МБОУ «Беленихинская средняя общеобразовательная школа
имени А. С. Касатонова»
Прохоровского района
Белгородской области
Учитель изобразительного искусства
Нечетова Елена Николаевна
Русская изба – особый мир
Музейный урок
Учебный предмет «Изобразительное искусство»
Программа Б. Неменского «Изобразительное искусство и
художественный труд»
5 класс
Тема года: Декоративно-прикладное искусство в жизни человека
Тема четверти: Древние корни народного искусства
Тема урока: Русская изба – особый мир
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Вид урока: музейный урок
Цели урока:
на примере внутреннего устройства русской избы показать единство
пользы и красоты, обобщить понятия об элементах орнамента, его
видах;
- воспитательная: создать условия для воспитания эстетических чувств;
- развивающая: способствовать формированию интереса к традиционному народному творчеству;
Материалы для учащихся: пластилин и стеки, салфетки, вода.
Зрительный ряд: сопровождение к уроку, выполненное в программе Power Point «Русская изба – особый мир»; подборка книг на тему «Народное искусство в жизни человека», музейные экспонаты.
Творческое задание: лепка из пластилина предметов крестьянского
быта (глиняная посуда) и украшение их орнаментом с включением древних образов.
Ход урока
1. Организационный момент. Организация рабочего места.
2. Проверка домашнего задания
Актуализация знаний по теме «Деревня – деревянный мир»:
ответы на вопросы (устно, фронтально):
1.Изба по-другому? (дом, хата)
2.Узорная доска, прикрывающая края крыши? (причелина)
3. Чем прикрывают стык причелин? (полотенце)
4.Как раньше называли лоб? (чело)
5. Чело дома? (лобовая доска)
3. Постановка цели урока перед учащимися
Учитель. Ребята, сегодня наш урок будет проходить в школьном этнографическом музее.
В прошлом году мы познакомились с тем, как выглядела изба снаружи и сегодня вы продемонстрировали свои знания о том, как выглядели и назывались элементы декора русской избы.
Как вы думаете, с какой целью мы пришли сюда?
Учащиеся. Теперь мы зашли внутрь «избы». Здесь расположено все примерно в том порядке, как во всех домах нашей местности. Мы думаем, что сегодня мы познакомимся с устройством избы внутри.
Учитель. Вы правы. Подумайте над тем, как может звучать тема нашего урока.
Учащиеся. В музее, как нигде лучше, мы можем не только побеседовать на эту тему, но и рассмотреть все, что здесь находится, мы предлагаем обозначить тему урока «Внутренний мир русской избы.
4. Организация восприятия и осмысления новой информации, т.е. усвоение исходных знаний
Учитель. Кто знает, как называли дом наши бабушки и дедушки?
Учащиеся. Хата. Слово «изба» в нашей местности почти не употреблялось. Это слово произносили люди северной Руси, где были леса и крестьянские избы рубили из дерева, ели и сосны.
У нас, в основном, строили хаты-мазанки, где главным строительным материалом служил мел или глина. Вот и здесь стены оштукатурены глиной и побелены мелом.
Учитель. Открывая первую дверь с улицы, жильцы дома попадали в сени. В них (сенях) хранилась некоторая домашняя утварь (рассматриваем). Из сеней была дверь в горницу, ее у нас тоже чаще называли «хатой». В любой горнице обязательно были печь, красный или святой угол с иконами, стол, кровать и т.д. (рассматриваем).
Обратите внимание, на стене висят изображения языческих богов и православные иконы. Что вы об этом знаете?
Учащиеся. (Очень коротко о крещении Руси).
Учитель. Особое внимание прошу вас обратить на посуду. Материалы, из которых она изготовлена – дерево, глина. Рассмотрим их форму, цвет, украшения.
Давайте представим себя мастерами, изготавливающими глиняную посуду. Как их называли?
Учащиеся. Гончары.
У нас в Белгородской области тоже есть гончары. Это Борисовский промысел керамических изделий. Характерная особенность – коричневый цвет, своеобразная форма. (Рассматривают образцы посуды)
Учитель. А у нас в Беленихино есть гончары?
Учащиеся. Сейчас нет, но в старину может и были.
Учитель. Да, действительно, сейчас нет у нас таких мастеров, а вот, были ли они в наших краях в старину, мы можем узнать самостоятельно. И я предлагаю вам взять эту тему для исследования.
Учащиеся. Мы обратили внимание на то, что у нас на столах лежит пластилин, и нам хотелось бы попробовать себя в роли мастеров, изготавливающих посуду.
5. Постановка творческой задачи
Учитель. Вместо глины у вас пластилин. Согрев его в руках, мы можем придать ему форму посуды, которой пользовались в далеком прошлом. Посуду нужно украсить орнаментом, который в древности был не только украшением, но и способом передачи информации. Орнамент может быть выпуклым и процарапанным – рельефным. Вы знаете, что традиционные образы народного прикладного искусства – солярные знаки. Конь, птица, мать-земля, дерево жизни.
6. Творческая самостоятельная работа
Лепка по выбору плошек, крынок, мисок…
7. Обобщение полученных на уроке знаний и введение их в систему ранее усвоенных
Учитель. Прежде чем «Мастера - гончары» представят свои работы, давайте выстроим путь нашего заочного путешествия.
Учащиеся. Мы шли по улице деревни, в которой жили наши предки. Любовались избами, построенными из дерева. Рассматривали декор: резные ставни, причелины, полотенца. Затем мы вошли внутрь хаты, так назывались и называются дома в нашей местности. Здесь мы увидели домашнюю утварь, предметы труда и быта, рассмотрели иконы. Нам понравилось быть гончарами. Мы постараемся узнать о том, были ли гончары в Прохоровском районе.
8. Выставка – презентация
Каждый демонстрирует свое «гончарное изделие», описывая его особенности
9. Подведение итогов урока, рефлексия
Учитель. Дети, я предлагаю вам всем, кто хочет оставить свою посуду здесь в музее, поставить на полочку, после того, как каждый из вас продолжит предложение:
«Сегодня я узнал…» ( 1 ряд),
«Сегодня я научился…» (2 ряд),
«Меня удивило…» (3 ряд), «Дома я расскажу о…» (4 ряд).
(Не повторять уже сказанное).
10. Домашнее задание к следующему уроку
Собрать дополнительную информацию о русских прялках. Узнать о том, были ли гончары в Прохоровском районе.
Список использованных источников
- Горяева, Н. А. Изобразительное искусство. Декоративно - прикладное искусство в жизни человека. 5 класс: учеб. Для общеобразоват. учреждений / Н. А. Горяева. – М.: Просвещение, 2011. – 111 с.
- Гусева, О. М. Поурочные разработки по изобразительному искусству: 5 класс. – М.: ВАКО, 2011. – 144 с.
- Неменский, Б. М. Изобразительное искусство и художественный труд. Программы общеобразовательных учреждений.1 – 9 классы. 6 издание/Б. М. Неменский. – М.: Просвещение,2010. – 142 с.
Просмотр содержимого документа
«русская изба - особый мир Музейный урок»
МБОУ «Беленихинская средняя общеобразовательная школа
имени А. С. Касатонова»
Прохоровского района
Белгородской области
Учитель изобразительного искусства
Нечетова Елена Николаевна
Русская изба – особый мир
Музейный урок
Учебный предмет «Изобразительное искусство»
Программа Б. Неменского «Изобразительное искусство и
художественный труд»
5 класс
Тема года: Декоративно-прикладное искусство в жизни человека
Тема четверти: Древние корни народного искусства
Тема урока: Русская изба – особый мир
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Вид урока: музейный урок
Цели урока:
на примере внутреннего устройства русской избы показать единство
пользы и красоты, обобщить понятия об элементах орнамента, его
видах;
Материалы для учащихся: пластилин и стеки, салфетки, вода.
Зрительный ряд: сопровождение к уроку, выполненное в программе Power Point «Русская изба – особый мир»; подборка книг на тему «Народное искусство в жизни человека», музейные экспонаты.
Творческое задание: лепка из пластилина предметов крестьянского
быта (глиняная посуда) и украшение их орнаментом с включением древних образов.
Ход урока
1. Организационный момент. Организация рабочего места.
2. Проверка домашнего задания
Актуализация знаний по теме «Деревня – деревянный мир»:
ответы на вопросы (устно, фронтально):
1.Изба по-другому? (дом, хата)
2.Узорная доска, прикрывающая края крыши? (причелина)
3. Чем прикрывают стык причелин? (полотенце)
4.Как раньше называли лоб? (чело)
5. Чело дома? (лобовая доска)
3. Постановка цели урока перед учащимися
Учитель. Ребята, сегодня наш урок будет проходить в школьном этнографическом музее.
В прошлом году мы познакомились с тем, как выглядела изба снаружи и сегодня вы продемонстрировали свои знания о том, как выглядели и назывались элементы декора русской избы.
Как вы думаете, с какой целью мы пришли сюда?
Учащиеся. Теперь мы зашли внутрь «избы». Здесь расположено все примерно в том порядке, как во всех домах нашей местности. Мы думаем, что сегодня мы познакомимся с устройством избы внутри.
Учитель. Вы правы. Подумайте над тем, как может звучать тема нашего урока.
Учащиеся. В музее, как нигде лучше, мы можем не только побеседовать на эту тему, но и рассмотреть все, что здесь находится, мы предлагаем обозначить тему урока «Внутренний мир русской избы.
4. Организация восприятия и осмысления новой информации, т.е. усвоение исходных знаний
Учитель. Кто знает, как называли дом наши бабушки и дедушки?
Учащиеся. Хата. Слово «изба» в нашей местности почти не употреблялось. Это слово произносили люди северной Руси, где были леса и крестьянские избы рубили из дерева, ели и сосны.
У нас, в основном, строили хаты-мазанки, где главным строительным материалом служил мел или глина. Вот и здесь стены оштукатурены глиной и побелены мелом.
Учитель. Открывая первую дверь с улицы, жильцы дома попадали в сени. В них (сенях) хранилась некоторая домашняя утварь (рассматриваем). Из сеней была дверь в горницу, ее у нас тоже чаще называли «хатой». В любой горнице обязательно были печь, красный или святой угол с иконами, стол, кровать и т.д. (рассматриваем).
Обратите внимание, на стене висят изображения языческих богов и православные иконы. Что вы об этом знаете?
Учащиеся. (Очень коротко о крещении Руси).
Учитель. Особое внимание прошу вас обратить на посуду. Материалы, из которых она изготовлена – дерево, глина. Рассмотрим их форму, цвет, украшения.
Давайте представим себя мастерами, изготавливающими глиняную посуду. Как их называли?
Учащиеся. Гончары.
У нас в Белгородской области тоже есть гончары. Это Борисовский промысел керамических изделий. Характерная особенность – коричневый цвет, своеобразная форма. (Рассматривают образцы посуды)
Учитель. А у нас в Беленихино есть гончары?
Учащиеся. Сейчас нет, но в старину может и были.
Учитель. Да, действительно, сейчас нет у нас таких мастеров, а вот, были ли они в наших краях в старину, мы можем узнать самостоятельно. И я предлагаю вам взять эту тему для исследования.
Учащиеся. Мы обратили внимание на то, что у нас на столах лежит пластилин, и нам хотелось бы попробовать себя в роли мастеров, изготавливающих посуду.
5. Постановка творческой задачи
Учитель. Вместо глины у вас пластилин. Согрев его в руках, мы можем придать ему форму посуды, которой пользовались в далеком прошлом. Посуду нужно украсить орнаментом, который в древности был не только украшением, но и способом передачи информации. Орнамент может быть выпуклым и процарапанным – рельефным. Вы знаете, что традиционные образы народного прикладного искусства – солярные знаки. Конь, птица, мать-земля, дерево жизни.
6. Творческая самостоятельная работа
Лепка по выбору плошек, крынок, мисок…
7. Обобщение полученных на уроке знаний и введение их в систему ранее усвоенных
Учитель. Прежде чем «Мастера - гончары» представят свои работы, давайте выстроим путь нашего заочного путешествия.
Учащиеся. Мы шли по улице деревни, в которой жили наши предки. Любовались избами, построенными из дерева. Рассматривали декор: резные ставни, причелины, полотенца. Затем мы вошли внутрь хаты, так назывались и называются дома в нашей местности. Здесь мы увидели домашнюю утварь, предметы труда и быта, рассмотрели иконы. Нам понравилось быть гончарами. Мы постараемся узнать о том, были ли гончары в Прохоровском районе.
8. Выставка – презентация
Каждый демонстрирует свое «гончарное изделие», описывая его особенности
9. Подведение итогов урока, рефлексия
Учитель. Дети, я предлагаю вам всем, кто хочет оставить свою посуду здесь в музее, поставить на полочку, после того, как каждый из вас продолжит предложение:
«Сегодня я узнал…» ( 1 ряд),
«Сегодня я научился…» (2 ряд),
«Меня удивило…» (3 ряд), «Дома я расскажу о…» (4 ряд).
(Не повторять уже сказанное).
10. Домашнее задание к следующему уроку
Собрать дополнительную информацию о русских прялках. Узнать о том, были ли гончары в Прохоровском районе.
Список использованных источников
Горяева, Н. А. Изобразительное искусство. Декоративно - прикладное искусство в жизни человека. 5 класс: учеб. Для общеобразоват. учреждений / Н. А. Горяева. – М.: Просвещение, 2011. – 111 с.
Гусева, О. М. Поурочные разработки по изобразительному искусству: 5 класс. – М.: ВАКО, 2011. – 144 с.
Неменский, Б. М. Изобразительное искусство и художественный труд. Программы общеобразовательных учреждений.1 – 9 классы. 6 издание/Б. М. Неменский. – М.: Просвещение,2010. – 142 с.
4
Просмотр содержимого презентации
«РУССКАЯ ИЗБА _ ОСОБЫЙ МИР»
Русская изба – особый мир
Музейный урок
Учитель: Нечетова Е. Н.
Вид избы снаружи
В низенькой светелке с створчатым окном
Светится лампадка в сумраке ночном:
Слабый огонечек то совсем замрет,
То дрожащим светом стены обольет.
Новая светелка чисто прибрана:
В темноте белеет занавес окна;
Пол отструган гладко; ровен потолок;
Печка развальная стала в уголок.
По стенам – укладки с дедовским добром,
Узкая скамейка, крытая ковром,
Крашеные пяльцы с стулом раздвижным
И кровать резная с пологом цветным.
Л. Мей
Потолок связывался в народных представлениях с небом; матица олицетворяла собой млечный путь в небе.
Под потолком шли полки, на которых располагалась крестьянская утварь. Около печи укрепляли деревянный настил – полати.
Почти в каждой избе имелся ткацкий станок. На нем женщины ткали.
Для новорожденного подвешивали к потолку избы
Пол – земля; домотканые половики-дорожки, посланные в направлении от двери к передним окнам, - были образным выражением идеи пути-дороги.
Окно-око – связь с большим миром, белым светом
Печь была основой жизни, главным оберегом семьи, семейным очагом. «Печь краса – в доме чудеса!»
Рядом с устьем печи стоят железные ухваты, которыми ставят в печь и достают горшки. А так же у печи находился деревянный ушат с водой.
Печь кормила, поила, лечила , на ней рожали младенцев, она же, когда человек дряхлел, помогала достойно выдержать краткую смертную муку и навек успокоиться. Тепло, которым дышала печь, было сродни душевному теплу.
Красный угол был обращен на зарю
Крестьянская изба! Сколько мудрости и смысла в себя она вобрала! Интерьер избы – это высокое искусство, которое создавал талантливый русский народ.
Список источников
Русская изба. (Электронный ресурс удаленного действия, Internet)/ Картинки Яндекс. – Режим доступа:
http://rent24vip.by/forum.php?iauk=vkladka&emlwx=?s=15327
http://pigeonite.ru.com/?c=result&query=Урок+физики+в+9
http://www.mlprussia.com/download.php?tnroq=mapker&minvj=?p=74
https://yandex.ru/clck/redir/EIW2pfxuI9g?data=UlNrNmk5WktYejR0eWJFYk1LdmtxaTdvNExpbEN0aDU4RUhHQlFkdGdhX2NubWJzRmVob1ltUlp2Nk1QaG0ySk8tOTBKWHlfeUtmZlFiaDl3QlZqdlFraURzdENWM000OEFBamRDcHRxbHZJOFVUdjhsTEdfejZjamxBVEhCcHgxblZrc0lsRzcySQ&b64e=2&sign=ec7aa8eb1e4062210f33cfe7726d23c9&keyno=0 (дата обращения 03.04.2015)