Создание на уроке необходимого поиска обучающихся дополнительной информации по данной теме.
Формирование навыка более осознанной работы с цветовой гаммой при выполнении пейзажа.
Этапы урока.
Тема. Цели. Задачи.
Формирование новых знаний.
Практическая работа.
Итог урока.
Ход урока:
Организационный момент.
Встаньте ребята правильно около своих парт и внимательно посмотрите все ли готово к работе на уроке.
Садитесь, внимательно слушайте и старайтесь все запомнить, чтобы потом повторить.
II. Формирование новых знаний.
Учитель: - Ребята, скажите, как называется страна в которой мы живем?
Ребенок: - Россия
Учитель: - (учитель на доске вывешивает название, заранее написанное на листке.)
Учитель: - Это наша большая Родина. Необъятные просторы её раскинулись с севера на юг, с запада на восток. Есть прекрасные строки поэтессы Натальи Львовны Забила «Моя страна», я вам хочу их зачитать.
«Моя страна»
Как велика моя земля,
Как широки просторы!
Озера, реки и поля,
Леса, и степь, и горы.
Раскинулась моя страна
От севера до юга:
Когда в одном краю весна,
В другом - снега и вьюга.
Когда глухая ночь у нас
Чернеет за оконцем.
Дальневосточный край в тот час
Уже разбужен солнцем.
И поезд по стране моей
К границе от границы
Не меньше чем за десять дней-
И то едва домчится….
Учитель: - Видите, какая большая страна, в которой мы живем. В одном конце ее глухая ночь, а в другом ее конце уже наступает день. В одном конце весна, а в другом ее конце еще лежит снег. И объехать её необъятные просторы за десять дней мы действительно не сможем.
Скажите, как называется город, который мы называем сердцем нашей Родины?
Ребенок: - Москва. (учитель вешает на доске карточку где написано название – Москва.)
Учитель: - Москва ребята - это столица нашей Родины.
- Назовите тот город, в котором мы живем, где находится наша с вами школа, музей знаменитого писателя Шолохова, берега нашего города омывает великая русская река Волга? Ребенок: - Николаевск. (учитель вешает на доске карточку с надписью – Николаевск.)
Учитель: - Если наша большая Родина это Россия, то что же мы можем сказать о нашем городе Николаевске, стоящем на берегу великой русской реки Волги?
Ребенок: -Это наша малая Родина.
Учитель: - Послушайте песню в исполнении М. Бернеса, и ответе мне на такой вопрос: - С чего же начинается наша Родина?
(звучит песня в исполнении М.Бернеса «С чего начинается Родина?»)
Учитель: - С чего же начинается Родина? (дети отвечают на поставленный вопрос)
Учитель: - Как вы думаете, какова тема нашего урока?
Дети: - С чего начинается Родина?
(учитель открывает тему, заранее отпечатанную на бумаге и закрытую на доске небольшими плакатами.)
Учитель: - Какие поговорки о Родине вы знаете?
Дети: - Родина мать – умей за нее постоять.
Дети: - Родная сторона – мать, чужая- мачеха.
Дети: - Родной куст и зайцу дорог.
Дети: - С родной сторонки и собачка мила.
Дети: - Родных нет, а по родимой стороне сердце ноет.
Учитель: - Наша Родина начинается и с природы родного края. На прошлом уроке мы с вами начинали изображать природу родного края в карандаше. Давали полный анализ репродукциям картин, которые здесь представлены.
Все эти картины изображались художниками в красках, давайте поговорим подробнее о красках на картинах.
Посмотрите на этот лист и скажите: - Какие цвета считаются теплыми?
Дети: (красный, коричневый, желтый, оранжевый и их оттенки, бордовый, вишневый)
Учитель: - Какие цвета считаются холодными?
Дети: (синий, зеленый, голубой, сиреневый, фиолетовый и их оттенки)
Учитель: - Сегодня я вам открою тайну: белый , черный и их производные- это цвета которые не относятся ни к холодным ни к теплым цветам. Если в теплые и холодные краски добавить белый цвет, то картина получается светлая и легкая.
Учитель: - Посмотрите на эту картину. Но если в эти же краски добавить больше черной краски, то картина получается – тяжелой, сумрачной и тревожной.
Учитель: - Посмотрите на эту картину.
Учитель: - Ребята, посмотрите теперь на доску. (на доске вывешены картины известных русских живописцев.)
Учитель: - Посмотрите на картину известного русского живописца, И.И. Шишкина «Березовая роща».
- Какое время года изобразил художник на этой картине?
Дети: - Лето.
Учитель: - Какие цвета теплые или холодные взял художник для написания картины?
Дети: - Холодные.
Учитель: - Что же нам помогает увидеть то, что картина теплая и на улице прекрасное время года, лето?
Дети: - Пробиваются сквозь деревья лучи солнца.
Учитель: - Какое настроение передает эта картина?
Дети: - Яркие лучи солнца согревают всю картину, настроение теплое, радостное хотя краски и холодные, очень много холодного зеленого цвета.
Учитель: - Давайте посмотрим на картину известного русского живописца Д.Я.Александрова «Зимняя сказка»
- Какое время года изобразил художник на этой картине? Дети: - Зима.
Учитель: - Какие цвета взял художник для написания этой картины?
Дети: - Много светло-голубого, эти цвета относятся к холодным цветам.
Учитель: - Что же делает эту картину теплее?
Дети: - На деревьях показано, что светит солнце и вся картина согрета его лучами.
Учитель: - Какое настроение передается в этой картине?
Дети: - У художника было спокойное состояние души, а настроение не совсем весёлое, немного тревожное.
Учитель: - давайте теперь посмотрим на картину известного русского живописца, И.Э.Грабарь «Золотая осень».
- Какое время года изобразил художник на этой картине? Дети: - Осень.
Учитель: - Какие цвета холодные или теплые взял художник для написания этой картины?
Дети: - Все цвета теплые, веселые.
Учитель: - На картине буйство красок, кажется нет ни одного оттенка теплого цвета который бы не тронул художник своей кистью. Но посмотрите есть и холодные цвета.
Какое настроение передается на этой картине?
Дети: - Веселое.
Учитель: - А ведь на ней осень прощается с теплым летом. Но вы, можете услышать в шуме этих листьев не грусть, а наоборот веселье и счастье.
Учитель: - Можем ли мы сказать, что выбор цвета при написании картины зависит от нашего настроения?
Дети: - Да!
Учитель: - Ребята, я сейчас зачитаю вам стихи, а вы постарайтесь угадать к какому времени года относится эти стихотворения и покажите мне цифрами.
(Около каждой картины поставлены номерки.) (У каждого ребенка на парте лежат цифры.)
Учитель: (не называя названия стихотворения, зачитывает его.)
«Береза»
Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
Учитель: - К какому пейзажу относится эта стихотворение?
- Покажите номерками, как вы думаете?
(дети показывают номерок с цифрой)
Учитель зачитывает следующее стихотворение, не говоря его названия.
«Осень».
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора,
Весь день, как бы хрустальны и лучезарны вечера.
Где бодрый серп гулял
И падал колос, простор везде.
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.
Учитель: - К какому пейзажу относится это стихотворение?
- Покажите номерками, как вы думаете?
Учитель зачитывает следующее стихотворение, не говоря его названия.
****
Поет она – аукает,
Мохнатый лес баюкает.
Стозвоном сосняка.
Кругом с таской глубокою
Плывут в страну далекую
Седые облака.
Учитель: - К какому пейзажу относится это стихотворение?
- Покажите номерками, как вы думаете?
****
Зеленеют все опушки,
Зеленеет пруд.
А зеленые лягушки
Песенку поют.
Учитель: - К какому пейзажу относится это стихотворение?
- Покажите номерками, как вы думаете?
****
Зреет рож над жаркой нивой,
И от нивы и до нивы
Гонит ветер прихотливый
Золотые переливы.
Учитель: - К какому пейзажу относится это стихотворение?
- Покажите номерками, как вы думаете?
*****
Чародейкою зимою
Околдован лес стоит,
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
*****
Учитель: - К какому пейзажу относится это стихотворение?
- Покажите номерками, как вы думаете?
*****
Учитель: - Ребята, природа нашей Родины разнообразна, но мы с вами не должны забывать о том, что если мы не будем ее оберегать и охранять. То никогда наше будущее поколение не увидеть больше этой красоты.
Что же мы должны делать для того, чтобы сохранить природу в ее первозданном виде?
(дети отвечают на вопрос, рассказывая правила поведения на природе)
Дети: - На отдыхе необходимо убирать за собой пакеты, банки, листки бумаги. Не разбрасывать фантики от конфет, не ломать ветки деревьев, подсаживать молодые насаждения.
Учитель: - Мы ребята устали, давайте с вами отдохнем. Встаньте из - за парт.
Физическая минутка.
( под музыку, под руководством учителя дети совершают небольшие физкультурные упражнения.)
Учитель: - Вы ребята, сегодня маленькие художники и любая кисть в ваших руках безликий рисунок превратит в красивый пейзаж. Возьмите в дорогу улыбку и попробуйте пройти этот отрезок времени в хорошем настроении, передав его красками.
Вспомните ребята, наша кисточка, всегда после работы должна, находится в своем домике. Покажите пальчиком, где ее домик? Нельзя шатать парту во время работы, что бы не разлить воду.
Учитель: - Приступите к самостоятельной работе.
Самостоятельная работа детей.
(Во время самостоятельной работы учитель подходит и помогает детям в раскрашивании детских пейзажей.)
Итог.
Учитель: - Что нового вы узнали на этом уроке?
- Для чего нам необходимо знать теплые и холодные цвета красок?
- Где вы можете применить полученные на этом уроке знания?