Цели: - познакомить с климатическими условиями зоны лесов;
- формировать представления об особенностях животного и растительного мира лесной зоны,
- показать взаимосвязь в природе; прививать любовь ко всему живому, учить охранять природ);
- показать красоту нашего края, развивать зрительную память.
Задачи:
Формировать у учащихся представление о лесной зоне, познакомить с географическим положением зоны лесов, с частями зоны лесов, с растительным и животным миром.
Развивать умения структурировать информацию, делать сравнение, обобщение, выводы, устанавливать причинно-следственные связи и делать умозаключения; работать и взаимодействовать в группе одноклассников;
Формировать ценностное отношение к природе как совокупности представителей флоры и фауны.
Планируемые результаты:
Предметные:
Умение определять и показывать положение зоны лесов на карте природных зон.
Умение различать наиболее характерных для каждой части лесов представителей флоры и фауны, объяснять взаимосвязи в природе.
Умение находить в учебнике и предоставлять информацию в соответствии с целью.
Личностные:
Развитие мотивации учебной деятельности и личностного смысла учения.
Умение анализировать свои действия и управлять ими.
Развитие умения оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя.
Метапредеметные:
Умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Умение участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного и прослушанного.
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
Использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета;
Ход урока.
I. Психологический настрой.
— Здравствуйте, сосны, дубы, тополя!
Здравствуйте, горы, луга и поля!
Здравствуйте, избы родных деревень!
Радостным будет сегодняшний день!
Г. Ладонщиков
II. Основная часть.
1. Постановка учебной проблемы.
— Отгадайте загадки. (На доске рисунки-отгадки.)
- Зимой и летом одним цветом. (Ель )
- Стоит лепешка на одной ножке, кто мимо ни пройдет, всяк поклонится. (Гриб)
- Сам мал, незаметно хожу, но больше себя ношу. (Муравей)
- Живет в лесу, ухает, как разбойник, люди его боятся, а он людей боится. (Филин)
- Стоит красавица на поляне в белом сарафане, в зелёном полушалке. (берёза)
- Как вы думаете, куда мы отправимся сегодня на уроке? (В лес.)
- А как по-другому это можно сказать? (В зону лесов.)
- Сегодня на уроке мы продолжим разговор об окружающей нас природе, о разнообразии и жизни растений, пользе, которую они приносят, необходимости охранять и беречь растения, правилах поведения в лесу.
3. Совместное «открытие» знаний.
Работа по карте.
— Определите по карте границы лесной зоны.
- Почему для обозначения лесной зоны используют разные оттенки зеленого цвета?
- На какой части территории России расположена основная масса лесов?
- Какую часть занимает тайга?
- Чем это объяснить?
- Какую зону сменяют леса?
- Почему между тундрой и лиственными лесами тянется полоса хвойных лесов?
- Сравните растительный состав тундры и лесной зоны. Чем объяснить появление высокорослых форм и разнообразие растительности?
Вывод: ослабевает влияние холодных масс с Северного Ледовитого океана. Климат становится теплее. Почва прогревается на большую глубину, отступает многолетняя мерзлота.
Физминутка «Эльбрус»
И. п. - Стоя ( сидя). Спина ровная, голова приподнята, руки вдоль туловища.
Медленно поднимите руки вверх и сцепите их в замок над головой.
На Кавказе есть гора, которая имеет двуглавую вершину, называется она Эльбрус, это самая высокая гора в Европе. Представьте, что ваше тело - это гора, могучий и величественный Эльбрус. Одна половина горы говорит: « Я сильнее! « и тянется вверх, а вторая говорит: « Нет, я сильнее!» и тоже тянется вверх. Первая говорит: « Я сильнее!», а вторая отвечает: « Не, я!» Они спорили, спорили.( поочерёдное поднимание сомкнутых рук то вправо, то влево) и пришли к выводу, что они вершины одной горы и силы в них обеих. Потянулись обе вместе сильно - сильно. Медленно опустились руки, встряхните кисти, сильные, как могучий Эльбрус.
4. Самостоятельное применение знаний.
Учитель обобщает имеющиеся знания и предлагает задание, содержащее проблемную ситуацию:
- Каждая природная зона имеет свои характерные и часто неповторимые условия среды. Особая растительность, формирующаяся здесь, обеспечивает специфические ресурсы для местного животного мира. Кроме того, и сам животный мир здесь своеобразен, и виды животных за долгую жизнь хорошо приспособились друг к другу.
- Какие животные устраивают свои дома на деревьях?
- Какие на земле?
- Я предлагаю вам решить одну проблему: «Люди нередко меняются квартирами, переезжают из дома в дом, с этажа на этаж. А могут ли поменяться квартирами лесные животные?» - обсудите в парах.
- А могут ли сова и белка поменяться своими местами?
- Что вы можете сказать о другой паре: бобёр и белка?
Учитель делает вывод.
Обсуждение данной проблемы.
Релаксация ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ НАСТРОЙ «Сотвори солнце в себе»
5. Региональный компонент.
- Используя карту природных зон России, определите, в какой природной зоне расположена территория Ставропольского края.
Ответы детей.
Рассказ учителя.
- Самые высокие части Ставропольской возвышенности (Ставропольские высоты, г. Стрижамент, южные отроги Прикалаусских высот), Пятигорье занимает лесостепь. Это первый высотный пояс над широтной зоной степей. Луговидные степи здесь перемежаются с массивами широколиственных лесов.
Леса различаются по составу древесных пород в зависимости от высоты места и ориентации склонов. Нижние уровни заняты широколиственными лесами, причем буковые леса занимают северные склоны, дубовые — южные. Выше неширокую полосу занимают смешанные леса, где широколиственные породы растут вместе с хвойными. На высотах 1000—1700 метров господствуют на южных склонах и на скалах сосновые леса с подлеском из азалии, а на северных склонах пихтовые и еловые леса.
Верхнюю границу леса образует пояс криволесья. Снежные лавины и ветры пригибают деревья к земле. Стволы берез, буков, высокогорных кленов приобретают изогнутую саблевидную форму. Среди криволесья и несколько выше размещаются заросли кавказского рододендрона.
Животные лесов
Наиболее богаты животными горные леса. Здесь живут кавказский благородный олень, косуля, дикий кабан, бурый медведь, лесная куница, кавказская выдра, ласка, рысь, лесной кот, барсук, лисица, волк, шакал, горностай, норка, соня-полчок.- Как вы считаете: нужно ли охранять леса?
ОХРАНА РАСТИТЕЛЬНОСТИ
Великий дар природы и бесценное растительное богатство земли — леса. Лесов в Ставропольском крае очень мало: 5 % территории покрыто лесами, из них три четверти в горной части. Леса имеют огромное значение для народного хозяйства и жизни населения.
Большая часть горных лесов отнесена к первой категории, а это означает, что промышленные рубки в них запрещены. Часть лесов входит в заповедники—Тебердинский (с Западным лесничеством в Архызе), Кавказский.
В периоды, когда климат Кавказа был увлажнен, из европейских лесов переселились зубр, благородный олень, косуля, лесной кот, куница и другие животные.Эндемиками являются кавказские туры, кавказские тетерева, кавказские улары.
6. Правила поведения на природе. Контроль и помощь учителя
— Какой бы вы хотели поставить знак рядом с лесом? (Знак защиты.)
Дети рисуют знак «Осторожно лес».
— «Чтобы тебя помнили люди, посади дерево» — так говорили ваши бабушки и дедушки.
- Послушайте стихотворение С. Я. Маршака «Праздник леса» (читают подготовленные дети).
Рефлексия.
- Какова была цель нашего урока?
- Достигли ли мы этой цели?
- Продолжите предложения:
«Я узнал…»
«Я сумел …»
« Я удивился…»
« Мне хотелось бы …»
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему "Зона лесов" »
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №6 города Георгиевска
Тема: ЗОНА ЛЕСОВ
Цели: - познакомить с климатическими условиями зоны лесов;
- формировать представления об особенностях животного и растительного мира лесной зоны,
- показать взаимосвязь в природе; прививать любовь ко всему живому, учить охранять природ);
- показать красоту нашего края, развивать зрительную память.
Задачи:
Формировать у учащихся представление о лесной зоне, познакомить с географическим положением зоны лесов, с частями зоны лесов, с растительным и животным миром.
Развивать умения структурировать информацию, делать сравнение, обобщение, выводы, устанавливать причинно-следственные связи и делать умозаключения; работать и взаимодействовать в группе одноклассников;
Формировать ценностное отношение к природе как совокупности представителей флоры и фауны.
Планируемые результаты:
Предметные:
Умение определять и показывать положение зоны лесов на карте природных зон.
Умение различать наиболее характерных для каждой части лесов представителей флоры и фауны, объяснять взаимосвязи в природе.
Умение находить в учебнике и предоставлять информацию в соответствии с целью.
Личностные:
Развитие мотивации учебной деятельности и личностного смысла учения.
Умение анализировать свои действия и управлять ими.
Развитие умения оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя.
Метапредеметные:
Умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Умение участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного и прослушанного.
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
Использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета;
Оборудование: учебник Н.Я. Дмитриева, А.Н.Казаков «Мы и окружающий мир»; карта природных зон; иллюстрации с изображением животных; гербарий, проектор, презентация.
Ход урока.
I. Психологический настрой.
— Здравствуйте, сосны, дубы, тополя!
Здравствуйте, горы, луга и поля!
Здравствуйте, избы родных деревень!
Радостным будет сегодняшний день!
Г. Ладонщиков
II. Основная часть.
1. Постановка учебной проблемы.
— Отгадайте загадки. (На доске рисунки-отгадки.)
- Зимой и летом одним цветом. (Ель )
- Стоит лепешка на одной ножке, кто мимо ни пройдет, всяк поклонится. (Гриб)
- Сам мал, незаметно хожу, но больше себя ношу. (Муравей)
- Живет в лесу, ухает, как разбойник, люди его боятся, а он людей боится. (Филин)
- Стоит красавица на поляне в белом сарафане, в зелёном полушалке. (берёза)
- Как вы думаете, куда мы отправимся сегодня на уроке? (В лес.)
- А как по-другому это можно сказать? (В зону лесов.)
- Сегодня на уроке мы продолжим разговор об окружающей нас природе, о разнообразии и жизни растений, пользе, которую они приносят, необходимости охранять и беречь растения, правилах поведения в лесу.
3. Совместное «открытие» знаний. Работа по карте.
— Определите по карте границы лесной зоны.
О.М.Анисимова
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №6 города Георгиевска
- Почему для обозначения лесной зоны используют разные оттенки зеленого цвета?
- На какой части территории России расположена основная масса лесов?
- Какую часть занимает тайга?
- Чем это объяснить? (Деревья довольно теплолюбивы, они не выносят сурового климата.)
- Какую зону сменяют леса?
- Почему между тундрой и лиственными лесами тянется полоса хвойных лесов? (Климат еще недостаточно благоприятен для лиственных деревьев.)
- Сравните растительный состав тундры и лесной зоны. Чем объяснить появление высокорослых форм и разнообразие растительности?
Вывод: ослабевает влияние холодных масс с Северного Ледовитого океана. Климат становится теплее. Почва прогревается на большую глубину, отступает многолетняя мерзлота.
Физминутка
«Эльбрус»
И. п. - Стоя ( сидя). Спина ровная, голова приподнята, руки вдоль туловища.
Медленно поднимите руки вверх и сцепите их в замок над головой.
На Кавказе есть гора, которая имеет двуглавую вершину, называется она Эльбрус, это самая высокая гора в Европе. Представьте, что ваше тело - это гора, могучий и величественный Эльбрус. Одна половина горы говорит: « Я сильнее! « и тянется вверх, а вторая говорит: « Нет, я сильнее!» и тоже тянется вверх. Первая говорит: « Я сильнее!», а вторая отвечает: « Не, я!» Они спорили, спорили.( поочерёдное поднимание сомкнутых рук то вправо, то влево) и пришли к выводу, что они вершины одной горы и силы в них обеих. Потянулись обе вместе сильно - сильно. Медленно опустились руки, встряхните кисти, сильные, как могучий Эльбрус.
4. Самостоятельное применение знаний. ( 20 - 25 слайд)
Учитель обобщает имеющиеся знания и предлагает задание, содержащее проблемную ситуацию:
- Каждая природная зона имеет свои характерные и часто неповторимые условия среды. Особая растительность, формирующаяся здесь, обеспечивает специфические ресурсы для местного животного мира. Кроме того, и сам животный мир здесь своеобразен, и виды животных за долгую жизнь хорошо приспособились друг к другу.
- Какие животные устраивают свои дома на деревьях?
- Какие на земле?
- Я предлагаю вам решить одну проблему: «Люди нередко меняются квартирами, переезжают из дома в дом, с этажа на этаж. А могут ли поменяться квартирами лесные животные?» - обсудите в парах.
- А могут ли сова и белка поменяться своими местами?
О.М.Анисимова
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №6 города Георгиевска
- Что вы можете сказать о другой паре: бобёр и белка?
Учитель делает вывод.
Обсуждение данной проблемы.
Релаксация (26 слайд)
ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ НАСТРОЙ «Сотвори солнце в себе»
« В природе есть солнце. Оно всем светит и всех любит и греет. Давайте сотворим солнце в себе. Закроите глаза, представьте в своём сердце маленькую звёздочку. Мысленно направляем к ней лучик, который несёт любовь. Звёздочка увеличилась. Направляем лучик, который несёт мир. Звёздочка увеличилась опять. Направляю лучик с добром, звёздочка стала ещё больше. Я направляю к звёздочке лучики, которые несут здоровье, радость, тепло, свет, нежность, ласку. Теперь звёздочка становится большой, как солнце. Оно несёт тепло всем-всем». - Да, но тут есть ещё условия, которые нам необходимо выполнить, чтобы пройти весь путь.
5. Региональный компонент. (27 – 37 слайд)
- Используя карту природных зон России, определите, в какой природной зоне расположена территория Ставропольского края.
Ответы детей.
Рассказ учителя.
- Самые высокие части Ставропольской возвышенности (Ставропольские высоты, г. Стрижамент, южные отроги Прикалаусских высот), Пятигорье занимает лесостепь. Это первый высотный пояс над широтной зоной степей. Луговидные степи здесь перемежаются с массивами широколиственных лесов.
В естественном состоянии эти леса были в основном буковыми. За последние 200 лет произошла смена пород. Современные леса вторичны. Они состоят в основном из граба, ясеня, дуба, кленов, ильма. Бук стал редок. В примеси к основным породам встречаются яблоня, груша, изредка дикая черешня.
В подлеске много кустарников: боярышник, кизил, бирючина, городовина, свидина. Редкой стала калина. На опушках леса растут терн, крушина Палласа. Есть в лесу и лианы. Это дикий виноград, хмель, особенно красива каприфоль с причудливыми душистыми цветами.
В Ставропольском лесу самое напряженное время—ранняя весна. До появления листьев на кустарниках здесь торопятся появиться и отцвести травы. Сначала в лесу кое-где появляются белые кавказские подснежники, затем расстилаются голубые ковры пролески. Ее сменяют кремово-желтые хрупкие хохлатки, позже сиреневая зубянка и ароматные фиалки заполняют лес. Последними цветут ночная фиалка и птицемлечник дугообразный. Редкими в ставропольских лесах стали белый кавказский подснежник, кандык кавказский, ландыш, птицемлечник дугообразный (эндемик Кавказа).
О.М.Анисимова
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №6 города Георгиевска
По сырым местам вдоль ручьев, у выходов родников весной расстилает белые кружевные ковры толстостенка крупнолистная. Жесткие хвощи, громадные, округлые листья белокопытника и высокие зонтики ядовитого борщевика образуют на дне балок непроходимые заросли. На выходах травертинов раскручивает весной молодые листья-ленты вечнозеленый папоротник сколопендриум.
Интересны пойменные леса в долинах рек. Здесь растут ивы, тополя, вязы, клены полевые, бересклет, терн.
Леса различаются по составу древесных пород в зависимости от высоты места и ориентации склонов. Нижние уровни заняты широколиственными лесами, причем буковые леса занимают северные склоны, дубовые — южные. Выше неширокую полосу занимают смешанные леса, где широколиственные породы растут вместе с хвойными. На высотах 1000—1700 метров господствуют на южных склонах и на скалах сосновые леса с подлеском из азалии, а на северных склонах пихтовые и еловые леса. Совершенно неповторимы в этих лесах пихты, их пирамидальные кроны поднимаются до 60 метров, хвоя мягкая, темно-зеленая сверху, голубоватая снизу. Отдельные участки таких лесов объявлены памятниками природы. Склоны, покрытые хвойным лесом, имеют характерную полосчатость. По местам схода лавин, где уничтожены хрупкие пихты, ели, сосны, растет береза, которая имеет упругие стволы и прогибается, пропуская через себя лавины.
В восточной части горного района, где количество осадков значительно меньше, пихта и ель уступают место сосне. Чистые сосновые боры чередуются с зарослями стелющихся можжевельников и барбариса. На сухих южных склонах появляются участки горных степей с колючими астрагалами. В поймах рек растет облепиха.
На плато Бечасын и Бермамыт, находящихся в дождевой тени, леса нет совсем. Здесь степи сразу переходят в субальпийские луга, являющиеся прекрасными пастбищами.
Своеобразную красоту лесному поясу гор придают пойменные ольшанники. На дне долин, в пойме, на островах и нижних террасах растет ольха серая. Старые деревья ольхи, растущие на террасах, имеют искривленные стволы, разбросаны группами и напоминают парковые ландшафты.
Верхнюю границу леса образует пояс криволесья. Снежные лавины и ветры пригибают деревья к земле. Стволы берез, буков, высокогорных кленов приобретают изогнутую саблевидную форму. Среди криволесья и несколько выше размещаются заросли кавказского рододендрона.
Животные лесов
В лесах наиболее благоприятные условия для жизни животных. Здесь обитаемы и почва, и стволы, и кроны деревьев. Леса байрачные в поясе лесостепи и пойменные на равнинах отличаются от горных лесов по составу фауны. Наиболее богаты животными горные леса. Здесь живут кавказский благородный олень, косуля, дикий кабан, бурый медведь, лесная куница, кавказская выдра, ласка, рысь, лесной кот, барсук, лисица, волк, шакал, горностай, норка, соня-полчок.
В лесном поясе гор обитали могучие копытные животные— кавказские зубры. Однако их истребили, последний зубр был убит в 1927 году.
О.М.Анисимова
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №6 города Георгиевска
Сейчас стадо зубров восстанавливается. Несколько зубров привезли из Приокско-Террасского заповедника и выпустили в Архызе. Животные расселились по соседним .ущельям, дали потомство.
Зубр занесен в Красную книгу Международного союза охраны природы. С 1936 года в горных лесах края расселяется выпущенная в Тебердинском заповеднике для акклиматизации алтайская белка, которая очень хорошо прижилась. С Дальнего Востока завезена енотовидная собака.
В лесном поясе много птиц — до 120 видов. Самый замечательный певец наших лесов — соловей. Эта буровато-серенькая маленькая птичка строит свои гнезда в траве среди кустов. Песни соловья никого не оставляют равнодушными: свист сменяется раскатистой трелью, щелканьем. Особенно долго поют соловьи ранним утром и вечером, после наступления сумерек.
В подлеске гнездится садовая славка, обладающая однообразной журчащей песенкой. Среди деревьев и купон можно часто видеть бегающих по земле черных певчих дроздов. Пеночка-теньковка, зяблик, зорянка, крапивник, лесной конек, синица весной наполняют лес своими песнями. Часто слышен стук дятла — санитар леса добывает из-под коры личинки насекомых. Крикливые нарядные сойки долго сопровождают вошедших в лес людей. В кронах хвойных деревьев в самое холодное зимнее время выводит птенцов клест-еловик. По стволам деревьев ловко передвигается вниз головой поползень, а на берегу быстрой горной реки можно увидеть, как ныряет под воду оляпка.
- Как вы считаете: нужно ли охранять леса? (38 – 39 слайд)
ОХРАНА РАСТИТЕЛЬНОСТИ
Великий дар природы и бесценное растительное богатство земли — леса. Лесов в Ставропольском крае очень мало: 5 % территории покрыто лесами, из них три четверти в горной части. Леса имеют огромное значение для народного хозяйства и жизни населения. Они участвуют в формировании почвенного покрова, задерживают снег, замедляют его таяние, поддерживают водоносность рек, которые поят влагой степи, предохраняют склоны гор от эрозии, улучшают климат. Являясь «легкими планеты», они также создают прекрасные пейзажи в местах отдыха населения.
Большая часть горных лесов отнесена к первой категории, а это означает, что промышленные рубки в них запрещены. Часть лесов входит в заповедники—Тебердинский (с Западным лесничеством в Архызе), Кавказский. Богатство в лесах составляют дикорастущие плоды — яблоки, груши, буковые орехи, фундук и ягоды. В лесах много грибов.
В равнинных районах края охране подлежат полезащитные полосы. По территории края проходит государственная полоса, идущая от Черкесска к Элисте. Лесополосы способствуют увлажнению полей, пополнению подземных вод, задержанию ветра.
Разнообразие животных в крае объясняется многими причинами. Одна из них — промежуточное положение территории на границе Европы и Азии и различия климатических условий.
О.М.Анисимова
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №6 города Георгиевска
Группировки животных формировались в течение длительного времени. В периоды, когда климат Кавказа был увлажнен, из европейских лесов переселились зубр, благородный олень, косуля, лесной кот, куница и другие животные. В периоды повышения сухости климата сюда расселились обитатели южнорусских, западносибирских степей, азиатских полупустынь и пустынь. Из евроазиатских высокогорий пришли серны, из переднеазиатских нагорий — барс. Эндемиками являются кавказские туры, кавказские тетерева, кавказские улары. Большое разнообразие природных условий в крае обеспечивает благоприятные места для жизни многих видов животных.
Можно четко выделить группировки животных: полупустынь, степей, горных лесов и альпийского пояса. В разные сезоны года многие млекопитающие и птицы в поисках пищи совершают переходы из одной зоны в другую. Огромное влияние на состав фауны и расселение животных оказывает хозяйственная деятельность человека.
Широко распространены хищники – волк, лисица, степной хорёк, горностай.
6. Правила поведения на природе. Контроль и помощь учителя. ( 40 – 41 слайд)
— Какой бы вы хотели поставить знак рядом с лесом? (Знак защиты.)
Дети рисуют знак «Осторожно лес».
— «Чтобы тебя помнили люди, посади дерево» — так говорили ваши бабушки и дедушки.
- Послушайте стихотворение С. Я. Маршака «Праздник леса» (читают подготовленные дети).
Что мы сажаем, сажая леса?
Легкие крылья — лететь в небеса.
Стол, за которым ты будешь писать,
Ручку, линейку, пенал и тетрадь.
Что мы сажаем, сажая леса?
Чащу, где бродят барсук и лиса,
Чащу, где белка скрывает бельчат,
Чащу, где пестрые дятлы стучат.
Рефлексия. (42 – 43 слайд)
- Какова была цель нашего урока?
- Достигли ли мы этой цели?
- Продолжите предложения:
«Я узнал…»
«Я сумел …»
О.М.Анисимова
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №6 города Георгиевска
« Я удивился…»
« Мне хотелось бы …»
О.М.Анисимова
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №6 города Георгиевска