kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

План - конспект урока изобразительного искусства в 7 классе «Суриков – основоположник исторического жанра»

Нажмите, чтобы узнать подробности

План - конспект урока изобразительного искусства в 7 классе

Тема:  «Суриков – основоположник исторического жанра»

Цели: 

  • познакомить детей с основными произведениями В. И.Сурикова, дать понятие исторического жанра и его характерных особенностей.
  • учить краткому изложению заранее подготовленного материала по теме, сопровождая его просмотром иллюстраций на персональных компьютерах.
  • воспитывать чувство любви к прекрасному; чувство гордости за страну, которую прославлял в своих произведениях В.И. Суриков.

Задачи:

  • закреплять навыки устного рассказа;
  • развивать способности  анализа художественного произведения;
  • закреплять навыки работы с компьютером;
  • воспитывать чувство прекрасного.

Оборудование урока: компьютеры.

Программный продукт: презентация, созданная в программе Microsoft PowerPoint, разработанная учителем Дроздовой Л.Н.  и творческой группой учащихся.

Оборудование на доске: репродукция «Автопортрет» В.И. Сурикова.

Оборудование на столах: тетради по изобразительному искусству и репродукции, принесённые с собой.

Тип урока: урок – путешествие.

Форма проведения: кинолекция в кабинете информатики.

 

План урока.

  1. Организационный момент.
  2. Объявление темы и постановка целей урока.
  3. Изучение новой темы.
  4. Подведение итогов урока.
  5. Домашнее задание.

 

Ход урока.

1. Организационный момент.

Учитель проверяет готовность ребят к уроку, даёт эмоциональный настрой на урок.

2. Объявление темы и постановка целей урока.

Сегодня мы с вами отправляемся в далёкое путешествие. Путешествие в историю, в искусство, в мир прекрасной и удивительной исторической живописи. Вы должны не только смотреть и слушать, но и активно исследовать творчество выдающегося художника, яркого представителя исторического жанра, Василия Ивановича Сурикова. Вам предстоит найти ответы на вопросы: что такое исторический жанр, кто главный герой картин В.И. Сурикова. Помогут вам в этом юные экскурсоводы – ребята из вашего класса, и персональный компьютер. Творческая группа ребят подготовила к уроку презентацию по творчеству В.И. Сурикова и доклады.

3. Вступительная беседа.

Включаем персональные компьютеры и находим программу «Суриков.ppt». Запустите её. Перед вами открылся первый слайд. (<Слайд №1>)

Мы начинаем серию уроков, посвящённых одному из ведущих жанров живописи, историческому жанру. Сегодня вы присутствуете на первом уроке из этой серии.

 В средние века в Европе этот жанр был наиболее почитаем. В России родоначальником исторического жанра является Василий Иванович Суриков. Неслучайно, в наши дни самый главный  художественный ВУЗ страны, расположенный в Москве,  носит его имя.

4. Объяснение нового материала.

Переверните страничку презентации дальше, на второй слайд (<Слайд №2>).

Биография художника начала складываться в далёком сибирском городе Красноярске. Родом Василий Иванович из казаков, людей мужественных и сильных, подстать сибирской тайге.

Талант и любовь к рисованию проявились рано. Василий был приглашён в дом  губернатора П.Н.Замятина для обучения его детей законам живописи. Юное дарование вовремя заметил красноярский городской голова и золотопромышленник П.И. Кузнецов, отправивший учиться юношу в столичный Петербург. Годы учёбы промелькнули быстро. За дипломную работу Василий Иванович получил самую высокую награду – большую золотую медаль. В числе других медалистов он отправился продолжать обучение за границу. Но чем дольше он путешествовал, тем сильнее его тянуло на Родину, в Сибирь. Он чувствует необходимость рассказать о красоте русского человека, его смелости, решительности, мужестве, любви к Отчизне, гордости за её историю. По возвращении в Петербург он пишет свою первую историческую картину – «Утро стрелецкой  казни». Откройте третий слайд. (<Слайд №3>)

Фрагмент этой картины вы можете посмотреть крупнее, если курсором нажмёте инструмент «Лупа».

Доклады  двух учащихся по картине «Утро стрелецкой казни» (примерное   содержание).

Первый ученик: Картина рассказывает о борьбе молодого Петра I за престол.

Самого Петра мы видим в правой части картины, окружённого свитой молодых дворян и иностранных гостей. Он верхом на коне. Взор его суров и решителен, как молния пронзает  всё пространство полотна.

Следующий фрагмент этой картины вы тоже можете посмотреть крупнее на четвёртом слайде. (<Слайд №4>)

 Встречен этот взгляд не менее смелым взором казака, стоящего на повозке. Словно две острые шпаги скрещиваются эти взгляды. Главным героем картины художник восхищён. Перед лицом смерти этот человек остаётся верным своим взглядам, он не сломлен, не побеждён.

            Вернитесь к общему обзору картины на третий слайд презентации. (<Слайд №3>)

Второй ученик: Композиция картины помогает лучше почувствовать напряжение момента. Художник выбрал горизонтальный формат полотна. Специально опустив верхний край картины, он как бы обезглавливает любимый народом храм Василия Блаженного. Суриков нарочно прибегает к исторической неточности дважды: никогда на Красной площади не казнили, да и казнь стрельцов была не через повешение, но это помогает большей выразительности сюжета.

Вопросы учителя. Ответьте на вопросы по картине, используя общий обзор и фрагменты.

  • Какими звуками наполнена картина?
  • Какие детали показывают раннее утро?
  • На какие два противоборствующих лагеря поделены герои картины?
  • Кто главный герой картины?
  • На чьей стороне художник?

Задание учителя. Откройте пятый слайд. (<Слайд №5>)

Следующая по значимости картина, с которой вы познакомитесь, «Боярыня Морозова». Внимательно разглядите цвета и оттенки, характеризующие небо и снег. Проанализируйте, какое настроение у людей.

Доклады учащихся по картине «Боярыня Морозова».

Первый ученик: Москва…XVII век. Борьба страстей церковных достигла предела. Патриарх Никон и протопоп Аввакум - реформатор и защитник древних, исконных традиций Руси. Их споры и борьба всколыхнули всю Россию. Народ во многом поддерживал Аввакума, ближайшей ученицей которого была Морозова, боярыня – родственница царя, женщина редкого ума, неистовой веры.

Второй ученик: Суриков остановил мгновение, когда истерзанную пытками, измученную в застенках Морозову влачат в розвальнях через всю Москву, по кишащим народом улицам. Везут её закованную в кандалы, мертвенно-бледную от бессонных страшных ночей, чтобы бросить в подвалы Боровского монастыря, откуда она уже никогда не выйдет на свет.

Откройте фрагмент картины, используя инструмент «Лупа».

Третий ученик: Нестерпимо горят глаза боярыни, и её неистовая духовность словно сотрясает глубины души народной.

Посмотрите на другой фрагмент картины.

С какой скорбью, сочувствием, почти ужасом взирают люди на крамольную боярыню. Их большинство. Её подвиг благословляет юродивый, отвечая ей тем же двуперстным знамением. За спиной хихикают, глумятся пошлые лица в богатых шубах.

Вопросы учителя. Ответьте, пожалуйста, на вопросы:

  • С какой птицей ассоциируется у вас главная героиня?
  • Как вы думаете, сани стоят или едут?
  • Что придумал художник, чтобы создалось впечатление движения саней?
  • Как вы думаете, кто эта женщина, идущая рядом с санями?
  • На какие две части поделена картина?
  • Кто главный герой картины?
  • Почему юродивый изображён на переднем плане картины?

Много чудесных исторических полотен оставил нам Василий Иванович Суриков.

Вы сможете их увидеть на следующих слайдах.

 Это и «Меншиков в Берёзове» (<Слайд №6>), и «Взятие снежного городка» (<Слайд №7>), и «Степан Разин» (<Слайд №8>). Все эти картины объединяет одно: любовь к Родине, гордость за её историю, желание показать миру сильных духом и мужественных людей.

5. Подведение итогов урока.

Учащимся предлагается ответить на следующие вопросы:

·С каким жанром живописи вы сегодня познакомились?

  • О творчестве какого художника мы говорили весь урок?
  • Кто является главным героем картин В.И.Сурикова?
  • Какие  личности привлекают внимание художника?
  • Какой момент исторического события изображает художник?
  • Какие темы для картины вы бы предложили В.И. Сурикову из современной истории?

Ребята делятся творческими планами.

Сегодня вместе со мной урок вели ваши одноклассники. Я была искренне рада такому сотрудничеству. Давайте оценим труд ребят (выставление оценок за доклады). Но и вы сегодня потрудились на славу, отвечая устно, подбирая необходимые слова, размышляя о композиции (выставление оценок за устные ответы), и работая на ПК.

Для тех, кто хочет получить дополнительную информацию об историческом жанре, о других художниках этого направления или больше узнать о творчестве Василия Ивановича Сурикова, наша школьная медиатека предлагает свои ресурсы. Вы можете зайти на школьный сайт.

6. Домашнее задание.

Поищите дома или в библиотеке, а можно и в Internet, репродукции с картин В.И. Сурикова, не показанные на уроке, и внимательно их проанализируйте. На следующий урок принесите простой карандаш и альбом для выполнения поисковых эскизов к вашей исторической картине. Подумайте, какой момент истории родной страны вас интересует больше всего, какие костюмы, вооружение, бытовые предметы, архитектура характеризуют это время. Помогите себе иллюстрациями на эту тему. Наш урок закончен. До свидания.

Просмотр содержимого документа
«План - конспект урока изобразительного искусства в 7 классе «Суриков – основоположник исторического жанра» »

План - конспект

урока изобразительного искусства в 7 классе



Тема: «Суриков – основоположник исторического жанра»

Цели:

  • познакомить детей с основными произведениями В. И.Сурикова, дать понятие исторического жанра и его характерных особенностей.

  • учить краткому изложению заранее подготовленного материала по теме, сопровождая его просмотром иллюстраций на персональных компьютерах.

  • воспитывать чувство любви к прекрасному; чувство гордости за страну, которую прославлял в своих произведениях В.И. Суриков.


Задачи:

  • закреплять навыки устного рассказа;

  • развивать способности анализа художественного произведения;

  • закреплять навыки работы с компьютером;

  • воспитывать чувство прекрасного.


Оборудование урока: компьютеры.

Программный продукт: презентация, созданная в программе Microsoft PowerPoint, разработанная учителем Дроздовой Л.Н. и творческой группой учащихся.

Оборудование на доске: репродукция «Автопортрет» В.И. Сурикова.

Оборудование на столах: тетради по изобразительному искусству и репродукции, принесённые с собой.

Тип урока: урок – путешествие.

Форма проведения: кинолекция в кабинете информатики.


План урока.
  1. Организационный момент.

  2. Объявление темы и постановка целей урока.

  3. Изучение новой темы.

  4. Подведение итогов урока.

  5. Домашнее задание.


Ход урока.

  1. Организационный момент.

Учитель проверяет готовность ребят к уроку, даёт эмоциональный настрой на урок.


  1. Объявление темы и постановка целей урока.

Сегодня мы с вами отправляемся в далёкое путешествие. Путешествие в историю, в искусство, в мир прекрасной и удивительной исторической живописи. Вы должны не только смотреть и слушать, но и активно исследовать творчество выдающегося художника, яркого представителя исторического жанра, Василия Ивановича Сурикова. Вам предстоит найти ответы на вопросы: что такое исторический жанр, кто главный герой картин В.И. Сурикова. Помогут вам в этом юные экскурсоводы – ребята из вашего класса, и персональный компьютер. Творческая группа ребят подготовила к уроку презентацию по творчеству В.И. Сурикова и доклады.


  1. Вступительная беседа.

Включаем персональные компьютеры и находим программу «Суриков.ppt». Запустите её. Перед вами открылся первый слайд. ()

Мы начинаем серию уроков, посвящённых одному из ведущих жанров живописи, историческому жанру. Сегодня вы присутствуете на первом уроке из этой серии.

В средние века в Европе этот жанр был наиболее почитаем. В России родоначальником исторического жанра является Василий Иванович Суриков. Неслучайно, в наши дни самый главный художественный ВУЗ страны, расположенный в Москве, носит его имя.


  1. Объяснение нового материала.

Переверните страничку презентации дальше, на второй слайд ().

Биография художника начала складываться в далёком сибирском городе Красноярске. Родом Василий Иванович из казаков, людей мужественных и сильных, подстать сибирской тайге.

Талант и любовь к рисованию проявились рано. Василий был приглашён в дом губернатора П.Н.Замятина для обучения его детей законам живописи. Юное дарование вовремя заметил красноярский городской голова и золотопромышленник П.И. Кузнецов, отправивший учиться юношу в столичный Петербург. Годы учёбы промелькнули быстро. За дипломную работу Василий Иванович получил самую высокую награду – большую золотую медаль. В числе других медалистов он отправился продолжать обучение за границу. Но чем дольше он путешествовал, тем сильнее его тянуло на Родину, в Сибирь. Он чувствует необходимость рассказать о красоте русского человека, его смелости, решительности, мужестве, любви к Отчизне, гордости за её историю. По возвращении в Петербург он пишет свою первую историческую картину – «Утро стрелецкой казни». Откройте третий слайд. ()

Фрагмент этой картины вы можете посмотреть крупнее, если курсором нажмёте инструмент «Лупа».


Доклады двух учащихся по картине «Утро стрелецкой казни» (примерное содержание).

Первый ученик: Картина рассказывает о борьбе молодого Петра I за престол.

Самого Петра мы видим в правой части картины, окружённого свитой молодых дворян и иностранных гостей. Он верхом на коне. Взор его суров и решителен, как молния пронзает всё пространство полотна.

Следующий фрагмент этой картины вы тоже можете посмотреть крупнее на четвёртом слайде. ()

Встречен этот взгляд не менее смелым взором казака, стоящего на повозке. Словно две острые шпаги скрещиваются эти взгляды. Главным героем картины художник восхищён. Перед лицом смерти этот человек остаётся верным своим взглядам, он не сломлен, не побеждён.

Вернитесь к общему обзору картины на третий слайд презентации. ()

Второй ученик: Композиция картины помогает лучше почувствовать напряжение момента. Художник выбрал горизонтальный формат полотна. Специально опустив верхний край картины, он как бы обезглавливает любимый народом храм Василия Блаженного. Суриков нарочно прибегает к исторической неточности дважды: никогда на Красной площади не казнили, да и казнь стрельцов была не через повешение, но это помогает большей выразительности сюжета.


Вопросы учителя. Ответьте на вопросы по картине, используя общий обзор и фрагменты.

  • Какими звуками наполнена картина?

  • Какие детали показывают раннее утро?

  • На какие два противоборствующих лагеря поделены герои картины?

  • Кто главный герой картины?

  • На чьей стороне художник?


Задание учителя. Откройте пятый слайд. ()

Следующая по значимости картина, с которой вы познакомитесь, «Боярыня Морозова». Внимательно разглядите цвета и оттенки, характеризующие небо и снег. Проанализируйте, какое настроение у людей.


Доклады учащихся по картине «Боярыня Морозова».

Первый ученик: Москва…XVII век. Борьба страстей церковных достигла предела. Патриарх Никон и протопоп Аввакум - реформатор и защитник древних, исконных традиций Руси. Их споры и борьба всколыхнули всю Россию. Народ во многом поддерживал Аввакума, ближайшей ученицей которого была Морозова, боярыня – родственница царя, женщина редкого ума, неистовой веры.

Второй ученик: Суриков остановил мгновение, когда истерзанную пытками, измученную в застенках Морозову влачат в розвальнях через всю Москву, по кишащим народом улицам. Везут её закованную в кандалы, мертвенно-бледную от бессонных страшных ночей, чтобы бросить в подвалы Боровского монастыря, откуда она уже никогда не выйдет на свет.

Откройте фрагмент картины, используя инструмент «Лупа».

Третий ученик: Нестерпимо горят глаза боярыни, и её неистовая духовность словно сотрясает глубины души народной.

Посмотрите на другой фрагмент картины.

С какой скорбью, сочувствием, почти ужасом взирают люди на крамольную боярыню. Их большинство. Её подвиг благословляет юродивый, отвечая ей тем же двуперстным знамением. За спиной хихикают, глумятся пошлые лица в богатых шубах.

Вопросы учителя. Ответьте, пожалуйста, на вопросы:

  • С какой птицей ассоциируется у вас главная героиня?

  • Как вы думаете, сани стоят или едут?

  • Что придумал художник, чтобы создалось впечатление движения саней?

  • Как вы думаете, кто эта женщина, идущая рядом с санями?

  • На какие две части поделена картина?

  • Кто главный герой картины?

  • Почему юродивый изображён на переднем плане картины?

Много чудесных исторических полотен оставил нам Василий Иванович Суриков. Вы сможете их увидеть на следующих слайдах. Это и «Меншиков в Берёзове» (), и «Взятие снежного городка» (), и «Степан Разин» (). Все эти картины объединяет одно: любовь к Родине, гордость за её историю, желание показать миру сильных духом и мужественных людей.


  1. Подведение итогов урока.

Учащимся предлагается ответить на следующие вопросы:
  • С каким жанром живописи вы сегодня познакомились?
  • О творчестве какого художника мы говорили весь урок?

  • Кто является главным героем картин В.И.Сурикова?

  • Какие личности привлекают внимание художника?

  • Какой момент исторического события изображает художник?

  • Какие темы для картины вы бы предложили В.И. Сурикову из современной истории?


Ребята делятся творческими планами.


Сегодня вместе со мной урок вели ваши одноклассники. Я была искренне рада такому сотрудничеству. Давайте оценим труд ребят (выставление оценок за доклады). Но и вы сегодня потрудились на славу, отвечая устно, подбирая необходимые слова, размышляя о композиции (выставление оценок за устные ответы), и работая на ПК.

Для тех, кто хочет получить дополнительную информацию об историческом жанре, о других художниках этого направления или больше узнать о творчестве Василия Ивановича Сурикова, наша школьная медиатека предлагает свои ресурсы. Вы можете зайти на школьный сайт.


  1. Домашнее задание.

Поищите дома или в библиотеке, а можно и в Internet, репродукции с картин В.И. Сурикова, не показанные на уроке, и внимательно их проанализируйте. На следующий урок принесите простой карандаш и альбом для выполнения поисковых эскизов к вашей исторической картине. Подумайте, какой момент истории родной страны вас интересует больше всего, какие костюмы, вооружение, бытовые предметы, архитектура характеризуют это время. Помогите себе иллюстрациями на эту тему. Наш урок закончен. До свидания.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Автор: Дроздова Людмила Николаевна

Дата: 24.06.2014

Номер свидетельства: 108171

ПОЛУЧИТЕ БЕСПЛАТНО!!!
Личный сайт учителя
Получите в подарок сайт учителя


Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства