Конспект занятия по нравственно-этическому воспитанию на тему "Путешествие в сказку" С элементами Т Р И 3.
Цель: Продолжать учить детей понимать эмоциональное состояние человека и адекватно выражать свое мнение.
Программные задачи.
Образовательные:
Обобщить и расширить знания детей о таких понятиях как "друг", "дружба",
"честность", "справедливость".
Активизировать словарь по данной теме.
Добиваться усвоенибя детьми умений оценивать чувства и поступки
сверстников в совместных играх и ситуациях, мотивировать, объяснять свои
суждения.
Совершенствовать навыки речевого общения.
Продолжать учить детей понимать и объяснять смысл пословиц, составлять
рассказы с помощью мнемотаблицы.
Развивающие:
Развивать социальные чувства (эмоции): сочувствие, сопереживание к
окружающим, осознанные доброжелательные отношения, мыслительную
активность, культуру речи: ясно и грамотно излагать свои мысли.
Развивать способность понимать эмоциональное состояние другого человека
и адекватно выразить своё.
Развивать воображение и творческие способности.
Воспитательные:
Воспитывать культуру общения, дружеские взаимоотношения, желание
поддерживать друзей, заботиться о них.
Материал к занятию: ширма, игрушки дракон, филин, три шкатулки, пиктограмма к пословице, слоговая таблица, план-схема к сказке, небольшой шерстяной коврик, две машинки, музыкальное сопровождение.
Предварительная работа: проведение этических бесед: "Вежливые слова", "Об уступчивости", чтение и рассматривание книг на нравственно-этическую тему, обсуждение пословиц о доброте и дружбе, придумывание историй к ним.
Ход занятия
- Здравствуйте, ребята! Посмотрите, какой хороший сегодня день. Улыбнитесь друг другу от всей души. Вы улыбаетесь, а улыбка - это символ добра. Вам хорошо вместе? (Да).
- Ребята, скажите, какие бывают сказки?
(Народные и литературные).
- Какие виды сказок вы знаете?
(Волшебные, про животных, сказки о разных предметах).
- Ребята, в волшебных сказках встречаются разные волшебные предметы, с
помощью их происходят чудеса, попробуйте их назвать.
(Шапка-невидимка, скатерть-самобранка, сапоги-скороходы, серебряное блюдечко и наливное яблочко).
- А чтобы быстро передвигаться и попасть в волшебную сказку, какой
предмет мы можем выбрать?
(Ковёр-самолёт).
- А пройти мы сможем к волшебному ковру через "Мостик дружбы".
Взрослые часто вам говорят, что нужно быть дружными, дружно жить. Так что же такое дружба?
(Дети проходят через ручеёк и говорят: дружба-это быть добрым, делиться игрушками, это когда умеешь без крика и ссор договариваться, быть внимательным, помогать другу, выручать из беды:).
Тот, кто умеет дружить, тот заботится о своих друзьях, старается сделать хорошее всем окружающим.
- А вот и ковёр-самолёт (проходим, садимся).
Мы сидим рука в руке, Вместе мы большая лента. Можем мы большими быть, Можем маленькими быть, Но никто один не будет.
- Оглянитесь по сторонам, мы с вами попали в сказку к Дракону. Вот в этом
царстве живёт Дракон Памси. Характер у него скверный и капризный. Никто
ему не нравится. Утром он просыпается раздражённым, днём ходит
сердитым, а спать ложится недовольным. Однажды в хмурый дождливый
день Памси почувствовал себя очень одиноким.
- Почему же со мной никто не дружит? - задумался Дракон. Он думал целых
4 минуты, но так и не догадался почему. И решил он обратиться к умному
Филину. Филин объяснил ему, что с таким характером трудно найти друзей.
А вот и сам Памси с Филином, давайте послушаем, о чём они говорят.
Дракон: Что же мне делать? - грустно спросил Дракон.
Филин: Надо выпить волшебный напиток.
Дракон: А что это за напиток?
Филин: Напиток, приготовленный из свежепридуманных историй о доброте и дружбе. Если ты выпьешь этот напиток, то обретёшь все эти качества и начнёшь пользоваться любовью и уважением. Ты больше не будешь, одинок и у тебя появятся друзья.
Дракон: Кто же мне сможет помочь?
Филин: Это смогут сделать дети из подготовительной группы.
Дракон (обращается к детям): Здравствуйте, ребята, вы сможете мне помочь?
(ДА).
Игра "Скажи наоборот".
- Вы грустные ребята? (Мы весёлые ребята).
- Вы ленивые ребята? (Мы трудолюбивые ребята).
- Вы недружные ребята? (Мы дружные ребята).
- Вы злые ребята? (Мы добрые ребята).
- Вы грубые ребята? (Мы вежливые ребята).
- Вы жадные ребята? (Мы щедрые ребята).
- Тогда помогите мне собрать напиток!
- Так что, ребята, поможем Дракону? А то он так и останется всем
недовольный. Но, к сожалению, лекарство для Памси приготовить сложно.
Оно состоит из 3-х частей и хранится в 3-х шкатулках. Одна шкатулка у Феи
Мудрости, вторая - у Феи Доброты, третья - у Феи Фантазии.
(Друг познаётся в беде; Один за всех, все за одного; Нет друга - ищи, а нашёл
- береги.)
- Вот видите, как много пословиц о дружбе сочинил русский народ, и все они собраны в этой шкатулке.
Ну а нам пора дальше.
Посмотрите, мы попали на цветочную поляну. Давайте посмотрим, какие тут растут цветы. (Читаем слоговую таблицу: пионы, ромашки, розы, тюльпаны).
Динамическая пауза "Букет".
- Вправо, влево повернись и в цветочек превратись. Собираемся в букеты: по два, по четыре, все вместе.
- Какой красивый, большой букет у нас получился. Кому бы вы хотели его подарить?
Вот я вижу 2-ю шкатулку. Эта шкатулка от Феи Доброты.
Сейчас дети покажут вам сценку о том, как играли Маша и Петя.
Однажды Маша и Петя захотели поиграть в лабиринты. Взяли они машины, поставили их в гараж. Поехали! Вскоре встретились на узкой дорожке Машина и Петина машины. "А ну-ка, дай я проеду!" - потребовал Петя. "Ещё чего! Это ты уходи с дороги!" - ответила Маша. "Ах, так!" - разозлился Петя, схватил Машину игрушку и сбросил с дороги. "Ну и не буду играть с тобой!"
- сказала Маша, надула губы и отвернулась. Так и не получилась у ребят игра
"Лабиринт".
- Как вы думаете. Почему у Маши и Пети не получилась игра? (Ответы детей).
- Давайте посоветуем ребятам, что надо делать, чтобы научиться играть без ссор и обид.
(Надо уметь выслушать друг друга, уметь договариваться в игре, уступать друг другу и не проявлять упрямство).
- Как бы вы поступили в этой ситуации?
(Уступили дорогу, мальчики пропустили девочку вперёд,)
- Ребята, вот видите, любую ситуацию можно исправить, только надо
научиться видеть друг в друге только хорошие качества и постараться не
обращать внимание на плохие.
Отправляемся дальше.
Динамическая пауза "Если есть хороший друг".
- Я читаю стихотворение, а вы выполняете жесты и движения:
Настроение упало, Дело валится из рук: Но ещё не всё пропало, Если есть хороший друг. С делом справимся вдвоём, С облегчением вздохнём -Настроение поднимем И от пыли отряхнём!
Вот и 3-я шкатулка от Феи Фантазии.
- У героев разных сказок были волшебные друзья, помощники и защитники.
Назовите их:
У Малыша - (Карлсон);
У Элли - (Железный Дровосек, Страшило, Смелый Лев, Тотошка);
У Незнайки - (его друзья :);
У Чебурашки - (крокодил Гена);
У Айболита - (Авва, Чичи,:);
- Я думаю, что каждый из вас хотел бы иметь своего сказочного друга. А я
знаю, что однажды подружились Чайка и Рыбка. Давайте придумаем свою
сказочную историю об их дружбе, а поможет нам в этом - вот эта схема.
Дети рассказывают по цепочке.
- Понравилась вам наша сказка, ребята?
- Мы выполнили задания из всех 3-х шкатулок, и у нас с вами получился
волшебный напиток доброты. Возьмите каждый свою чашу и поделитесь с
Памси. Закройте глаза и представьте себе, что у вас полная чаша этого волшебного напитка. Отлейте, поделитесь этим чудесным напитком с Памси. Теперь откройте глаза и загляните в свои чаши.
- Варя, сколько у тебя напитка? А у тебя, Никита?
Оказывается, ребята, сколько бы вы не отливали добра из своей чаши, оно никогда не иссякает. А чтобы проверить, как подействовал наш напиток, я предлагаю вам надеть волшебные очки и рассмотреть через них, каким стал Памси. (Ответы детей).
Памси: Как здорово! А я и не знал, что я такой хороший. Спасибо вам, ребята!
- Ребята, понравилось вам наше путешествие?
Тогда встаньте в круг, возьмитесь за руки и улыбнитесь друг другу. Мне очень приятно, что вы умеете дружить. Давайте мы построим "Пирамиду дружбы".
- Я дружу со всеми ребятами нашей группы. Дети составляют пирамиду из рук и высказывают свои пожелания.
- Вы чувствуете тепло рук? Вам приятно?
- Посмотрите, какая высокая у нас получилась пирамида, а всё потому, что в нашей группе живёт "дружба".
- Нам пора возвращаться на ковёр-самолёт. (Релаксационная музыкальная пауза).
- Что помогло вам в нашем путешествии?
- Что вам больше всего запомнилось?
- Что вызвало трудность?
- Что бы вы хотели изменить и сделать по-другому? Вот мы и вернулись из сказки обратно в детский сад.