I. Орг. момент Задача: Создание эмоционально – положительного настроя Самооценка готовности к уроку ( 2 мин.) | Приветствие. Включение учащихся в режим работы Встали ровно, прозвенел звонок. Начинаем наш урок. Ребята, давайте возьмем друг друга за руки, почувствуем тепло ладошек соседа, улыбнёмся друг другу и пожелаем хорошей работы. Садитесь. Проверка готовности класса к уроку Перед началом работы прошу своих художников проверить готовность: лист бумаги, краски, кисти, воду, простой карандаш, ластик. | Настрой на урок. Самооценка готовности к уроку. | Регулятивные учебные действия (правильность выбора учебных принадлежностей) |
III. Создание проблемной ситуации. Актуализация знаний. (4 мин.) | А матрёшку вы видали? Где? Когда? Скажи скорей Что вы знаете о ней? Учитель демонстрирует презентацию ( слайд1) | Дети отвечают на вопросы учителя (заранее подготовленные сообщения детей ) Ребёнок 1: Русская матрёшка – один из самых известных и любимых сувениров в нашей стране и за рубежом. Нашу Матрёшку знают и любят во всем мире – ни один турист не уедет из России без куклы-сувенира. Ребёнок 2: У матрёшки синеглазой С балалайкою в руках, Сарафан расшит тесьмою, Весь в лазоревых цветах. Раскрываешь расписную, Глядь - а в ней ещё одна, И похожа на большую - Распрекрасная краса! Только милая девица, Развернув гармонь слегка, Песню распевает лихо. А за ней ещё одна. На трещётке, изловчившись, Такт весёлый отстучит, Половинкою раскрывшись, К нам меньшую пригласит. Пять красавиц расчудесных, В сарафанах, что в цветах, В красках солнечных небесных! Песни русские в стихах. | Познавательные действия Небольшой пересказ простого текста и стихотворения Коммуникативные (формирование навыков общения) |
IV Поиск решения проблемы (открытие нового знания). | Учитель: Замечательно, друзья! Ну, что ж, продолжу я. - Какие ассоциации приходят вам в голову, когда вы слышите слово «матрёшка»? Как вы понимаете слово «сувенир»? Учитель дополняет ответы детей : Художественное изделие, вещь как память о посещении страны, какого-нибудь места. Учитель: Матрёшка – удивительная игрушка, ставшая символом России, наряду с русской берёзкой и русским самоваром. В детстве мы играли этой удивительной куколкой, и никогда не задумывались о её происхождении. А знаете, ли вы, ребята, что матрёшка имеет удивительную историю? 1. Вводная беседа - Матрёшка – известный во всём мире талисман России, великолепное изделие декоративно-прикладного искусства. (2 слайд) - Город Загорск считается родиной русской расписной матрёшки – точёной из дерева и оригинально расписанной куклы. Но на самом деле, рассказывают, что в конце 19 века, в 1890 году, в семью Мамонтовых – известных русских промышленников и меценатов – то ли из Парижа, то ли с острова Хонсю кто-то привёз японскую точёную фигурку буддистского святого Фукуруджи (Фукурума), которая оказалась с “сюрпризом” – она разымалась на две части. Внутри неё спрятана другая, поменьше, которая так же состояла из двух половинок.… Всего таких куколок насчитывалось пять. (3 слайд) Предполагалось, что именно эта фигурка и натолкнула русских на создание своего варианта разъёмной игрушки, воплощённого в образе крестьянской девочки. Первым расписал русскую матрёшку более 100 лет назад Сергей Васильевич Мамонтов, а выточил её токарь Звёздочкин. Всем полюбилась весёлая крестьянская девочка. Она представляла собой круглолицую крестьянскую девушку в вышитой сорочке, сарафане и переднике, в цветастом платке, держащую в руках чёрного петуха. Русскую деревянную куклу назвали матрёшкой. Сделано это было не случайно. (4 слайд) 1.Учитель: Кто из вас знает, как получила матрёшка это имя и что оно обозначает? Учитель В дореволюционной провинции имя Матрёна считалось одним из наиболее распространённых женских имён. Это имя ассоциировалось с матерью многочисленного семейства, обладавшей хорошим здоровьем и дородной фигурой. Но и по сей день, матрёшка остаётся символом материнства, плодородия. (5 слайд) Учитель: Как вы думаете, легко ли сделать матрёшку? - Матрёшку сделать непросто. Чтобы изготовить её, требуется большое мастерство. До 15 операций проходит заготовка в руках токаря, прежде чем стать готовой матрёшкой. Сначала подбирают подходящий вид древесины. Из-за мягкости в основном выбирают липу, реже ольху или берёзу. (6 слайд) - Затем надо выточить из дерева заготовку, и чтобы ни сучка, ни трещинки не было. А начинает мастер работу с самой маленькой матрёшечки, лишь потом их размер становится всё больше и больше. (7 слайд) Когда готова каждая кукла, её покрывают крахмальным клеем, чтобы залить все шероховатости (8 слайд). После окончательной сушки и полировки, гладкая поверхность позволяет художнику равномерно нанести краски. (9 слайд) Яркими весёлыми красками художник распишет матрёшек, словно оденет их в нарядные одежды. И вот уже улыбается нам русская красавица. (10 слайд) 2. Знакомство с разными видами матрёшек Учитель: Много видов у матрёшки Ведь она из разных мест. Есть загорская, тверская, И семёновская есть, Полховская, вятская – Вот какая разница! - Давайте их сейчас сравним. Наряд её определим. Ведь чтоб её нарисовать, Отличия необходимо знать. (11 слайд) Учитель: Старейшая русская матрёшка - Сергиево-Посадская. Матрёшка плотная, приземистая, с плавным переходом головки в туловище. В образах первых таких матрёшек воплотились персонажи, взятые из жизни: крестьянские девушки, пастушки со свирелью, старики, героев сказок, басен .Сочетанием красного, синего, жёлтого и зелёного цветов добивались красочности, нарядности. (12 слайд) Учитель: В это же время производство матрёшек началось и в Семёновском уезде Нижегородской губернии. Семёновские матрёшки стройнее, с маленькой головкой и более округлой формой туловища. Эту матрёшку отличает большой букет цветов, который украшает фигуру игрушки, занимая весь фартук. Основной цвет сарафана – красный. Края платка украшены цепью небольших бутонов. Чёрный контур обозначает край фартука и рукава рубахи. На голове традиционный платок, украшенный по кайме. (13 слайд) Учитель: Вслед за ними появились матрёшки в Полхов-Майдане. Эти матрёшки очень разнообразны по формам. Есть среди них вытянутые одноместные матрёшки-столбики, матрёшки-кубышки, плотные и приземистые, но преобладают несколько вытянутые формы с узкой, как бы срезанной сверху головкой, с покатыми плечиками. Ягоды и листья сплошным ковром закрывают фигурку. Рядом с малиновым ложится тёмно-зелёный цвет, а синий – с жёлтым цветом. Все элементы объединяет чёрный контур. (14 слайд) Учитель: Вот «Загорская» матрёшка (15 слайд ) В сарафане и платке. А в руках держит корзину Может и держать цветы. Что ещё заметил ты? Учитель: Вот и «Вятская» матрёшка (16 слайд) Посмотрите вы немножко Побыстрей и посмелей. Что заметили на ней? | Ученики: высказывают свои мнения: (игрушка; русская красавица; игрушка из дерева; куколка, в которой живут её сестрички и одна другой меньше, кукла - сувенир). Ученик: Сувенир – подарок. Ученики: высказывают свои мнения: Ученики: высказывают свои мнения: Ученики: На голове у матрёшки разноцветные платки в цветочек или в горошек. На кофточку надет сарафан с различными цветами по подолу. Ученики: Вятская матрёшка, близкая по типу загорской, наряду с росписью украшена узором из соломки, колосков, зёрен. Вятская матрёшка отличается яркой росписью, лица матрёшек светятся добротой и теплом. | Регулятивные действия Совместно с учителем предлагать версии. Коммуникативные действия 1. Высказывать свои мысли (предложение-текст), вступать в беседу. 2. Слушать и понимать других. Личностные Воспитание уважительного отношения к творчеству – как своему, так и других людей. |
VII. Практическая часть Применение знаний (продуктивные задания). (20 мин) | «Роспись русской матрёшки.». (19 слайд) Учитель: Ребята, я предлагаю вам стать настоящими мастерами и расписать модель матрёшки. Обращаю ваше внимание на этапы росписи: от крупных деталей к мелким (20,21, 22, 23 слайд). Учитель делит класс по группам и предлагает выполнить задания разного уровня базовый уровень Выполнить задания на закрепление изученного материала на трафарете, выполняя пошагово за учителем. профильный уровень Выполнить задание на закрепление изученного материала на листе А 3 «Расписать матрёшку по образцам изделий из разных областей России;» конкурсный уровень Выполнить самостоятельно рисунок матрёшки и дополнить его своими композиционными элементами Берите краски не ленитесь. А если в чём – то затруднитесь, То ко мне вы обратитесь. (24 слайд) (Во время работы звучит русская народная музыка, задавая рабочее настроение). (25 слайд) | Выполняют по группам задания различного уровня под русскую народную музыку | Личностные Развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач. Регулятивные учебные действия умение работать по предложенному плану, соотносить свои действия с планируемыми результатами |