Конспект урока на тему :Русский народный промысел – Гжель. К программе Б.М. Неменского, 5 класс. Учитель изобразительного искусства Кусабаева И.О. г. Миасс, п. Н.-Атлян, МКОУ «СОШ №35».
Тема:
Русский народный промысел Гжель. Вышивка гжельских мотивов в технике изонить.
Цели:
- Познакомить детей с гжельской керамикой, особенностью росписи и многообразием ее посудных форм.
- Воспитывать любовь и интерес к родной культуре, ее истории.
- Формировать навыки вышивки в технике изонить.
Оборудование и материалы для учителя:
- Примеры гжельской керамики.
- Изображения гжельской посуды.
- Образцы вышивки.
Оборудование и материалы для учащихся:
- Белый картон.
- Схема для нанесения рисунка и шаблон.
- Гофрированный картон для прокалывания рисунка.
- Силовая кнопка и канцелярские скрепки.
- Тонкая игла.
- Ножницы.
- Нитки для вышивания (голубые, синие).
План урока:
- Беседа об истории развития гжельской керамики, особенностях ее росписи и многообразии форм гжельской посуды.
- Постановка художественной задачи.
- Практическое выполнение задания: вышивка в техники изонить.
- Подведение итогов.
Ход урока
Историческая справка
Сегодня я расскажу о народном промысле – Гжель. Гжель – один из традиционных российских центров производства керамики. «Гжельский куст» - это 27 деревень с керамическими заводами и мастерскими, расположен он в шестидесяти километрах от Москвы. Слово «Гжель» пришло к нам из седой старины, когда целый район с многочисленными разноименными деревнями называли: Огжель, Акжель, Жгель, Гжель, вкладывая в название определенный смысл: «жечь» и «обжигать». Это не случайно, ведь керамические изделия подвергаются обжигу для придания им прочности.
Вспомним, что слово «керамика» произошло от греческого «керамос», что означает «глина». Глиняная посуда, сделанная из цветной глины – майолика, из белой глины – фаянсовая посуда, а фарфор – тонкий, звучащий – делают из необыкновенно белой глины. Все это виды керамики можно встретить в произведениях гжельских мастеров.
В 18 веке получила распространение майоликовая посуда. Это были довольно толстостенные изделия из цветных глин, покрытые белым цветом с росписью лилово-коричневого, зеленого и желтого цветов. В конце 18 – начале 19 веков в Гжели стали делать фаянсовую и фарфоровую посуду с применением кобальтовой краски. Именно она и придает знаменитый сине-голубой оттенок гжельской росписи.
Кобальтовый цветок расправляет синие лепестки и смотрит на мир с белого, как снег, фарфора. Под его тяжестью склоняется тонкий стебель с синими листьями. Над ним спиралью закручиваются травинки -усики, взметнули синие крылья стрекоз и бабочек, синие птицы поют свои песни. Как подснежник, согретый яркими лучами весеннего солнца, синеет на белом снегу, так синева кобальтового цветка в жарком пламени накрепко соединяется с блестящей белизной сосуда. В огне кобальт становится синим, а сосуд – сверкающе белым. В огне совершается таинство рождения белоснежного фарфора и синего кобальтового цветка. А происходит это так. Художник берет в руки «фарфоровый бисквит» (белое матовое изделие, получаемое после первого обжига). Предварительный рисунок мастеру не нужен. Едва уловимое движение кисти, плавный поворот ее – и краска широким мазком ложится на пористый сосуд, - тот, словно губка, впитывает в себя темный, как сажа, кобальт. Но кисть оставляет непросто темный след: в нем различные оттенки черного и постепенный переход от светлого к темному. Исправления исключены: пористый черепок тотчас впитывает краску. Проникая в него, узор становится частью матовой поверхности сосуда. В необожженном, будто сажей написанном цветке, не сразу можно разгадать все его возможности. И только опытный художник знает, какой будет роспись после обжига, какие тональные переходы синего таятся в ней. Самый излюбленный узор – гжельская роза. Иногда она изображена крупно, широкими мазками. А порой изящно – тоненькой кисточкой. То мы видим букет из нескольких роз. То цветы разбросаны по всей поверхности. Бывает и так: самой розы нет, есть только лепестки. А еще украшают фарфор диковинными птицами и бытовыми сценками из жизни людей. Завершают узор завитками, листьями и сеточками.
Гжельские изделия удивляют не только росписью, но и разнообразными формами. Это квасники и кумганы, тулово которых - широкий диск, поставленный на ребро на четырех ножках. На нем – стройная горловина, ручка и носик. Квасник имеет круглое отверстие в центре диска, а у кумгана его нет, этим они и отличаются друг от друга. Форм, которые используют гжельские мастера много , это – кувшины и кружки, блюда и тарелки, масленки и рукомои, сувениры и шахматы. На квасниках и кувшинах изогнутые ручки в виде округленного стебля, на «плечах» - мелкая жанровая скульптура.
Кобальтовый цветок синими всплесками, будто из глубины, пробивается на блестящую гладь фарфора и разливается тончайшими переливами, подобно тому, как расходятся круги на воде от брошенного в нее камня. Увидишь сверкающий фарфор с вечно сияющим кобальтовым цветком и сразу узнаешь его: это Гжель.
А давайте попробуем выполнить мотивы Гжели в технике изонить. В гжельском маске кистью идет плавный переход цвета от темного к светлому, и в рисунках изонити насыщенность цвета тоже постепенно нарастает. Посмотрите на образцы вышивки «гжели». Сначала узоры заполняются голубыми оттенками, затем подчеркивается синим. Сеточку, часто встречающуюся в гжельских узорах, легко выполнить в технике изонить. Завитки и усики вышиваются в технике «заполнение дуги».
Постановка художественной задачи
Подберите понравившийся вам образец вышивки «гжели». Посмотрите, как выполнено заполнение узора. При выполнении практической работы вы можете сокращать или увеличивать размер стежка. В зависимости от этого будет меняться насыщенность цвета.
Практическое выполнение задания
- Техника безопасности при работе: ножницы лежат на краю стола кольцами к себе; иглы для вышивки в игольнице; силовая кнопка и скрепки в коробочке.
- Обвести шаблон на картоне, вырезать основу.
- Скрепить схему и картон скрепками лицевой стороной вверх .
- Проколоть рисунок силовой кнопкой, положив заготовку на гофрированный картон. Снять схему.
- Заполнить по образцу вышивкой голубыми нитками основные детали узора, используя технику «заполнение угла и дуги».
- Выполнить декоративное наложение вышивкой синими нитками, используя технику «заполнение круга, угла, дуги»».
- Вышить отдельные завитки, усики голубыми и синими нитками, используя технику «заполнение дуги».
Подведение итогов
Выставка работ учащихся.
Сегодня мы побеседовали о старинном русском промысле «Гжель». Перенесли ее мотивы на картон, используя технику изонить. Сейчас вы сами можете попробовать придумать «гжельские» узоры для вышивки изонитью. Желаю творческих успехов!
Приложение
Образцы вышивки:
Схемы для вышивки в технике изонить: