содержится в самом простом наборе красок и карандашей: красный, желтый, зеленый, синий, коричневый, черный. Но наверняка, можно назвать и больше, и получить их можно, смешивая краски.
- В природе множество цветов и оттенков. Их гораздо больше, чем может различить человеческий глаз. И, чтобы не запутаться в этом богатстве, люди придумали классификацию цветов.
а) Хроматические и ахроматические цвета.
Это две основные группы цветов. Хрома, хроматос - в переводе с греческого “цвет”. Так что их названия говорят о том, что в одну группу входят цвета, а в другую - не содержащие цвет.
Ахроматические - не цветные. Это белый и черный цвета, а также все серые, получаемые при смешивании черного и белого.
Вторая группа цветов: Хроматические - цветные - это все остальные цвета.
Хроматические, в свою очередь, делятся на основные и составные цвета.
б) Основные и составные цвета.
Какая краска вам нравится больше всего?
А есть ли краска самая главная, основная?
А если бы вас попросили нарисовать яркое зрелище, например, цирк и разрешили взять только три краски, какие бы вы выбрали?
Художники считают, что такими красками являются синяя, желтая, красная. Их называют основными, потому что с их помощью можно получить другие цвета.(Изображение цветовых пятен.)
Изображение цветовых пятен.
- Попарно смешивая основные цвета, получаем группу цветов, которые называют составными, потому что они составляются из основных цветов.
Смешивание красного и желтого дает нам оранжевый, красного и синего - фиолетовый, синего и желтого - зеленый. Оранжевый, зеленый, фиолетовый - группа составных цветов.
Итак, у нас получилось шесть цветов: 3 составных и 3 основных – это те цвета, которые составляют радугу. Красный, Оранжевый,Желтый, Зеленый, Голубой, Синий, Фиолетовый (можно сказать поговорку). Исключение составляет Голубой цвет, который не является составным, так как получается смешиванием (основного) синего с белым.
Наверное, вам приходилось наблюдать, как, упираясь одним концом в мокрое поле, другим в лесистый холм, горит радуга на фоне уходящей тучи. Семицветная красавица обязана своим появлением капелькам воды в воздухе: белый солнечный луч, преломляясь в них, образует так называемый солнечный спектр, в котором мы различаем красные, оранжевые, желтые, зеленые, голубые, синие и фиолетовые лучи.
Изображение радуги.
Какого цвета нет в радуге?
В радуге нет белого и черного цвета. Но эти цвета есть в природе. При смешивании с другими цветами они меняют цвет.
Какой цвет получится, если смешать белый и красный? А если смешать белый и синий? Белый и черный?
Весь видимый мир состоит из предметов, являющихся источниками собственного или отраженного света. Предметы, на которые падает солнечный свет, часть цветных лучей, содержащихся в нем, поглощают, а часть отражают. Отраженные лучи дают ощущение цвета предмета. Снег, например, отражает почти все лучи, черная копоть – почти все лучи поглощает. Трава отражает зеленые лучи, лимон – желтые и так далее.
Контрастные цвета
Вернемся к трем основным и трем составным цветам. Для удобства эти цвета можно замкнуть в виде кольца, в котором цвета сменяют друг друга. Это и будет - цветовой круг.
Если мы внимательно посмотрим на цветовой круг, то увидим, что напротив синего цвета – оранжевый, напротив красного цвета – зеленый, напротив желтого – фиолетовый. Эти цвета называют – контрастными.
Свойство контрастных цветов таково, что красный рядом с зеленым кажется еще краснее, в свою очередь, зеленый – зеленее на фоне красного.
Теплые и холодные цвета.
- Еще один из способов деления цветов по признакам – деление на теплые и холодные цвета.
Само название говорит о том, что при взгляде на теплые цвета мы чувствуем тепло, а при взгляде на холодные – холод. Теплыми принято считать: красный, оранжевый, желтый, а также те цвета, которые получаются их смешиванием. Это цвета солнца, цвета огня. В цветовом круге они держатся вместе.
Также ведут себя и холодные цвета – синий, фиолетовый и производные от них. Это цвета сумерек, цвета зимы, мороза, льда, холодной воды.
А как же зеленый , который остался в круге один? Оказывается, зеленый может быть и теплым, и холодным. Он не принадлежит ни к одной из групп, и в то же время примыкает к обеим сразу. Зеленый находится на границе этих двух групп, и поэтому будет все зависеть от того, какого цвета в нем больше. Если желтого, то зеленый теплый, а если синего, то холодный.
Через цвет можно передать настроение. Теплые цвета нам дарят радость, оптимизм, холодные передают грусть, задумчивость.
И времена года тоже бывают «теплые» и «холодные».
Например, осень.
- При помощи каких цветов можно передать ее образ?
- Так описывают осень писатели и поэты.
Чтение отрывка из рассказа К.Паустовского “Осень”.
Отрывок из рассказа К. Паустовского “Осень”.
“… Я видел листву не только золотую и пурпурную, но и алую, фиолетовую, коричневую, черную, серую и почти белую. Краски казались особенно мягкими из-за осенней мглы, неподвижно висевшей в воздухе. А когда шли дожди, мягкость красок сменялась блеском. Небо, покрытое облаками, все же давало достаточно света, чтобы мокрые леса могли загораться вдали, как багряные пожары. В сосновых чащах дрожали от холода березы, осыпанные позолотой… Деревья начинали желтеть снизу: я видел осины, красные внизу и совсем еще зеленые на верхушках…”
Отрывок из стихотворения И. А. Бунина “Листопад”
“ Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой …”
В произведениях художников осень предстает перед нами во всей красе.
Чтобы нарисовать портрет Осени, какие краски мы выберем? Почему?
А что можно сказать о Зиме?
Зима перед нами в стихах поэтов?
Опять погода стужей дышит,
Зато на окнах, сквозь лучи,
Мороз опять узоры пишет
Своей серебряной парчи.
Снега морозны и чисты,
Как серебро высокой пробы.
И только вступишь ты в сугробы –
Снег скрипит, будто дверь из избы.
«Иди сюда!» - забрезжит свет.
Снежок по полям вчерашним.
И станет он таким домашним,
И пахнуть будет, словно хлеб.
“ Голубые облака,
голубые ели,
голубая тишина,
синие метели”
А такая зима на картинах художников.
Какими красками можно нарисовать портрет Зимы?
3. Практическая работа учащихся. Они по желанию выполняют портреты Зимы или Осени, используя холодную или теплую палитру.
4. Подведение итогов урока. Повтор основных терминов. Выставка работ учащихся.
Формула успеха.
Истинное знание может быть достигнуто только через личное совершенство