Учебно-производственный комбинат №2 г. Павлодара
Творческий отчет
«Использование системно-деятельностного подхода как основы формирования ключевых компетенций на профиле “Водитель транспортных средств»
Учитель: Смагулов
Куаныш Оразалинович
Павлодар
2015 г.
Форма проведения: Творческий отчет
Учитель: Смагулов Куаныш Оразалинович
Дата: 22.12.2015 г.
Время: 10.00 час.
Место проведения: каб.№1
Тема: «Использование системно-деятельностного подходакак основы формирования ключевых компетенций напрофиля “Водитель транспортных средств»
Цель:
представить опыт использования системно-деятельностного подхода как основы формирования ключевых компетенций на уроках профиля “Водитель транспортных средств»
Формы и приёмы работы:
Теоретическое и практическое изложение материала с использованием презентации.
Продолжительность: 45 минут
Аудитория: учителя
Оборудование: компьютер, проектор
Ход мероприятия
I. Организационный этап.
Представление учителя (1 мин.)(Слайд №1)
II. Презентация педагогического опыта (10 минут)
1.Обоснование основных идей системно-деятельностного подхода как основы формирования ключевых компетенций.
Добрый день, уважаемые коллеги!(Слайд №2)
В Учебно-производственном комбинате №2 в рамках образовательного стандарта обучаются учащиеся с разных школ города по выбранной профессии. Учащиеся 11-х классов согласно приказа МОН РК обучаются на профиле «Водитель категории «В».
Целью обучения на профиле является выпуск учащихся имеющих на руках свидетельство водителя категории «В». По статистике в Казахстане по официальным данным погибло на дорогах 3200 человек, а получили ранения около 27000 человек. Если распределять количество погибших и раненых по дням, то практически каждый день погибают около 8 человек, а ранения получают более 90 в результате ДТП на дорогах нашей страны.
Данные печальные, но факт. И мы в своей работе стараемся учить учащихся, чтобы они в будущем правильно оценивали дорожно-транспортную ситуацию для предотвращения ДТП.
Предлагаю вашему вниманию творческий отчет «Системно-деятельностный подход как основы формирования ключевых компетенций на урокахпрофиля «Автодело»(Слайд №3)
«Настоящий учитель показывает своему ученику не готовое здание, над которым положены тысячелетия труда, он ведет его к разрабатываниюстроительного материала, возводит здание с ним вместе, учит его строительству». А.Дистервег.
Хочу согласиться с великим ученым, потому что осознаю важность самостоятельной работы учащихся как метода обучения, реализация которого способствует подготовке к самообразованию, самоконтролю, формированию умения планировать, анализировать, делать обобщения.
Это метод обучения, при котором ученик не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности.
По мнению А. Дистервега, деятельностный метод обучения является универсальным. “Научиться плавать можно только в воде, а научить действовать только в процессе деятельности.”.
Для включения учащегося в активную познавательную деятельность, на мой взгляд, необходимо:
- связывать изучаемый материал с повседневной жизнью и с интересами
учащихся;
- планировать урок с использованием всего многообразия форм и методов
учебной работы, и, прежде всего, всех видов самостоятельной работы,
Главной идеей образования в последние годы становится идея формирования ключевых компетенций, системы критериев, характеризующих не просто умения, а умения, проявляемые в конкретных жизненных ситуациях. (Слайд №4)
Деятельностный подход на своих уроках осуществляю через:
- моделирование и анализ жизненных ситуаций на занятиях;
- использование активных и интерактивных методик;
-вовлечение учащихся в игровую, оценочно-дискуссионную, рефлексивную деятельность. (Слайд №5)
Используя на уроках системно - деятельностный подход, тем самым я решаю следующие задачи:
- предлагаю дифференцированные учебные задания и формы работы, поощряю к самостоятельному поиску путей решения поставленных проблем;
- осуществляю личностно-ориентированную направленность;
- помогаю ученику самостоятельно планировать свою деятельность;
- включение в образовательный процесс ИКТ;
- развиваю творческие способности;
- побуждаю детей к самооценке, анализу и исправлению ошибок. (Слайд №6)
Преимущества системно-деятельностного подхода:
- у учащихся в наибольшей степени развиваются навыки самостоятельной работы;
- формируются умение творчески, нестандартно решать учебные задачи;
- возникает положительная мотивация к познавательной деятельности и активной работе;
Как показывает мой педагогический опыт, уровень коммуникативной культуры школьников повышает использование таких методов организации урока, как:
- решение коммуникативно-ситуативных задач, которые позволяют
приблизить обучение к естественным условиям общения и повысить
уровень культуры речевого общения,
- ролевая игра создается при помощи игровых приемов и ситуаций, которые позволяют активизировать познавательную деятельность учащихся. При планировании игры дидактическая цель превращается в игровую задачу.
Для реализации системно-деятельностного подхода я создаю проблемные ситуации, обращаюсь к учащимся с вопросами, а не с ответами, управляю поисковой деятельностью и обсуждаю результаты с учащимися. (Слайд №7)
Я применяю на занятиях формы и методыработы, формирующие основные компетентности и в которых можно выделитьследующие этапы:
1) Осознание и формулирование проблемы.
2) Анализ ситуации.
3) Постановка цели.
4) Поиск недостающих данных.
5) Выбор подходящих способов деятельности.
6) Осуществление деятельности.
7) Соотнесение результатов с целью.
В своей педагогической деятельности наряду с традиционными формами итогового и текущего контроля регулярно использую тестовую форму контроля.
(Слайд №8)На уроках использую следующие виды тестов:
- тесты со свободным выбором ответа, предполагающие заполнение пропусков в истинных утверждениях или правильных формулировках определений, правил;
- тесты альтернативные, которые требуют установления истинности или ложности утверждений;
- тесты, предполагающие выбор ответа (ответов) из целого ряда вариантов;
(Слайд №9)Такая форма проверки приучает школьников к ответственности за весь материал цикла, что способствует успешности их обучения, поскольку тестом, (Слайд №10)рассчитанным на 10—15 минут выполнения, можно охватить весь изученный за соответствующее время материал и проверить всех учащихся. (Слайд №11)
2.Описание системы уроков (занятий)
Предлагаю вашему вниманию видеоматериалы, иллюстрирующие методы формирования ключевых компетенций.
Для повышения мотивации к изучаемым темам и эффективности их усвоения немаловажную роль играет наглядно-дидактический материал, о чем cвидетельствует представленный вашему вниманию фрагмент. При изучении «Устройства автомобиля» наглядно-стендовый материал оказался большим подспорьем для учащихся.(Видеоролик №1)
Ролевая игра создается при помощи игровых приемов и ситуаций, которые позволяют активизировать познавательную деятельность учащихся. При изучении темы «Сигналы регулировщика» учащиеся наглядно продемонстрировали свои знания и самостоятельно решили поставленную перед ними задачу в нестандартной форме. (Видеоролик №2,3)
Как я уже говорил, деятельностный подход на своих уроках осуществляю через моделирование и анализ жизненных ситуаций, о чем свидетельствует следующий фрагмент, где при изучении темы «Проезд перекрёстков» учащимся были предложены ситуативные задачи с использованием конкретных перекрестков улиц Сатпаева-Гагарина и они путем самостоятельного поиска решают поставленные проблемы. (Видеоролик №4,6)
На сегодняшний день актуально связывать изучаемый материал с повседневной жизнью и с интересами учащихся для повышения познавательной активности и эффективности обучения. Поэтому для наглядного изучения перекрестка мы с учащимися выходим на перекрестки и в процессе наблюдения за действиями водителей проводим занятия. Один из фрагментов, который представляем вашему вниманию, доказывает этот факт.(Видеоролик №5)
Особо важное внимание уделяется самостоятельному поиску решения ситуативных задач, которое продемонстрировано в следующем ролике. Перед учащимся ставится конкретная задача и они составляют схему ДТП в тетради, самостоятельно выявляют причины, определяют условных виновников ДТП.(Видеоролик №7)
Как было сказано, что в своей педагогической деятельности наряду с традиционными формами итогового и текущего контроля регулярно использую тестовые задания(бумажном и электронном вариантах). (Видеоролик №8)
Немаловажным моментом в работе учителя является применение ИКТ. Мы на занятиях просматриваем различного рода нарушения ПДД с видеорегистратора, анализируем ситуации, указывая нарушения.(Видеоролик №9)
Составляю по программе Активинспайерфлипчарты по Дорожным знакам и применяю их на уроках. (Видеоролик №10)
Приблизить обучение к естественным условиям общения, укрепить связь с жизнью и повысить интерес к теме помогают различного рода экскурсии, о чем свидетельствует следующий фрагмент. Была организована экскурсия на СТО «Ак барс», где учащиеся своими глазами смогли понаблюдать за деятельностью СТО, рассмотреть ремонт и техобслуживание автомобиля, послушать служащих СТО о наиболее типичных повреждениях в автомобиле.(Видеоролик №11)
По завершении учебного года на профиле проводится конкурс «Лучший по профессий» и по результатам учащиеся занявшие призовые места награждаются грамотами и освобождаются от сдачи экзамена.
Таким образом, можно сделать вывод, что использование системно-деятельностного подхода как основы формирования ключевых компетенций решает следующие задачи:
- повышает сознательность и прочность усвоения знаний учащихся;
- вырабатывает у школьников умение самостоятельно приобретать новые знания, глубоко осмысливать их и включать в систему;
- прививает школьникам культуру умственного труда и учит их
самостоятельно трудиться продуктивно, с интересом подходить к достижению поставленной цели;
- готовит учащихся к тому, чтобы они могли быть готовыми к любой жизненной ситуации, к любым непредвиденным обстоятельствам.(Слайд №12)