Реквизиты | Бумага А4, писчая бумага, кисти, краски акварельные, гуашевые, ластик, карандаши, палитра, ватманы, фломастеры, стикеры. Таблица «Цветовой круг». Мольберт, подрамник, холст, палитра, набор кистей, масляные, акриловые, акварельные, гуашевые краски, салфетки, разносы. |
Организационный момент (2 мин) Задание1. Стратегия «Карусель» Вопросы Задание 2 Стратегия «Галерея» | Ход урока: Установить личностный контакт, представиться, … Я очень рада вас видеть и для знакомства предлагаю игру «Шар знакомства». Вы, беря шарик в руки называете, свое имя, мое имя и всех ребят , кто уже представился в порядке очередности. Для активизации деятельности я хочу спросить у вас следующее: Каждый ли человек может рисовать? Какие вы предпочитаете краски для работы? Для дальнейшей продуктивной работы мы организуемся в группы, но прежде чем приступить к делению на группы, давайте обсудим правила работы в группе Организовать детей в мини- группы ( собрать пазлы). 3группы Вам раздается лист с вопросом и вы за определенное время должны ответить на вопрос, далее , листы с вопросами передается другой команде по часовой стрелке, как на карусели и т.д.( ответы не копируются) приветствуются оригинальные ответы, О чем может рассказать цвет? Почему и зачем люди рисуют? Может ли картина петь, кричать, говорить? Вывешиваем на доску и обсуждаем, какая из групп дала более правильные ответы БОЛЕЕ УСПЕШНОЙ ГРУППЕ – ФЕЙЕРВЕРК УСПЕХА |
О чем же может рассказать цвет? (о музыке, о характере человека, о его настроении) Цвет может радоваться вместе с нами и грустить, задумываться , сердиться , успокаивать нас и тревожить. К сожалению, мало кто уделяет достаточное внимание цветам в живописи.. Ведь с помощью цвета можно изобразить свет и тень, выпуклости и вогнутости, объем, форму, перспективу, и даже светящиеся предметы.. Задача художника - сделать так, чтобы картина ВЫГЛЯДЕЛА естественно и этого мастер добивается с помощью цвета. Я предлагаю вашему вниманию посмотреть репродукции ИСПАНСКОГО – живописца, скульптора, графика САЛЬВАДОРА ДАЛИ который показывает ощущения причудливости, неожиданности этого мира. Существует такая наука как цветоведение , и вы знаете, что в спектре (радуге) нет белых и серых цветов. В науке о цвете, цветоведении, белые, серые и черные цвета принято называть ахроматическими (в переводе на русский язык — бесцветными), все же остальные цвета — хроматическими (цветными). Ахроматическими цветами называются лишь чисто белые, чисто серые и чисто черные цвета. Цвет, имеющий хотя бы малюсенький, еле уловимый красноватый, зеленоватый, синеватый или какой-либо иной оттенок, уже будет хроматическим. Ахроматические цвета отличаются друг от друга только по светлоте, то есть только тем, что одни из них светлее, а другие темнее. Хроматические цвета отличаются друг от друга не только по светлоте, но и по цветовому тону, и насыщенности. Цветовой тон – признак цвета, который имеют в виду, называя цвет красным, либо зеленым, либо синим и т. п. Естественной шкалой цветовых тонов является спектр. КАЖДЫЙ ОХОТНИК ЖЕЛАЕТ ЗНАТЬ, ГДЕ СИДИТ ФАЗАН Напомните цвета радуги? В цветовом круге выделяются три цвета: красный, желтый, синий. Во всех остальных цветах можно усматривать наличие, примесь, одного или двух из этих четырех цветов. Эти три цвета называют главными цветами . Цветовой круг можно разделить пополам так, чтобы в одну половину вошли красные, оранжевые, желтые и желто-зеленые цвета, а в другую — голубо-зеленые, голубые, синие и сине-фиолетовые. Цвета красно-желтой половины круга называют теплыми , они напоминают цвет накаленных тел, огня, солнечного света. Цвета голубо-синей половины круга называют холодными , они напоминают цвет дали, воды, льда, металла, то есть чего-то холодного.
Сделаем три важных для живописца вывода.
Первый — восприятие цветов зависит от того окружения, в котором цвета находятся (как в натуре, так и в картине). Второй — передавая цвета натуры, живописец сравнивает их друг с другом и добивается того, чтобы в картине они воспринимались в тех же взаимных отношениях, как и в натуре. Правильность цветовых отношений, и в первую очередь отношений по светлоте (в терминологии художников — тональных отношений), играет важнейшую роль в решении любой живописной задачи, будь то передача освещения, объемности формы, пространства, материала. Третий — в живописи можно решить любую цветовую задачу, несмотря на; ограниченность красочной палитры, если использовать взаимодействие цветов (а также другие факторы, о которых будет рассказано в дальнейшем И цвета меняются в зависимости от освещения. Локальный цвет - основной, собственный цвет предметов, например: оранжевый цвет апельсина, белый цвет снега, желтый цвет золота. Оттенок - незначительное отклонение цвета от его основного цветового тона. При электрическом освещении: - голубо-зеленые, голубые, синие и фиолетовые темнеют; - светлота желто-зеленых не изменяется; - красные цвета становятся более насыщенными; - оранжевые цвета краснеют; - светло-желтые цвета сближаются с белыми (их трудно бывает отличить от белых); цвета краснеют, и иногда их нельзя отличить от пурпурных.
- голубые цвета зеленеют и в ряде случаев почти не отличаются от голубо-зеленых; - синие цвета теряют насыщенность: темно-синие кажутся черными, некоторые синие слегка краснеют; - фиолетовые Также важно знать, как изменяются цвета при ярком свете. Наш глаз приспосабливается к освещению: при ярком свете его чувствительность снижается, при менее ярком повышается. При очень слабом свете мы плохо различаем, а подчас и вовсе не различаем цветовые тона. В сумерках все представляется бесцветным. Ребята необходимо ли при работе учитывать качество бумаги и свойства красок? Прежде чем приступить к практической работе , давайте с вами обсудим критерии успеха, что нам надо сделать и как , чтобы работа удалась.
Критерии успеха -
Для дальнейшей работы я предлагаю поменять состав мини-групп, деление на группы (волшебный мешочек с конфетами) Ребята, могут советоваться в своей группе, обсуждать тот или иной вопрос, если группа затрудняется ответить, спросить у учителя совета. Ребята, что такое эскиз? Учащимся предлагается на А4 нарисовать эскиз, без предварительного рисунка – сразу красками, дается несколько минут т.к. эскиз это кратковременный рисунок (подмалевок) Вам предлагается акварельная бумага, и вам необходимо выбрать какую работу и на какой бумаге вы будите делать 1 группа - работает акварелью 2 группа- работает гуашью Тема 1 работы «Дождливый день», 2- «Распустившийся цветок» Команды меняют вид красок (кто рисовал гуашью – берет акварелью, а кто рисовал акварелью берет- гуашь | |
Задание 5 Стратегия «Исследование » Стратегия «Insert» Выводы | На доске вывешивается цветовой круг (заранее) Учащимся предлагается провести небольшое исследование Эта очень увлекательная работа У вас на столе имеются 3 вида красок ваша задача найти сходство и отличие Вы можете из трогать ,даже понюхать, т. е. провести вам необходимые опыты Анализировать и сделать выводы : Об отличиях говорит 1 группа 2 дополняет ответ О сходствах говорит 2 группа 1 дополняет ответ Примерные варианты ответов 1 Акварель нежная , прозрачная ей писать надо что то легкое , мягкое, воздушное Гуашь- более густая краска, плотная Масло- самая плотная , густая, разбавляется маслом или растворителем, долго сохнет. Акриловая- менее плотная , чем масло но похоже на нее, быстро сохнет 2 гуашь, акварель, акрил-разбавляется водой ,и самое главное что в каждом наборе одни и те же цвета, и при выполнении любой живописной работы получается великолепие. Необходимо ответить на несколько вопросов. Что знал? Что узнал нового? Что удивило? Чем недоволен? Цвет такой же помощник художника, как линии и штрих. Теперь глядя на произведения художников, мы всегда должны задумываться, о чем нам хочет рассказать цвет в этом произведении, и сами стараться работать цветом выразительно, передавая свои чувства, свое настроение и настроение героев. | Выполняют практическую работу |