kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока на тему "Казказ в жизни и творчестве М.Ю.Лермонтова".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Кавказ в жизни и творчестве М.Ю.Лермонтова»

Цели урока:

- образовательные: расширить знания учащихся о жизни и творчестве М.Ю.Лермонтова, раскрыть роль Кавказа в судьбе поэта.

- развивающие: совершенствование навыков анализа лирического произведения, развитие эстетического вкуса учащихся.

- воспитывающие: воспитание гуманизма и любви к прекрасному.

Тип урока: урок формирования новых знаний, умений.

Форма урока: урок-экскурсия.

Оборудование:

                         - портрет М.Ю.Лермонтова;

                        - автопортрет М.Ю.Лермонтова;

                        - акварели с видами Кавказа работы М.Ю.Лермонтова;

                        - мультимедийный проектор.                       

Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2. Слово учителя.
  3. Ребята, на прошлом уроке мы с вами говорили о биографии великого русского поэта М.Ю.Лермонтова и анализировали его стихотворения. Сегодня мы продолжим разговор о жизни Михаила Юрьевича, познакомимся с новыми фактами его биографии и посмотрим, как они отразились на его творчестве. Мы с вами совершим небольшую экскурсию в те места, где когда-то был поэт.

Кавказ вошел в жизнь М.Ю.Лермонтова очень рано.

3.Развитие монологической речи учащихся.

Выступление 1 учащегося.

Бабушка Елизавета Алексеевна Арсеньева трижды возила слабого здоровьем внука  к целебным источникам  лечиться на Кавказ.

Кавказ, далекая страна, жилище вольности святой.. Лермонтов полюбил «синие горы Кавказа» еще тогда, в 1825 году, когда увидел их впервые.

Там, в Горячеводске (это первоначальное название Пятигорска) имела дом  родная сестра Елизаветы Алексеевны, Екатерина Алексеевна Хастатова. Поезд­ка была очень дорогая, на своих лошадях, целым обозом" со всеми припасами и множеством родственников и слуг"Это было для отрока лето, преисполненное впечатлений необыкновенных. Его поразили горы — увенчанные обла­ками снежные_вершины, на всю жизнь завладевшие его воображением. Синие горы Кавказа,-—писал он впослед­ствии, — приветствую вас! вы взлелеяли детство мое...» Шум горных потоков, мутный, быстро струящийся Подкумок, склоны Машука и Бештау, город, наполненный пестрой толпой', шумный базар — всё было для отрока ново и удивительно.

Кроме того, в Горячеводске произошли с Лермонтовым три события, много повлиявшие на характер будущей его поэзии. Первое — прочтение «Кавказского пленника» Пушкина, попавшего ему в руки здесь, в виду гор; вто­рое — стихи его матери, Марии Михайловны, в альбоме ее двоюродной сестры Марии Акимовны Шан-Гирей, тет­ки Лермонтова. Третье — первая, детская влюбленность в одну сверстницу из семьи, также приехавшей из России на воды. В это время возникла у отрока смутная, но уже не угасавшая жажда поэтического творчества.

Учитель:

Спустя 5 лет после первой поездки  на Кавказ М.Ю.Лермонтов написал стихотворение «Кавказ»

4. Отработка навыков выразительного чтения.

Ученик читает наизусть стихотворение «Кавказ»

5. Работа с текстом.

Учитель:

- Какие автобиографические факты из  жизни поэта упоминаются в стихотворении?

- Какое впечатление  оставил Кавказ в душе лирического героя? С чем это связано?

- Какие слова повторяет поэт несколько раз? Зачем?

6. Реализация межпредметных связей.

Учитель: свои воспоминания о Кавказе, свою любовь к этому месту поэт  выражал не только в  стихотворениях, но и в акварельных работах.

На доске проецируется картина «Воспоминания о Кавказе».

- Какое настроение создает эта картина?

- Что общего между стихотворением «Кавказ» и этой акварелью?

7.Проверка (частичная) домашнего задания

- Ребята, а какое стихотворение принесло Михаилу Юрьевичу известность?

- Какое трагическое событие послужило поводом для его написания?

Вы знаете, что вторая часть стихотворения была написана чуть позже, чем первая. Именно после написания второй части было издано высочайшее повеление «Лейб-гвардии гусарского полка корнета Лермонтова за сочинение известных стихов, перевесть  тем же чином в Нижегородский драгунский полк». Нижегородский драгунский полк действовал в это время на Кавказе. Судьба снова привела его на Кавказ.

Первая ссылка.

 Выступление 2 учащегося.

Первая вынужденная поездка Лермонтова на Кавказ в 1837 году за стихотворение «Смерть Поэта» в итоге обернулась для него чуть ли не захватывающим приключением.

В первых числах мая 1837 года Лермонтов прибыл в Ставрополь, где находилось командование войск Кавказской линии. В дороге поэт простудился. Врачи разрешили ему принять курс лечения минеральными водами в Пятигорске, он попал в город, где на него нахлынули воспоминания детства. Сравнивая увиденное со своими детскими воспоминаниями, он был удивлен произошедшими здесь изменениями: в посёлке появились красивые здания, он был переименован в Пятигорск. «Я теперь на водах, - пишет он в Петербург, - пью и принимаю ванны... Каждое утро из окна я смотрю на цепь снежных гор и Эльбрус; вот и теперь, сидя за этим письмом к вам, я то и дело останавливаюсь, чтобы взглянуть на этих великанов, так они прекрасны и величественны... Ежедневно брожу по горам...»  После болезни поэт провел несколько месяцев лечения на водах в Пятигорске, затем отправился в Тифлис, пребывание в котором так описал в письме одному из друзей: «С тех пор, как выехал я из России, поверишь ли, я находился в беспрерывном странствии, то на перекладной, то верхом; изъездил Линию всю вдоль от Кизляра до Тамани, переехал горы, был в Шуше, в Кубе, в Шемахе, в Кахетии, одетый по-черкесски, с ружьем за плечами; ночевал в чистом поле, засыпал под крик шакалов, ел чурек, пил кахетинское даже… Я снял на скорую руку виды всех примечательных мест, которые посещал… Как перевалился через хребет в Грузию, так бросил тележку и стал ездить верхом; лазил на снеговую гору (Крестовая) на самый верх, что не совсем легко; оттуда видна половина Грузии, как на блюдечке…»

8. Словарная работа.

Линия – линия обороны, негласная граница.

« Я снял»- нарисовал.

Перекладные-

9. Просмотр акварельных рисунков М.Ю.Лермонтова с комментариями. ( См. приложение №1)

Учитель: Многие кавказские картины и рисунки М.Ю.Лермонтова напоминают пейзажи в его сочинениях, но это, конечно, разные произведения.

 10. Чтение наизусть стихотворения «…И перед ним иной картины…»

11. Работа с текстом.

- Какое настроение оставляет данное стихотворение?

- Какие цвета использует поэт для создания радостного настроения?

- Чем похожи стихотворения и картины М.Ю.Лермонтова о Кавказе?

12. Учитель:

В 1837-1838 годах поэт создает автопортрет. Он изобрази себя в мундире Нижегородского драгунского полка: в Черкесске, наброшенной на плечо бурке.

Обратите внимание на портрет.

- Что изобразил поэт у себя за спиной?

- О чем это говорит?

Учитель: Кавказ стал для поэта Судьбой.

13. Вторая ссылка.

Выступлении 3 учащегося.

В начале 1838 года М.Ю.Лермонтов возвращается в Москву, а в 1840 году за дуэль с сыном французского посла вновь отправлен в ссылку и вновь в милый сердцу поэта край – на Кавказ. Поэт был определен в действующую армию на левый фланг Кавказской линии и первоначально расположился в военном лагере над крепостью Грозной. Здесь, в Чечне, Лермонтов участвовал в боевых действиях. Он проявил себя исключительно храбрым и блестящим офицером.

После участия в сражениях отряд, в котором находился Лермонтов, возвратился в крепость Грозную, а затем часть отряда была переведена в Северный Дагестан и уже с другой стороны снова выступила по направлению к той самой крепости. Лермонтов был награжден золотой саблей с надписью «За храбрость» и в январе 1841 года выехал в Москву, а затем в Петербург, навестил бабушку, друзей и в апреле вернулся обратно в Пятигорск.13 июля на вечере между Лермонтовым и его старым знакомым и приятелем Мартыновым произошла небольшая ссора. Лермонтов не придал ей серьезного значения и подумал, что завтра, как всегда, они с Мартыновым помирятся, но этого не произошло.

15 июля 1841 года на склоне горы Машук во время грозы Михаил Юрьевич Лермонтов был убит  на дуэли отставным майором  Мартыновым, бывшим однокашником, сослуживцем Дантеса, убийцы Пушкина.

Великий кавказец, поэт Ованес Тумаян, назвал Лермонтова приемным сыном Кавказа: «Кавказ - древний витязь, стоящий между Востоком и Западом, Югом и Севером... Тысячи людей прошли через Кавказ, все они были для Кавказа прохожи­ми; одни явились друзьями, другие - недругами, третьи - гостями, а приемных сынов у него было мало. К числу этих немногих... принадлежат два великих русских поэта: Пушкин и Лермонтов... ()ни любили Кавказ, а Кавказ - их, и они стали навеки великими сынами Кавказа». Изображая роскошную природу Кавказа в своих стихотворениях и поэмах, Лермонтов исполнил долг любви к пре­красной земле, к людям этой земли, которую считал своей второй, поэтической  родиной.

- Чтение наизусть стихотворения «Тебе, Кавказ, суровый царь земли»

14.Словарная работа.

Пестун – нянька.

15. Работа с текстом.

- Как называет М.Ю.Лермонтов Кавказ?

- С какой просьбой обращается поэт к Кавказу?

- Найдите эпитеты, олицетворения в стихотворении.

- Оставляет ли стихотворение мрачное настроение? Почему?

16. Подведение итогов.

- Что такое Кавказ для М.Ю.Лермонтова?

17.Домашнее задание. Письменно ответить на вопрос « Какую роль сыграл Кавказ в жизни и творчестве М.Ю.Лермонтова".

 

 

 

 

 

 

 

                          

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему "Казказ в жизни и творчестве М.Ю.Лермонтова". »

МОУ СОШ №17








Конспект урока


по литературе в 6 классе по теме


«Кавказ в жизни и творчестве М.Ю.Лермонтова»








Учитель русского языка

и литературы

МОУ СОШ №17

Жиглова Е.Ф.






2008 год

Цели урока:


- образовательные: расширить знания учащихся о жизни и творчестве М.Ю.Лермонтова, раскрыть роль Кавказа в судьбе поэта.


- развивающие: совершенствование навыков анализа лирического произведения, развитие эстетического вкуса учащихся.


- воспитывающие: воспитание гуманизма и любви к прекрасному.


Тип урока: урок формирования новых знаний, умений.


Форма урока: урок-экскурсия.


Оборудование:

- портрет М.Ю.Лермонтова;

- автопортрет М.Ю.Лермонтова;

- акварели с видами Кавказа работы М.Ю.Лермонтова;

- мультимедийный проектор.

Ход урока.



  1. Организационный момент.


  1. Слово учителя.

Ребята, на прошлом уроке мы с вами говорили о биографии великого русского поэта М.Ю.Лермонтова и анализировали его стихотворения. Сегодня мы продолжим разговор о жизни Михаила Юрьевича, познакомимся с новыми фактами его биографии и посмотрим, как они отразились на его творчестве. Мы с вами совершим небольшую экскурсию в те места, где когда-то был поэт.

Кавказ вошел в жизнь М.Ю.Лермонтова очень рано.


3.Развитие монологической речи учащихся.

Выступление 1 учащегося.

Бабушка Елизавета Алексеевна Арсеньева трижды возила слабого здоровьем внука к целебным источникам лечиться на Кавказ.

Кавказ, далекая страна, жилище вольности святой.. Лермонтов полюбил «синие горы Кавказа» еще тогда, в 1825 году, когда увидел их впервые.

Там, в Горячеводске (это первоначальное название Пятигорска) имела дом родная сестра Елизаветы Алексеевны, Екатерина Алексеевна Хастатова. Поезд­ка была очень дорогая, на своих лошадях, целым обозом" со всеми припасами и множеством родственников и слуг"Это было для отрока лето, преисполненное впечатлений необыкновенных. Его поразили горы — увенчанные обла­ками снежные_вершины, на всю жизнь завладевшие его воображением. Синие горы Кавказа,-—писал он впослед­ствии, — приветствую вас! вы взлелеяли детство мое...» Шум горных потоков, мутный, быстро струящийся Подкумок, склоны Машука и Бештау, город, наполненный пестрой толпой', шумный базар — всё было для отрока ново и удивительно.

Кроме того, в Горячеводске произошли с Лермонтовым три события, много повлиявшие на характер будущей его поэзии. Первое — прочтение «Кавказского пленника» Пушкина, попавшего ему в руки здесь, в виду гор; вто­рое — стихи его матери, Марии Михайловны, в альбоме ее двоюродной сестры Марии Акимовны Шан-Гирей, тет­ки Лермонтова. Третье — первая, детская влюбленность в одну сверстницу из семьи, также приехавшей из России на воды. В это время возникла у отрока смутная, но уже не угасавшая жажда поэтического творчества.

Учитель:

Спустя 5 лет после первой поездки на Кавказ М.Ю.Лермонтов написал стихотворение «Кавказ»

4. Отработка навыков выразительного чтения.

Ученик читает наизусть стихотворение «Кавказ»

5. Работа с текстом.

Учитель:

- Какие автобиографические факты из жизни поэта упоминаются в стихотворении?

- Какое впечатление оставил Кавказ в душе лирического героя? С чем это связано?

- Какие слова повторяет поэт несколько раз? Зачем?



6. Реализация межпредметных связей.

Учитель: свои воспоминания о Кавказе, свою любовь к этому месту поэт выражал не только в стихотворениях, но и в акварельных работах.

На доске проецируется картина «Воспоминания о Кавказе».

- Какое настроение создает эта картина?

- Что общего между стихотворением «Кавказ» и этой акварелью?

7.Проверка (частичная) домашнего задания

- Ребята, а какое стихотворение принесло Михаилу Юрьевичу известность?

- Какое трагическое событие послужило поводом для его написания?

Вы знаете, что вторая часть стихотворения была написана чуть позже, чем первая. Именно после написания второй части было издано высочайшее повеление «Лейб-гвардии гусарского полка корнета Лермонтова за сочинение известных стихов, перевесть тем же чином в Нижегородский драгунский полк». Нижегородский драгунский полк действовал в это время на Кавказе. Судьба снова привела его на Кавказ.

Первая ссылка.

Выступление 2 учащегося.

Первая вынужденная поездка Лермонтова на Кавказ в 1837 году за стихотворение «Смерть Поэта» в итоге обернулась для него чуть ли не захватывающим приключением.

В первых числах мая 1837 года Лермонтов прибыл в Ставрополь, где находилось командование войск Кавказской линии. В дороге поэт простудился. Врачи разрешили ему принять курс лечения минеральными водами в Пятигорске, он попал в город, где на него нахлынули воспоминания детства. Сравнивая увиденное со своими детскими воспоминаниями, он был удивлен произошедшими здесь изменениями: в посёлке появились красивые здания, он был переименован в Пятигорск. «Я теперь на водах, - пишет он в Петербург, - пью и принимаю ванны... Каждое утро из окна я смотрю на цепь снежных гор и Эльбрус; вот и теперь, сидя за этим письмом к вам, я то и дело останавливаюсь, чтобы взглянуть на этих великанов, так они прекрасны и величественны... Ежедневно брожу по горам...» После болезни поэт провел несколько месяцев лечения на водах в Пятигорске, затем отправился в Тифлис, пребывание в котором так описал в письме одному из друзей: «С тех пор, как выехал я из России, поверишь ли, я находился в беспрерывном странствии, то на перекладной, то верхом; изъездил Линию всю вдоль от Кизляра до Тамани, переехал горы, был в Шуше, в Кубе, в Шемахе, в Кахетии, одетый по-черкесски, с ружьем за плечами; ночевал в чистом поле, засыпал под крик шакалов, ел чурек, пил кахетинское даже… Я снял на скорую руку виды всех примечательных мест, которые посещал… Как перевалился через хребет в Грузию, так бросил тележку и стал ездить верхом; лазил на снеговую гору (Крестовая) на самый верх, что не совсем легко; оттуда видна половина Грузии, как на блюдечке…»

8. Словарная работа.

Линия – линия обороны, негласная граница.

« Я снял»- нарисовал.

Перекладные-

9. Просмотр акварельных рисунков М.Ю.Лермонтова с комментариями. ( См. приложение №1)

Учитель: Многие кавказские картины и рисунки М.Ю.Лермонтова напоминают пейзажи в его сочинениях, но это, конечно, разные произведения.

10. Чтение наизусть стихотворения «…И перед ним иной картины…»

11. Работа с текстом.

- Какое настроение оставляет данное стихотворение?

- Какие цвета использует поэт для создания радостного настроения?

- Чем похожи стихотворения и картины М.Ю.Лермонтова о Кавказе?

12. Учитель:

В 1837-1838 годах поэт создает автопортрет. Он изобрази себя в мундире Нижегородского драгунского полка: в Черкесске, наброшенной на плечо бурке.

Обратите внимание на портрет.

- Что изобразил поэт у себя за спиной?

- О чем это говорит?

Учитель: Кавказ стал для поэта Судьбой.

13. Вторая ссылка.

Выступлении 3 учащегося.

В начале 1838 года М.Ю.Лермонтов возвращается в Москву, а в 1840 году за дуэль с сыном французского посла вновь отправлен в ссылку и вновь в милый сердцу поэта край – на Кавказ. Поэт был определен в действующую армию на левый фланг Кавказской линии и первоначально расположился в военном лагере над крепостью Грозной. Здесь, в Чечне, Лермонтов участвовал в боевых действиях. Он проявил себя исключительно храбрым и блестящим офицером.

После участия в сражениях отряд, в котором находился Лермонтов, возвратился в крепость Грозную, а затем часть отряда была переведена в Северный Дагестан и уже с другой стороны снова выступила по направлению к той самой крепости. Лермонтов был награжден золотой саблей с надписью «За храбрость» и в январе 1841 года выехал в Москву, а затем в Петербург, навестил бабушку, друзей и в апреле вернулся обратно в Пятигорск.13 июля на вечере между Лермонтовым и его старым знакомым и приятелем Мартыновым произошла небольшая ссора. Лермонтов не придал ей серьезного значения и подумал, что завтра, как всегда, они с Мартыновым помирятся, но этого не произошло.

15 июля 1841 года на склоне горы Машук во время грозы Михаил Юрьевич Лермонтов был убит на дуэли отставным майором Мартыновым, бывшим однокашником, сослуживцем Дантеса, убийцы Пушкина.

Великий кавказец, поэт Ованес Тумаян, назвал Лермонтова приемным сыном Кавказа: «Кавказ - древний витязь, стоящий между Востоком и Западом, Югом и Севером... Тысячи людей прошли через Кавказ, все они были для Кавказа прохожи­ми; одни явились друзьями, другие - недругами, третьи - гостями, а приемных сынов у него было мало. К числу этих немногих... принадлежат два великих русских поэта: Пушкин и Лермонтов... ()ни любили Кавказ, а Кавказ - их, и они стали навеки великими сынами Кавказа». Изображая роскошную природу Кавказа в своих стихотворениях и поэмах, Лермонтов исполнил долг любви к пре­красной земле, к людям этой земли, которую считал своей второй, поэтической родиной.

- Чтение наизусть стихотворения «Тебе, Кавказ, суровый царь земли»

14.Словарная работа.

Пестун – нянька.


15. Работа с текстом.

- Как называет М.Ю.Лермонтов Кавказ?

- С какой просьбой обращается поэт к Кавказу?

- Найдите эпитеты, олицетворения в стихотворении.

- Оставляет ли стихотворение мрачное настроение? Почему?

16. Подведение итогов.

- Что такое Кавказ для М.Ю.Лермонтова?

17.Домашнее задание. Письменно ответить на вопрос « Какую роль сыграл Кавказ в жизни и творчестве М.Ю Лермонтова?»

















2 И перед ним иной картины

Красы живые расцвели:

Роскошной Грузии долины

Ковром раскинулись вдали.

Счастливый, пышный край земли!

Столпообразные руины,

Звонко бегущие ручьи

По дну из камней разноцветных,

И кущи роз, где соловьи

Поют красавиц, безответных

На сладкий голос их любви;

Чинар развесистые сени,

Густым венчанья плющом;

Ущелья, где палящим днем

Таятся робкие олени;

И блеск, и жизнь, и шум листов,

Стозвучный говор голосов,

Дыханье тысячи растений;

И полдня сладострастный зной,

И ароматною росой

Всегда увлажненные ночи;

И звезды яркие, как очи,

Как взор грузинки молодой!







3

Тебе, Кавказ, суровый царь земли,
Я снова посвящаю стих небрежный.
Как сына, ты его благослови

И осени вершиной белоснежной;

Еще ребенком, чуждый и любви,

И дум честолюбивых, я беспечно

Бродил в твоих ущельях; грозный, вечный,

Угрюмый великан, меня носил

Ты бережно, как пестун, юных сил

Хранитель верный - и мечтою

Я страстно обнимал тебя порою.


И мысль моя, свободна и легка,

Бродила по утесам, где, блистая

Лучом зари, сбирались облака,

Туманные вершины омрачая,

Косматые, как перья шишака,

А вдалеке, как вечные ступени

С земли на небо, в край моих видений,

Зубчатою тянулись полосой,

Таинственней, синей одна другой,

Все горы, чуть приметные для глаза,

Сыны и братья грозного Кавказа.








1

Кавказ

Хотя я судьбой на заре моих дней,
О южные горы, отторгнут от вас,
Чтоб вечно из помнить, там надо быть раз:
Как сладкую песню отчизны моей,
Люблю я Кавказ.

В младенческих летах я мать потерял.
Но мнилось, что в розовый вечера час
Та степь повторяла мне памятный глас.
За это люблю я вершины тех скал,
Люблю я Кавказ.

Я счастлив был с вами, ущелия гор,
Пять лет пронеслось: все тоскую по вас.
Там видел я пару торжественных глаз;
И сердце лепечет, воспомня тот взор:
Люблю я Кавказ.













Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Конспект урока на тему "Казказ в жизни и творчестве М.Ю.Лермонтова".

Автор: Жиглова Елена Федоровна

Дата: 25.10.2014

Номер свидетельства: 122505


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства