Урок № 9
Тип урока.
Сообщение ново материала.
Тема:
«Автопортрет»
Цель урока:
Выполнение автопортрета с рисованием предварительных набросков.
Задачи урока:
- Углубить знания учащихся о портретном жанре в живописи, графике, скульптуре;
- Развивать умение пропорционального построения лица человека;
- Развивать чувство пространства, наблюдательность, зрительную память, воображение;
- - Воспитывать эстетическое отношение к произведениям искусства;
- Формировать способности восприятия художественного образа.
Оборудование для педагога:
- Зрительный ряд: Педагогический рисунок, работы художников портретистов: К.П. Брюллова, В. Серова, О.А. Кипренского, В.А. Тропинина.
- Литературный ряд: Сказка «Волшебный портрет».
- Музыкальный ряд: Классическая музыка.
- Оборудование для учеников: По выбору
План урока:
- Организационная часть (1 мин.)
- Повторение (3 мин.)
- Изложение нового материала (7мин.)
- Закрепление (4 мин.)
- Организация практической работы (2 мин.)
- Практическая работа (20 мин.)
- Итог (3 мин.)
8.Уборка рабочего места
Ход урока:
1. Организационный момент.
Приветствие учащихся, их организация, проверка готовности.
Здравствуйте, ребята! Сегодня мы нарисуем свой автопортрет!
2. Повторение.
Повторить все основные правила по композиции, расположение изображения на листе, основные сочетания цветов.
3. Изложение нового материала.
Рассказать о предстоящем задании. С помощью педагогического рисунка, и методического пособия объяснить детям поставленную цель и задачи. Заинтересовать детей, дать общее представление о пропорциях лица человека, компоновки портрета в листе. Сообщить о видах портретов, и чем они отличаются между собой.
Для начала давайте посмотрим работы великих русских портретистов (показ репродукций).
«Себя как в зеркале я вижу, Но это зеркало мне льстит», - написал А.С.Пушкин, увидав свой портрет, написанный О.А. Кипренским.
Поэт, без сомнения, похож на себя: кучерявые волосы, живые глаза, бакенбарды, тонкие черты…Но куда же подевалось озорство и ирония?
Кипренский, представил нам величественного мудреца, немного усталого и печального, таким мы видим Пушкина через столетия.
ПОРТРЕТ-жанр, посвященный изображению человека или группы людей, является одним из основных жанров живописи, скульптуры, графики. Основное требование, предъявляемое к портрету, - передача индивидуального сходства, внутренний мир, характер посредствам внутреннего психологического анализа изображаемого лица.
- Типология портрета складывались исторически, и определялась в зависимости от техники выполнения. Особенностей изображения персонажей. Так, различают портреты станковые картины, бюсты. Графические листы и монументальные (фрески, мозаики, статуи), парадные и камерные, погрудные и в полный рост, анфас, профиль. Специфические виды портрета – автопортрет – изображение самого себя, а также сатирический портрет, (карикатуры, шаржа) ДЕМОНСТРАЦИЯ РЕПРОДУКЦИЙ И ИЛЛЮСТРАЦИЙЙ.
Успех работы полностью зависит от вашего внимания и наблюдательности.
- Единицей измерения в пропорции головы является глаз. Глаз помещается семь раз по высоте лица и пять раз – по ширине.
- Лицо делиться пополам горизонтальной и вертикальной линиями. Горизонтальная линия проходит на уровне глаз, вертикальная – по линии середины лица.
- По обе стороны от линии середины линии середины лица намечаются парные формы: глаза, уши, ноздри, уголки губ.
- Расстояние между глазами равно длине одного глаза, расстояние от линии глаза до кончика носа – длине одного с половиной глаза, расстояние от носа до губ – длине половине глаза, ширина кончика носа должна быть равна длине одного глаза, ширина кончика носа должна быть равна длине одного глаза. Верхнюю часть ушей располагают на уровне глаз, а мочку уха – на уровне рта.
- Части лица не только должны «стать на свои места», но и быть похожими по форме и размеру.
Определить с детьми последовательность выполнения композиции, приёмы.
4. Закрепление.
Выяснить все необходимые вопросы, повторить последовательность предстоящей работы, приёмы, особенности цветового и композиционного решения, средства выразительности.
5. Организация практической деятельности.
Дать совет учащимся по композиции рисунка, величине изображения, положение альбомного листа.
Провести быстрые тренировочные упражнения композиционного плана.
Дать рекомендации учащимся по работе с выбранными материалами.
Чётко дать задание, и предъявить требования к работам.
Проверить порядок на рабочих местах и посадку учащихся.
6. Практическая работа.
Просмотреть эскизы работ учащихся. Помочь начать работу на большом формате. В начатых рисунках определить общий уровень выполнения рисунков и выявить общие и индивидуальные ошибки.
В середине работы сделать просмотр работ. Привести пример правильного хода работы, и назвать причину неудач, демонстрируя приёмы рисования, расположение рисунка, его величину, конструкцию, цвет, форму – отдельных составных частей.
Периодически привлекать внимание детей к работам товарищей, призывать придерживаться правил композиции. Поощрять, активизировать и стимулировать их деятельность.
7. Подведение итогов.
1) Как были готовы к уроку.
2) Как работали на уроке.
3) Как справились с задачей урока.
Анализ работ: отмечается композиция, узнаваемость, выразительность…
Вывод: Автопортрет, это наша душа, и если постараться изобразить, всё что мы чувствуем, и кто мы есть, можно изобразить свой портрет гораздо лучше, чем это сделает даже самый современный фотоаппарат.
8. Уборка кабинета.