II. Изучение нового материала | Словесно-иллю- стративный рассказ с элементами беседы по теме «Города в пустыне». Просмотр мультимедийной презентации «Самарканд». | – У города, как и у человека, своя судьба, свой характер, своя жизнь. Есть города тихие, а другим уготована жизнь, в которой отражены вековые события, пройденные многими поколениями на протяжении веков. Таков и Самарканд, который имеет историю длиной в 2750 лет. Он является ровесником Рима. С этим городом связаны судьбы Александра Македонского и Исмаила Самани, Чингиз-хана и Амира Тимура. При великом Тимуре Самарканд был столицей мировой державы. И спустя многие века красавец Самарканд поражает гостей и туристов своим великолепием и гармонией. В нем шедевры мирового зодчества, завораживающие голубые купола, которые внесены в список мирового наследия ЮНЕСКО. В Средние века Самарканд называли «сердцем Великого шелкового пути», а Регистан – «сердцем Самарканда». Площадь Регистан является главной достопримечательностью не только Узбекистана, но и всей Центральной Азии. Расположенная в возвышенной части города, эта площадь с ансамблем из трех медресе сформировалась около шестисот лет тому назад. Медресе – высшее учебное заведение для священников, учителей, государственных служащих. Самое древнее медресе построено в честь внука Тимура, второе носит имя «Позолоченное», третье медресе – Шир Дор, что значит «львов имеющее». Центральная часть напоминает гигантскую букву П. Широкие стены как бы поддерживают портал, расположены они симметрично. Портал – вход. По обе стороны портала стоят высокие, стройные башни-минаре- ты. С них служители храма призывали верующих к молитве. Минареты-башни бывают разными: • четырехгранными; • круглыми; • спиралевидными. Минареты украшены поясами узорчатой кирпичной кладки или резьбой по камню, ажурными решетками и балконами, орнаментами и надписями. Завершается минарет куполом или шатром. – Какую форму имеют здания? – Правильно, прямоугольную, квадратную, полукруглую. – Из какого материала сделаны здания? (Из глины.) – Стены толстые, но их тяжесть не видна. Почему? – Правильно, потому что они украшены орнаментом. – Что изображено на орнаментах? (Листья, цветы, ромбы, звезды, надписи.) – Эти узоры переплетаются. – Стены облицованы изразцами, керамическими плитками, покрытыми мозаикой. Керамическая мозаика, росписи, резьба, которые, подобно цветистому ковру, пок- рывают здания, заставляют забыть о мас- сивности конструкций. Тяжесть стен не чувствуется за облицовкой, лазурными узорчатыми изразцами. Стремясь утвердить свое могущество, правители Востока строили величественные мавзолеи – усыпальницы хана, однокупольные сооружения. – Что такое мавзолеи? – Какими цветами сияют купола? (Ярко-бирюзовым, изумрудно-зеленым.) – Самым грандиозным сооружением, построенным в годы правления Амира Тимура, является пятничная соборная мечеть, известная под названием Биби-Ханым. Строительство ее было начато в 1399 г., после победоносного похода Тимура в Индию, и продолжалось до 1404 г., то есть работы велись по тем временам необычайно быстро. К участию в строительстве и отделке мечети были привлечены лучшие зодчие, мастера, каменотесы и художники не только из Самарканда, но и из покоренных Тимуром стран. На обширной площади перед мечетью Биби-Ханым с незапамятных времен рядом с главными городскими воротами размещался базар. И сегодня здесь шумит Сиабский базар – самый большой в городе и самый древний. Он встречает покупателя обилием фруктов и овощей, произрастающих в плодородной долине Зарафшана. – Смотрите, ребята, на торговой площади нас встречает танцовщица и приглашает вас на танец. | Слушают учителя. Отвечают на вопросы. Обсуждают, сравнивают, анализируют. Отвечают на вопросы. Отвечают на вопросы. | Фронтальная работа. Фронтальная работа. Фронтальная работа. | Личностные: имеют мотивацию учебной деятельности, способность к нравственно - эстетической оценке архитектуры Средней Азии. Познавательные: имеют способность к художественному познанию мира, умеют произвольно и осознанно строить речевое высказывание в устной форме о произведениях искусства; осуществляют поиск существенной информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта) о красоте архитектуры Востока. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; осознают недостаточность своих знаний. Коммуникативные: умеют строить понятное монологическое высказывание; согласовывать свои действия с партнером; актив- но слушать одноклассников и учителя; вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его условия и правила; рассуждать и находить ответы на вопросы, формулировать их | Устные ответы Устные ответы |