kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Творческий отчет учителя биологии и химии

Нажмите, чтобы узнать подробности

При аттестации каждому из нас предстоит выступление на педагогическом совете с творческим отчетом. В данном выступлении представлены разработки некоторых уроков химии. Описано применение информационно-коммуникативной технологии, с целью активизации позновательной деятельности учащихся 8-9 классов.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Творческий отчет учителя биологии и химии»

Творческий отчет учителя биологии и химии по теме «Активизация форм обучения на уроках биологии и химии

От метода преподавания зависит, будет ли

класс смотреть на занятие, как на каторгу,

и противопоставлять им свою детскую живость

в виде шалостей, каверз или класс этот будет

спаян единством интересной работы и

благодарной дружбой к своему руководителю.

А.В. Луначарский.


Одной из центральных задач современного образования является коренное улучшение качества образования и воспитания подрастающего поколения. Выполнение этой задачи требует осуществления целого комплекса мер по совершенствованию урока. Эффективность урока всегда стояла в центре внимания теории и практики управления учебно-воспитательным процессом. Наибольшей эффективности урока добиться не просто. Так как количество и сложность учебного материала возрастает, а организационная система обучения остается незыблемой.

Важнейшими принципами современной дидактики являются доступность и обучение на оптимальном уровне трудности. Зона доступности и мера трудности для каждого человека индивидуальны: то, что одним легко воспринимается, для другого может быть недоступным. Отсюда следует, что принцип доступности и обучение на оптимальном уровне трудности обязательно сочетаются с принципом дифференцированного подхода к обучению учащихся.

Но в малокомплектной сельской школе в последнее время появилась проблема – малая численность учащихся. А это значит – резко возрастает число прямых контактов учителя с каждым учеником. С одной стороны, кажется, легче решать проблемы индивидуализации процесса обучения, дифференцированного подхода к учащимся. Но с другой стороны, значительно усиливается психологическая нагрузка на каждого ученика. В течение урока он постоянно находится под пристальным вниманием учителя и должен многократно отвечать на его вопросы. Это в сочетании с однообразными методами и приемами обучения, применяемыми учителями разных предметов в течение каждого учебного дня, месяца, года, приводит к эмоциональным перегрузкам, повышает их утомляемость. В результате, также падает интерес к учебе и учебный труд представляется как тяжелая нудная работа.

Я стала понимать, что наше стремление выполнить программу, провести все практические работы, повысить качество знаний учащихся, совсем не затрагивает тех, ради кого мы все это делаем. Значит надо что-то менять. Эти причины побуждают искать новые формы и методы учебной работы, позволяющие развивать осознанную мотивацию учащихся к процессу обучения. На помощь мне пришли игры, занимательные опыты, нестандартные уроки, информационно-коммуникативные технологии.

Раньше я их использовала во внеклассной работе, но теперь игра – частый гость на уроке. На некоторых примерах покажу, каким образом я стараюсь привлечь учащихся к изучению своих предметов.

Необходимо так организовать обучение, чтобы не только учитывались индивидуальные особенности учащихся, но и учащиеся не воспринимали химию как ненужную и невостребованную жизнью науку, а осознавали ее как часть всеобщей культуры, знание которой необходимо каждому образованному человеку. Исходя из этого, я стараюсь проводить уроки так, чтобы заинтересовать учащихся, провожу различные нестандартные уроки такие как: уроки-путешествия, уроки-соревнования, зачеты-конкурсы, ролевые игры, которые обязательно сопровождаются видео роликами, презентациями. Однако провести каждый урок таким образом практически невозможно. В связи с этим я стараюсь в каждый обычный урок ввести хоть какой-то элемент новизны. Например, урок по теме «Сера, ее физические, химические свойства и применение» в 9 классе. Урок начинаю как обычно: сообщаю тему, цель, затем вводное слово об отношении в древности людей к сере. На интерактивной доске слайд с картой древнего мира. Государства, о которых пойдет речь, обозначены символом серы S.

Древний Китай - порох, о приготовлении которого известили рукописные книги.

Древний Египет - изготовление красок и косметических средств еще во II тысячелетии до н.э.

Древняя Индия – древний индийский язык дал имя этому элементу.

Древний Рим – родина богатых серных месторождений.

Древняя Русь – богата пиритом.

После таких сообщений у учащихся появляется интерес. Затем прошу заполнить «Паспорт госпожи Серы» на основании ее прописки. Учащиеся самостоятельно работают с учебником, периодической таблицей химических элементов, записывают название, химический элемент, расположение в таблице, строение атома и т.д. все как всегда, но этот элемент новизны уже дал свой положительный заряд, ребята работают с увлечением. Затем снова элемент из истории. Древних греков он привлекал своим не только ярко-желтым цветом, и способностью под ударами кремня испускать сноп искр, они называли его пиритом, что означает «огонь». Другой важный сульфит – известный ка «киноварь» за ярко-красный цвет индейцы называли ее кровью дракона. «Киноварь» вошла и в историю косметики древние египтянки использовали се в качестве румян, инки Южной Америки подводили глаза, правда, делали это один раз в жизни – в день бракосочетания. Заинтриговав учащихся, предлагаю вывести формулу, сообщив, что вещество содержит еще 86,24% ртути. Это будет способствовать дальнейшему совершенствованию умений учащихся решать задачи по химии.

Реализуя принцип экологизации, сообщаю информацию о двойственной биологической роли серы для организма человека. Это и состав белков, витаминов, гормонов, обмен веществ. Она есть и в составе нервной ткани, хрящевой, в крови, в моче, молоке. Это мази, антибиотики. Вот таким образом в результате совместной моей деятельности и учащихся усваиваем теоретический материал.

Также использую на уроках межпредметные связи, они дают эмоциональный фон психологической разрядки и соприкосновения с атмосферой творчества. Особенно располагает к этому тема «Металлы». Здесь можно вспомнить памятник Минину и Пожарскому, «Медный всадник», «Статуя свободы». А Царь-пушка Московского Кремля, Дивный узор решетки Летнего Сада и т.д. Волшебный звон колоколов.

Изучение темы «Железо» начинаю словами: «Нет в периодической системе другого такого элемента, при участии которого было бы пролито столько крови и унесло столько жизней». А затем читаю стихотворение А. Блока:

Век девятнадцатый, железный,

Воистину железный век,

Тобой во мрак ночной, беззвездный –

Беспечный брошен человек!


На уроке по теме «Сплавы металлов» уместны стихи А.С. Пушкина:

«Все мое!» - сказало злато;

«Все мое!» - сказал булат.

«Все куплю!» - сказало злато;

«Все возьму!» - сказал булат.

Затем я прошу учащихся прокомментировать пушкинские строки и спрашиваю: «А есть ли здесь связь с современностью?»

Иногда провожу тематические уроки. Темы могут быть разными. Например, в 10 классе «Металлический блеск в зеркалах», в 11 классе «Сталь: от оружия до ювелирных изделий». Готовлю такие уроки вместе с учащимися. Они подбирают соответствующий материал, презентации, пишут доклады, рефераты. Проводим викторины. Цель викторины, как и других видов игровых соревнований – закрепить и углубить знания учащихся по предмету. Вопросы викторины, в основном, построены на программном материале школьного курса, однако их содержание не повторяет то, что обсуждалось на уроках. Они составлены так, что знакомый материал предстает с новой, подчас неожиданной стороны, вызывая повышенный интерес к предмету. Включая несколько вопросов, выходящих за рамки программы, как я убедилась, обычно привлекают учащихся и заставляют их прорабатывать дополнительную литературу.

У меня сформировался информационный фонд презентаций, видео роликов, и я его пополняю.

Помогают в развитии интереса к предмету интегрированные уроки. Например, при изучении темы «Кровь и кровообращение» я проводила урок, который звучал так: «Кровь надо знать, совсем особый сок». Так как в нашей школе учитель химии и биологии в единственном числе, я проводила его одна, используя знания по химии. Я имела возможность повторить электролитическую диссоциацию, белки, жиры, углеводы. Ферменты – катализаторы, кровь – раствор. Вспомнили, что называют раствором и что относят к растворам и многое другое.

План изучения «Основных классов неорганических соединений» в 8 классе построила по-своему. На первом этапе изучаем состав, номенклатуру, классификацию и физические свойства всех классов веществ. Отвожу на это чуть больше времени, а химические свойства изучаем вторым этапом. Это дает мне возможность оперировать всеми основными понятиями, расширить круг решаемых задач. Мы можем писать более сложные уравнения. Поэтому, когда мы подходим к изучению темы «Обобщение основных классов веществ» ребята почти все знают. Я считаю такой подход оправданным, когда восьмиклассники только приступают к изучению химии, интерес у них выше и процесс усвоения нового идет активнее, а затем мы только закрепляем изученное.

А как мы изучаем периодическую таблицу? Я пришла к выводу, что лучше это делать, используя карточки, на которых указаны основные характеристики элементов. Ведь это, по сути дела, повторение открытия периодической системы индуктивным методом, именно тем, каким пользовался сам Д.И. Менделеев.

Подобный подход повышает познавательную активность учащихся и развивает интерес к предмету. Усвоение материала происходит осознанно. А также уроки проходили интереснее, используя игровые моменты. Игра – хорошее средство для воспитания у учащихся чувства ответственности за порученное дело, умения работать коллективно и самостоятельно. Я довольно часто провожу на уроке химические игры. Часто бывает так, что сильные учащиеся уже справились с заданием, а слабые на полпути. Тогда я предлагаю кроссворды, ребусы и учащиеся с удовольствием их отгадывают.

При изучении тем «Первоначальные химические понятия», «Основные классы веществ», провожу такие игры: «Исключение лишнего», «Классификация», «Установи соответствия» и другие. Считаю, что самое главное закладывается в 8 классе, поэтому стараюсь заинтересовать как можно больше. Постоянно провожу проверку и систематизацию знаний в форме зачетов-конкурсов, общественных смотров знаний, открытых уроков, на которые приглашаются не только учителя школы, но и родители. Почему мне нравится такая форма проведения коллективной, познавательной деятельности? Потому что это отчет учащихся за свои знания перед товарищами, учителями. Да и родители, которые не хотят, чтобы их ребенок «выглядел» хуже других, постоянно напоминают ребенку о предстоящем уроке. Многие родители высказались за такой контроль, потому сто они сами могут оценить своего ребенка в учебной ситуации, сопоставить уровень его знаний со знаниями товарищей.

У меня богатый раздаточный материал. Чтобы научить ребят решать задачи есть опорные карточки. Разноуровневые карточки позволяют осуществлять индивидуальный подход, дифференцированный подход – это тоже система. Все эти современные подходы хороши. С их помощью мы добиваемся активизации учащихся, но это «наркотики», которые действуют недолго. К сожалению, наш сегодняшний ученик, прежде всего исполнитель учителя. Как правило, именно учитель ставит цель урока, диктует план, стремясь как-то вовлечь учащихся в учебный процесс. Взрослея, учащиеся не хотят быть исполнителями чужой воли. Поэтому мы должны быть все время в движении, в поиске. Еще Каменский писал: «Все дети разные и надо дать возможность каждому развиться с собственной скоростью».


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Творческий отчет учителя биологии и химии

Автор: Саульян Наталья Васильевна

Дата: 09.02.2015

Номер свидетельства: 170102

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "доклад по теме "Деффиринцированная работа на уроках химии" "
    ["seo_title"] => string(63) "doklad-po-tiemie-dieffirintsirovannaia-rabota-na-urokakh-khimii"
    ["file_id"] => string(6) "203284"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1429452666"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(61) "Формы работы с одаренными детьми "
    ["seo_title"] => string(34) "formy-raboty-s-odariennymi-diet-mi"
    ["file_id"] => string(6) "138232"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1417516844"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "Формирование экологической культуры учащися при обучении биологии "
    ["seo_title"] => string(77) "formirovaniie-ekologhichieskoi-kul-tury-uchashchisia-pri-obuchienii-biologhii"
    ["file_id"] => string(6) "108134"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1403586272"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(156) "Статья по теме "Формирование экологической культуры учащихся при обучении биологии" "
    ["seo_title"] => string(97) "stat-ia-po-tiemie-formirovaniie-ekologhichieskoi-kul-tury-uchashchikhsia-pri-obuchienii-biologhii"
    ["file_id"] => string(6) "108138"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1403587036"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Эколого-валеологический турнир "Мы за здоровое питание!" "
    ["seo_title"] => string(60) "ekologho-valieologhichieskii-turnir-my-za-zdorovoie-pitaniie"
    ["file_id"] => string(6) "111647"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1407740232"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства