Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему "Чайка на берегу моря"»
Конспект занятия «Морской берег»
Преподаватель МБУ ДО ДШИ «Гармония» г. Углегорска
Сахалинской области
Малахова Ирина Станиславовна
Конспект занятия
Тема: «Морской берег»
4 класс ДШИ
Задание №1 по учебному плану
Возраст детей: 11 – 14 лет
Кол-во учащихся: 13 – 16 человек
Цель:
Умение сочинять композицию на заданную тему, по представлению.
Задачи:
Развить чувство композиции. Изобразить близкими к реальности природные явления: берег, цвет моря, небо, облака, чайка. Привить любовь к родному краю. Замечать все явления природы и их состояние.
Материал:
Изображения морского пейзажа в картинах современных художников. Природные материалы: чучело чайки, камни, ракушки, высушенная морская капуста (композиционная постановка с чучелом чайки). Бумага ватман, формат А3. Мольберт, табурет, палитра. баночка с водой, гуашь, карандаш, кисти.
План урока:
1.Беседа о композиции по теме.
2.Показ видеоматериала о море, ракушках, облаках, небе, волне. Обсуждение цвета природных явлений и предметов.
3.Обсуждение изображения белой чайки с черными деталями оперения в цвете.
4.Эскиз композиции в цвете. Акварель.
5.Работа на большом листе А3. Компоновка, прорисовка в карандаше.
6.Работа в цвете. Основные цветовые и тональные отношения. Гуашь.
7.Итог: выставка работ, обсуждение, выставление оценок.
Ход занятия:
- Какая птица морская на Сахалине самая популярная? Чайка. Сегодня мы начнём создавать картину «Морской берег». Море любят все. Вы представляете образ нашего моря, его состояние в солнечную погоду, когда свежий морской берег нагоняет на берег волну за волной? Какие цвета присутствуют в изображении морской стихии? Вспомните картины мариниста И. Айвазовского. Синие, голубые, розовые, изумрудные, фиолетовые. А как небо зависит от цвета воды. Если светит солнце, вода ярко синяя, голубая, изумрудная, то и небо отличается яркостью и насыщенностью голубых и синих оттенков. А вы заметили, что днём в ясную погоду у горизонта небо высветляется и становится более тёплым. Кстати, чем выше небо тем оно темнее и насыщеннее. прошу обратить на это внимание. Какие тёплые оттенки имеет цвет неба над горизонтом? Розовые, бледноохристые, желтоватые. Такие оттенки будут и на облаках. Облака, как и любые объёмные предметы, также имеют свет и собственную тень. Белый цвет в живописи изображается разнообразными оттенками окружающей среды, только очень бледные, важно сохранить их лёгкость и воздушность. Этот цвет очень зависим от окружения и всегда имеет рефлексы. Такие же рефлексы будет иметь цвет чайки, так как она тоже является белой. Чайка будет главной героиней нашей композиции. Перед вами постановка, помогающая вам наиболее реально представить морской берег и саму чайку.
Педагог предлагает детям выполнить эскиз будущей композиции в цвете, акварелью на маленьких форматах, приближённых к небольшой открытке. Маленькое изображение помогает изобразить композицию более обобщённо с грамотной расстановкой светлых и тёмных пятен, изобразить целостность композиции с предполагаемым цветовым решением.
После выполнения эскиза все учащиеся приступают к работе на большом формате. Сначала компоновка листа. Затем прорисовка всех предметов композиции. Образ чайки максимально приближен к реальности, в этом помогает чучело чайки на постановке.
Обязательно в композиции задаётся направление освещения, чтобы правильно изобразить свет и тени на предметах. После этого учащиесяприступают к работе цветом. Чтобы легче было изображать белый цвет чайки, начать следует с рисования воды, неба, непосредственного окружения птицы. Волну дети учатся изображать у современных мастеров. Затем исполняется берег в основном тёплыми сложными цветами, с объёмными живописными ракушками, камнями, водорослями, морскими ёжиками, крабами, морскими звёздами.
Все эти природные предметы имеются на постановке за исключением краба. Его изображение копируется и варьируется из представленного педагогом видеоматериала.
В заключении композиция доводится до возможного совершенства: какие-то тона и цвета усиливаются, где-то цвет приглушается, чтобы придать картине целостность и гармонию.
Итог занятия:
- Ребята, давайте организуем выставку ваших работ. Вы создали настоящие картины, которым были посвящены несколько нелёгких занятий. Вы молодцы, увлечённо работали. Видно, что вы любите свой родной край. Зрители глядя на ваши картины, поймут, как красиво на нашем удивительном острове.
Педагогом проводится обсуждение картин. Отмечаются особенно удавшиеся места в композициях. Педагог хвалит детей, благодарит, выставляет оценки.