Конспект урока на тему:
«Времена года. Теплые и холодные цвета.»
Педагогические задачи: способствовать формированию представления о теплых и холодных цветах, элементах кружевного узора; создать условия для выполнения белой тушью на цветной бумаге кружевного узора.
Основное содержание темы, термины и понятия.
Виды художественной деятельности. Живопись. Образы природы в живописи. Теплые и холодные цвета.
Азбука искусства. Эмоциональные возможности цвета.
О чем говорит искусство? Пейзажи родной природы. Эмоциональное и эстетическое восприятие образа «зимы» в произведениях художников, в сказках и музыкальных произведениях. Какие цвета для этого времени года главные? Многоцветие зимы следует открывать через изменение цвета снега в зависимости от цвета неба и солнца. Красота зимнего пейзажа. Цвет зимы – белый. Красота белой линии в русском кружеве и зимнем пейзаже. Что мы узнали в царстве красавицы зимы. В гостях у черной и белой линий. Элементы кружевного узора: «гулички», «комар», «звездочки», «елочки», «цветочек», «репей». Превращение технического приема в художественное изображение (линия, мазок).
Универсальные учебные действия (метапредметные):
• познавательные: общеучебные – извлечение необходимой информации из художественно-дидактической таблицы; воспроизведение по памяти информации, необходимой для решения учебной задачи; использование методов познания окружающего мира по его целям (наблюдение); рисование зимы с использованием графических материалов; логические – выявление особенностей (признаков) зимней природы в процессе их рассматривания (наблюдения); осуществление анализа произведений живописи; определение признаков зимы в природе родного края; постановка и решение проблемы – самостоятельное создание способов решения проблемы;
• регулятивные: принимать учебную задачу; планировать свою деятельность;
• коммуникативные: уметь вступать в коллективное учебное сотрудничество, совместно рассуждать и находить ответы на вопросы, составлять небольшие монологические высказывания.
Личностные: воспринимают красоту художественного изображения и родной природы, проявляют к ним эмоциональное отношение.
Тип урока: комбинированный/решение учебной задачи.
Образовательные ресурсы.
Зрительный ряд: В. Курдюков «Зима в Любиме». Мультимедийная презентация.
Сценарий урока
I. Организационный момент.
Динь-динь-дон!
Звенит звонок,
Начинается урок.
Мы сидим за партой стройно
И ведем себя спокойно.
II. Изучение нового материала.
– Отгадайте загадку:
Что за чудо-коромысло
После дождика повисло?
Очень яркое, цветное,
А красивое какое!
Разноцветная дуга.
(Радуга.)
– Давайте вспомним детскую поговорку о порядке расположения цветов в радуге: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». Назовите семь основных цветов.
– Цвета можно разделить на две группы – холодные и теплые. Синие, голубые, фиолетовые, зеленые и все цвета, которые можно получить от смешения с ними, – холодные цвета. Они ассоциируются у нас с чем-то действительно холодным, напоминают о холодной зиме, снежных сугробах, ледяной воде. Эти цвета серьезные и немного грустные.
А красные, оранжевые, желтые и все другие, в которых есть хотя бы частичка этих цветов, – это теплые цвета. Они напоминают цвет солнца, огня, которые в природе действительно дают тепло. Эти цвета всегда бодрые, веселые, радостные.
– Давайте нарисуем схему цветов. С одной стороны листа мы будем изображать теплые цвета, а с другой – холодные.
Рассматривание картины В. Курдюкова «Зима в Любиме».
Учитель предлагает назвать особенности (признаки) зимней природы в процессе их рассматривания (наблюдения), определить признаки зимы в природе родного края.
Ознакомление с художественно-дидактической таблицей «Элементы кружевного узора».
Ученики находят и называют элементы кружевного узора: «гулички», «комар», «звездочки», «елочки», «цветочек», «репе
Физкультминутка
Мы сегодня рисовали,
Наши пальчики устали.
Наши пальчики встряхнем,
Рисовать опять начнем.
Ноги вместе, ноги врозь,
Заколачиваем гвоздь.
III. Творческая работа учащихся.
Выполнение творческих заданий: «Снежные цветы на морозном окне», «Кружевное узорочье белой гуашью» (рисование по представлению или по памяти). (Мультимедийная презентация.)
IV. Итог урока. Рефлексия.
Итоговый просмотр детских работ, их анализ.
– Закончите предложения:
• Я сегодня узнал…
• Я научился…
• Мне было…
• Я рад…