Цели:
- обобщить теоретический материал по данной теме; закрепить навыки решения задач по формулам, использовать полученные знания при решении задач в нестандартных ситуациях;
- развивать логическое мышление, быстроту вычислительных навыков, правильную математическую речь, умение аргументировать ответ;
- воспитывать аккуратность, внимательность, умение слушать, любовь к родному краю.
Оборудование урока: компьютер, проектор, интерактивная доска.
Оформление: на доске изречение «Самое лучшее – это вода,
Лучше, чем олимпийские игры,
Лучше, чем золото».
Древнегреческое изречение.
Ход урока:
- Организационный момент.
Сегодня на уроке мы посетим национальный парк Туймазинского района озеро Кандры-куль. Это озеро одно из глубоких и второе по величине озеро в Республике Башкортостан. Оно является комплексным памятником природы. Озеро карстового происхождения, с трёх сторон окружено горами. Берега озера богаты видовым составом растительности. Разнотравье богато многими лекарственными растениями. Озеро богато рыбой. База акватории озера и прилегающих к нему площадей образует природный парк "Кандры- куль".
Однозначное научное толкование слова «Кандры» в настоящее время отсутствует. По имеющимся преданиям до нас дошло то, что на горе возле озера в прошлом была расположена ставка хана. Со временем местность стали называть «Хан торган ер» (место, где живет хан). Видоизмененное русскими слово в последующем стало называться Кандра. ( слайд 1, 2 ).
- Устная работа:
Надо будет написать на доске формулы, с которыми вы познакомились на прошлых уроках и рассказать, что означают, входящие в них буквы ( S = v*t – формула пути; S = a*b - формула площади; V = a*b*c – формула объема).
Решите уравнения( слайд 3 ).:
- ( х + 4) – 2 = 3; ( х = 1 )
- ( а – 2 ) + 4 = 5; ( а = 3)
- 12 - ( в + 1 ) = 2; ( в = 9)
- 10 + ( у + 5 ) = 16. ( у = 1).
В соответствии с другой легендой, возле р. Кандрча (в пределах современного Татарстана), в 1391 г . прошла битва между войсками монгольского хана Туктамыша и эмира Средней Азии Тимера. Монголы были разбиты и покинули эти земли. В память об этой победе озеро получило название Кандра.
3.Тренировочные упражнения:
1. Решим задачу ( слайд 4 ) : Озеро Кандры - куль находится в 36 км от озера Аслыкуль. С какой скоростью надо ехать на автомашине, чтобы доехать с Аслыкуля до Кандры –куля за 6 часов?
Решение: ( слайд 5 ) V = S : t
36 : 6 = 60 ( км. / ч.)
Ответ: скорость автомашины 60 км. / ч.
- Решим задачу: ( слайд 6 ) : Длина озера равна 6500 м. , средняя ширина - 2400 м., а средняя глубина – 7 м. . Найдите площадь зеркала воды и объем воды в озере Кандры - куль .
Решение: ( слайд 7):S = a*b
V = a*b*c
6500*2400 = 15600000 ( м2) площадь зеркала воды.
6500*2400*7 = 109200000 ( м3) объем воды.
Ответ: площадь зеркала воды 15600000м2, объем воды 109200000 м3.
А вы знаете, что максимальная глубина озера Кандры - куль доходит до 15,6 метров . Эти данные меняются из-за постоянного изменения уровня воды в озере. Надо отметить, что при заметной меньшей площади зеркала воды Кандры - куля по сравнению с озером Аслыкуль, в нем аккумулировано почти такое же количество воды. Это объясняется большими глубинами.
Физкультминутка.
Над волнами чайки кружат,
Полетим за ними дружно.
Брызги пены, шум прибоя,
А над морем — мы с тобою! (Дети машут руками, словно крыльями.)
Мы теперь плывём по морю
И резвимся на просторе.
Веселее загребай
И дельфинов догоняй. (Дети делают плавательные движения руками.)
- Решите уравнения( слайд 8 ):
- 228 – ( х + 172 ) = 55 3) ( 562 – х ) + 127 = 680
х = 1 ;х = 9;
- 721 + ( 237 + х ) = 967 4) ( 122 – х ) + 1282 = 1396
х = 9;х = 8 .
Если внимательно посмотреть на ответы уравнений, то у нас получается число – 1998. В 1998 г. в тростниковых зарослях озера Кандры-Куль и озера Малое отдыхали четыре пары лебедей ( слайд 9 ).Озеро богато рыбой. Здесь водится: щука, окунь, лещ, линь, сиг, карась, сорога. На южном побережье озера имеются все благоприятные условия для отдыха: березовый лес, родники, значительная глубина озера, пологие берега, отсутствие заболоченности. Круглый год на Кандры-куле – многолюдно( слайд 10 ).
- Решим задачу( слайд 11 ) :
На расстоянии 4 км. сплошной полосой расположились около 50 базы отдыха, санатория круглогодичного действия и летние оздоровительные лагеря. Какое расстояние вдоль озера приблизительно занимает 1 база отдыха?
Решение ( слайд 12 ):4км. = 4000м.
4000 : 50 = 80 ( м.)
Ответ: 80 м.
В северо-западной части озера, на расстоянии 900- 1000 м от берега, есть остров Утрау («Утрау» в переводе на русский язык означает «остров»). Его длина примерно 1000 м., ширина 350 метров . Остров вытянут с севера на юг. На острове доминируют луговые степи, есть березовая роща, заросли кустарников и посадки сосны. Особо ценными объектами острова являются места гнездования орнитофауны (особенно водоплавающих птиц); богатая флора (около 150 видов); редкие и исчезающие виды растений .
- Решим задачу( слайд 13 ): Длина острова – 1000 метров, ширина - 350 метров. Найдите площадь этого острова.
Решение( слайд 14):
- = a*b
1000*350 =350000( м2)площадьострова.
Ответ: 350000 м2 площадьострова.
Согласно Постановлению Кабинета Министров Республики Башкортостан № 17 от 18.01.95 г. озеру Кандры-куль присвоен статус национального парка ( слайд 15 ).
Вода обеспечивает жизнь. Где нет воды, там нет и жизни. Попробуйте представить, как выглядела бы наша планета, если бы исчезла вода. Мрачные зияющие глазницы морей и океанов, покрытые слоем солей, некогда растворенных в воде, пересохшие русла рек, навеки замолчавшие родники. Горные породы рассыпались бы в прах. Ни кустика, ни цветочка, ни единого живого существа на мертвой земле - и безоблачное небо необычного цвета...
Вода! Она всегда вызывала и страхи, и поклонение. Воду и боятся, с водой и дружат. В воде можно утонуть, без воды можно умереть. С нею нельзя шутить. Её же необходимо и беречь.
Вода - чудесный дар природный,
Живой, текучий и свободный,
Картины нашей жизни красит
В своих трёх важных ипостасях
То ручейком, то речкой вьётся.
То из стакана наземь льётся.
То застывает тонкой льдинкой
Красиво названной снежинкой.
То обретает лёгкость пара:
Была - и вдруг её не стало.
Великий труженик водица.
Ну как же ей не восхититься!
Она плывёт к нам облаками,
Поит снегами и дождями,
И разрушает, и наносит,
И так заботы нашей просит.
- Итог урока.
Беседа по следующим вопросам:
- Что было интересного сегодня на уроке?
- Что вызвало трудности?
- Какие умения приобрели сегодня?
- Где могут пригодиться эти умения?
- Домашнее задание.
- вычислить площадь пола, стены и объем вашей комнаты.