Конспект урока литературы в 4 классе.
Учителя начальных классов СОШ № 20. Г. Уральска Западно- Казахстанской области.
Единовой Анарины Касымжановны.
Тема: В.Гюго «Козетта».
Цель: продолжить работу над произведением, учить анализировать характер и поступки героев.
Учебно-воспитательные задачи:
- совершенствовать навыки выразительного чтения, развивать умение пересказывать, учить составлять словесный портрет персонажей, обогащать словарный запас детей;
- развивать память, внимание, воображение, творческие способности, речь, навыки работы в группе;
- воспитывать нравственные качества, эстетический вкус, любовь к литературе, умение социально себя защищать;
Оборудование: портрет писателя, картины художников, правила работы в группах, презентация к уроку, «Международная Конвенция о правах ребёнка».
Тип урока: закрепление умений и навыков.
Ход урока:
- Орг.момент.
Мы приветствуем гостей,
Дорогих учителей,
Всех знакомых, незнакомых,
И серьёзных и весёлых.
- Сегодня на уроке литературы мы будем работать в группах. Для этого нам надо вспомнить правила работы в группе, посмотрите на них, напомните друг другу:
1. В совместной работе нет актёров и зрителей.
2. Критикуй идеи, а не личность.
3. Говорю так, чтобы меня понимали.
4. Не перебивайте других, когда они выступают.
5. Приветствуется любое мнение.
6. Зачастую наилучшие идеи рождаются в дискуссии.
7. Цель групповой работы не победа, а истина.
- В каждой группе есть лидер. Его обязанности распределять задания, представлять работы и т.д.
- Постановка цели. Актуализация знаний.
- С произведениями, каких зарубежных авторов мы начали знакомиться на уроках литературы?
- Какое новое произведение мы начали изучать? Кто его автор? (В.Гюго. «Козетта».)
- Сегодня на уроке мы продолжим работу над этим произведением и поговорим о том, какие нравственные качества затрагивает автор в своём произведении.
- Проверка домашнего задания.
Пересказ биографии писателя, рисунок к отрывку из произведения, материал о Франции.
- Перенесёмся на 200 лет назад и отправимся во времена богатых французских королей и бедных крестьян.
Материал о Франции, подготовленный учащимися :
(просмотр слайдов из презентации к уроку)
- Франция – вторая по величине страна в Европе (после Украины). Более 200 лет назад Францией правил король Луи XVI и его жена Мария Антуанетта. Они жили в Версальском дворце. Король Луи любил хорошо поесть: на завтрак ему нередко подавали 4 отбивных цыплёнка, 6 яиц и многое другое. Простой народ жил очень бедно. Дневной пищей многих было лишь полбуханки хлеба. Народ не имел права голосовать и участвовать в управлении страной.
- Наполеон Бонапарт был одним из величайших полководцев за всю историю и пользовался большим уважением своей армии. Он пришёл к власти после Французской революции
1789 – 1799 г. и в 1804 году стал императором Франции, а его супруга Жозефина – императрицей.
- Эйфелева башня достигает в высоту свыше 300 метров. Построена она в 1889 году к Всемирной парижской выставке на Марсовом поле по проекту инженера Эйфеля, чей бюст скромно притулился у её подножия. Проект Эйфеля был отобран из семисот представленных. Изображение Эйфелевой башни уже много лет символизирует Париж, а порой и всю Францию в самых разных уголках Земного шара. Сама башня построена из 6300 тонн железа.
- Мария Антуанетта не имела ни малейшего представления о жизни бедных людей. Когда ей рассказали о том, что у французского народа нет хлеба, она ответила: «Так пусть едят пирожные».
С детских лет по романам Дюма и Гюго, Бальзака и Золя узнаём мы историю этой страны, о знаменитых людях, которые родились, жили, творили свои великие и чёрные дела. Виктор Гюго говорил о себе: «Я в своих книгах… заступался за малых и несчастных». «Козетта»- одно из них.
- Из какого произведения В.Гюго история о Козетте? (из романа «Отверженные» показ слайда)
- «Гаврош» - отрывок из романа «Отверженные». Гаврош – мальчик – сирота, хотя у него были родители. Он был бледный и болезненный, но проворный, ловкий, смелый и большой шутник. Он был убит.
- Беседа по содержанию.
- Какие чувства вызывает у вас рассказ о жизни этих маленьких детей Гавроша и Козетты?
- Что особенно взволновало вас?
- Как жилось Козетте в семье Тенардье? Какие они?
- Какое важное событие произошло с Козеттой?
- Чем закончилась история маленькой Козетты?
- Что вы изобразили в своих рисунках?
- Какая основная тема этой истории? (труд детей)
- Как вы понимаете слово труд? Как трудитесь вы?
Физический
труд
Работа
Помощь
Занятие
Умственный
Усилия, напряжение
Радость
Результат деятельности
Труд – целесообразная деятельность человека, направленная на создание с помощью орудий производства материальных и духовных ценностей, необходимых для жизни людей. (из словаря С.И. Ожегова) Труд должен быть радостью, доставлять удовольствие, материальное благополучие.
Эта тема волновала многих людей того времени. Об этом писали такие известные писатели как Н.А.Некрасов, А.П.Чехов, Ы.Алтынсарин. Желая достучаться до взрослых, насколько тяжёлым был труд для детей, художники также посвятили свои полотна этой теме.
- Работа с картинами.
- Посмотрите перед вами картины художников В.Г. Перова «Тройка», «Спящие дети», «Чаепитие»; В.Е.Маковского «Свидание»; Томаса Гейнсборо «Собиратели хвороста» и другие.
- Как вы думаете, что хотели показать художники в своих картинах? (тяжёлую участь бедных детей)
Художник Василий Григорьевич Перов изобразил в своей картине «Тройка» совсем особенную упряжку: трое измученных ребят тянут на санях огромную обледенелую бочку с водой – непосильный для них груз. Возникает вопрос? Почему дети везут эту бочку?
- Вам ребятам живущим радостно и счастливо в современном мире, очень трудно представить, как тяжело приходилось простым людям, особенно их детям, жить до революции. Богатые и знатные заставляли бедных работать на себя, эксплуатировали детей, так как детский труд был очень дешевым. Никто не мог защитить детей. Отстоять их права. Дети были самыми беззащитными.
- В настоящее время существует документ, регулирующий и защищающий детей:
- «Международная конвенция прав ребёнка, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1959 года» (Конвенция – это международный договор по какому либо международному вопросу);
Ученики:
Этот трудится ребёнок.
Мало у него силёнок,
Ноги подгибаются.
В детстве тяжёлая работа-
ЗАПРЕЩАЕТСЯ!
Петь, рисовать и танцевать.
Уроки в школе посещать,
Свои таланты развивать-
ЭТО РАЗРЕШАЕТСЯ!
- Работа в группах.
- Сейчас каждая группа получит задание и через 5 минут познакомит всех со своей работой.
1 группа.
- Найти описание Козетты, поступки Козетты:
А) Когда мать оставляла дочку;
В) При встрече с незнакомцем.
- Сделать на основе описания свой вывод, какими качествами она обладала.
2 группа
- Найти описание, поступки Эпонины и Азельмы.
- Сравнить с портретом Козетты
- Как относились девочки к Козетте?
3 группа
-Найти в тексте отрывок «Встреча с незнакомцем», прочитать его по ролям ( самостоятельно распределить роли )
4 группа
- Пересказ. Чем закончилась история маленькой Козетты?
Каждая группа представляет свою работу.
- Какой жанр устного народного творчества напоминает эта история? ( она похожа на сказку: есть добро и зло, счастливый конец)
- Творческое письмо.
- Представьте, что вам выпала возможность написать письмо матери Козетты.
О чем вы ей напишите? Сочините такое письмо, напишите его на листке.
- Итоги.
Перекрестные вопросы, синквейн «Козетта»
- Чему учат эта история о маленькой Козетте? Каким нравственным качествам она посвящена?
IX. Оценка знаний учащихся в оценочных листах.
Х. Домашнее задание.
Написать в тетрадях ответ на вопрос:
- Как бы вы хотели, чтобы закончилась история Козетты? Что с ней произошло в дальнейшей жизни?