kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Творческий отчет «Использование системно-деятельностного подхода как основы формирования ключевых компетенций на профиле “Водитель транспортных средств»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учебно-производственный комбинат №2 г. Павлодара

Творческий отчет

«Использование системно-деятельностного подхода как основы формирования ключевых компетенций   на профиле “Водитель транспортных средств»

                                                                                     Учитель: Смагулов

Куаныш Оразалинович

Павлодар

2015 г.

Форма проведения: Творческий отчет

Учитель: Смагулов Куаныш Оразалинович

Дата: 22.12.2015 г.

Время: 10.00 час.

Место проведения: каб.№1

Тема: «Использование системно-деятельностного подходакак основы формирования ключевых компетенций   напрофиля “Водитель транспортных средств»

Цель:

представить опыт использования системно-деятельностного подхода как основы формирования ключевых компетенций на уроках профиля “Водитель транспортных средств»

Формы и приёмы работы:

Теоретическое и практическое изложение материала с использованием презентации.

Продолжительность: 45 минут

Аудитория: учителя

Оборудование: компьютер, проектор

Ход мероприятия

I. Организационный этап.

Представление учителя (1 мин.)(Слайд №1)

II. Презентация педагогического опыта (10 минут)

1.Обоснование основных идей системно-деятельностного подхода как основы формирования ключевых компетенций.

Добрый день, уважаемые коллеги!(Слайд №2)

В  Учебно-производственном комбинате №2 в рамках образовательного стандарта  обучаются учащиеся  с разных школ города по выбранной профессии. Учащиеся 11-х классов согласно приказа МОН РК обучаются  на профиле «Водитель категории «В». 

Целью  обучения на профиле является выпуск учащихся имеющих на руках свидетельство водителя категории «В».   По статистике в Казахстане   по официальным данным  погибло  на дорогах  3200  человек, а получили  ранения  около 27000 человек.  Если  распределять  количество  погибших  и раненых   по дням, то практически  каждый день погибают около  8 человек, а ранения получают более   90 в результате ДТП на дорогах нашей страны.

Данные  печальные, но факт. И мы в своей работе стараемся учить   учащихся, чтобы  они  в будущем  правильно  оценивали    дорожно-транспортную  ситуацию для предотвращения  ДТП.

Предлагаю вашему вниманию творческий отчет  «Системно-деятельностный подход как основы формирования ключевых компетенций   на урокахпрофиля «Автодело»(Слайд №3)

«Настоящий учитель показывает своему ученику не готовое здание, над которым положены тысячелетия труда, он ведет его к разрабатываниюстроительного материала, возводит здание с ним вместе, учит его строительству». А.Дистервег.

Хочу согласиться с великим ученым, потому что осознаю важность самостоятельной работы учащихся как метода обучения, реализация которого способствует подготовке к самообразованию, самоконтролю, формированию умения планировать, анализировать, делать обобщения.

Это метод обучения, при котором ученик  не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности.

По мнению А. Дистервега, деятельностный метод обучения является универсальным. “Научиться плавать можно только в воде, а научить действовать только в процессе деятельности.”.

Для включения учащегося в активную познавательную  деятельность, на мой взгляд, необходимо:

- связывать изучаемый материал с повседневной жизнью и с интересами

учащихся;

- планировать урок с использованием всего многообразия форм и методов

учебной работы, и, прежде всего, всех видов самостоятельной работы,

Главной идеей образования в последние годы становится идея формирования ключевых компетенций, системы критериев, характеризующих не просто умения, а умения, проявляемые в конкретных жизненных ситуациях. (Слайд №4)

Деятельностный   подход   на своих уроках осуществляю через:

- моделирование и анализ жизненных ситуаций на занятиях;

- использование активных и интерактивных методик;

-вовлечение учащихся в игровую, оценочно-дискуссионную, рефлексивную деятельность. (Слайд №5)

Используя на уроках системно - деятельностный подход, тем самым я решаю следующие задачи:

- предлагаю дифференцированные учебные задания и формы работы, поощряю к самостоятельному поиску путей решения поставленных проблем;

- осуществляю личностно-ориентированную направленность;

- помогаю ученику самостоятельно планировать свою деятельность;

- включение в образовательный процесс ИКТ;

- развиваю творческие способности;

- побуждаю детей к самооценке, анализу и исправлению ошибок. (Слайд №6)

Преимущества системно-деятельностного подхода:

- у учащихся  в наибольшей степени развиваются навыки самостоятельной работы;

- формируются умение творчески, нестандартно решать учебные задачи;

- возникает положительная мотивация к познавательной деятельности и активной работе;

Как показывает мой педагогический опыт, уровень коммуникативной культуры школьников повышает использование таких методов организации урока, как:

- решение коммуникативно-ситуативных задач, которые позволяют

приблизить обучение к естественным условиям общения и повысить

уровень культуры речевого общения,

- ролевая игра создается при помощи игровых приемов и ситуаций, которые позволяют активизировать познавательную деятельность учащихся. При планировании игры дидактическая цель превращается в игровую задачу.

Для реализации системно-деятельностного подхода я создаю проблемные ситуации, обращаюсь к учащимся с вопросами, а не с ответами, управляю поисковой деятельностью и обсуждаю результаты с учащимися. (Слайд №7)

Я применяю на занятиях формы и методыработы, формирующие основные компетентности и  в которых можно выделитьследующие этапы:

1) Осознание и формулирование проблемы.

2) Анализ ситуации.

3) Постановка цели.

4) Поиск недостающих данных.

5) Выбор подходящих способов деятельности.

6) Осуществление деятельности.

7) Соотнесение результатов с целью.

В своей педагогической деятельности наряду с традиционными формами итогового и текущего контроля регулярно использую тестовую форму контроля.

(Слайд №8)На уроках использую следующие виды тестов:

- тесты со свободным выбором ответа, предполагающие заполнение пропусков в истинных утверждениях или правильных формулировках определений, правил;

- тесты альтернативные, которые требуют установления истинности или ложности утверждений;

- тесты, предполагающие выбор ответа (ответов) из целого ряда вариантов;

(Слайд №9)Такая форма проверки приучает школьников к ответственности за весь материал цикла, что способствует успешности их обучения, поскольку тестом, (Слайд №10)рассчитанным на 10—15 минут выполнения, можно охватить весь изученный за соответствующее время материал и проверить всех учащихся. (Слайд №11)

2.Описание системы уроков (занятий)

Предлагаю вашему вниманию видеоматериалы, иллюстрирующие методы формирования ключевых компетенций.

Для повышения мотивации к изучаемым темам и эффективности их усвоения немаловажную роль играет наглядно-дидактический материал, о чем cвидетельствует представленный вашему вниманию фрагмент. При изучении «Устройства автомобиля» наглядно-стендовый материал оказался большим подспорьем для учащихся.(Видеоролик №1)

Ролевая игра создается при помощи игровых приемов и ситуаций, которые позволяют активизировать познавательную деятельность учащихся. При изучении темы «Сигналы регулировщика» учащиеся наглядно продемонстрировали свои знания и самостоятельно решили поставленную перед ними задачу в нестандартной форме. (Видеоролик №2,3)

Как я уже говорил, деятельностный подход на своих уроках осуществляю через моделирование и анализ жизненных ситуаций, о чем свидетельствует следующий фрагмент, где при изучении темы «Проезд перекрёстков» учащимся были предложены  ситуативные задачи с использованием конкретных перекрестков улиц Сатпаева-Гагарина и они путем самостоятельного поиска решают  поставленные проблемы. (Видеоролик №4,6)

На сегодняшний день актуально связывать изучаемый материал с повседневной жизнью и с интересами учащихся для повышения познавательной активности и эффективности обучения. Поэтому для наглядного изучения перекрестка мы с учащимися выходим на перекрестки и в процессе наблюдения  за действиями водителей проводим занятия. Один из фрагментов, который представляем вашему вниманию, доказывает этот факт.(Видеоролик №5)

Особо важное  внимание уделяется самостоятельному поиску решения ситуативных задач, которое продемонстрировано в следующем ролике. Перед учащимся ставится конкретная задача и они составляют схему ДТП в тетради, самостоятельно выявляют причины, определяют условных виновников ДТП.(Видеоролик №7)

Как было сказано, что в своей педагогической деятельности наряду с традиционными формами итогового и текущего контроля регулярно использую тестовые задания(бумажном и электронном вариантах). (Видеоролик №8)

Немаловажным моментом в работе учителя является применение ИКТ. Мы на занятиях просматриваем различного рода нарушения ПДД с видеорегистратора, анализируем ситуации, указывая нарушения.(Видеоролик №9)

Составляю по программе Активинспайерфлипчарты по Дорожным знакам и применяю их на уроках. (Видеоролик №10)

Приблизить обучение к естественным условиям общения, укрепить связь с жизнью и повысить интерес к теме помогают различного рода экскурсии, о чем свидетельствует следующий фрагмент. Была организована экскурсия на СТО «Ак барс», где учащиеся своими глазами смогли понаблюдать за деятельностью СТО, рассмотреть ремонт и техобслуживание  автомобиля, послушать служащих СТО о наиболее типичных повреждениях в автомобиле.(Видеоролик №11)

По завершении учебного года на профиле проводится конкурс «Лучший по профессий» и  по результатам   учащиеся занявшие призовые места  награждаются грамотами и освобождаются от сдачи экзамена.

Таким образом, можно сделать вывод, что использование системно-деятельностного подхода как основы формирования ключевых компетенций  решает следующие задачи:

  • повышает сознательность и прочность усвоения знаний учащихся;
  • вырабатывает у школьников умение самостоятельно приобретать новые знания, глубоко осмысливать их и включать в систему;
  • прививает школьникам культуру умственного труда и учит их

 самостоятельно трудиться продуктивно, с интересом подходить к достижению поставленной цели;

  • готовит учащихся к тому, чтобы они могли быть готовыми к любой жизненной ситуации, к любым непредвиденным обстоятельствам.(Слайд №12)

Просмотр содержимого документа
«Творческий отчет «Использование системно-деятельностного подхода как основы формирования ключевых компетенций на профиле “Водитель транспортных средств»»

Учебно-производственный комбинат №2 г. Павлодара




Творческий отчет


«Использование системно-деятельностного подхода как основы формирования ключевых компетенций на профиле “Водитель транспортных средств»









Учитель: Смагулов

Куаныш Оразалинович


Павлодар

2015 г.



Форма проведения: Творческий отчет

Учитель: Смагулов Куаныш Оразалинович

Дата: 22.12.2015 г.

Время: 10.00 час.

Место проведения: каб.№1

Тема: «Использование системно-деятельностного подходакак основы формирования ключевых компетенций напрофиля “Водитель транспортных средств»

Цель:

представить опыт использования системно-деятельностного подхода как основы формирования ключевых компетенций на уроках профиля “Водитель транспортных средств»

Формы и приёмы работы:

Теоретическое и практическое изложение материала с использованием презентации.

Продолжительность: 45 минут

Аудитория: учителя

Оборудование: компьютер, проектор

Ход мероприятия

I. Организационный этап.

Представление учителя (1 мин.)(Слайд №1)

II. Презентация педагогического опыта (10 минут)

1.Обоснование основных идей системно-деятельностного подхода как основы формирования ключевых компетенций.

Добрый день, уважаемые коллеги!(Слайд №2)

В Учебно-производственном комбинате №2 в рамках образовательного стандарта обучаются учащиеся с разных школ города по выбранной профессии. Учащиеся 11-х классов согласно приказа МОН РК обучаются на профиле «Водитель категории «В».

Целью обучения на профиле является выпуск учащихся имеющих на руках свидетельство водителя категории «В». По статистике в Казахстане по официальным данным погибло на дорогах 3200 человек, а получили ранения около 27000 человек. Если распределять количество погибших и раненых по дням, то практически каждый день погибают около 8 человек, а ранения получают более 90 в результате ДТП на дорогах нашей страны.

Данные печальные, но факт. И мы в своей работе стараемся учить учащихся, чтобы они в будущем правильно оценивали дорожно-транспортную ситуацию для предотвращения ДТП.

Предлагаю вашему вниманию творческий отчет «Системно-деятельностный подход как основы формирования ключевых компетенций на урокахпрофиля «Автодело»(Слайд №3)

«Настоящий учитель показывает своему ученику не готовое здание, над которым положены тысячелетия труда, он ведет его к разрабатываниюстроительного материала, возводит здание с ним вместе, учит его строительству». А.Дистервег.

Хочу согласиться с великим ученым, потому что осознаю важность самостоятельной работы учащихся как метода обучения, реализация которого способствует подготовке к самообразованию, самоконтролю, формированию умения планировать, анализировать, делать обобщения.

Это метод обучения, при котором ученик не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности.

По мнению А. Дистервега, деятельностный метод обучения является универсальным. “Научиться плавать можно только в воде, а научить действовать только в процессе деятельности.”.

Для включения учащегося в активную познавательную деятельность, на мой взгляд, необходимо:

- связывать изучаемый материал с повседневной жизнью и с интересами

учащихся;

- планировать урок с использованием всего многообразия форм и методов

учебной работы, и, прежде всего, всех видов самостоятельной работы,

Главной идеей образования в последние годы становится идея формирования ключевых компетенций, системы критериев, характеризующих не просто умения, а умения, проявляемые в конкретных жизненных ситуациях. (Слайд №4)

Деятельностный   подход   на своих уроках осуществляю через:

- моделирование и анализ жизненных ситуаций на занятиях;

- использование активных и интерактивных методик;

-вовлечение учащихся в игровую, оценочно-дискуссионную, рефлексивную деятельность. (Слайд №5)

Используя на уроках системно - деятельностный подход, тем самым я решаю следующие задачи:

- предлагаю дифференцированные учебные задания и формы работы, поощряю к самостоятельному поиску путей решения поставленных проблем;

- осуществляю личностно-ориентированную направленность;

- помогаю ученику самостоятельно планировать свою деятельность;

- включение в образовательный процесс ИКТ;

- развиваю творческие способности;

- побуждаю детей к самооценке, анализу и исправлению ошибок. (Слайд №6)

Преимущества системно-деятельностного подхода:

- у учащихся в наибольшей степени развиваются навыки самостоятельной работы;

- формируются умение творчески, нестандартно решать учебные задачи;

- возникает положительная мотивация к познавательной деятельности и активной работе;

Как показывает мой педагогический опыт, уровень коммуникативной культуры школьников повышает использование таких методов организации урока, как:

- решение коммуникативно-ситуативных задач, которые позволяют

приблизить обучение к естественным условиям общения и повысить

уровень культуры речевого общения,

- ролевая игра создается при помощи игровых приемов и ситуаций, которые позволяют активизировать познавательную деятельность учащихся. При планировании игры дидактическая цель превращается в игровую задачу.

Для реализации системно-деятельностного подхода я создаю проблемные ситуации, обращаюсь к учащимся с вопросами, а не с ответами, управляю поисковой деятельностью и обсуждаю результаты с учащимися. (Слайд №7)

Я применяю на занятиях формы и методыработы, формирующие основные компетентности и в которых можно выделитьследующие этапы:

1) Осознание и формулирование проблемы.

2) Анализ ситуации.

3) Постановка цели.

4) Поиск недостающих данных.

5) Выбор подходящих способов деятельности.

6) Осуществление деятельности.

7) Соотнесение результатов с целью.

В своей педагогической деятельности наряду с традиционными формами итогового и текущего контроля регулярно использую тестовую форму контроля.

(Слайд №8)На уроках использую следующие виды тестов:

- тесты со свободным выбором ответа, предполагающие заполнение пропусков в истинных утверждениях или правильных формулировках определений, правил;

- тесты альтернативные, которые требуют установления истинности или ложности утверждений;

- тесты, предполагающие выбор ответа (ответов) из целого ряда вариантов;

(Слайд №9)Такая форма проверки приучает школьников к ответственности за весь материал цикла, что способствует успешности их обучения, поскольку тестом, (Слайд №10)рассчитанным на 10—15 минут выполнения, можно охватить весь изученный за соответствующее время материал и проверить всех учащихся. (Слайд №11)

2.Описание системы уроков (занятий)

Предлагаю вашему вниманию видеоматериалы, иллюстрирующие методы формирования ключевых компетенций.

Для повышения мотивации к изучаемым темам и эффективности их усвоения немаловажную роль играет наглядно-дидактический материал, о чем cвидетельствует представленный вашему вниманию фрагмент. При изучении «Устройства автомобиля» наглядно-стендовый материал оказался большим подспорьем для учащихся.(Видеоролик №1)

Ролевая игра создается при помощи игровых приемов и ситуаций, которые позволяют активизировать познавательную деятельность учащихся. При изучении темы «Сигналы регулировщика» учащиеся наглядно продемонстрировали свои знания и самостоятельно решили поставленную перед ними задачу в нестандартной форме. (Видеоролик №2,3)

Как я уже говорил, деятельностный подход на своих уроках осуществляю через моделирование и анализ жизненных ситуаций, о чем свидетельствует следующий фрагмент, где при изучении темы «Проезд перекрёстков» учащимся были предложены ситуативные задачи с использованием конкретных перекрестков улиц Сатпаева-Гагарина и они путем самостоятельного поиска решают поставленные проблемы. (Видеоролик №4,6)

На сегодняшний день актуально связывать изучаемый материал с повседневной жизнью и с интересами учащихся для повышения познавательной активности и эффективности обучения. Поэтому для наглядного изучения перекрестка мы с учащимися выходим на перекрестки и в процессе наблюдения за действиями водителей проводим занятия. Один из фрагментов, который представляем вашему вниманию, доказывает этот факт.(Видеоролик №5)

Особо важное внимание уделяется самостоятельному поиску решения ситуативных задач, которое продемонстрировано в следующем ролике. Перед учащимся ставится конкретная задача и они составляют схему ДТП в тетради, самостоятельно выявляют причины, определяют условных виновников ДТП.(Видеоролик №7)

Как было сказано, что в своей педагогической деятельности наряду с традиционными формами итогового и текущего контроля регулярно использую тестовые задания(бумажном и электронном вариантах). (Видеоролик №8)

Немаловажным моментом в работе учителя является применение ИКТ. Мы на занятиях просматриваем различного рода нарушения ПДД с видеорегистратора, анализируем ситуации, указывая нарушения.(Видеоролик №9)

Составляю по программе Активинспайерфлипчарты по Дорожным знакам и применяю их на уроках. (Видеоролик №10)

Приблизить обучение к естественным условиям общения, укрепить связь с жизнью и повысить интерес к теме помогают различного рода экскурсии, о чем свидетельствует следующий фрагмент. Была организована экскурсия на СТО «Ак барс», где учащиеся своими глазами смогли понаблюдать за деятельностью СТО, рассмотреть ремонт и техобслуживание автомобиля, послушать служащих СТО о наиболее типичных повреждениях в автомобиле.(Видеоролик №11)

По завершении учебного года на профиле проводится конкурс «Лучший по профессий» и по результатам учащиеся занявшие призовые места награждаются грамотами и освобождаются от сдачи экзамена.

Таким образом, можно сделать вывод, что использование системно-деятельностного подхода как основы формирования ключевых компетенций решает следующие задачи:

  • повышает сознательность и прочность усвоения знаний учащихся;

  • вырабатывает у школьников умение самостоятельно приобретать новые знания, глубоко осмысливать их и включать в систему;

  • прививает школьникам культуру умственного труда и учит их

самостоятельно трудиться продуктивно, с интересом подходить к достижению поставленной цели;

  • готовит учащихся к тому, чтобы они могли быть готовыми к любой жизненной ситуации, к любым непредвиденным обстоятельствам.(Слайд №12)





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Классному руководителю

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 11 класс

Автор: Смагулов Куаныш Оразалинович

Дата: 27.12.2015

Номер свидетельства: 270690

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства