kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по теме:"Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки. Полотенце."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задача: Помочь учащимся в освоении языка орнамента на материале русской народной вышивки.

Цели:

  • Познакомить учащихся с символическим значением полотенца, мотивами орнамента на нем;
  • Воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру и искусству, любовь к Родине и ее культуре;
  • Развивать творческую активность, навыки работы в аппликации, эстетический и художественный вкус.

Литературный ряд: Русская народная песня, стихотворение «Орнамент» Б.Дубровин.

Зрительный ряд:

  1. Схемы-таблицы с мотивами орнаментов;
  2. Таблица с изображением знаков-символов;
  3. Иллюстрации с изображением вышитых полотенец;
  4. Вышитые полотенца, салфетки.

Музыкальный ряд: Русские народные песни.

Оборудование: бумага, ножницы, кисть, краски.

Ход урока:

  1. Организационный момент. Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку.
  2. Повторение пройденного материала.

- Ребята, о чем мы говорили на прошлом уроке? (о русской прялке, о ее росписи, о русской избе).

- А куда же сажали дорогих гостей в русской избе? (красный угол).

- Что находилось в красном углу? (образа, украшенные вышитым полотенцем)

 

  1. Сообщение темы урока.

- Сегодня мы будем говорить о символике древних образов, какими вышивками украшали в старину на Руси полотенца.

 

4. Объявление нового материала.

- Посмотрите какие красивые полотенца, салфетки, скатерти сегодня я приготовила для вас, все они украшены вышивкой

- Все эти украшения не просто узоры, это орнаменты.

- Скажите, а что же такое орнамент? (орнамент – от лат. – украшение – узор, построенный на ритмическом чередовании и организованном расположении элементов).

- Язык орнамента является самым древним языком, возникшим задолго до появления письменности. Орнамент старше всех произведений искусств.

Чтение стихотворения.

На вид орнамент не приметен

Но он столетия живет

Не зря его на белом свете

Народ издревле бережет.

Быть может, нитками зигзаги

В узоры вытканы не зря

И мы с тобою видим знаки

Славянского календаря.

На доске чаша-календарь.

- Давайте представим, что нам в руки попала большая редкость – сделанная на Руси нашими предками чаша-календарь.

- Рассмотрим ее внимательно.

- Кто из вас сможет прочесть, что же древние пытались рассказать языком орнамента на этой чаше?

- Да, здесь волнистые линии, полоски, но это не просто линии и полоски. Волнистые линии сверху символизируют воду, косые – это изображение дождя, а снизу горизонтальные линии с точками обозначают землю.

Да, древняя чаша, а на ней представлена картина мироздания.

Ведь наши древние предки-славяне были издавна земледельцами, вот почему их помыслы были проникнуты заботой об урожае, от которого зависела жизнь их народа.

Наш предок обожествлял Солнце, Небо, Землю: воспринимал их как живые существа и всегда обращался к ним с поклоном за помощью

 - Жизнь природы меняется: зимой – все спит, весной – расцветает, летом – плодоносит, осенью – увядает.

И все это зависит от великого и могущественного светила? (Солнца).

Солнце считали самой-самой главной силой и устраивали в честь него праздники, водили хороводы и пели: «Даруй, Бог света, Теплое лето. Красное солнце наше! Нет тебя в мире краше! Краснопогодное, лето хлеборобное!»

- А чтобы солнце светило, надо изобразить это желание.

- Как же изображали солнце в орнаменте?

Показ знаков солнца (таблицы).

- Конечно, это прежде всего, кружок. Кружок, разделенный крестом на четыре части – это тоже знак солнца. Почему?  (в году четыре времени года).

- Солнце изображали и в виде квадрата с косым крестом и вот такими символами (показ).

По представлению наших предков с наступлением нового года, возрождалось новое солнце, выезжало на небо в колеснице, запряженной златогривыми конями. Их изображали и на прялках, и в резном узорочье избы, и, конечно же в вышивках. (показ таблиц).

- Ребята, сегодня мы более подробно поговорим о полотенце, рушнике, как его называли в старину.

Ведь именно полотенце обязательно вышивалось, украшалось теми символами, о которых мы говорим.

- Простая вещь – полотенце. А ведь если подумать, то окажется, что полотенце сопровождает человека всю жизнь от рождения до смерти.

Родился маленький человек, бабка-повитуха принимает его на полотенце, которое любовно вышивала его мать.  Будучи еще в девушках, уже тогда должна была она позаботиться о своем малыше, вышивая полотенце богатой защитной символикой, т.е. оно служило прежде всего оберегом.

- На голый животик ребенку завязывали поясок из выбеленной овечьей шерсти. Сомкнулись концы пояска – получился круг. А что это за символ? (конечно, Солнца, символ бесконечности).

«Распоясался» - значит открыт нечистой силе. Поэтому пояс снимали только в бане, когда гадали, когда умирал человек.

Так же существовал ежедневный магический ритуал очищения водой: утром – от ночных страхов и ужасов, вечером – от дневных тягот, забот и усталостей. Утром лицо утиралось нижним концом полотенца, где ромбы создавали композицию восхода, вечером наоборот – верхним концом, где композиция символизировала закат.

И в последний путь, на кладбище, провожают человека, неся его на полотенцах, на них же отпускают в могилу.

Вот видите, какой глубокий символический смысл у самого распространенного и древнего предмета народного быта – полотенца.

- Ребята, а где еще в наше время мы встречали красивые вышитые полотенца? (правильно, конечно, на свадьбах. На них подают жениху и невесте хлеб да соль).

На таких полотенцах вышивают птиц. А почему? (образ птицы – символ счастья). А это главное, что хочется пожелать молодым на свадьбе.

- Посмотрите, каких стилизованных птиц можно вышить на полотенце.

Показ образа птицы

(показ вышитого полотенца)

Женский образ (таблицы).

 - Это очень значимая фигура в вышитых узорах. Образ женщины в древности олицетворял и богиню весны и мать-землю, и мать природы. И как этот образ переходит в древо жизни – то из тела женщины бегут молодые побеги, то голова ее украшена венком из цветов, то в руках она держит по солнечному диску. Посмотрите как угловата женская фигура, сильные плечи и крепкие руки.

- А вот и оно древо жизни (таблица).

У разных народов было свое священное дерево, которому поклонялись. У поляков – липа, у украинцев – тополь. А у русских? (конечно же, береза).

Люди поклонялись тем деревьям, которые росли в том месте, где они жили, деревьям, которые они знали.

Очень часто в вышивках встречаются узоры с древом жизни и сидящими около него птицами (таблица).

Древо жизни – символ всего живого, а охраняющие его две птицы – это символ добра и семейного счастья. Все изображение в целом означало жизнь и благополучие.

-А это образ коня

-конь – первый помощник крестьянина – земледельца. В представлениях народа он олицетворял плодовитость и человека и животных.

Образ всадника на коне – освободитель весны от зимних оков т.е. это олицетворение стихий, подвластных матери сырой земле.

- Итак, мы можем сделать вывод: что все символы несут в себе глубокий человеческий смысл, связанный с жизнью, счастьем и благополучием. Мы попытались по новому взглянуть на народное декоративно-прикладное искусство, понять смысл, расшифровать древние узоры и орнаменты. Сегодня мы с вами будем в роли народных умельцев. Вы станете создателями узоров, знаков, орнаментов.

Мы будем выполнять импровизацию на тему древних стилизованных образов в узорах вышивок, выстраивая символические элементы в целостный орнаментальный узор.

Показ детских работ.

- В центре расположите главный орнаментальный мотив: женский образ, образ птицы, древа жизни, и дополните его орнаментальными рядами, выстраивая их на основе повтора и ритмического чередования символических знаков воды, солнца, земли, ее плодородия.

- Скажите, каким цветом мы будем выполнять орнаменты? (красным по белому фону).

Да, и это не случайно. Ведь красный цвет символизирует силу, мужество – мужское начало, а белый – нежность, чистоту – женское начало.

5. Практическая работа.

Сначала необходимо вырезать узор по краю листа, а затем заполнить его орнаментальными узорами.

Учитель читает русскую народную песню.

На горе стоит елочка,

Под горой стоит светелочка.

Во высоком новом тереме,

Во столовой новой горенке,

На дубовой новой лавочке.

Тут сидела красна девица.

Во левой руке держала пяличко,

Во правой руке – иголочку.

Она шила, красна девица,

И по плису и по бархату.

Она шила, красна девица,

И по белому да коленкорчику,

По атласной алой ленточке.

Шила девица приданое,

Что приданое немалое

6. Анализ детских работ.

7. Итог урока

 -Что вы узнали нового и интересного узнали на уроке?

-Какими символическими образами украшались полотенца в старину?

-О чем хотели сказать рукодельницы вышивая птиц?, а солнце?

    8. Домашнее задание.

Подобрать иллюстрации с русскими народными костюмами. Принести краски, кисти, альбом, ножницы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме:"Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки. Полотенце." »

Урок изобразительного искусства в 5 классе

по программе Б.М.Неменского


Тема: «Древние образы в народном искусстве»

Задача: Помочь учащимся в освоении языка орнамента на материале русской народной вышивки.

Цели:

  • Познакомить учащихся с символическим значением полотенца, мотивами орнамента на нем;

  • Воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру и искусству, любовь к Родине и ее культуре;

  • Развивать творческую активность, навыки работы в аппликации, эстетический и художественный вкус.

Литературный ряд: Русская народная песня, стихотворение «Орнамент» Б.Дубровин.

Зрительный ряд:

  1. Схемы-таблицы с мотивами орнаментов;

  2. Таблица с изображением знаков-символов;

  3. Иллюстрации с изображением вышитых полотенец;

  4. Вышитые полотенца, салфетки.

Музыкальный ряд: Русские народные песни.

Оборудование: бумага, ножницы, кисть, краски.


Ход урока:


  1. Организационный момент. Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку.

  2. Повторение пройденного материала.

- Ребята, о чем мы говорили на прошлом уроке? (о русской прялке, о ее росписи, о русской избе).

- А куда же сажали дорогих гостей в русской избе? (красный угол).

- Что находилось в красном углу? (образа, украшенные вышитым полотенцем)


  1. Сообщение темы урока.

- Сегодня мы будем говорить о символике древних образов, какими вышивками украшали в старину на Руси полотенца.


4. Объявление нового материала.

- Посмотрите какие красивые полотенца, салфетки, скатерти сегодня я приготовила для вас, все они украшены вышивкой

- Все эти украшения не просто узоры, это орнаменты.

- Скажите, а что же такое орнамент? (орнамент – от лат. – украшение – узор, построенный на ритмическом чередовании и организованном расположении элементов).

- Язык орнамента является самым древним языком, возникшим задолго до появления письменности. Орнамент старше всех произведений искусств.


Чтение стихотворения.

На вид орнамент не приметен

Но он столетия живет

Не зря его на белом свете

Народ издревле бережет.

Быть может, нитками зигзаги

В узоры вытканы не зря

И мы с тобою видим знаки

Славянского календаря.


На доске чаша-календарь.

- Давайте представим, что нам в руки попала большая редкость – сделанная на Руси нашими предками чаша-календарь.

- Рассмотрим ее внимательно.

- Кто из вас сможет прочесть, что же древние пытались рассказать языком орнамента на этой чаше?

- Да, здесь волнистые линии, полоски, но это не просто линии и полоски. Волнистые линии сверху символизируют воду, косые – это изображение дождя, а снизу горизонтальные линии с точками обозначают землю.

Да, древняя чаша, а на ней представлена картина мироздания.

Ведь наши древние предки-славяне были издавна земледельцами, вот почему их помыслы были проникнуты заботой об урожае, от которого зависела жизнь их народа.

Наш предок обожествлял Солнце, Небо, Землю: воспринимал их как живые существа и всегда обращался к ним с поклоном за помощью

- Жизнь природы меняется: зимой – все спит, весной – расцветает, летом – плодоносит, осенью – увядает.

И все это зависит от великого и могущественного светила? (Солнца).

Солнце считали самой-самой главной силой и устраивали в честь него праздники, водили хороводы и пели: «Даруй, Бог света, Теплое лето. Красное солнце наше! Нет тебя в мире краше! Краснопогодное, лето хлеборобное!»

- А чтобы солнце светило, надо изобразить это желание.

- Как же изображали солнце в орнаменте?


Показ знаков солнца (таблицы).

- Конечно, это прежде всего, кружок. Кружок, разделенный крестом на четыре части – это тоже знак солнца. Почему? (в году четыре времени года).

- Солнце изображали и в виде квадрата с косым крестом и вот такими символами (показ).

По представлению наших предков с наступлением нового года, возрождалось новое солнце, выезжало на небо в колеснице, запряженной златогривыми конями. Их изображали и на прялках, и в резном узорочье избы, и, конечно же в вышивках. (показ таблиц).

- Ребята, сегодня мы более подробно поговорим о полотенце, рушнике, как его называли в старину.

Ведь именно полотенце обязательно вышивалось, украшалось теми символами, о которых мы говорим.

- Простая вещь – полотенце. А ведь если подумать, то окажется, что полотенце сопровождает человека всю жизнь от рождения до смерти.

Родился маленький человек, бабка-повитуха принимает его на полотенце, которое любовно вышивала его мать. Будучи еще в девушках, уже тогда должна была она позаботиться о своем малыше, вышивая полотенце богатой защитной символикой, т.е. оно служило прежде всего оберегом.

- На голый животик ребенку завязывали поясок из выбеленной овечьей шерсти. Сомкнулись концы пояска – получился круг. А что это за символ? (конечно, Солнца, символ бесконечности).

«Распоясался» - значит открыт нечистой силе. Поэтому пояс снимали только в бане, когда гадали, когда умирал человек.

Так же существовал ежедневный магический ритуал очищения водой: утром – от ночных страхов и ужасов, вечером – от дневных тягот, забот и усталостей. Утром лицо утиралось нижним концом полотенца, где ромбы создавали композицию восхода, вечером наоборот – верхним концом, где композиция символизировала закат.

И в последний путь, на кладбище, провожают человека, неся его на полотенцах, на них же отпускают в могилу.

Вот видите, какой глубокий символический смысл у самого распространенного и древнего предмета народного быта – полотенца.

- Ребята, а где еще в наше время мы встречали красивые вышитые полотенца? (правильно, конечно, на свадьбах. На них подают жениху и невесте хлеб да соль).

На таких полотенцах вышивают птиц. А почему? (образ птицы – символ счастья). А это главное, что хочется пожелать молодым на свадьбе.

- Посмотрите, каких стилизованных птиц можно вышить на полотенце.

Показ образа птицы

(показ вышитого полотенца)


Женский образ (таблицы).

- Это очень значимая фигура в вышитых узорах. Образ женщины в древности олицетворял и богиню весны и мать-землю, и мать природы. И как этот образ переходит в древо жизни – то из тела женщины бегут молодые побеги, то голова ее украшена венком из цветов, то в руках она держит по солнечному диску. Посмотрите как угловата женская фигура, сильные плечи и крепкие руки.

- А вот и оно древо жизни (таблица).

У разных народов было свое священное дерево, которому поклонялись. У поляков – липа, у украинцев – тополь. А у русских? (конечно же, береза).

Люди поклонялись тем деревьям, которые росли в том месте, где они жили, деревьям, которые они знали.

Очень часто в вышивках встречаются узоры с древом жизни и сидящими около него птицами (таблица).

Древо жизни – символ всего живого, а охраняющие его две птицы – это символ добра и семейного счастья. Все изображение в целом означало жизнь и благополучие.

-А это образ коня

-конь – первый помощник крестьянина – земледельца. В представлениях народа он олицетворял плодовитость и человека и животных.

Образ всадника на коне – освободитель весны от зимних оков т.е. это олицетворение стихий, подвластных матери сырой земле.

- Итак, мы можем сделать вывод: что все символы несут в себе глубокий человеческий смысл, связанный с жизнью, счастьем и благополучием. Мы попытались по новому взглянуть на народное декоративно-прикладное искусство, понять смысл, расшифровать древние узоры и орнаменты. Сегодня мы с вами будем в роли народных умельцев. Вы станете создателями узоров, знаков, орнаментов.

Мы будем выполнять импровизацию на тему древних стилизованных образов в узорах вышивок, выстраивая символические элементы в целостный орнаментальный узор.


Показ детских работ.

- В центре расположите главный орнаментальный мотив: женский образ, образ птицы, древа жизни, и дополните его орнаментальными рядами, выстраивая их на основе повтора и ритмического чередования символических знаков воды, солнца, земли, ее плодородия.

- Скажите, каким цветом мы будем выполнять орнаменты? (красным по белому фону).

Да, и это не случайно. Ведь красный цвет символизирует силу, мужество – мужское начало, а белый – нежность, чистоту – женское начало.


5. Практическая работа.

Сначала необходимо вырезать узор по краю листа, а затем заполнить его орнаментальными узорами.


Учитель читает русскую народную песню.

На горе стоит елочка,

Под горой стоит светелочка.

Во высоком новом тереме,

Во столовой новой горенке,

На дубовой новой лавочке.

Тут сидела красна девица.

Во левой руке держала пяличко,

Во правой руке – иголочку.

Она шила, красна девица,

И по плису и по бархату.

Она шила, красна девица,

И по белому да коленкорчику,

По атласной алой ленточке.

Шила девица приданое,

Что приданое немалое


6. Анализ детских работ.

7. Итог урока

-Что вы узнали нового и интересного узнали на уроке?

-Какими символическими образами украшались полотенца в старину?

-О чем хотели сказать рукодельницы вышивая птиц?, а солнце?


8. Домашнее задание.

Подобрать иллюстрации с русскими народными костюмами. Принести краски, кисти, альбом, ножницы.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Токарева Марина Александровна

Дата: 28.05.2015

Номер свидетельства: 215826


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства