kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока на тему: «Русская народная вышивка»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задачи: Формирование нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве:

- дальнейшее формирование художественного вкуса учащихся;

- понимание роли декоративного искусства в утверждении общественных идеалов.

- осмысление места декоративного искусства в организации жизни общества, в утверждении социальной роли конкретного человека и общества.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему: «Русская народная вышивка»»

Тема: «Русская народная вышивка»

Тип урока: Урок «открытия» новых знаний

Класс: 5

Программа: «Изобразительное искусство» Предметная линия учебников под редакцией Б.М.Неменского

Деятельностная цель: формировать у обучающихся умений создавать эскиз вышитого полотенца по мотивам народной вышивки

Содержательная цель: расширить знания обучающихся о символах в русском декоративно-прикладном искусстве

Задачи: Формирование нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве:

- дальнейшее формирование художественного вкуса учащихся;

- понимание роли декоративного искусства в утверждении общественных идеалов.

- осмысление места декоративного искусства в организации жизни общества, в утверждении социальной роли конкретного человека и общества.

Формирование художественно-творческой активности:

- учиться в ходе восприятия декоративного искусства и в процессе собственной практики обращать внимание в первую очередь на содержательный смысл художественно-образного языка декоративного искусства, уметь связывать с теми явлениями в жизни общества, которыми порождается данный вид искусства;

- учиться выражать своё личное понимание значения декоративного искусства в жизни людей;

- проявлять наблюдательность, эрудицию и фантазию при разработке эскиза.


Планируемые результаты: Личностные –- воспитание гражданской идентичности: патриотизма и любви к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа; усвоение гуманистических ценностей многонационального российского общества;

- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащегося к самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

- формирование доброжелательного отношения к окружающим людям; Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных качеств и нравственного поведения; осознание ответственного отношения к своим поступкам;

- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём понимания;

- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливого отношение к членам своей семьи;

- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные - умение определять цели обучения, ставить задачи обучения, развивать мотивы познавательной деятельности;

- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные пути решения учебных и познавательных задач;

- умение осуществлять самоконтроль, самооценку деятельности;

Предметные - формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры; развитие эстетического эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;

- развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира и самовыражения;

- освоение художественной культуры во всём многообразии её видов, жанров, стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощённых в пространственных формах (фольклорное творчество);

- воспитание уважения к истории культуры Отечества;

- приобретение опыта создания художественного образа;

- приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств;

- развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства

- осознание значимости искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;

- развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.


Оборудование для учащихся: учебник для 5 класса «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека», лист в клетку, фломастеры, цветной картон или цветная бумага, клей, ножницы

Оборудование для учителя: учебник для 5 класса «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека», презентация «Русская народная вышивка », компьютер, проектор

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

время

1. Этап мотивации (самоопределение) к учебной деятельности

1.1. Орг. момент

Приветствие, проверка готовности к уроку



Приветствие учителя, проверка готовности к уроку


1 мин


1.2 Определение темы урока.


О чем мы говорив в этой четверти?


Посмотрите на произведения, скажите, кто изображен на них?


Стежок к стежку, игла рисует
Сложнейший колорит шитья.
И вышивальщица рискует
Уйти за грани бытия...
Но нити крепко держат сердце,
Гармонии рождая лад,
И как сиреневое скерцо
Те нити радостно звучат.
                Раиса Наумова

Попытайтесь назвать тему сегодняшнего урока.

Тема урока: «Русская народная вышивка»

1.3 Целеполагание

Работа с учебником.

Прочитайте первый абзац стр.42

Почему, изучая русское искусство, мы говорим о вышивке?


Что украшали вышивкой?


Как вы думаете для чего нужна вышивка?


Что изображали мастерицы?


Прочтите стихотворение оно поможет вам определиться с мотивами вышивки

Один стежок, другой стежок,
Не спи, моя иголка,
Раскрылся лист, расцвёл цветок
Лазоревого шелка
К себе я птиц весёлых жду,
Они вернутся к маю,
И это дерево в саду
Для них я вышиваю.
Т. Габбе

О каких мотивах идет речь?


Рассмотрите иллюстрации на страницах 43-46.

Как вы думаете вы правильно ответили?


Мастерицы изображали элементы реалистично или стилизовано, упрощенно?


Как вы думаете, что мы сегодня должны сделать?

Что мы должны узнать?




Цель (по деятельности): научиться выполнять эскиз вышивки

Цель (по содержанию): познакомиться с различными мотивами русской вышивки





О декоративно-прикладном искусстве России.

Женщины, которые вышивают.

















Высказывают свои предположения.








Читают выдержки из учебника



Читают выдержки из учебника


Для украшения, оберег.






















Листья, цветы, птиц, деревья.





Да.



Ответы детей





Создать эскиз вышивки



Как стилизовать мотивы вышивки.

Какие бывают вышивки.


Познавательные, общеучебные, коммуникативные.



























Регулятивные целеполагания, коммуникативные

2 мин





























5 мин






























































2. Этап актуализации и пробного учебного действия

Перед вами фломастеры и лист в клетку.

Как вы думаете какие стежки использовали мастерицы в работе? (вперед иголку, назад иголку, крест)

Какой мотив видим на слайде?

Что обозначает древо жизни?

Какой мотив перед вами?

Что обозначает птица?

Какой мотив видим на слайде?

Что они могут обозначать?

Какой мотив перед вами?

Что обозначало солнце?

Действительно ли изображения схематичны?

Где мы встречали похожие изображения?

Какие схематичные изображения вы знаете?

Посмотрите на детские работы.

Какой цвет преобладает и почему?

Можно определить, кого изобразили на эскизах?

Каким способом нарисовано изображение?



Различные





Цветок, дерево


Род, семью


Птица


Весну, молодость

Животных, лошадь, лев


Силу, мощь


Солнце, геометрический узор

Силу, плодородие.

Да (ответы детей)



В украшении домов, посуды

Земля, вода, плодородные земли



Красный, красный-прекрасный

Да, олени, птица


Клеточками

Регулятивные планирования.

3 мин

3. Этап выявления места и причины затруднения

Чем отличаются изображения?

Какое изображение на ваш взгляд выполнить сложнее? Почему?


Групповое и единичное.


Ответы детей

Коммуникативные, регулятивные коррекции

1 мин

4. Этап построения проекта выхода из затруднения

Давайте подумаем, что надо сделать, чтобы нарисовать симметричную работу?

Как без линейки найти середину листа?

Для чего нам нужна середина?



Как начать работу над единичным крупным объектом? С крупных или мелких деталей?


Найти середину листа, ось симметрии



Сложить его пополам.


От оси симметрии рисунок расположен с двух сторон одинаково


С крупных, мелкие детали дополнить потом

Коммуникативные, регулятивные коррекции

2 мин

5. Этап реализации построенного проекта

Составим алгоритм

Как расположим лист?


С чего начнем рисунок?


1. горизонтально расположить лист

2. продумать композицию

3. обозначить линию земли или воды

4.закомпонавать изображение (если необходимо найти ось симметрии)

5. выполнить изображение (заштриховать клеточки)

6. выполнить «небо», солнце (по желанию)

7.наклеить работу на цветной фон

8. выполнить ажурный подзор (по желанию)


3 мин

6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

Алгоритм появляется на доске

Ребята проверяют правильность алгоритма


1 мин

7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

Учитель доброжелательно дает советы учащимся при выполнении работы

Создание эскиза вышитого полотенца по мотивам народной вышивки.

Познавательные, регулятивные, коммуникативные.

20 мин

8. Этап включения в систему знаний и повторений

Какова тема сегодняшнего урока?

Какие цели стояли перед нами?

Вспомните какие мотивы используются в вышивках? Слайды

Ответы детей

Познавательные, регулятивные, коммуникативные.

2 мин

9. Этап рефлексии учебной деятельности

9.1 Самооценка (оцените свою работу по критериям)

1балл-Изображение земли

1 балл-Стилизованное изображение элементов

1 балл-Компоновка

1 балл- Аккуратность

1 балл- Наличие цветного фона (Законченность работы)

9.2 Оцените урок. Поднимите смайлики: Улыбка – интересно, много нового, все получилось

Грусть – не интересно, ничего нового, трудно или лень

9.3 Продолжите предложение:

Я знаю…

Мне понравилось …

Я умею …

9.4 Домашнее задание

Всем – Учебник, прочитать стр. 42-46

По желанию - по эскизу выполнить вышивку на вафельном полотенце.

9.5 Уборка рабочего места

Оценивают свою работу












Оценивают урок








Ответы детей





Записывают в дневник






Убирают рабочее место

Регулятивные оценивания (самооценивания), коммуникативные









Регулятивные саморегуляции, коммуникативные.











Познавательные, регулятивные, коммуникативные.

5 мин


Приложение 1 «Русский орнамент»








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Конспект урока на тему: «Русская народная вышивка»

Автор: Колесникова Ирина Владимировна

Дата: 04.11.2020

Номер свидетельства: 562382

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "конспект урока на тему: русский народный промысел - Гжель "
    ["seo_title"] => string(58) "konspiekt-uroka-na-tiemu-russkii-narodnyi-promysiel-gzhiel"
    ["file_id"] => string(6) "121473"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413981901"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(165) "Конспект урока по теме:"Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки. Полотенце." "
    ["seo_title"] => string(95) "konspiekt-uroka-po-tiemie-obrazy-i-motivy-v-ornamientakh-russkoi-narodnoi-vyshivki-polotientsie"
    ["file_id"] => string(6) "215826"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1432804456"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Конспект урока по предмету изобразительное искусство"
    ["seo_title"] => string(57) "konspiekt_uroka_po_priedmietu_izobrazitiel_noie_iskusstvo"
    ["file_id"] => string(6) "380500"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1484663464"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "Музейный урок Русский народный костюм "
    ["seo_title"] => string(39) "muzieinyi-urok-russkii-narodnyi-kostium"
    ["file_id"] => string(6) "113803"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1411053540"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "Конспект урока по изо "Красота русского народного костюма" "
    ["seo_title"] => string(60) "konspiekt-uroka-po-izo-krasota-russkogho-narodnogho-kostiuma"
    ["file_id"] => string(6) "120488"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1413727492"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства