В младшем школьном возрасти почти все дети проявляют способности к художественной деятельности, особенно к изобразительной. Это деятельность создает у ребенка потребность к эстетическому освоению мира, которая, как и всякая социальная потребность, успешно формируется тогда, когда ее стимулирует воспитание.
Природа искусства и особенно литературы такова, что она тем сильнее воздействует на нас, чем больше вызывает у нас ассоциаций. Мысль рождает другие мысли, направляет наш ум подчас совсем в иные сферы, лишь отдаленно связанные с прочитанным. Образ рождает новые образы, всплывающие в памяти или создаваемые нашим воображением. Иногда одно только слово заставляет заново пережить событие, имевшее место в нашей жизни, и внезапно озаряет его новым светом.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Творческий отчет учителя ИЗО»
Чкаловская специальная (коррекционная) школа-интернат для детей с ограниченными возможностями в развитии
Воспитание эстетического вкуса на уроках ИЗО
2017
В младшем школьном возрасти почти все дети проявляют способности к художественной деятельности, особенно к изобразительной. Это деятельность создает у ребенка потребность к эстетическому освоению мира, которая, как и всякая социальная потребность, успешно формируется тогда, когда ее стимулирует воспитание.
Природа искусства и особенно литературы такова, что она тем сильнее воздействует на нас, чем больше вызывает у нас ассоциаций. Мысль рождает другие мысли, направляет наш ум подчас совсем в иные сферы, лишь отдаленно связанные с прочитанным. Образ рождает новые образы, всплывающие в памяти или создаваемые нашим воображением. Иногда одно только слово заставляет заново пережить событие, имевшее место в нашей жизни, и внезапно озаряет его новым светом.
Если в книги мы может прочитать только то, что лежит на поверхности, то многого она нам не даст. В лучшем случае это будет мораль или жизненный факт, остающийся всего лишь фактом, без осмысления сопереживания. Сила искусства в том, что оно делает все происходящее в книге нашим личным переживанием. Ведь очень часто читатель соизмеряет судьбу героя со свой судьбой, события повести или романа с тем, что он сам пережил.
Простейшие эстетические представления и суждения, как уже отмечалось, формируются в начальных классах. Однако основная работа в этом направлении осуществляется с учащимися-подростками и старшими школьниками, обладающими для этого необходимыми способностями к более глубокому пониманию искусства.
Очень важно в этих классах обогащать учащихся представлениями о художественных средствах передачи настроения человека, которые используются в литературе, музыке изобразительном искусстве. Вот как, например, А.С. Пушкин рисует печальную картину осени в романе «Евгений Онегин»:
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день, лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман.
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.
Иные изобразительные средства использует поэт, показывая бодрящее воздействие зимнего пейзажа на человека:
Зима!... Крестьянин, торжествуя,
На дровнях обновляет путь;
Его лошадка, снег почуя,
Плетется рысью как-нибудь;
Бразды пушистые взрывая,
Летит кибитка удалая;
Ямщик сидит на облучке
В тулупе, вкрасном кушаке
Вот бегат дворовый мальчик,
В салазки жучку посадив.
Себя в коня преобразив;
Шалун уж заморозил пальч:
Ему и больно и смешно,
А мать грозит ему в окно...
В познании художественных среств изображения действительности в искусстве большое значение имеет осмысление и усвоение учащихся таких понятий, как композиция произведения, его сюжет, фабула, художественный образ, эпитет, метафора, сравнение, минор и мажор в музыке, перспектива в изобразительномискусстве и др.
В последние годы в школьной практике с целью развития эстетических суждений и углубления эстетических взглядов широко используется написание соченений, устное и письменное рецензирование произведений литературы, музыки, театральных постановок, кинофильмов и художественных выставок.
В связи с важностью эстетического воспитания и развития у учащихся художественных представлений, понятий и суждений большое значение имеет работа по осмыслению ими той связи, которая существует между различными видами искусства в отображении жизненных явлений. Вот почему на занятиях по литературе необходимо использовать произведения музыки и изобразительного искусства. Так при изучении повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» учиитель может использовать иллюстрации С. Герасимова и П.Соколова к этому произведению. Изучение исказок Салтыкова-Щедрена обычно сопровождается рассмотрением иллюстраций художников Н. Муратова и Ку-крыниксов. Прослушивание романса А.Варламова «Белеет парус одинокий» организуется при изучении лирики М.Ю. Лермонтова. Подобное синтетическое использование искусства в процессе учебной работы помогает уяснению специфики изобразительных средств различных видов искусства и развитию разностороннего и более глубокого эстетического восприятия действительности.
Эститическое воспитание не может ограничивается телько учебной работой по литературе, музыке и изобразительному искусству. Эстетикой, приобщением к прекрасному должны характеризоваться занятия и по тпким предметам, как математика, физика, химия, география и т.д. Эмоционально-выразительное изложение материала учителем, красивые записи на доске, побуждение учащихся к логически стройным суждениям и ответам на вопросы при проверке знаний также имеют немаловажное значение для формирования эстетической культуры. Уместно в этой связи привести мысль Аристотеля: «Математика выявляет порядок, симметрию, определенность, а это важнейшие виды прекрасного». Такие «виды прекрасного» необходимо осознавать и раскрывать каждому учителю по своему предмету.
Исключительно острой проблемой, слабо решаемой в школьной практике, является формирование у учащихся полноценных художественных ыкусов, умения отличать подлинные высокохудожественные произведения от примитивного ремесленничества, от художественных поделак. Это осбенно относится к музыке и изобразительному искусству, когда учащиеся зачастую увлекаются какофонией и бездумным модернизмом и недооценивают классики, а иногда и форм отечетвенного искусства. Трудности школы здесь усугубляются тем, что средства массовой информации, дискотеки и видеотеки слишком широко популяризируют западную музыку и кинофильмы в ущерб отечественному искусствву. Преодолеть эту трудность можно только одним путем-широким использованием классической литературы, лучших образцов современной музыки и художественного творчества.
Из инт
Воспитание эстетического вкуса у учащихся
Салахова Альфия Заваловна, учитель русского языка и литературы
Разделы: Администрирование школы, Внеклассная работа, Общепедагогические технологии
Красота спасет мир
Несколько лет назад в нашей печати разгорелись оживленные споры о судьбе искусства. Горячие головы, совсем зачарованные величием инженерных задач, решаемых в наше время, пришли к выводу, что наступил век наук, строго расчета, абстрактных, непонятных простому смертному теорий. Где уж, мол, в этом мире математических знаков и символов быть каким-то картинкам и рассказчикам!
Ученые-естественники все чаще стали выступать с идеями о том, что подлинное творчество можно встретить лишь в науке, что именно научные достижения должны быть измерителем таланта.
Этой массированной атаке на искусство и эстетическое начало невольно способствовало еще одно течение, возникшее в среде кибернетиков. Сторонники его поставили себе задачу доказать, что электронно-счетные, вычислительные машины способны не хуже человека сочинять музыку, писать стихи. На эстрадах появились серьезные молодые люди с виолончелями, игравшие какие-то мелодии и беспощадно уличавшие публику в том, что она не может отличить мелодий, созданных машиной, от мелодий великих композиторов. Жертвой машинной агрессии должны были, следовательно, стать будущие Моцарты, Бетховены, Пушкины. Было от чего встревожиться и художникам, и эстетикам, и любителям искусства. Заговорили о «ветке сирени в космосе», как о символе внешне бесполезном, но внутренне необходимом, греющем сердце. Сейчас уже трудно сказать, что сыграло главную роль в решении спора: логические доводы или голос публики, тысячами выстраивающейся в очереди на выставки, но через некоторое время спор утих. Развитие производства создало некий «духовный вакуум», появился дефицит искусства. Человек почувствовал нехватку красоты, нравственности. А красота – это самое главное средство самовоспитания души. Красота воспитывает в человеке все основные черты его духовной жизни – ум, творческое воображение, нравственность, высокий патриотизм. Сто раз прав великий педагог Сухомлинский, считавший, что знакомство с красотой музыки в раннем детстве поднимает человека на такую ступеньку культуры, которая не может быть достигнута никакими другими средствами.
Мне хочется прочитать один отрывок из книги воспоминаний В.П. Астафьева.
«В сорок седьмом году мы с женой, тоже недавно демобилизовавшейся, жили в старом, полуразвалившемся флигеле. Как-то я прибежал на обед раньше ее, быстро нарубил дров – и во флигель, варить картошку. Распахнул двери, да так и застыл с охапкой на пороге.
По флигелю разносился голос певца, и такой раздольный, и так он здорово заливался, что мне казалось: сейчас наш старый клееный репродукторишко рассыплется в прах. Но «сооружение» сдюжило, и голос певца сотрясал нашу халупу.
И виделось мне синее-синее море, и он, певец, в лодке среди ослепительных волн, и где-то на далеком берегу, тоже облитая солнцем, вся пронизанная лучами девушка, а вокруг такой изумительный, такой светлый мир!
Я сидел и слушал, забыв про картошку и про все на свете. Мне кажется, тогда души моей коснулась впервые нежность, и война для меня кончилась хотя бы наяву.
Я знаю несколько бывших фронтовиков, которые, так или иначе, сократили свою жизнь. Верю, что если бы они хоть раз слышали того певца, Джильи, они бы больше ценили и любили жизнь.
Он бы уберег их от беды, как уберег в свое время меня, заново открывши мне тот мир, которым я грезил в юности и о котором постепенно забыл на войне».
Вот она, наша главная задача – помочь детям увидеть, услышать красоту, чтобы уберечь их от беды – пошлости, жестокости, безнравственности, ибо прекрасное проникает в самое сердце, где хранятся настоящие чувства.
Как же в своей школе мы формируем эстетический вкус учащихся? Как приобщаем их к красоте? Как расширяем видение мира? Об этом мне хотелось бы рассказать.
С гордостью можно сказать, что в нашей школе в течение многих лет работает литературно-музыкальный салон, задача которого – приобщение учащихся одновременно к различным видам эстетической деятельности: литературе, музыке, живописи. Открытие состоялось 19 октября. Оно было посвящено, конечно же, поэзии, так как это день открытия Царскосельского лицея, где учился великий Пушкин. С тех пор в гостях побывали поэты, музыканты, артисты, художники. Неоднократно выступала поэтесса А. Клочкова, прекрасно читавшая поэзию серебряного века. Никого равнодушным не оставило выступление Альметьевского муниципального камерного оркестра. Это были подлинные уроки классической музыки. Насыщенная, интересная программа, в которой серьезные и малоизвестные слушателям произведения чередовались с популярной классической музыкой. Такие встречи одухотворяют, поднимают над повседневностью, дают новый импульс творческой энергии.
Сильное впечатление оставило выступление оркестра народных музыкальных инструментов Альметьевского музыкального училища. Многие из ребят впервые увидели такой многочисленный состав исполнителей (в составе оркестра свыше 50 человек!). Поразили учащихся необычные инструменты: гусли, ксилофон, домбры, балалайки. Музыканты с увлечением исполняли пьесу за пьесой, звучали русские, татарские, мордовские мелодии, романсы.
Много раз приезжал к нам по приглашению Заслуженный артист России Павел Викман. Учащиеся с удовольствием слушали стихи поэтов девятнадцатого века и романсы.
В школе часто осуществляются выездные собрания салона: это посещение спектаклей, поставленных разными театрами, художественных выставок, картинной галереи.
Традицией стали литературные вечера, литературно-музыкальные композиции, где художественное слово, искусство, музыка переплетаются с правдой жизни.
Еще одна форма приобщения к искусству – это стенная печать. В течение нескольких лет литературная газета выходит в нашей школе на двух языках: на русском и татарском – «Алые паруса» и «Красные перья». В основном посвящаются юбилейным датам известных писателей, поэтов, композиторов, художников. Так, в прошлом учебном году учащиеся увидели 22 номера газеты «Алые паруса» и 14 номеров газеты «Красные перья». В этом учебном году подготовили альманах к юбилею великого русского писателя Л.Н.Толстого, который освещает мгновения жизни гения, его неповторимое творчество. Ряд номеров посвятим юбилею Н.В.Гоголя.
В традиции школы – литературно-музыкальные вечера («Чудное мгновенье», «Моя Мадонна», «Ни единой буквой не лгу», «Жизнь моя песней звенела в народе», вечера, посвященные творчеству великих русских и татарских писателей и поэтов ), дни театра. Возможно, для кого-то сцена станет делом всей жизни. В настоящее время два наших ученика обучаются в Казанском театральном училище.
В отличие от учеников столичных городов ,наши дети не могут часто бывать в лучших музеях страны, поэтому мы практикуем такую форму работы, как заочные экскурсии в Московскую Третьяковскую галерею. Учащиеся узнают не только о том, кем и когда был основан музей ,но и получают настоящую радость при рассматривании иллюстраций великих художников. В процессе беседы с эрудированным педагогом учителем русской литературы Н.И.Соколовой учащиеся осмысливают такие понятия, как народность, традиции русского реалистического искусства. Перед школьниками раскрываются замечательные достижения лучших художников, их высокое мастерство и умение донести до зрителя всю красоту окружающей природы, историю России, мысли и чувства современников.
Пройдут годы, ученики уйдут из школы, а встречи с красотой надолго останутся у них в памяти.